Куда ушло «поколение дворников и сторожей»?

Фото: Алексей Абакумов Фото: Алексей Абакумов
    

«Поколение дворников и сторожей», – пел Борис Гребенщиков в конце 1980-х. Эта песня звучала тогда как манифест. Ее герои (целое поколение!), дескать, молчали, «пока шла торговля всем», а еще «стоят как ступени, пока горящая нефть хлещет с этажа на этаж». Заключительные строки: «И будь я проклят, если это мираж».

Пафос бескорыстного творчества был социально обусловлен Советской властью

Но ведь это и был мираж. Прежний пафос бескорыстного творчества, как оказалось, был социально обусловлен пресловутой Советской властью, которая давала возможность получать гарантированные 70-80 р. за совершенно необременительный труд и посвящать оставшееся время высокому искусству. А как наступила наконец-то свобода, про которую Виктор Цой пел, что «дальше действовать будем мы», то бывшие кочегары, дворники и сторожа в подавляющем своем большинстве ушли в банковские и пиар-менеджеры, предприниматели и журналисты. Для былых романтиков наступило тяжкое похмелье после эпохи личных и коллективных культурных иллюзий, а места дворников и сторожей спешно заняли гастарбайтеры из Средней Азии.

Впрочем, похмелье тут же начали «лечить». Пациент принял новую дозу, причем ее размеры были уже просто неимоверны, и началась эпоха других иллюзий, в целом менее культурных и изящных, а местами просто тошнотворных. Но и это время полускотского, но довольно живого еще цинизма (см. фильмы Балабанова) быстро кончилось.

Впрочем, была еще одна эпоха (или полуэпоха) культурных и прочих иллюзий, у которой были свои культуртрегеры и носители нового пафоса. Вероятно, для будущих историков культуры немалый интерес будет представлять, например, феномен журнала «Афиша» конца 1990-х – начала «нулевых» годов как предвестник хипстерства. Они были не единственные на этой ниве, но очень заметные и успешные, целый коллектив единомышленников, т.е. людей, работавших в едином ключе. Они тогда попытались сказать и утвердить действительно новое слово в нашей культуре: дескать, можно одновременно быть активным потребителем и человеком с высокими культурными интересами и запросами. Что регулярное посещение фитнес-центра вполне можно совмещать с не менее регулярным посещением выставок и даже, возможно, библиотеки. Что деньги и идеалы прекрасно могут сочетаться друг с другом. «Афиша» и была активным проводником такой идеологии, предлагая модные тренды, клубы, фильмы и книги столичным жителям с деньгами.

Где правят бал деньги, рынок и спрос, там нет места творчеству

Наверно, многое «Афише» удалось, многих она воспитала в духе культурного потребления. Однако из этого движения не родилось главного, на что само ее существование, вероятно, претендовало: новых культурных течений, заметных событий и имен.

Последнему советскому поколению, точнее, его наиболее продвинутой части, в этом отношении бумерангом вернулось то, чего оно так жаждало в конце 1980-х. Вы, творцы, хотели капиталистической свободы и рынка? Получайте. Но где правят бал деньги, рынок и спрос, там нет места творчеству. «Потный вал потребления» затягивает человека и целые общества в свой убаюкивающий и очень комфортный омут, неуклонно и незаметно. Уже сейчас нужно совершать очень большие усилия, чтобы хотя бы в отдельных вещах противостоять этому все сметающему на своем пути движению денег и «налаженной жизни».

Наступило время проектов, а не идей, форматов, а не произведений

К тому же на затягивающую паутину рыночных отношений наложилось пришествие новых информационных технологий. Они нанесли дополнительный удар по творческому началу в человеке и иерархии культурных смыслов. Зачем над чем-то долго думать и молчать, копить впечатления и переваривать их в себе, если это можно сразу выплеснуть? Причем высказываться теперь может каждый, вне зависимости от наличия ума и нажитого опыта. Жизнь, без сомнения, стала более удобной, но трескучей и гораздо менее глубокой. Наступило время проектов, а не идей, коммуникаций, а не мыслей, форматов, а не произведений.

И что же теперь, после «лихих 1990-х»? По-моему, просто какой-то анабиоз. Словно общество закрыло глаза, погрузилось в сон и отказалось что-либо чувствовать и о чем-либо думать. Это можно было бы назвать благословенным застоем, в глубине которого зреют новые творческие силы и смыслы, но, похоже, ничего там не зреет. Люди в основном либо гоняются за деньгами и высоким уровнем жизни, либо уютно и безболезненно для себя «борются» с властью, но категория поколения как чего-то культуросозидающего, похоже, прочно ушла в прошлое. Интересно, что против «системы» активнее всего выступают те, кто ею вскормлен и выпестован и кто потеряет в результате очередных «мы ждем перемен» то, что очень ценит – свой высокий уровень жизни.

Категория поколения как чего-то культуросозидающего ушла в прошлое

Была робкая надежда, что война на Украине разбудит народ, но текущая политика и уже сложившаяся привычка к более или менее сытой жизни снова все затягивают в огромную болотную воронку имени ничего и никого. В целом, мне кажется, ситуацию могло бы исправить активное возвращение (настоящее, а не имитационное и не на основе «эффективного менеджмента») государства в культуру, но при условии, что новые поколения, вскормленные им, не будут грызть кормящую их руку и снова не убьют породившего их. То есть окажутся не столь наивны и прекраснодушны, будут умнее и мудрее, чем советская интеллигенция, а также творцы и любители «русского рока». Творцы, впрочем, неплохо коммерциализировались и устроились в постсоветской ситуации, но (неизбежное следствие рынка и тотальной власти денег в культуре) перестали быть «властителями дум». Они сделали свое дело, и им, уже шестидесятилетним, уже давно пора на покой.

Юрий Пущаев

27 июня 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христиане комфорта Христиане комфорта
Архим. Андрей (Конанос)
Христиане комфорта Христиане комфорта
Архимандрит Андрей (Конанос)
Старец Тихон погружал рыбью кость в кастрюлю с водой и говорил: «Слава Богу, вот мы и наелись рыбного супа». Он жил в радости и любви к Господу. А мы, когда ведем борьбу, задаемся вопросом: а воздаст ли нам Бог за наши усилия?
Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митрополит Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью»
Сегодняшние прихожане часто не догадываются, какой ценой совершалось церковное возрождение в 1990-е, каких усилий требовало от духовенства и мирян.
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игум. Нектарий (Морозов)
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игумен Нектарий (Морозов)
«В чем же тогда счастье, да и есть ли оно? И ради чего вообще жить?». Этот вопрос — и есть та цель, с которой мы затевали весь разговор о «недостижимости» счастья. Потому что у нас есть что на него ответить. Потому что счастье — Бог, и разговор о счастье был ничем иным, как необходимым предисловием к разговору о Нем.
Комментарии
Артём17 июня 2020, 16:50
Интересная статья. Но почему автор считает, что все-таки нельзя совместить культуру потребления и творчество? Потребление потреблению рознь, если ограничивать свои материальные "хотелки", то обязательно останутся силы и время для духовных. Ведь наши мысли материализуются. Так зачем же считать, что то, что было до нас - недостижимый уровень? Мне тоже иногда кажется, что культура России до 90-х гг. была духовнее, чем то, что мы видим сейчас. Но сейчас мы видим чаще не культуру, а ее суррогаты, а настоящая культура не видна, но она есть! И я верю в то, что на ней нельзя ставить крест в условиях современной российской действительности.
Михаил27 апреля 2018, 17:45
Интересная тема дворников и культуры!!
Иван11 июля 2017, 23:37
Автор жалуется на православном сайте на рок-певцов, которые "накликали" "проклятую" перестройку. Может быть, он не помнит, в каком положении было Православие в нашей стране до перестройки, а в каком - после? А если помнит, то так ли уж правильно считать перестройку безусловным злом? Да, с одной стороны, за ней последовало много зла. Но с другой - только ли зло? И стоит ли поэтому винить кого-то в том, что он что-то накликал? Тем более - разве только рок-певцы восприняли перестройку с энтузиазмом? А народ? А духовные лица? Певцы просто выразили в искусстве настроение своего времени. А что до государственного руководства культурой, то ни Пушкиным, ни Достоевским государство не руководило.
чтец Дмитрий 7 июля 2017, 11:26
Совершенно солидарен с Павлом, Станиславом и, конечно Мариной. Непонятна цель написания этого материала. Безответственная и безобразная статья. Капитан очевидность)
Андрей29 июня 2017, 15:45
Справедливость есть только в Царствии Божьем, у Бога. В действительности, за всеми попытками сделать мир лучше, сами знаете, кто стоит. Посмотрите на Украину, вспомните путчи 90-х, революции и бунты - везде хотели сделать мир лучше. А что касается творческих личностей 90-х, то прежде чем все "сваливать" на них, давайте посмотрим на себя. Творчество можно понимать как отражение духовных запросов общества. Проще говоря какие у общества душевные поиски, такое и творчество. Автор, напишите-ка нам ваши мысли про современное творчество, про современных, молодых героев музыкантов с высокими исканиями. К своему стыду не помню их имен.
Погорелов Юрий29 июня 2017, 10:14
Вот ответ Сукачева на вопрос статьи:
"Тогда было такое время — по сути, первый российский Майдан. К счастью, последний. Правда, за ним последовали ужас 90-х, расстрел парламента в 1993 году и чеченская война. Конечно, не за это в 1991 году вокруг Белого дома стояли люди (и я в том числе) и готовы были жертвовать жизни. Кто выиграл? По сути, те, кто там были, проиграли.
Они-то стояли за другое — за ту пресловутую справедливость, которую в роковые моменты все начинают понимать одинаково, а когда опасность уходит, приходят другие ребята и начинают все организовывать по-своему, эта справедливость почему-то становится их собственностью. И этот перевертыш происходит довольно быстро.."
Анна28 июня 2017, 20:49
Мне статья очень понравилась, спасибо. Какие выводы вы ищете? Все так понятно написано: "За что боролись, на то и напоролись".
Петр28 июня 2017, 20:13
Ну, отчасти автор прав. Но всё тоже самое можно сказать и про жизнь Церкви, сравнивая "тогда" и "сейчас". Ведь тогда (в 70-е, 80-е) и в Церкви было своё поколение "дворников и сторожей". Та церковная и околоцерковная интеллигенция, что перебиваясь с хлеба на воду, беззаветно искала Бога, не задумываясь о материальном. А теперь эти бывшие правдоискатели, бывшие "дворники и сторожа", обрели статус, ведут колонки на православных сайтах, издают православные книги, дают интервью, получают гонорары, в общем округлились и привыкли к комфорту.
Станислав28 июня 2017, 20:03
Считаю что автор не прав. Достоевский писал не на рынок, не на спрос, не за деньги? А " золотой" век русской литературы? Когда он возник?
Петр28 июня 2017, 16:42
Куда ушли они - это понятно, все там будем. А вот с чем ушли и что успели накопить душевного? Сеяли ли эти "сторожа и дворники" на духовной ниве для вечности? Сомневаюсь. Были они, как сказал Булат Окуджава - у каждой эпохи свои подрастают леса.
Арина28 июня 2017, 15:44
Евтушенковское "поэт в России больше, чем поэт" вместе с "дай" (только уже не к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Блоку, Пастернаку) новое поколение подхватило, а мусор за собой убирать не научилось. Ждут гастарбайтеров.
Александр28 июня 2017, 12:57
Вывода в статье не увидел. Вывод: на смену должны прийти более уживчивые и хитрые люди молодого поколения 25-45-летних? Которые не будут бухтеть, не сбросят власть? Будут использовать рычаги власти и не забывать про "народ"? Так это уже давно есть, от номенклатуры мы никуда не делись. Она лишь стала называться по-другому. А рок? Он стал одним из медиа-форматов, MP3-файлом в интернете. А пришедшая элита дискредитировала понятие личности. Вместо этого сейчас есть "ресурсы". Человеческие, финансовые и т.п. Человек - набор циферок в системе ЕГАИС (Госуслуги), который всё еще пытается кому-то что-то доказать.
Дима28 июня 2017, 10:56
Павел, прочтите статью еще разок ))) Говорят что Будда по три раза повторял свои сентенции по три раза. Оказывается, что он проповедовал любителям рока )))
Мария 28 июня 2017, 10:14
А что значит "разбудить" народ?.. украина проснулась... кому то стало лучше?
S.28 июня 2017, 10:03
Павел! Речь идет о "властителях дум", которые перестали быть таковыми. Я сам (мне 45 лет) знаю только первые четыре фамилии, из тех, кого Вы упомянули, а более молодое поколение (я со студентами работаю) либо всего лишь что-то слышало о них, либо даже не слышало. Песни рок-классиков стали нишевым продуктом, а не голосом общества, как это было в 80-х.
Марина28 июня 2017, 09:03
Без Бога все пусто, "дом на песке".
Павел28 июня 2017, 07:24
Статья очень мелкая, не раскрыта ее тема, вытекающая из названия. Я большой любитель рок-музыки, и когда прочитал название, был заинтригован им, но прочитав испытал неприятные чувства. Нам снова пытаются врать! Автор пишет, что рок-герои 80-х стали "жирными" капиталистами! Кто? Назовите имена! БГ, Шевчук, Кинчев, Бутусов, Кипелов, Варшавский, Чернецкий, Ревякин, Федоров, Гаина и т.д. как прежде стоят на рубежах борьбы за души человеческие!
Чтобы писать подобные статьи, надо знать то, о чем собираетесь писать! В противном случае, это выглядит как "работа" некого Кокосова в журнале "Смена", опубликованная в 80-х.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×