Анафема гордыне

О фильме «Собибор»

Кадр из фильма «Собибор» Кадр из фильма «Собибор»

К празднику 9 мая российский кинопрокат выпустил подлинно христианский фильм о сопротивлении злу в самом себе и в мире. В таких фильмах, как «Собибор», война является лишь фоном, необходимым, но второстепенным, в истории простого человека, вступающей, не больше не меньше, в полемику с фашистской концепцией «сверхчеловека», порожденной диавольской гордыней (которая, кстати, реанимирована сегодня в массовом кино про «супергероев»). Ницшеанская концепция «сверхчеловека», лежащая в основе нацистской антропологии, является рецепцией языческих представлений о мироздании: надмирного Бога нет или Он недоступен, значение имеет лишь горизонтальная жизнь, представляющая собой перманентную войну стихий, богов, людей.

В этом смысле любая языческая космогония – это социал-дарвинизм, пронизывающий все уровни бытия, возведенный в превосходную степень: боги, герои, люди сражаются друг с другом, не зная жалости, пытаясь обхитрить, обокрасть, уничтожить. Значение в этой войне всех против всех имеет лишь твой частный интерес, здесь никто никому не доверяет, коалиции сил легко модифицируются, бывшие враги становятся временными друзьями – до ближайшего предательства кого-либо из них. Закону этой нечеловеческой жестокости подчиняются и боги, и люди.

Афиша фильма Афиша фильма
Ницшеанский «сверхчеловек» – своего рода эманация образа языческого героя, который больше, чем человек, этакий полубог (вспомним, что в большинстве мифологических систем герои, тот же Геракл, – это дети либо самих богов, либо плод их «любовных» союзов с людьми), и соответственно все, что делает человека человеком, воспринимается этим «полубогом» как извне навязанные рамки. Не будем вдаваться в другие аспекты ницшеанской философии – они известны и образуют весьма стройную систему, в основе которой – мизантропия.

Уже христиан первых веков не удивляла кровожадность язычества, ведь им был ясен инфернальный источник его вдохновения, было понятно, почему в глазах жрецов люди – всего лишь биологический материал для жертвоприношений, был понятен корень той ненависти к простому человеку и апологии кастовости, которые всегда делают язычество эзотеричным. Когда языческое мировидение, вкупе с антропологией, оказалось реанимировано в оболочке светской кабинетной теории, его поначалу восприняли как благородный, аристократический бунт против буржуазного омассовления, против посредственности и мещанства (так воспринимали теории Ницше Н. Бердяев, Л. Шестов, Андрей Белый). Потребовалось десятилетие нацистского кошмара, чтобы показать миру, кто есть кто.

В истории нацистского концлагеря «Собибор» ницшеанская философия являет всю свою шокирующую изнанку

В истории нацистского концлагеря «Собибор» ницшеанская философия являет всю свою шокирующую изнанку. На фронтах Великой Отечественной сражались две картины мира, два способа проживания жизни – христианский и языческий. Христианство предлагает совершенно иное отношение к человеку и миру, чем язычество: оно кладет в основу мироздания не жертвоприношение другого человека во имя твоего личного интереса, а добровольное бескорыстное самопожертвование во имя любви к другому. Сам Бог подает пример такого поведения, воплотившись, пострадав и умерев ради всех, в том числе и тех, кто Его ненавидит.

Путь Христа – это путь кенозиса, предельного Самоумаления, Самоуничижения. Творец мира принимает образ раба, умирая самой позорной смертью, но то, что в глазах Его врагов выглядит поражением, оказывается Его победой. Спаситель неоднократно говорит о самоумалении как пути спасения для любого человека, который просто обязан стать «маленьким», иначе не спасется: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20: 26); «Всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится» (Лк. 18: 14); «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15).

Кадр из фильма «Собибор» Кадр из фильма «Собибор»

На фронтах Великой Отечественной вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один – спасал, другой – губил. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10). «Собибор» – притча о человеческом достоинстве, которое в полной мере раскрывается лишь тогда, когда личность отдает себя без остатка, самоумаляется, стесняет свои интересы ради другого, когда становится «маленькой». Именно эти маленькие люди при Божием содействии остановили бесноватых изуверов-сверхлюдей, добротой, любовью и сочувствием победили злобу, ярость и безжалостность.

Вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один – спасал, другой – губил

«Собибор» показывает, что борьба с фашизмом была не поединком идеологий, а метафизическим сопротивлением смерти со стороны всего лучшего, что есть в людях. Герой фильма Александр Печерский, имеющий реального прототипа, проходит сложный путь от гордого одиночества к смирению, которое и помогает ему в борьбе с бесчеловечным врагом. Константин Хабенский, ставший не только исполнителем главной роли, но и режиссером, убедительно расставляет необходимые психологические и нравственные акценты, как и весь актерский ансамбль.

Фильм мозаично совмещает разрозненные страшные эпизоды жизни в концентрационном лагере «Собибор» и реконструирует все детали единственного в истории массового побега из него под руководством советских солдат. По-настоящему жуткой становится сцена празднества эсэсовцев, в которой ницшеанские сверхлюди – изуверы-язычники – издеваются над богоданным человеческим достоинством, над образом Божиим, но возмездие неминуемо: в жесткой сцене расправы узников над офицерами режиссер показывает почти с ветхозаветной суровостью, что зло будет истреблено рано или поздно.

Несмотря на отдельные формальные недостатки, о которых мы не будем говорить, – они вызваны неопытностью Хабенского в режиссуре – фильм безусловно удался, став жесткой военной балладой о победе «маленького» человека, своим добродетельным крестным самоотвержением одолевшего врага в той великой Войне, подтвердив истинность слов апостола: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 21).

Александр Попов

9 мая 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А молитвы здесь тихие А молитвы здесь тихие
Максим Васюнов
А молитвы здесь тихие А молитвы здесь тихие
Чего мы не замечали в легендарном фильме Станислава Ростоцкого
Максим Васюнов
«А зори здесь тихие» – самая известная в мире советская кинокартина о войне. И в то же время – глубоко христианская.
О «дураке», <br>или Один в поле – воин О «дураке»,
или Один в поле – воин

Людмила Селенская
О «дураке», <br>или Один в поле – воин О «дураке»,
или Один в поле – воин

Людмила Селенская
Человек, пострадавший за справедливость, отдавший жизнь за других, – не дурак. И у праведника всегда найдутся последователи, будь их двенадцать или всего один. Увы, авторы фильма «Дурак» предлагают нам иные выводы.
Все радовались, что Леша Баталов будет жить и даже будет счастлив Все радовались, что Леша Баталов будет жить и даже будет счастлив
Юрий Пущаев
Все радовались, что Леша Баталов будет жить и даже будет счастлив Все радовались, что Леша Баталов будет жить и даже будет счастлив
Юрий Пущаев
«Все значимые события в моей церковной жизни связаны с праздником Пасхи» – Алексей Баталов о себе и коллеги об Алексее Баталове.
Комментарии
Алексей15 октября 2018, 09:37
Я не смотрел фильм "Собибор" (но смотрел документальный фильм об этом). Наверное, это очень страшный фильм. Его нельзя смотреть для развлечения. Не стоит предъявлять претензии к Константину Хабенскому, что он играл не так, как в старых фильмах. Он сделал то, что считал своим долгом. При всей моей и вашей любви к таким фильмам, как "Баллада о солдате", "А зори здесь тихие", их смотреть легче, ведь там люди воюют, а не мучаются в концлагере. Артисты для того и нужны, чтобы показывать историю в лицах, в том числе, самые страшные страницы истории - это самый лучший способ, чтобы истина дошла до людей. А евангельское смирение для узников лагеря заключалось в том, чтобы оружием уничтожать демонов.
Виктория20 мая 2018, 19:13
Читала статью долго... и не от того, что она такая длинная, а исключительно потому, что написана всё-таки "тяжёлым" языком. Уважаемый автор, данный сайт (я так думаю) читают люди не только умудрённые, получившие "достойное" образование, но и те, кто живёт, мыслит и говорит "по-простому". А фильм действительно хороший!
Михаил Чернушенко11 мая 2018, 19:02
В книге Анатолия Кузнецова "Бабий яр" захватывающе описано восстание в Сырецком концлагере в Киеве 29 сентября 1943 года, успешное в том смысле, что нескольким десяткам человек удалось вырваться и даже довоевать потом в рядах Красной армии до Победы. БольшУю группу заключенных немцы, заметая следы преступлений, использовали для выкапывания и сожжения тел расстрелянных за два года оккупации Киева. Накануне ликвидации их группы заключенные сумели ночью отпереть замок, вырваться и напасть на охрану. Это служило бы прекрасным материалом для фильма. Да и место знаковое. Кстати, Бабий яр находится как раз между местом убийства и местом могилы Андрюши Ющинского (т.н. "дело Бейлиса").
11 мая 2018, 18:25
Замечательный фильм! Часть эпизодов фильма снята на складах, где нацисты роются в вещах отравленных и сожжённых ими людей. Меряют бусы, ищут подходящие запонки, охотятся за кожаными перчатками. Этот земной вещный мир - их плоскость, их мера. Ты видишь, что человек в погоне за наживой перестаёт быть человеком. И, напротив, те самые маленькие люди, о которых фильмов не снимают: пожилые, невоенные (бывшие портные, бывшие музыканты, ювелиры, плотники), испуганные, избитые - берутся за оружие, потому что надо. В их облике нет ничего героического, но они побеждают. И именно это потрясает больше всего.
Ольга11 мая 2018, 08:42
Спасибо большое за рецензию к фильму! Обязательно постараемся попасть на него.
А.10 мая 2018, 18:52
А мне фильм совсем не понравился. Он, что называется, на злобу дня. Похож на десятки западных аналогов о холокосте. О подвиге РУССКОГО СОЛДАТА спасшего мир там ни слова! О страданиях евреев - пожалуйста. Вобщем до старых советских фильмов о войне как до луны. Моё мнение.
Татьяна10 мая 2018, 17:58
Массовый героический побег советских узников был еще в феврале 45го в Маутхаузене,около 10 человек выжили до прихода наших войск
Наталия Ростова Продолжение.10 мая 2018, 10:04
Фильм " Собибор " не о евангельском смирении. Не о том, что надо терпеть и прощать мучителей. Фильм о победе над злом, которое вытащило своё жало и ядовитой слюной травит всех, кто стал на его пути. Фильм о том, что нельзя смиряться перед сатанинской силой, а надо идти в бой, даже если нет сил и нечем сражаться. И что ещё хочу добавить. Есть один известный российский сайт о кино. Там недавно опубликовали рецензию на "Собибор". Отвратительная, явна заказная статья. Но что меня поразило, так комментаторы, все как один сплотились, объединились и дали ответ этой женщине - критику. Я поняла точно - нас - россиян, деморализовать и дезинформировать невозможно. Убить - да. Победить - невозможно.
Наталия Ростова10 мая 2018, 09:42
В детстве я посмотрела фильм " Иди и смотри ". Кошмарное впечатление получила. И уже тогда задала себе вопрос - " Этих фашистов ведь тоже мама родила, воспитывала. Они же тоже были хорошие. Как так получилось, что стали такими злыми и так мучили людей?" Наивный детский вопрос. Я и сейчас, уже взрослой, не могу на него себе ответить. Ведь есть же грань, черта, которую переступать невозможно, если ты ЧЕЛОВЕК...Эти мучители не были все абсолютно одержимые бесами, в церковном понимании. Они отдавали себе отчёт за свои действия. Они знали, ЧТО творят...Большинство из них были крещены, пусть и в католичестве. И выбрали себе дорогу в ад. Продолжение...
natalja 9 мая 2018, 20:33
Хабенский прекрасный актер и человек! А остальное ваши проблемы.


















1
Светлана 9 мая 2018, 19:33
Спасибо Константину Хабенскому за фильм!Да, Константину далеко до Ростоцкого, но фильм получился сильный и заставляет задуматься, сравнить с происходящим с людьми в настоящее время...Спаси Господи нас всех от скатывания в ту же пропасть..!
Наталия 9 мая 2018, 13:07
Поклон за статью. Тяжёлый, глубокий и замечательный фильм. Кто не видел - очень советую посмотреть.
9 мая 2018, 12:41
А я вот, что называется, не верю Хабенскому. Те же "Зори" пробирают до глубин души, а нынешнее поколение просто играет. И если у них получается не клюква и не пошлость, то уже все готовы благодарить за это.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×