Православный календарьПравославный календарь
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».

Добродетельный зодчий и мученик Христов

О сщмч. Петре, митрополите Дабро-Боснийском

Память 5/17 сентября

Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении своей истории не раз обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении было время турецкого владычества, но не стал исключением и XX век, когда Сербскую Церковь и народ вновь постигли суровые испытания.

Во время Второй мировой войны территория Боснии и Герцеговины оказались в составе марионеточного Независимого хорватского государства, на территории которого развернулся террор в отношении православного духовенства и сербского населения. В это жестокое время не могла остаться незамеченной и фигура митрополита Добро-Боснийского Петра, являвшего собой идеал сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.

Сщмч. Петр, Дабро-Боснийский. Фреска в Покровском соборе монастыря Новая Грачаница, США Сщмч. Петр, Дабро-Боснийский. Фреска в Покровском соборе монастыря Новая Грачаница, США     

Владыка Петр был родом из самого сердца сербской Герцеговины. Его отцом был прославленный народный герой, священник и воевода Богдан Зимоньич, участник знаменитого восстания 1875 года. В своей любви и преданности народу владыка всю свою жизнь следовал примеру славного родителя.

Йован Зимоньич родился 24 июня 1866 года в Грахове. Получив начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию в Рельево и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году с успехом защитил диплом, после чего провел год в Венском университете.

В 1893 – 1901 гг. он уже преподает в Богословском училище в Рельеве. 6 сентября 1895 года в монастыре Житомислич принимает монашеский постриг с именем Петр, а в течение двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

Неутомимый труженик и талантливый педагог, отец Петр пользовался большой любовью и уважением семинаристов. Его отличала особая скромность, учтивость в обхождении и искренность. 20 июля 1901 года иеромонах Петр получил назначение на место консисториального советника Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 г. был произведен в архимандриты. На этой должности его и застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие об избрании нового архиерея из местных уроженцев было встречено в Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки.

Молодому архиерею предстояла нелегкая задача возрождения запущенной епархии. Приходилось параллельно вести нелегкую борьбу с австрийскими властями за сохранение сербскую автономии в области образования. Борьба эта в известной мере закончилась к 1905 году, после чего митрополит Петр смог больше времени посвятить работе церковной администрации, постройке храмов и организации сербских школ. Владыка приступил в Герцеговине к активному церковному строительству. Помимо множества храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре и открыто монашеское училище в монастыре Житомислич.  

Здание митрополии в Мостаре Здание митрополии в Мостаре     

Тем временем в Боснии и Герцеговине произошли политические события, негативно повлиявшие на положение Сербской Церкви и православного населения. В 1908 году Австро-Венгрия произвела аннексию Боснии и Герцеговины, и надежды сербов на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны было ознаменовано террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных лагерях. Сам митрополит Петр всю войну оставался на своей кафедре и делал все возможное, чтобы облегчить положение своей паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Еще накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.

В 1918 году на карте мира появилось новое государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению некогда разрозненных частей Сербской Церкви.

После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен на Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Его деятельность, как и прежде, была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал в Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.

За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство в Сараево семинарии. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени.

Митрополит Дабро-Боснийский Петр (Зимоньич) Митрополит Дабро-Боснийский Петр (Зимоньич) Об авторитете митрополита Петра говорит и то, что, когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, его имя было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.

6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Митрополит Петр находился в это время в городе. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но 21 апреля уже снова вернулся в свою резиденцию. В это время в Сараево уже орудовали отряды усташей, повсюду проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой, превозмогло предостережения близких. О мужестве архипастыря говорит то, что в это время он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского Платона (Йовановича). Тем не менее, на поступавшие со всех сторон советы перебраться в более безопасное место, митрополит отвечал решительным отказом. «Там где я делил с народом добро, – говорил владыка, – я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие.

Митрополит Петр в сонме новомучеников Ясеновацких. Храм Свт. Саввы в Белграде Митрополит Петр в сонме новомучеников Ясеновацких. Храм Свт. Саввы в Белграде     

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена».

После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему...».

Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941-1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов.

Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовно, и зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)

    

Память о владыке Петре, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабро-Боснийский Владислав писал: «Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой…. Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!»

В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов.

Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о нем: «Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны - земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души... он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабро-Боснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины».

Рейтинг: 10 Голосов: 291 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
Иером. Игнатий (Шестаков)
Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Святой Василий, как человек глубоко укорененный в отеческой вере, не мог мириться с таким беззаконием, а тем более с тем, что его дочь могли обратить в ислам.
Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Можно с уверенностью сказать, что вступление на кафедру Черногорских митрополитов стало для владыки Иоанникия началом восхождения на Голгофу. Четыре года архипастырского служения его – с декабря 1940-го по ноябрь 1944-го – были исполнены постоянных невзгод и потрясений, страданий и непрестанной отчаянной борьбы за Церковь и народ.
«Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»
Памяти сщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого
«Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»
Памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Во время пыток усташи заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся».
Комментарии
Андрей22 сентября 2020, 12:38
Слава Богу за все!
валентина18 сентября 2020, 11:35
Спасибо иеромонаху Игнатию за этот рассказ о сербской герое владыке Петре. Благодаря этим очеркам отца Игнатия лучше узнаю Сербию, её историю и людей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Новые материалы

Выбор читателей

×