«От тюрьмы да от сумы…»,
или Большие радости маленького сельского прихода

Иеромонах Фаддей причащает в храме ЛИУ 8 Иеромонах Фаддей причащает в храме ЛИУ 8

С 17 июня 2024 года наш храм наконец обрел настоятеля – иеромонаха Фаддея. Когда-нибудь об этом будет отдельный текст, но, чтобы понять ситуацию, расскажу очень кратко. 16 августа 2024 года будет 6 лет, как отошел ко Господу протоиерей Алексий Новиков. И все эти шесть лет мы жили без священника. Конечно, к нам приезжали священники из города, благочинный и время от времени служили. Но у каждого из них несколько своих храмов, и им просто не разорваться. И уж точно все большие праздники мы служили одни.

Шесть лет мы жили без священника

В таком режиме продержались мы шесть лет, и это не рассказать никаким словами, насколько тяжело. Поэтому, когда нам сказали, что у нас появился прямо вот наш, всамделишный, самый что ни на есть священник, мы даже не поверили первые секунды. Как? Нам? За какие заслуги? Да еще иеромонах! Что за человек? Что за священник? Что ему можно есть? Где ему жить? Можете представить ту бурю, которая творилась у нас в головах. Благо, батюшка приехал, и буря улеглась. Теперь мы заново привыкаем жить в режиме еженедельных служб, учимся заново подстраиваться клиросом под священника, вспоминаем песнопения, вспоминаем традиции и обрастаем новыми. Жизнь прорвала плотину застоя, можно плыть дальше.

Но сейчас, по прошествии чуть более месяца служения батюшки у нас, хочу рассказать об одной из страниц нашей теперешней жизни. Отец Фаддей, кстати, еще пока и.о. – исполняющий обязанности настоятеля. И мы всем приходом просим ваших молитв, уважаемые читатели, чтобы эту приписку из его назначения убрали и остался бы он просто настоятелем. Настоятелем Храма Живоначальной Троицы села Озерец Торопецкого района Тверской области.

Итак, буквально на первой нашей встрече за одним столом, после первой литургии, которую батюшка у нас отслужил, он с осторожностью, как мне показалось, сказал, что еще он служит по субботам в тюрьме.

– В смысле? – не поняли мы, совершенно далекие от таких тонкостей. – В какой еще тюрьме?

И оказалось, что батюшка наш уже три года как окормляет Лечебно-исправительное учреждение № 8 в поселке Костюшино, что недалеко от Андреаполя. ЛИУ 8 – это, проще говоря, тюрьма, куда попадают заключенные, которым по решению суда требуется лечение от алкоголизма и наркомании.

Храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного, начали строить в 2012 году, и на сегодняшний день это небольшая и удивительно теплая церковка. Прихожане храма – заключенные, которые всю обстановку внутри храма сделали сами. И мало я видела таких ухоженных, вычищенных до блеска, заботливо обустроенных церквей.

Когда батюшка сказал, что туда нужны певчие, ведь раньше он служил с еще одним монахом из храма на острове Божье Дело, откуда его к нам перевели, то мы с Наташей сразу согласились. О чем тут думать, ведь такой шанс никогда в жизни может больше и не выпасть. А тут возможность послужить братьям во Христе, у которых жизнь сложилась не лучшим образом, и многие из которых еще не скоро выйдут на свободу.

В Евангелии от Матфея Господь говорит: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36). Что это, как не прямая инструкция, как следует поступать? А по инструкции, согласитесь, действовать всегда легче, чем без нее. Вот мы и поехали.

Наше появление вызвало заметное оживление на территории ЛИУ. Заключенные вежливо здоровались и даже как будто нас побаивались. Может, боялись нас спугнуть. А мы боялись, что они нас больше не позовут. А у входа в храм стоял настороже звонарь, и как только увидел, что мы с батюшкой направляемся к нему по дорожке, так красиво зазвонил в колокола, что показалось, будто мы идем крестным ходом.

Всю службу заключенные стояли не шелохнувшись. В смысле поведения в храме нам многому стоит поучиться у этих ребят

Отслужили первую литургию. Всю службу прихожане стояли не шелохнувшись. Никакой болтовни, никакого хождения по храму, многие молитвы и песнопения знают наизусть, а тем, кто не знает, дают заламинированную распечатку с текстом. Исповедь проходила быстро, но видно было, что исповедовались они искренне. И я хочу сказать, что нам в смысле поведения в храме много чему стоит у этих ребят поучиться.

Также один из сотрудников ЛИУ 8, офицер, когда совпадает его дата работы по графику и суббота, по которым проходят литургии, тоже присутствует на службе, исповедуется и причащается. В храме он не тот, кто следит за заключенными, а такой же прихожанин, как они.

Мы с Наташей поем на два голоса, в основном обиход, но обиходная «Херувимская» – это очень красивый распев. И один из прихожан, который все службы стоит перед клиросом, потом сказал: «Если бы я был один, я бы заплакал».

После литургии, на которой всегда причащаются все, кто был на службе, а это от 10 до 20 человек, мы все проходим на трапезу, которую устраивают на втором этаже школы. Да, в этом ЛИУ можно получить образование, в том числе и профессионально-техническое, если такого не удалось получить на свободе. Школа очень аккуратная, чистенькая, в кабинете истории на доске висит политическая карта мира, а на подоконнике стоят иконы Спасителя и Богородицы и горшки с цветами.

Ребята расставляют столы буквой Т, и вот мы с батюшкой, как почетные гости, садимся за верхнюю перекладину этой буквы, а они все рассаживаются по обеим сторонам «ножки» этой буквы Т. И вот там, за чаем с бутербродами, начинается разговор.

– Ну что, как у вас тут дела? Не хулиганили без меня? – строго спрашивает о. Фаддей.

– Да нет, батюшка, что вы, все было спокойно.

– Помните, что прихожане храма должны вести себя безупречно. Я за вас поручился.

Тут отступление. Пока о. Фаддей устраивался на нашем приходе, прошла пара недель, когда он не смог приезжать в тюрьму, да и вообще решался вопрос о том, кто же будет служить, раз о. Фаддея-то переводят в другой храм. Так ребята разыскали телефон епархии, позвонили туда и попросили оставить им о. Фаддея. Не надо, говорят, нам никого другого присылать.

А ведь нам ехать сто с лишком километров до них, и почти все время – по грунтовой дороге. Летом она в очень хорошем состоянии, грейдеры ее хорошо ровняют. Но вот уже пошли августовские дожди, и часть дороги подразбилась, а это значит, что теперь мы будем из нашего Озерца выезжать не в 6:30, чтобы к 9 приехать в Костюшино, а в 6:15, а дальше и еще раньше.

Но, с другой стороны, как бы странно это ни звучало, каждая субботняя поездка в тюрьму – это радостное событие для нас. Мы, отслужив две первые литургии, попросили ребят:

– Похвалите нас, а то мы боимся, что вы нас больше не пригласите.

– Да нет, что вы! Большое вам спасибо! – закричали все наперебой. – Вы очень красиво поете, приезжайте к нам еще!

И, поверьте, говорю без лукавства, что это очень приятно слышать. Приятно, что мы можем привнести в жизни этих мужчин какой-то лучик света.

Приятно, что мы можем привнести в жизни этих мужчин какой-то лучик света

Еще отступление. У храма есть расписание часов работы. И каждый день прихожане приходят туда молиться. Они ежедневно вычитывают каноны, накануне литургии читают совмещенный канон. Служба для них – это не формальность и не возможность, может быть, какого-то послабления, а именно потребность в такой жизни. Постой-ка на коленях каждый день да помолись. Я вот, например, такой силой не обладаю, мне бы прилечь куда да подремать. Еще ребята читают на службе часы, последование к причастию и после литургии – благодарственные молитвы. А часы, например, на церковнославянском языке, и они очень чисто и очень хорошо читают.

Уже со второй службы к нам присоединилась наша матушка Ольга. Вернее, даже мы к ней присоединились, потому что с того дня она стала возить нас на своей машине. Водить она начала относительно недавно, водителем была до этой поры не слишком опытным, но, чувствую, поднатореет на грунтовых-то дорожках по 200 км в день делать. На службе матушка читает Апостол и вообще оказывает нам всем поддержку своим присутствием и неизменным оптимизмом. А прихожане к ней относятся просто с безмерным уважением. Когда они говорят «матушка» – это стоит услышать, хочу я вам сказать.

Сегодня, когда мы ехали обратно, о. Фаддей сказал, что, похоже, ребята к нам прикипели. То есть получилось такое обоюдное со-участие. Мы действительно делаем общее и важное дело – мы служим. И вот эта служба делает с нами чудеса. Мы становимся братьями и сестрами во Христе. Поверьте, я не испытываю радужных иллюзий. Любой из нас, выйдя из храма, становится обычным человеком со своими слабостями и грехами, это ни для кого не секрет. И я не могу утверждать, что после освобождения эти мужчины начнут вести праведный образ жизни. Слишком крепко держит в своих цепких корявых когтях страсть алкоголизма, страсть наркомании. Но есть и такие, кому церковная жизнь помогает вернуться обратно в мирную жизнь, раненым, но не подбитым насмерть. И если в этом есть хоть крохотная капелька нашей заслуги, я считаю, что это окупает всё: и ранние подъемы, и дальнюю дорогу, и усталость после службы.

Мои дети тут как-то разговаривали: «Ты куда-то завтра едешь?» – Я говорю: «Ну да». Один другого спрашивает: «Куда?» – Второй отвечает: «Да в тюрьму же! Завтра ведь суббота». И после паузы они переглянулись и говорят: «Это так странно звучит…». Это и правда странно звучит – «я поехала в тюрьму». Но везде люди. И везде надо быть человеком. Для меня это колоссальный опыт и подарок Божий.

Чаепитие после литургии Чаепитие после литургии

Последнее отступление. На трапезу после литургии батюшка покупает продукты сам. У него есть разрешение от начальства ЛИУ на пронос этих продуктов. Там ничего сверхъестественного: хлеб, колбаса, сыр, чай, сахар. Просфоры печет Наташа, и нагрузка у нее теперь увеличилась ровно в два раза: на субботу просфоры в тюрьму, на воскресенье просфоры в наш храм. Бензин на поездку покупает матушка. И это всё, как вы понимаете, выливается в копеечку, которая для нашего храма является весьма существенной. Кроме того, на праздники – Рождество и Пасху – в прошлые года о. Фаддей закупал подарки всем заключенным, но, похоже, в этом году так уже не получится, мы просто не вытянем такой суммы. Там же еще есть детский дом с детками с проблемами здоровья, и туда тоже мы повезем подарки. Это обычные наборы конфет, которые продаются во всех магазинах – в красивых коробочках. Тоже ничего «богатого», но тут важен факт, событие.

Поэтому я была бы вам признательна, если бы вы в силу своих возможностей помогли нашему приходу справиться с нашей вновь приобретенной задачей. Тут, мне кажется, важно ровно то самое со-участие, с которым мы идем служить в этот храм каждую субботу. Под колокольный звон, здороваясь и улыбаясь. К нашим братьям во Христе.

Обращение к читателям портала «Православие.Ru»

Мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать на карту, привязанную к телефону нашего настоятеля иеромонаха Фаддея:

  • +7 (915) 705-25-09 (Получатель: Роман Александрович Поляков)

Сообщайте ваши имена, будем о вас молиться!

Татьяна Иванова

8 августа 2024 г.

Комментарии
Татьяна 8 августа 2024, 17:40
Александр, это карта сбербанка. Спасибо вам большое за помощь и неравнодушие!
Александр 8 августа 2024, 16:02
Пишите, пожалуйста, название банка для СБП. Попробую по умолчанию сбер?
Анна Резе 8 августа 2024, 06:35
Храни вас Бог сестры-певчие, иеромонаха Фаддея и всех, кого вы окормляете.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×