«Если эгоизм умрёт, душа воскреснет»

Преподобный Паисий Святогорец об эгоизме

Самую высокую цену в повседневной жизни человек платит собственному эгоизму, выбирая его под видом самооправдания, безответственности, безразличия, лжи.

Не придавая особенного значения этому краеугольному камню нашей греховности, мы равнодушно исповедуем его как «принципиальность», «категоричность», «неуступчивость», но упускаем главное. Это тот самый широкий путь, привлекающий кажущимися удобством и легкостью, но на деле «ведущий в погибель» (Мф. 7, 13).

Преподобный Паисисй Святогорец – человек тончайшей рассудительности, колоссального духовного опыта и дерзновенной любви – много внимания уделял именно борьбе с эгоизмом.

Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец

О лукавом

Сказав «согреши́х», диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись.

О человеке

А сегодня люди имеют дело с железками, и сердца их тоже железны… Сердца людей нисколечко не работают, а ведь таким образом в человеке возделывается самолюбие, эгоизм.

***

Если человек ведет себя просто, то из сил он не выбивается. Но если примешивается хотя бы чуточку эгоизма, то, боясь сделать какую-нибудь ошибку, он напрягает себя и выбивается из сил.

***

Гляди: есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но какое это процветание? Это черное процветание.

***

Особенно плохо реагирует [на замечание] тот, у кого есть эгоизм, если его задеть. Даже понимая часто свою неправоту, такой человек не уступает из эгоизма.

***

Если христианин не начнет уже сейчас чем-то жертвовать: какой-то своей похотью, эгоизмом, то как он достигнет того, чтобы в трудную минуту пожертвовать своей жизнью?

***

Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать «прости», все же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище.

***

Когда к покаянию примешивается эгоизм, то человек без конца мучает себя мыслями: «Как же я мог это сделать?» – «Как посмотрят на это люди?» – «Что же обо мне подумают?» – и терзается.

***

Эгоизм – непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём. Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает.

О невоспитанности

Простота и наглость – разные вещи. Наглость позволяет человеку чувствовать себя комфортно в смысле мирском. Человек ведёт себя нагло и тем питает собственный эгоизм.

О помощи Божией

Но, что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует Божественному вмешательству.

***

У некоторых людей есть большая гордость, эгоизм, и потому Бог им не помогает.

О духовниках

Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас – больше, чем в какую-либо другую эпоху – мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились.

О ближних

Вы часто не понимаете того, что разговариваете с другим в директорском тоне: «Это надо сделать так-то и так-то». Подключается эгоизм, и вы восстанавливаете ближнего против себя… Побудительные причины ваших действий будут во всем чисты, если очистить их от своего «я», от своего эгоизма.

***

У некоторых людей много рассудочности, и судят они с эгоизмом – выше себя не признают никого. Они требуют безупречности – но не от себя, а от других.

***

Тот, кто считает, что он способен исправлять других, имеет много эгоизма.

О «вере» в себя

Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но эти люди извращают смысл евангельских слов и говорят: «У человека есть сила, и он должен верить в себя». Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование.

Об аскезе

Если же он утесняет себя от эгоизма, то это приносит ему мучение. Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов.

Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов

***

Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо предпринятая аскеза превышает его силы, либо он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи.

О работе

Искуситель усыпляет сердце, овладевает им посредством эгоизма. Но если сердце отдано Богу, то ум пребывает в Боге, а мозги заняты работой.

Об уме

Мой наимудрейший замысел или найденное мной самое мудрое решение есть величайшая глупость, если в них присутствует эгоизм. Тогда как смирение есть настоящая мудрость.

***

Когда я, будучи побуждаем эгоизмом, говорю что-то ради того, чтобы мною полюбовались, потому что я придумал что-то лучше других, то вступают в действие духовные законы – для того чтобы я пришел в себя.

***

Рассуждение – это очищенность, это Божественное просвещение, духовная ясность, а стало быть, как там, внутри, с нею сможет ужиться эгоизм?

О радости

Настоящая радость происходит от любочестия. А если возделано любочестие, то человек празднует, торжествует. Эгоизм, себялюбие – это мучение для человека, он застревает именно на этом.

О воспитании детей

Одно дело – это маленько похвалить ребенка, чтобы он не падал духом, другое – раздувать его эгоизм.

***

Подмешивается эгоизм, и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.

***

Если родители закручивают своим детям гайки, будучи побуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает, и ребёнок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости.

О стеснительности

Не стоит зажиматься и мучить себя, потому что в этой человеческой зажатости есть и некая доля эгоизма.

О смирении

Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм.

***

Отчаяние приносит эгоизм, потому что эгоист надеется на себя, а смиренный – на милость Божию. В сокрушении смирения постепенно возрастает духовный человек.

О духовной асимметрии

Свой эгоизм, например, пусть он [человек] направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает.

***

Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет. Надо похоронить своё «я», пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.

Преподобный Паисий Святогорец
Подготовила Юлия Балаянц

3 сентября 2024 г.

Смотри также
Крест себялюбия и крест любви Крест себялюбия и крест любви
Священник Николай Людовикос
Крест себялюбия и крест любви Крест себялюбия и крест любви
Священник Николай Людовикос
Я распинаюсь добровольно, потому что люблю. Я хочу этого креста, поэтому говорю другим «да».
«Почему я не женат? Это Путин виноват» «Почему я не женат? Это Путин виноват»
Свящ. Димитрий Фетисов
«Почему я не женат? Это Путин виноват» «Почему я не женат? Это Путин виноват»
Священник Димитрий Фетисов
Распространенная ныне болезнь – бесконечное себяжаление и привычка всё себе прощать, считая при этом, что это ты живой, а вот весь мир вокруг тебя, несчастного, – умер, что это ты хорош, а кругом одни негодяи.
Встреча 9. Опыт духовной жизни преподобного Паисия Святогорца Встреча 9. Опыт духовной жизни преподобного Паисия Святогорца
Протоиерей Сергий Тишкун
Встреча 9. Опыт духовной жизни преподобного Паисия Святогорца Встреча девятая. Опыт духовной жизни преподобного Паисия Святогорца
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Протоиерей Сергий Тишкун
Жизнеописание преподобного; советы и поучения старца о страстях и добродетелях; смирение и любовь – две основные добродетели; отношение к современным проблемам; воспитание добрых помыслов; советы о семейной жизни и воспитании детей.
Комментарии
Елена 4 сентября 2024, 11:49
Спасибо огромное! Каждое слово - на вес золота, прямо в сердце.
Антоний 3 сентября 2024, 10:59
"Если эгоизм уйдет", то не только отдельно взятая душа, но вся наша Родина воскреснет. Эгоизм - одна из Западных ценностей, навязанная нам в 90-е.
р.Б.Сергий 3 сентября 2024, 06:27
Думаю,что можно просто выписать эти изречения и поставить их на письменном столе,для ежедневной сверки своей жизни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×