От мерзости запустения к Дому Божию

95-летний путь возрождения церкви Рождества Богородицы на Нижнем Долу

В вологодском храме Рождества Богородицы на Нижнем Долу 9 марта нынешнего года, в Неделю Торжества Православия, настоятель храма протоиерей Александр Лебедев совершил Божественную литургию – первую после закрытия храма воинствующими безбожниками.

Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу в начале XX века Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу в начале XX века

Как удалось превратить развалины в прекрасный храм? Чудом, не иначе

Когда идешь от Красного моста вдоль берега Вологды, храм становится виден не сразу – река-то здесь идет не прямо, изгибается. И когда вдруг из-за поворота глазам предстает обновленная церковь – не верится: многим вологжанам помнится, как выглядел этот храм: это были настоящие руины… Как удалось развалины превратить в прекрасный храм? Чудом, не иначе. Так и есть. Нынешний вид Нижнедольского храма – это чудо, сотворенное с Божией помощью. Бог помогает тем, кто идет Ему навстречу. Разве это не пример Торжества Православия в нашей жизни?

Начало пути к чуду

Храм Рождества Богородицы до реставрации Храм Рождества Богородицы до реставрации

…Храм на берегу реки Вологды много лет находился в удручающем состоянии. После закрытия в 1930 году церковь не раз хотели уничтожить, но решили все-таки использовать. Как сказали бы сейчас, власти включили мозги: поняли, что в заливаемой половодьем низине строить что-либо нецелесообразно, но и терять крепкую постройку рядом с рекой, которая в те времена еще была вполне себе транспортной артерией, целесообразно еще меньше… Под церковными сводами разместили зеркальное производство, его сменила материально-техническая база управления по транспортному освоению рек, потом ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности…

Каждый хозяин приспосабливал здание под свои нужды – ломали, перекраивали, пристраивали… А потом и вообще бросили на произвол судьбы – отдали под охрану государства, которое в 1991 году перестало существовать. Оставшись без призора, храм постепенно и неумолимо разваливался.

– Не было ни окон, ни дверей, ни крыши. Было все завалено мусором, человеческими отходами. Хулиганы выбили стекла и устроили в храме пожар, – с горечью вспоминает Роман Сипин. Такой церковь была весной 2011 года. – Было устроено три этажа, на каждом – печки, для дымоходов пробивали дыры в стенах. Окна зачем-то частично заложили кирпичом…

Такой Роман увидел церковь, когда проходил мимо с маленьким сыном. «Папа, смотри, церковь совсем загадили!» – сказал Егорка, и папа решил: надо что-то делать…

А что тут сделаешь? Наверное, большинство из нас, на ходу пожалев испохабленный храм, махнули бы рукой и пошли по своим делам. Но у Романа Ивановича руки не для того, чтобы ими в недоумении размахивать. Руки, считает он, надо приложить к хорошему делу. Нашлись единомышленники-соработники. Вначале взялись за то, что бросалось в глаза: очистили от мусора храм и прилежащую территорию. Там, где был алтарь, Роман повесил лампадку, иконки. Крышу закрыли использованным баннером – чтобы в храм снег не падал. Оказывается, сделать можно многое в самом вроде бы безвыходном положении – если не ждать помощи откуда-то, а приняться за дело самим. Тогда и помощь придет…

В 2014 году указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия был образован Нижнедольский приход. Настоятелем владыка определил быть протоиерею Александру Лебедеву. Старостой стал Роман Иванович Сипин.

Протоиерей Александр Лебедев Протоиерей Александр Лебедев

Каждый шаг – с молитвой

Пришел настоятель Нижнедольского храма не на разоренную площадку: Роман с товарищами сделали немало. Но все же церковь представляла собой далеко не живописные руины.

– В Акте технического состояния здания, который был нам вручен при передаче храма приходу, – вспоминает отец Александр, – чаще всего встречались слова «неудовлетворительное» и «аварийное»: состояние стен – аварийное, фундамент – в неудовлетворительном состоянии… И так далее.

Нужно было не столько восстанавливать храм, сколько строить заново

Короче, нужно было не столько восстанавливать, сколько строить заново. Делать это отцу Александру было, как говорится, не впервой. Один храм он уже поставил: почти четверть века батюшка духовно окормляет женскую исправительную колонию № 1 в Вологде, где создалось довольно странное положение: священник есть, прихожанки тоже, а вот храм – отсутствует. Так что пришлось взяться за строительство. А откуда у вчерашнего семинариста строительный опыт?

Впрочем, храм – это не сарай, не барак. Строительного опыта у отца Александра, может, и не было, но уже накапливался опыт молитвенный. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5), – разве Спаситель сказал это только Своим ученикам?.. О помощи Христа в создании храма при женской колонии молились и осужденные, и прихожане вологодского Покровского храма на Торгу (там отец Александр служил). Хозяйственные заботы, между тем, шли своим чередом. Храм решили строить деревянный, материал заказали вожегодским лесозаготовителям. А когда бревна были готовы, отец Александр с матушкой Марией, певчей Покровского храма, поехал в Вожегу – совершить молебен с чином освящения первого венца будущего храма. Лес, приготовленный к отправке, лежал в огромном складе, где слова молитвы звучали как-то по-особенному. Привычно давал возгласы батюшка, ему вторило звонкое сопрано певчей. В большом пространстве голоса не терялись, звучали гулко, но все-таки не так, как в церкви; нет, не чуждо – необычно. Тем не менее уверенно. Шел 2002 год, и в нашей стране в различных местах молитвы звучали все чаще. Народ понемногу привыкал каждое жизненное явление сопровождать обращением к Богу, и молебен в лесном вожегодском складе был частью нашего общего приближения к Церкви. Как далеко кто на этом пути зашел –другой вопрос, ответ на него у каждого свой: но что дорога к храму стала вдруг для всех открытой – бесспорно.

Отец Александр совершает молебен Отец Александр совершает молебен

Возведение храма на каждом этапе освящалось молитвой – и закладка, и установка куполов… 6 марта 2003 года архиепископ Максимилиан освятил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – именно в честь этого образа Пречистой был освящен тюремный храм, стоявший до революции рядом с местом, где стоит современная церковь.

С надеждой, в труде и в радости

В 2014 году вокруг Нижнедольского храма – точнее, вокруг его руин – в праздник Рождества Богородицы прошел первый крестный ход. И умиравший уже было храм стал оживать. С тех пор каждый год облик церкви изменялся к лучшему – возможно, не так быстро, как хотелось бы, но последовательно.

Как прошли годы возрождения, можно рассказывать долго. Вспоминается, что много лет собирались прихожане каждую субботу на молебен – а вокруг них день за днем руины становились Домом Божиим.

Дело понемногу шло: искали благотворителей (и находили!), собрали пожертвования вологжан… В 2015 году кирпичный завод подарил приходу 9 тысяч кирпичей. А спустя несколько лет привезли из ярославского города Тутаева колокола, отлитые на пожертвования прихожан. Поднимать ввысь сразу их не стали – колокольня еще не готова; поставили звонницу в храме, и прихожане, большие и маленькие, изо всех сил радостно трезвонили.

А однажды осенью к храму вплотную подошла вода – река показала, на что еще способна… Как такое событие не вспомнишь!

За это время Роман Сипин получил профессию реставратора и уже несколько лет трудится в Москве, возрождает столичные храмы. Нижнедольскому приходу Роман Иванович по-прежнему помогает – и трудом, и профессиональной консультацией, и финансами.

Рядом с храмом, поближе к речному берегу, поставили церковный дом. Здесь еженедельно совершали молебны, а рядом с молельней устроили спортзал: заниматься приходили и дети, и взрослые. Нашли место и для библиотеки, и еще много для чего. Но пришлось переносить дом на новое место, подальше от берега. Благоустройство храма это событие не остановило, просто прервало на некоторое время.

Были неожиданные находки: в горах строительного мусора, вывозимых из храма, обнаружилось несколько белокаменных плит, бывших в прежние времена частью церковного пола. Каждую из них сохранили, бережно очистив; а когда стали мостить церковные полы уже современным белым камнем, сбереженные плиты смонтировали вместе с ним – выложили часть алтаря. Так соединяются прошлое и настоящее…

Созидались не только стены – созидался приход

Не станем вспоминать все в подробностях; можно рассказать об этих годах коротко, буквально двумя словами: они прошли в труде и радости. Созидались ведь не только стены – созидался приход: за годы совместных трудов и молитв вокруг отца Александра собрались добрые, трудолюбивые, отзывчивые люди, разделившие с батюшкой и старостой труды и молитвы. Скрепила людей надежда – каждый чаял поскорее увидеть возрожденный храм и старался приложить для этого все силы. И даже немного больше.

Крест – красота церковная

Установка креста Установка креста Церковь на Нижнем Долу была в общем ряду храмов, закрытых властями в 1930 году. Безбожники тогда прекратили богослужения в двадцати двух вологодских храмах. Определить, как использовать внезапно освободившиеся здания, должна была специальная комиссия, одной из целей деятельности которой было «изыскание для строительства кирпича путем разборки церквей». По отношению к нижнедольской церкви комиссия от этого отказалась, как и от возможности приспособления «для культурно-просветительных целей» и преобразования в общежитие. «Поэтому комиссия считает возможным отнести ее на слом», – говорится в решении о Нижнедольской церкви. Бог миловал: храм не снесли, но купола и кресты убрали.

Около пяти лет отец-настоятель с помощниками готовили храм к тому, чтобы вернуть на должное место «красоту церковную» – так называется крест в одном из богослужебных песнопений. И в самом деле – в церкви люди собираются для разговора с Богом, а ведь это и есть высшая степень красоты.

Вечером 1 июля 2019 года на главном куполе воссиял крест высотой в 3,5 метра. Установлен он на куполе, который возвышается над землей примерно на 22 метра. Как и полагается, настоятель храма совершил молебен с чином поставления креста на верх крова. И пока длился подъем, молились все, кто пришел поучаствовать в этом долгожданном событии: пели тропарь Кресту Господню, «Богородице Дево, радуйся», «Верую». Торжественное событие в жизни храма Рождества Богородицы на Нижнем Долу произошло в год его 240-летия.

А 22 сентября 2024 года воздвигли купола с крестами на храмовой колокольне и над церковными приделами. Отец Александр не только руководил процессом, как положено настоятелю, – он сам и стропы крепил на куполах, которые поднимали с помощью автокрана, и помогал установить купола на крыше. Радостное действо сопровождалось колокольным звоном – таким звучным, что он был слышен, наверное, и на другой стороне реки. Все это напомнило прежние, доатеистические времена, когда, как вспоминали старожилы, звон с колоколен прибрежных храмов катился по Вологде-реке едва ли не до устья…

Первая литургия

Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу

13 марта нынешнего года исполнилось 95 лет со времени печального события: в этот день здесь в 1930 году была совершена Божественная литургия – последняя перед закрытием храма. По Божией милости скорбную дату нижнедольские прихожане отметили несколькими днями ранее – и не с печалью, а с торжеством: 9 марта, в Неделю Торжества Православия, в храме вновь зазвучало: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!..» Начальный возглас Божественной литургии звучал в этот день по-особенному торжественно и многозначительно.

На первую после почти векового перерыва литургию собралось около двухсот человек. Почти все знакомы друг другу, так что служба получилась в каком-то смысле семейной – да ведь Церковь Божия и есть большая дружная семья, где все друг друга поддерживают и в беде, и в радости!

Церковные службы утомляют и привычных вроде бы взрослых – порой люди на богослужениях переминаются с ноги на ногу. А уж как детям сложно простоять час-полтора на одном месте! Вот и мальчик рядом со мной приустал. Но не убежал на улицу, не пустился расхаживать по храму; прислонился спиной к маме – она рядом стояла, а потом положил себе на плечи мамины руки, погладил их ласково… И замер.

Церковь – как мамины руки: успокаивает, помогает прийти в себя, вырваться из плена суетных забот, переполняющих каждого из нас, и всей душой обратиться к думам о самом главном в жизни.

Праздничная литургия Праздничная литургия

Праздничная литургия пролетела почти незаметно. Наверное, потому что скучающих «захожан» не было, искренне и горячо молились все. Около семидесяти человек причащались в этот день. Первым к Чаше со Святыми Дарами подошел тот самый мальчик лет четырех-пяти. За ним – парнишка постарше, уже без мамы: видно, причащаться для него – дело привычное. Что интересно, отец Александр у большинства причастников-детей имени не спрашивал – выходит, знает их всех.

День первой литургии в возрожденном храме, как могли, приближали все прихожане

– Дождались праздничка! – с радостной улыбкой поздравляли друг друга прихожане.

Но, если подумать, что значит «дождались»? Сидели в стороне?.. Таких, кто со стороны посматривал, приговаривая: «Что вы там тянете…», мне кажется, в этот день не было. День первой литургии в возрожденном храме, как могли, приближали все прихожане: кто трудом, кто пожертвованием – и все, конечно же, молитвой. И приблизили!

Андрей Сальников

2 апреля 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 178 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Дмитрий Кирюхин
В 1950-60-х гг. ради строительства дороги власти взорвали алтарную часть, а трапезную и верхние ярусы колокольни разобрали на кирпич.
Немного о логике, благодарности большевикам и затворении ада Немного о логике, благодарности большевикам и затворении ада
Петр Давыдов
Немного о логике, благодарности большевикам и затворении ада Немного о логике, благодарности большевикам и затворении ада
Беседа с Анной Дворник, куратором проекта восстановления Никольского храма в Прилуках
О том, как большевики сплачивают христианские общины, о миллионерах на «голубых вертолетах» и помощи Божией, о тех, кто жжет храмы, и тех, кто их восстанавливает.
Преображение русского села немыслимо без храма Преображение русского села немыслимо без храма
Братья Сайкины восстанавливают храм и старинную усадьбу на Вологодчине
Преображение русского села немыслимо без храма Преображение русского села немыслимо без храма
О том, как братья Сайкины восстанавливали храм и старинную усадьбу на Вологодчине
О том, к чему зовут колокола порушенной церкви, о дворянах Резановых, лесковских мужиках и людях, которым очень хочется, чтобы родная сторонка выглядела достойно.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Андрей Сальников

Новые материалы

Выбор читателей

×