«Возьми от жизни всё»: что скрывает самая популярная ложь

Всем известен лозунг: «Живешь ведь раз. Бери от жизни всё». Его прогрессивный дух буквально витает в воздухе, ненавязчиво присутствует в нативной рекламе, дерзновенно провозглашается бизнес-коучами с больших сцен, подмигивает с постеров и шепчет на ухо в непростые моменты самоопределения. Он претендует на роль мудрого жизненного компаса, универсального кредо, обещая полноту бытия и даже счастья. И очень многие действительно пытаются выдержать свою жизнь в этом ритме и жить «на всю катушку». Но под блестящей оберткой этого популярного девиза скрывается клубок опасных полуправд и откровенной лжи, лукаво эксплуатирующий человеческие слабости и ведущий не к расцвету, а к духовному и физическому истощению, а по факту – к нравственной и фактической гибели. О чем же на самом деле этот завуалированный манифест саморазрушения?

Иероним Босх (1450-1516). Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха Иероним Босх (1450-1516). Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха

Во-первых, что значит «всё»? Девиз сознательно избегает конкретики, позволяя каждому вложить в него свои, зачастую самые примитивные желания. Он притворяется универсальным и глубоким, но на деле служит пустым сосудом для наполнения любым содержанием. Ведь под понятие «всё» может подойти как «полезное», так и «вредное», «опасное», «запретное» и даже «чужое». Лозунг ведет к рискованному размыванию фундаментальных границ. Такие константы, как «добро и зло», «свое и чужое», «полезное и вредное», теряют свою четкость и значимость, сливаясь в безликую массу «доступного». Он не просто игнорирует необходимость нравственного различения – он уравнивает возвышенное с низменным, вечное с временным, ставя, таким образом, между взаимоисключающими понятиями знак равенства.

Однако проблема не только в туманных формулировках. Человек морально дезориентированный увидит в этом девизе оправдание всех своих страстей и зависимостей, законную возможность идти по пути наименьшего сопротивления. Ведь неспроста развитие, достижение высот в познании, творчестве, отношениях, а тем более в духовно-нравственных вопросах требует титанических усилий, дисциплины, умения отказывать себе в малом ради большего, временном – ради вечного. Лозунг же легитимизирует отказ от борьбы, от роста. Зачем трудиться над собой, зачем преодолевать трудности, терпеть ограничения, зачем искать глубину, если можно просто «брать» то, что лежит на поверхности и требует минимальных усилий? Это философия потребительского паразитизма, ведущая к нравственному обнищанию и внутренней пустоте. Страсти и пороки, оправдываемые этим лозунгом, не просто укореняются – они становятся хозяевами человека, медленно убивая в нем личность.

Зачем трудиться над собой, если можно просто «брать» то, что лежит на поверхности и требует минимальных усилий?

Другими словами: «Не можешь победить (страсть) – возглавь. Если нельзя, но очень хочется, то можно». Такие люди не принимают отказов, так как живут по принципу «Возьми свое», а потому любое «нет» воспринимают как вызов, как челлендж. Для них лозунг «Живи без отказов» становится не просто выбором, а идеологией, узаконивающей эгоизм.

Потребительское общество предлагает бесконечные возможности для реализации желаний, при этом декларируя, что «хочу» автоматически оправдывает «могу». Такая парадигма разрушает понятие долга – как по отношению к другим людям, так и по отношению к самому себе. Человек перестает видеть ценность в самодисциплине, ведь внешний мир предоставляет ему иллюзию свободы через доступность: любые удовольствия, отношения, статусы – все можно купить, попробовать, заменить. Как говорится: «Вижу цель – не вижу (моральных) препятствий». Эта трактовка легче, примитивнее и доступнее. Лозунг, не предлагая критериев, по умолчанию скатывается к этой, самой приземленной и разрушительной интерпретации. Он подменяет идеал развития – идеалом потребления, открывая перед сластолюбцем широкий путь удовлетворения своих страстей и превращая его жизнь в набор ситуативных удовольствий.

Современная культура стимулирует этот механизм, объявив моральные запреты архаичными, а их нарушение – «естественным» правом. «Я заслужил это по праву», – думает человек, похищая чужое; «Это мое тело», – думает женщина, убивая неродившуюся жизнь. «Я просто беру от жизни всё!» – заявляет человек, напивающийся до потери сознания, изменяющий супругу, ворующий, пренебрегающий обязанностями, лгущий. Лозунг делает порок доступным, превращает слабость в жизненную философию, становится санкцией на безудержное потакание самым низменным инстинктам под видом жизнелюбия. Это создает порочный круг: чем больше человек поддается импульсам, тем слабее становится его способность к рефлексии, тем легче оправдывать новые нарушения. В конечном итоге жизнь без отказов становится не поиском счастья, а бегством от себя – от ответственности, от необходимости выбирать между легким и правильным, от незаметно надвигающейся суровой реальности в виде душевных и телесных болезней.

Страшно представить, на что будет способен человек с этой установкой, имеющий естественную склонность ко злу. Последствия грехопадения – не метафора, а глубинная черта нашей природы, укоренившаяся в балансе между свободой и ответственностью. Эта «удобопреклонность» проявляется в том, что порочные импульсы часто кажутся менее затратными в реализации, чем добродетели. Совесть, как «голос Божий», легко подавляется стадным инстинктом: человек оправдывает свое поведение тем, что «все так делают», «я этого достоин», «это не так уж плохо», «почему другим можно, а мне нельзя». Не этим ли принципом руководствуются те, кто забирает чужую (в том числе нерожденную) жизнь, экспроприируют чужую собственность, поощряют коррупцию, объявляют институт брака устаревшим, одним словом – идут за толпой?

Поэтому неудивительно, что многие выбирают этот путь: он требует минимум усилий и ответственности, но полностью игнорирует тот факт, что подлинная свобода рождается не из потакания страстям, а из власти над ними, в идеале – в полном их преодолении.

Но возможно ли удовлетворить все страсти? Лозунг «Бери от жизни всё» обнаруживает свою экзистенциальную несостоятельность при первой же попытке буквального воплощения.

Лозунг «Бери от жизни всё» обнаруживает свою экзистенциальную несостоятельность при первой же попытке буквального воплощения

Человек физически неспособен исчерпать возможности материального мира: купить все технологии, испробовать каждое наслаждение, обладать всеми благами. Эта принципиальная невозможность объять необъятное – не случайность, но фундаментальный закон мироздания, обнажающий тупиковость потребительского подхода к жизни.

При этом само желание «брать» основывается на непонимании основополагающих законов бытия. Мысль о том, что можно что-то взять безвозмездно и без последствий, – это иллюзия, которую с легкостью продают тем, кто не хочет думать о завтрашнем дне. Представление о том, что жизнь похожа на супермаркет с бесплатными образцами, в корне неверно. В реальности жизнь – это сложная система баланса, где каждое действие имеет свою цену и последствие. Духовный закон неизбежности заслуженного воздаяния неумолимо подтверждает данный факт. О том же говорит и универсальный закон сохранения энергии: ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Православные христиане знакомы с этим духовным законом не понаслышке. Если ты впал в грех, о котором раньше и помыслить было невозможно, то, скорее всего, имело место осуждение ближнего в этом грехе. Стоит что-то украсть – своруют у тебя, стоит обмануть ближнего – будешь обманут и т.д. И это не мистика, это непреложные законы Творца, Который уже в этой жизни «воздает каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер. 32, 19). Платить приходится всегда, пусть и с отсрочкой.

Лозунг «Возьми от жизни всё» нагло игнорирует этот закон. Он предлагает сфокусироваться на акте потребления, умалчивая о неизбежной расплате. Человек может оправдывать себя приобретением жизненного опыта, возможностью самореализоваться, стремлением к духовному обогащению, но то, что берется по преступной страсти, из жадности или потакания слабости (воровство, измена, ложь, излишества), не обогащает, а опустошает душу, оставляя тяжесть, смущение и стыд. Погоня за безграничными удовольствиями, будь то бесконечные вечеринки или злоупотребление алкоголем, неизбежно выставляет счет в самой дорогой валюте – здоровье, ведь годами работавший на износ организм наказывает за излишества хроническими болезнями, зависимостями, умственной деградацией. Подобная разрушительная расплата ожидает и тех, кто ищет триумфа в неправедно добытой власти или богатстве: за минутный успех им приходится платить постоянным страхом за накопленное, одиночеством и потерей себя, а жизнь в окружении льстецов и врагов отравляет душу лицемерием и паранойей. Это же чувство глубинного одиночества преследует и тех, кто выбирает легкомысленные связи вместо глубоких привязанностей, так как постоянная смена партнеров приводит к эмоциональному выгоранию, утрате способности по-настоящему любить, и в конечном счете – к одиночеству посреди толпы, зачастую усугубленному физическими болезнями, как жестокой платой за мнимую свободу.

Очевидно, что данный «девиз гедонистов» глубоко чужд и враждебен духу Евангелия. Христианский подход к жизни диаметрально противоположен. Он основан не на бездумном потреблении, а на трезвой рассудительности, выраженной в совете апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21). Этот апостольский принцип – ключевой закон духовной безопасности. Христианин призван быть не всеядным потребителем, а мудрым делателем, который каждый свой шаг, каждое желание и выбор выверяет по критерию: «Служит ли это к пользе моей души и спасению? Приближает ли это меня к Богу?» Все, что не проходит эту проверку, – отсекается, каким бы привлекательным оно ни казалось. Цель жизни – не испробовать всё, а собрать нетленную сокровищницу на Небесах, для чего верующий берет от жизни все то полезное, что может послужить его вечному прибытку. Спаситель прямо указывает: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и последует за Мной» (Мф. 16, 24). Эта заповедь не отрицает ценность жизни, а раскрывает ее глубинную суть: истинное обретение себя происходит через отказ от эгоистических желаний. Православие называет это подвигом самоотречения – осознанным смирением низменных влечений ради возрастания во Христе. Ведь ценность жизни измеряется не выпитыми бутылками, статусными автомобилями или списком половых партнеров, а тем, насколько ты смог реализовать вложенный в тебя Богом потенциал и оправдать Его надежды. Земная жизнь – не черновик, а выпускной экзамен, в котором каждая ошибка имеет огромный вес и грозит вечными последствиями.

Здесь и вскрывается главный обман громкого лозунга. Мир говорит: «Жизнь одна – бери от неё всё!» Православие отвечает: «Именно потому, что жизнь одна, от нее ни в коем случае нельзя брать всё подряд!» Именно потому, что второго шанса не будет, цена каждого выбора взлетает до небес, а ответственность за него приобретает критическую, сотериологическую важность. Безрассудно растратить этот уникальный дар на погоню за призрачным счастьем – значит не «взять всё», а всё потерять, лишиться того Главного, единственного на потребу, что имеет смысл в этой жизни: бесценного времени, здоровья тела и бессмертной души и вечной жизни с Богом.

Популярный девиз, при ближайшем его рассмотрении, оказывается вовсе не гимном жизни, а лозунгом ее разрушения

Человек жизнелюбив. Независимо от религий, мировоззрений, идеологий он любит жизнь и цепляется за нее даже в самых тяжелых обстоятельствах. Но разве «любить» значит «промотать, расточить, злоупотреблять»? Разве любовь не подразумевает таких понятий, как «ценность», «бережность», «внимание», «ответственность»? Получается, что столь популярный девиз, при ближайшем его рассмотрении, оказывается вовсе не гимном жизни, а лозунгом ее разрушения, подразумевающим истребление человечества и в моральном, и в физическом смысле. И совсем нетрудно догадаться, кто автор данного призыва. Фраза, претендующая на жизнеутверждающий манифест и глубокую мудрость, на деле оказывается символом духовного обнищания эпохи, опасным соблазном, прикрывающим высокопарным слоганом путь в пропасть. Она призывает не к полноте, а к растрате, не к радости, а к страданиям, не к свободе, а к зависимости, и в конечном счете безжалостно сокращает драгоценное время жизни. Осознание этой лжи становится первым шагом к подлинной свободе и той настоящей, глубокой, ответственной и созидательной полноте бытия, к которой призван каждый человек.

Жизнь действительно дается один раз, но не для того, чтобы истратить ее в погоне за миражами, а чтобы наполнить ее подлинным евангельским смыслом, созидая в себе то непреходящее, что неподвластно времени.

Комментарии
Дмитрий16 июля 2025, 16:13
Наша жизнь становится все более совершенной в смысле эмоциональных наслаждений и комфорта, включая и православных христиан, и становится сложнее испытать тихую радость от душевного мира и утешения Божьего.
Елена13 июля 2025, 03:13
Спасибо за статью так понятную тем,кто старается быть лучше. Но как достучаться до тех,кому этот лозунг ' бери от жизни всё' нравится. Их немало и это молодежь- будущее страны.
Иоанна_12 июля 2025, 20:45
/Поэтому неудивительно, что многие выбирают этот путь: он требует минимум усилий и ответственности...// Да ничего они не выбирают, просто живут, как попало, как живут все вокруг. Если человек придёт к Богу, - а это равняется чуду в нашей стране, где Христианство на протяжении нескольких поколений выжигали калёным железом, - тогда постепенно всё встанет на свои места, а вне Бога требовать какой-то осмысленности бесполезно. Поэтому статья и сама "проблема", которой она посвящена, мне кажутся надуманными.
Галина И.12 июля 2025, 07:56
"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое"(Вт.30,19). В мире, несущем на себе печать смерти, человек живет "мертвой жизнью" (свт. Григ.Нисский). Подлинная жизнь- в Боге, и насколько мы сопричастны Ему, настолько сопричастны и жизни. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14,6). Но одно звание православных мало что дает, кроме внутреннего самодовольства и чванливого пресыщения, если мы не несем в этот мир свет Христа и занимаемся одними обличениями. "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" (Пр.24,11)
Роман12 июля 2025, 00:33
Александр, это не "западные ценности", а универсальный греховный принцип. Христиане и на Западе понимают его пагубность, равно как и в СССР было стремление (пусть не всегда возгреваемое плакатами) к потреблению и удовлетворению. Не стоит отождествлять запад и грех. И восток и добродетель. Мы же не в детском саду. Христианин должен избегать штампов
Антоний10 июля 2025, 21:25
Это не слоган из 90-х, дорогая Иоанна, а самая суть Западных ценностей, основа современной цивилизации Евросодома, ее суть, ее альфа и омега. Сгребать все под себя, и оставить после себя не память, но пыль.
Иоанна_10 июля 2025, 13:11
Это просто рекламный слоган из 90-х, и ничего больше.
Виктор10 июля 2025, 08:30
Думаю, что без помощи Господа Бога нашего Иисуса Христа невозможно справиться с собственными недостатками. А помощь Божию привлекают правильная православная Вера: смирение, молитва, добрые дела, активная церковная жизнь и участие в церковных Таинствах: Исповеди, Причастии, Соборовании, Венчании и других Таинствах.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.