Православный календарьПравославный календарь
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.

5 историй о детях-читателях

Заметки о детском чтении

Я много пишу о проблемах детского чтения: о слабом навыке, неразвитом интересе, отсутствии поддержки и книжной среды, недостатке свободы выбора и проблемах со школьной программой по литературе. Это важные проблемы, их нужно освещать, и родители часто говорят о том, что когда поняли какие-то неочевидные вещи, с чтением стало лучше.

Но сегодня я хочу рассказать о другом. Вернее, не так: я хочу показать, как преломляется любовь к чтению, словно солнечные лучи в чистой воде, в опыте разных детей. Такие истории я собираю с трепетом, бережно храню, периодически возвращаюсь к ним, чтобы порадоваться: вот какой может быть любовь к чтению! Покажу и вам несколько самых ярких.

Мушкетеры

Дуня очень любит фильм про трех мушкетеров, знает оттуда все песни и постоянно их напевает. Почему так происходит, не совсем ясно: вообще-то Дуня очень спокойная, застенчивая девочка, которая любит рисование и рукоделие. Но, вышивая очередной цветочек, она поет: «Шпаги наголо, дворяне!» И, кажется, гораздо чаще представляет себя Атосом, чем Констанцией Бонасье.

Дуня поет: «Шпаги наголо, дворяне!» И гораздо чаще представляет себя Атосом, чем Констанцией Бонасье

Дуне 10 лет. На даче она находит книжку Дюма, которой папа зачитывался в детстве, и отважно в нее ныряет. Оказывается, этот роман – вовсе не то же, что веселый советский фильм. Там множество описаний, рассуждений, намеков, аллюзий, отсылок к историческим событиям и мифологии.

Дуня приходит к маме и папе спрашивать. Иногда вопросы простые. Например, что такое камзол и эфес? Иногда – сложные: какая это гасконская проницательность? А вот еще – католики и протестанты, Бекингем и Джон Фелтон, Ришелье и королева Анна. У мамы с папой кипят и скрипят мозги, потому что ведь Дюма вольно оперировал историческими фактами, и его красивая сказка мало имеет отношения к действительности.

Но самое удивительное то, что Дуня – медленно, отвлекаясь на книги полегче – читала роман. Ей было интересно, потому что многое все-таки она представляла. Например, Дюма сравнивает Атоса с Ахиллом, Портоса с Аяксом, а Арамиса с Иосифом Прекрасным. И Дуня, хоть и уточняет у мамы, зачем это, знает, кто такой Иосиф, потому что они читали Детскую Библию, и помнит, что Ахилл – герой Троянской войны из книги Куна «Легенды и мифы Древней Греции». А про Аякса ей можно рассказать, потому что он тоже герой Троянской войны, такой же богатырь, как Портос.

Самое главное – тихая грусть конца книги. Дуня испытывает ее вместе с героями, задор куда-то исчезает, остаются воспоминания и много потерь

Но самое главное – тихая грусть конца книги. Дуня испытывает ее вместе с героями, задор куда-то исчезает, остаются воспоминания и много потерь. И романтика советского кино сливается с художественной достоверностью книги Дюма – не исторической, но жизненной.

Фильм Дуня меньше любить не стала. Но, пересматривая его, она чаще задумывается. Бравый усатый д’Артаньян предстает теперь перед ней не только как исполнитель песни про гасконцев, наездник, пылкий влюбленный и воин. Дуня тихо жалеет его – одинокого человека, верного своей судьбе, но скорее несчастливого.

Закладки

Лера читает повесть про итальянскую семью. Повесть хорошая, но суть не в этом. Лера берет разноцветные закладки-стикеры и начинает размечать текст. Каждый цвет у нее обозначает какое-то чувство: розовый – радость, оранжевый – ссоры, зеленый – интерес, желтый – ненависть, а голубой – грусть. Обрез похож на разноцветного ежика, иголочки-стикеры смешно топорщатся на нем.

Зачем это Лере? Книга не из школьной программы, для внеклассного чтения она не очень подходит. У девочки собственная внутренняя потребность анализировать текст. Она сама придумала такой способ, он похож на машину полусумасшедшего изобретателя, которая никуда не едет и ничего не производит, просто – работает.

Лера наблюдает: оказывается, одна часть книги пестрит голубыми стикерами, в другой много зеленых и оранжевых, а последние страницы полны розовых

Но научные идеи как раз нередко отрабатываются в лабораториях. Это потом они принесут пользу людям, а сначала важно понять и отработать принцип, увидеть механизм в действии. И Лера наблюдает: оказывается, одна часть книги пестрит голубыми стикерами, в другой много зеленых и оранжевых, а последние страницы полны розовых. На это интересно смотреть.

А если говорить с точки зрения как раз научной, литературоведческой, одиннадцатилетняя Лера сделала то, чего часто не хватает студентам-филологам, пишущим, например, дипломную работу. Она провела собственное исследование. Когда-то меня учила этому научная руководительница: сидеть над собранием сочинений поэта и скрупулезно вчитываться в каждую строчку, вычленять нужное, составлять свой каталог, а потом его анализировать. И, действительно, эта однообразная работа дала плоды: оказалось, что мотив одиночества в творчестве Бродского меняется: он разный в Ленинграде, в ссылке, в эмиграции. Это было открытие, и работать было увлекательно.

А Лера пока еще не пишет научные работы. Более того, вероятность, что она станет филологом и начнет профессионально анализировать тексты, мала: много хороших профессий на свете, а до выпускных классов еще далеко. Сейчас девочка читает и думает, строит свою машину, свой вечный двигатель – и радуется самому процессу.

Фигурки

Дети в многодетной семье, да еще и с маленькой разницей в возрасте, – удивительно сплоченная в своих проделках банда. Коллективный разум явно выигрывает перед индивидуальным, и проказничают они профессионально, с громкими последствиями.

Но правда в том, что они не только проказничают. Хорошее, умное, трогательное они тоже делают вместе. И это настоящий подарок для родителей, возможность среди массы дел и проблем по-настоящему порадоваться и поблагодарить Бога.

Игры в бумажных литературных героев длились недолго. Но это были удивительные, яркие и очень смешные игры

И вот однажды трое ребятишек из одной семьи, почти погодков, придумали интересную вещь. Они начали рисовать героев книг, которые читала им мама. Рисовать, раскрашивать, вырезать, а потом ими играть. Появились наборы: жители Муми-дола, Элли и ее друзья, Лис и Поросенок из смешной современной норвежской сказки, герои Алана Милна и даже доктор Айболит с Ваней, Таней, Тяни-Толкаем, обезьянкой, свинкой и огромным, намеренно криво выстриженным Бармалеем. Рисовала старшая, вырезали старшая и средний, а младшей иногда давали что-нибудь раскрасить. Впрочем, из всей этой компании литературных героев в силу возраста она была знакома лишь с Айболитом, но в коллективных делах радостно участвовала и отчаянно рыдала, когда ее задвигали на второй план.

Игры в бумажных литературных героев длились недолго, может быть, месяца полтора. Но это были удивительные, яркие, длинные и очень смешные игры. Жаль, что мама и папа не сняли их на видео. Впрочем, лучшие моменты часто остаются лишь в нашей памяти – и хорошо.

Слон

Недавно я писала о малоизвестных детских поэтах, в том числе о Михаиле Садовском. Он сочинял стихи еще в те времена, когда про экологию говорили мало, мусор не сортировали, в магазин ходили с авоськой и сметану просили положить в принесенную с собой баночку, а западные активисты еще не обливали супом великие картины. Но стихотворение Садовского про слона в зоопарке как-то перешагнуло к нам сюда и отозвалось в одной мальчишеской душе.

Мальчишка этот, назовем его Коля, очень трепетно относится к природе. Конечно, руку к этому приложили мама и папа: едут гулять в парк – убирают там разбросанный мусор, сортируют и сдают пластик, а на балконе у них стоит компостное ведро. Во всем этом Коля с удовольствием участвовал, только вот в цирк очень хотелось.

И не то чтобы мама с папой запрещали ходить в цирк, просто говорили, что жалко животных, они должны жить на свободе. Коля чувствовал, что это справедливо, но в цирк все равно хотелось. А потом прочитал с мамой стихотворение Михаила Садовского «Что снится слону».

Это большое стихотворение, в нем говорится о том, как слон в зоопарке тоскует по Африке и видит сны о ней. А просыпается опять за решеткой. И поэт заканчивает свой рассказ словами надежды: верит, что ребята добрые, хотят, чтобы слону тоже было хорошо.

И если б узнали ребята, что слон
Увидел такой замечательный сон,
Сказали бы: «Мы проживём без слона!
Ведь так ему Африка эта нужна!»

Коля читал стихотворение с мамой по очереди. А прочитав, ушел в свою комнату. Мама не придала этому значения, принялась заниматься своими делами. Через полчаса к ней вышел заплаканный сын.

– Я решил. Я не пойду в цирк, – сказал Коля.

Мама сначала даже не поняла, о чем речь.

– Что случилось, Колюня? Почему? – иногда сложно с ходу выбрать нужный вопрос.

– Ну, как же, мама! Как я пойду в цирк, если зверям там снится родина?

Мальчик долго плакал у мамы на коленях. А отплакавшись, успокоился и свое мужское решение уже не менял. Но и стихотворение про слона больше не читал. Пролистывал.

Анна Ахматова

Пятилетней Кате подарили книгу на вырост. Получилось это так: старшие брат и сестра выбрали себе в книжном магазине из биографической серии истории про Сергея Королева и Майю Плисецкую, а младшей же нужно все, как у старших. Чтобы избежать слез, родители сказали – выбирай. И Катя выбрала красивую голубую книжку с черноволосой женщиной на обложке.

Дома Катя заставила маму читать. Книжка была явно не по возрасту, хоть и детская, и мама начала пересказывать ее, показывая картинки. Вот Аня Горенко учится в школе, вот в красивом Царскосельском парке она встречает гимназиста. Представляешь, пройдет много лет, и она станет его женой, и оба они будут поэтами. А вот она голодает, потому что все в Петрограде голодали – такие страшные были годы, революция, – и мерзнет, потому что нечем было печку топить. А вот она старенькая, но смотри, она в Италии, все ей хлопают, потому что очень любят ее стихи и уважают ее.

– Мама, почитай ее стихи.

Мама помнит только одно, из школьной программы: «Сжала руки под темной вуалью». Ну, еще чуть-чуть из «Сероглазого короля», но это явно не подходит для пятилетней девочки. И вдруг вспомнилось давнее, что мама читала в детстве:

Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

После этого стихотворения любовь Кати к Анне Ахматовой только укрепилась. Книжку она клала к себе под подушку. Про Мурку читала бабушке. Долго смотрела на фото, где Анна Андреевна в шляпке, Николай Степанович в форме гвардейского улана, а между ними – маленький сын Лева. И мама рассказывала, что знала, про эту удивительную семью, про Левиного отца, расстрелянного в 1922-м году, бесстрашного воина и путешественника, который крестился на каждый храм, не боясь новой власти. И про саму Анну Андреевну, красивую и дерзкую, но мужественную и стойкую.

Два года голубая книжка болталась по квартире вместе с куклами и резиновым розовым пони. А потом вдруг Катя до нее доросла

Два года голубая книжка болталась по квартире вместе с куклами и резиновым розовым пони с голубой гривой. А потом вдруг Катя до нее доросла. И разговор повторился, но стал уже серьезнее, содержательнее.

А любовь осталась. Интересно, что скажет Катя лет в четырнадцать, когда, наконец, сможет понять, о чем же писала Анна Андреевна в стихах «Сжала руки под темной вуалью» и «Сероглазый король».

***

От автора: Если у вас есть интересные истории о детском чтении, и вы хотите ими поделиться, присылайте, пожалуйста, их на почту автору статьи, Марии Минаевой: mmasha-88@yandex.ru.

Мария Минаева

8 августа 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 172 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Марина Анатольевна 8 августа 2024, 13:18
Да, чужая душа, а тем более детская - потемки непроглядные. Так однозначно комментировать , как дети понимают и воспринимают взрослую литературу, я бы не стала. Себя помню. В 4 года мне читали Лермонтова: "Песню про купца Калашникова...". Боже ж Мой! Как я плакала о Кирибеевиче!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Мария Минаева

Новые материалы

Выбор читателей

×