Сошествие во ад Пауля Кригера

Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»

Сегодня мы отмечаем 22 июня – день начала Великой Отечественной войны, день памяти и скорби. В этом контексте уместно продолжить разговор о христианских смыслах военного кино, начатый нами в публикации, посвященной фильму «Семнадцать мгновений весны». Сегодня мы поговорим о фильме «Вариант Омега» (в основу которого отчасти положены реальные события), созданном по сценарию Николая Леонова замечательным греческим режиссером с православными корнями – Антонисом Воязосом. Этот фильм собрал созвездие гениальных актеров – Олега Даля, Евгения Евстигнеева, Александра Калягина, Елены Прудниковой. Он посвящен борьбе советской разведки с немецкой во время Сталинградской битвы и срыву планов немцев по дезинформации советского командования относительно вступления Японии в войну. На наш взгляд, он содержит целый ряд внутренних, глубинных, скрытых смыслов.

Начнем с заглавия – «Вариант Омега». Казалось бы, с ним все просто: это закодированное название крайнего варианта операции, когда разведчик Сергей Скорин, выступающий под именем капитана Пауля Кригера, раскрывается перед резидентом немецкой разведки и провоцирует свой арест. Таким образом, смысл названия «Омега» – конечная точка. Однако советскому зрителю было знакомо представление о точке Омега, как о конце мира, в т.ч. благодаря труду Тейяра де Шардена «Феномен человека», опубликованном на русском языке в 1965-м г. Те из зрителей, кто не утратили связи с Православием, могли помнить слова Христа из Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). И действительно, фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Это впечатление возникает не только благодаря кадрам военной кинохроники, в которой показываются грандиозные битвы за Севастополь и Сталинград – рушащиеся здания, затопленные корабли и самолеты, гибнущие солдаты, в которой ощущается предельное напряжение войны на ее переломе. Апокалиптичность фильма следует понимать шире и глубже – как картину борьбы добра и зла, которая проходит не только по границе фронта, но и по душам человеческим.

Советские разведчики и подпольщики – Сергей Скорин, дядя Петер и связная-цветочница Эвелина – дилетанты. Сергей – в прошлом филолог, хрупкий интеллигент, Эвелина – воспитательница детского сада, Петер – вполне мирный человек. Им противостоят вооруженные до зубов профессионалы, знатоки своего дела – Целлариус, Шлоссер, Маггиль – настоящая машина уничтожения. Но побеждают не они. Справедливы слова: «Дилетанты построили Ноев ковчег, профессионалы – Титаник». В конце фильма фашистский «Титаник» идет ко дну. В поединке Давид-Голиаф побеждает Давид.

В конце фильма фашистский «Титаник» идет ко дну. В поединке Давид-Голиаф побеждает Давид

Возникает вопрос: почему? Ответ коренится в ключевом слове «любовь». Как сказал Данте: «Любовь, что движет солнце и светила». «Любовь – грозное оружие», – замечает начальник Сергея Симаков. Это светлое чувство проявляется в фильме по-разному. Во-первых, это дружба Сергея Скорина и Константина Петрухина, их единомыслие, вплоть до общего «языка цветов». Константин возвращает Сергею доверие его возлюбленной Лены, при этом идет на риск, сообщая молодой женщине (которая считала себя обманутой и покинутой) секретные сведения о пребывании Сергея у немцев. Далее – любовь Сергея и Лены, прошедшая жесткое испытание разлукой, их брак, заключенный накануне отъезда Сергея в Таллин. Знаменательны ее слова, переданные Сергею: «Я буду любить и ждать». Вспоминаются строки Константина Симонова:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Ее портрет – сигнал для Сергея и приветствие с Родины, из иного мира. И главное – огромная любовь к Родине и вера в Победу. Уже арестованный Сергей Скорин (по легенде – капитан Пауль Кригер) в момент штурма Сталинграда говорит: «Фашизм будет разгромлен, а потом – суд».

Эта сила любви и сострадания дает возможность Сергею вынести невиданное напряжение и неслыханные испытания. Смысловым центром является сцена в пыточной комнате гестапо, когда штурмбанфюрер Маггиль, желая «расколоть» Пауля Кригера, пытает в его присутствии советского военнопленного, «взывая к его гуманизму». Сергей не может выдать военную тайну на допросе и не может дистанцироваться от пытки соотечественника. Он отвечает единственным оставшимся образом и принимает его боль в себя. Позднее доктор констатирует болевой шок, к удивлению палача Маггиля: «Мы же пальцем его не тронули».

Молчание Сергея Скорина и его расширяющиеся от боли глаза создают образ удивительной силы, который может быть прочтен в связи с архетипом Христа, принимающего на Себя нашу боль и наши раны. Невольно вспоминаются слова из книги пророка Исаии: «Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» (Ис. 53, 4).

Сам вариант Омега в этом контексте может быть прочтен в рамках типологии сошествия во ад и «богословия Божественной хитрости»: Христос идет на смерть, добровольно предает Себя дьяволу и аду как некую приманку, «удицу льщения», польстившись на которую, дьявол и ад погибают со всеми своими ухищрениями. Главный герой фильма провоцирует свой арест, отдается в руки фашистов, идя на почти верную смерть, и проваливает всю их хитроумную дезинформационную операцию, от которой во многом зависит судьба войны. И побеждает он силой любви.

Напротив – мир фашизма построен на конкуренции и ненависти, в том числе и внутри системы. Соревнуются и подсиживают друг друга служба безопасности и разведка – СД и Абвер, внутри Абвера – глава разведшколы фрегаттен-капитан Целлариус (лицо историческое) и майор Шлоссер. Нам наглядно показан мир гипертрофированных конкурентных отношений. А в конечном счете, мир преисподней. Начальство – конкретно Гитлер и глава Абвера адмирал Канарис – жестко требуют немедленных результатов, грозя в противном случае беспощадной расправой. Перед нами закон, четко обозначенный в «Письмах Баламута»: «Принеси пищу или сам стань ей». Ясно и четко этот закон формулирует начальник разведшколы, циник Целлариус: «При исполнении приказа фюрера существует единственное правило – вовремя убрать свою голову из-под топора. И поставить под него чужую».

Перед нами закон, четко обозначенный в «Письмах Баламута»: «Принеси пищу или сам стань ей»

Конечно, среди палачей есть свои градации. Целлариусу процесс войны и уничтожения интересен как блестящая шахматная комбинация: для него гибель людей – сродни снятию шахматных фигур с доски. Маггилю процесс пыток и казней не очень приятен: он по-своему несколько сентиментален. «Когда в доме резали скотину, я всегда переживал». На допросах в ушах у него – ватные шарики. Он относится к своим жертвам как к скотине: жалко, но резать надо, потому что кушать надо. Надо жить, и жить хорошо – любой ценой. Маггиль уверен, что советский разведчик будет на него работать и выдаст подполье, потому что Иудин грех, предательство, для него самого естественно. Но он жестоко просчитался, оказавшись в результате побега «капитана Кригера» на фронте.

И, наконец, Вальтер – квинтэссенция палаческого ремесла. Доктор Менгеле. Белый халат- символ самой гуманной профессии – становится символом палача, а «аптечка» – хранилищем пыточных инструментов. Свое жуткое дело совершает с шуточками, со знанием дела, анатомии и физиологии человека, и – с полной бестрепетностью. Значимый символ, связанный с ним, – черные очки: глаз как очей души у него как бы нет – из них льется чернота преисподней. Белизна его халата и белизна пыточной комнаты – символ девятого и последнего круга Дантова ада, наполненного блистающим белоснежным льдом. Отметим только, что в девятом круге Дантова ада караются предатели. И кадр в конце – убитый Вальтер – черный человек на белом снегу – знаменует возмездие для предателя, предавшего все человеческое.

В этот мир и попадают два мечтателя и энтузиаста – майор Георг фон Шлоссер и Лотта Фишбах. Символично имя Лотты, совпадающее с именем героини гетевского романа «Страдания юного Вертера». Здесь возможен гетевский след, как и в стихотворении «Горные вершины», которое в бреду повторяет Сергей после допроса в гестапо. В отличие от своих коллег, Георг фон Шлоссер и Лотта – люди с принципами и идеями. «Должны же быть какие-то правила», – восклицает майор Шлоссер. Он в свое время пострадал за свою принципиальность, передав правдивые и объективные сведения о советской промышленности и армии, за что Гитлер сослал его в имение. В тяжелый для Германии час он выразил желание вернуться на службу. Шлоссер – блестящий интеллектуал, чему примером является великолепная комбинация с записью радиопередачи и вырезанием сигнала о работе под контролем.

И, однако, этот интеллектуал становится доктором Фаустом. Идя на сотрудничество с холодным циником Целлариусом и кровавым мясником Маггилем, он заключает своего рода контракт с дьяволом. «Палач Вальтер и барон фон Шлоссер», – ядовито, но справедливо замечает Пауль Кригер. Действительно, аристократ, офицер, разведчик сотрудничает с гестапо. С Маггилем и Вальтером.

И Шлоссер падает все глубже и глубже. Выдачу разведчика Пауля Кригера (Сергея Скорина) гестапо он оправдывает войной и невозможностью соблюдать общечеловеческие правила во время войны с русскими. Он уже готов заявить, что не исходит из позиций добра и зла. Лживость и безнравственность подобной позиции настолько очевидна для Лотты, что у нее нет сил дослушивать напыщенные речи майора Шлоссера: она откланивается под первым предлогом.

Вторая фаза его падения – провокация против полковника генштаба Редлиха, болтливого отца семейства, доверчивого человека, которого, подпоив, провоцируют на разглашение государственной тайны и делают агентом русского разведчика. Да, Шлоссер не хочет, чтобы полковник пострадал из-за своей откровенности, он сопротивляется его аресту и передаче его гестапо, но делает это весьма вяло, поскольку арест Редлиха с его последующей гибелью – гарантия успеха операции по дезинформации советского командования. Однако постепенно к нему приходит прозрение. Он по-новому переосмысляет ключевой для немецкого сознания языческий миф о Зигфриде – богатыре, победившем страшного дракона и ставшем жертвой предательства. Песнь о Нибелунгах, героический эпос Германии, на поверку оказывается не более чем повестью о череде предательств и убийств, и не только отражением прошлого, но зеркалом страшного настоящего.

И, наконец, последней каплей является арест Лотты. Для Фауста – фон Шлоссера – она является его Маргаритой, которую он чуть не погубил, впутав в жестокую игру, в мужскую драку, и невольно выдав на расправу бесу – Маггилю. Тот ужас, который она испытала, постоянно слыша крики пытаемых, послужил для наивной Лотты, решившей когда-то поиграть в разведчицу, самой лучшей антифашистской агитацией: «Не думала, что люди, особенно немцы, могут стать такими зверьми». Но не только для нее. Катастрофа, когда Георг фон Шлоссер узнает о провале операции, дала возможность проявиться тому, в чем он не смел себе признаться, а именно – что он служил не Германии, а фашизму, служил злу и лжи. Наконец он понимает, медленно и с трудом, что у фашизма – иная мораль.

Тема Победы как новой огненной, светозарной Пасхи звучит рефреном во всех сериях фильма

Ключевым здесь являются слова: «жертва и любовь». Характерны слова Сергея Скорина: «Мои друзья с радостью умрут за меня. Кто умрет за вас, барон?» Георг фон Шлоссер выходит из игры. Он исцеляется и от своего наигранного аморализма, и от своих иллюзий, и своего карьеризма. Неизвестно, будет ли он помогать советской разведке, но очевидно, что служить Гитлеру не будет уже никогда.

«Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), и в этом фильме, как и во многих других выдающихся произведениях советской культуры, проявились, несомненно, христианские мотивы и смыслы. Один из которых – тема Победы как новой огненной, светозарной Пасхи – звучит рефреном во всех сериях этого замечательного фильма:

Где он, этот день,
И на каком календаре, как пламя, он алеет?
Где он, этот день?
В каких краях его искать, в каком году?
Где он, этот день?
Я через всё смогу пройти, я всё преодолею,
Лишь бы наступил он,
Этот самый долгожданный,
Заревой, победный день.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христианские смыслы фильма «Семнадцать мгновений весны» Христианские смыслы фильма «Семнадцать мгновений весны»
Протодиакон Владимир Василик
Христианские смыслы фильма «Семнадцать мгновений весны» Христианские смыслы фильма «Семнадцать мгновений весны»
Протодиакон Владимир Василик
Находясь в страшной бесчеловечной среде, Штирлиц умудряется сохранить человечность в высшем смысле этого слова.
Анафема гордыне: о фильме «Собибор» Анафема гордыне: о фильме «Собибор»
Александр Попов
Анафема гордыне: о фильме «Собибор» Анафема гордыне
О фильме «Собибор»
Александр Попов
Вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один – спасал, другой – губил. «Собибор» – притча о человеческом достоинстве, которое раскрывается лишь тогда, когда личность отдает себя без остатка, самоумаляется, стесняет свои интересы ради другого.
А молитвы здесь тихие А молитвы здесь тихие
Максим Васюнов
А молитвы здесь тихие А молитвы здесь тихие
Чего мы не замечали в легендарном фильме Станислава Ростоцкого
Максим Васюнов
«А зори здесь тихие» – самая известная в мире советская кинокартина о войне. И в то же время – глубоко христианская.
Комментарии
Протод. Владимир Василик 2 июля 2022, 23:30
Для большей наглядности даю ссылку на статью "Кое-что о папе, Тейяре де Шардене и обезьяне" https://pravoslavie.ru/38263.html
Протод. Владимир Василик 2 июля 2022, 23:17
Уважаемый Павел. Заверяю Вас, что взгляды Тейяра де Шардена и его практика мне абсолютно чужды (см. мою статью «Бенедикт и обезьяна». Я лишь констатировал возможность знакомства советского читателя и зрителя с понятием «точка Омега», которое он мог радикально переосмыслить (и переосмыслял) в т.ч. в контексте военного фильма. И, надеюсь, Вы согласитесь, что в фильме «Вариант Омега» значимо присутствует идея Суда, а не розового эволюционного оптимизма.
Яна (Jana W)30 июня 2022, 20:15
Спасибо за статью, в свое время любила этот фильм. Не предполагала, что его можно проанализировать таким образом.
Павел К.28 июня 2022, 09:34
Любопытная статья . После того , как великий обольститель и мистификатор Тейяр де Шарден (имею ввиду причастность его к пилтдаунским и пекинским подделкам "первобытного человека")увлек своими "космическими фантазиями " католиков и часть "православных богословов" ,римские папы стали твердить о том , что к Богу много путей -или даже так: "все пути ведут к Богу" . Иоанн Павел второй ставит статую Будды на престол , с шаманами и иудеями дружбу заводит.Точка "Омега" уже не Страшный Суд Христов , а победный финиш эволюции космоса , земли ,ноосферы -хэппи энд . Результат прелести таков :огромная "любовь " ко всему , что в мире , и неприязнь к Тому ,кто не от мира сего .Такова "Религия будущего".
Олегъ27 июня 2022, 19:43
Спасибо большое автору за интересную статью! Просто удивительно, что при советской атеистической власти создавались такие фильмы с глубоким внутренним христианским смыслом. Скорее всего война обнажает в человеке то, что у него внутри и, что в повседневной, мирной жизни не так ярко проявляется.
НН23 июня 2022, 11:26
Антоний, какой же Вы молодец, мне бы вашего здорового оптимизма...Не знаю, будем ли мы, народ(часть его), власть(она у нас неоднородна) доверять Западу... Во всяком случае, сейчас я этого не наблюдаю, а некоторые так прямо уповают на него. Даже не все сбежали. Живут припеваючи, как ни в чём не бывало. Законы им не писаны... Но торговать мы с Западом будем, особенно тем, что им необходимо, чем нам позволено... Пополнять запасы всего, что они направляют против нас. Сейчас никто не скрывает, что наш газ через бандеровскую Украину на враждебный нам Запад идёт, мы за прокачку деньги платим, а куда эти денежки идут? Они-то нам всё перекрыли, осталось на золото наше "лапу наложить"...Но с нами Бог!
Игорь23 июня 2022, 09:21
Спасибо
НН22 июня 2022, 13:01
Спаси Господь, о.Владимир, за такой замечательный разбор да с такого ракурса! моего любимого фильма "про разведчиков". Смотрели его не раз, и ещё, Бог даст, буду пересматривать. Вот умели же и делали советские кинемотографисты и сценарии писать(без зверств НКВД), и артисты играть(не переигрывая, орания нечеловеческими голосами, выкатыванием глаза, без изнасилований и др). И враг показан настоящим врагом, и наши настоящими людьми, со стержнем, принципиальными, не сомневающимися в Победе СССР. Защищали Родину, не отделяя от неё государство, своих родных и близких, командование и весь народ. И, главное, доверяя власти. В военкоматы очереди стояли... Потому и победили! Конечно, с Божией помощью.
Антоний22 июня 2022, 10:45
В 1941 году Запад в очередной раз напал, в очередной раз постарался уничтожить Святую Русь. Гитлер не смог нас одолеть, а Черчилль после победы Руси сначала умолял американцев бомбить нас ядерными бомбами (https://rg.ru/2014/11/09/cherchil-site.html), а в итоге лишь сокрушался, с горечью говоря о Сталине: "Принял с сохой, а оставил с атомной бомбой", жалея, что опять нас не удалось истребить. Во все времена Запад стремился нас уничтожить. Слава Богу, розовые очки 90-х сняты, теперь мы знаем, что перед нами извечный враг (мы, старики, и так знали!), и, говоря словами пресс-секретаря Президента, Россия "больше никогда не будет доверять Западу". Дай Бог, чтобы эти слова стали истиной!
Екатерина22 июня 2022, 10:35
Батюшка Владимир, большое спасибо за разбор этого фильма. Всё так и есть. Недавно с удивлением обнаружила, что в фильме "На всю оставшуюся жизнь" кочегар рассказывает девочке сюжет из Священного Писания, размышляя о войне. Конечно, не могла этого знать раньше, т.к. просто не читала Писания, а сейчас по-новому смотрю фильмы. И очень помогают Ваши статьи. Вечная память погибшим, здоровья живущим ветеранам, а нам- стремления узнавать и понимать!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×