Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

«Мне тебя Бог вручил»,
или Лучшая книга о любви

Ко дню рождения Анны Григорьевны Достоевской

12 сентября – день рождения Анны Григорьевны (урождённой Сниткиной), жены Федора Михайловича Достоевского. Она встретилась с писателем, когда тот был уже немолод, измучен болезнью, долгами и пагубной страстью к рулетке, и стала для него настоящим ангелом хранителем и верной спутницей до конца его дней.

Когда меня просят посоветовать какую-нибудь «очень-очень хорошую книгу о любви», я, не задумываясь, отвечаю: «‟Воспоминания” Анны Григорьевны Достоевской». И, видя вытянувшиеся от удивления и разочарования лица (еще бы, какое прозаичное и скучное название! где же тут романтика?), вкратце пересказываю свою самую любимую главу и с удовольствием наблюдаю, как лица из разочарованных становятся все более и более заинтересованными, а 5 минут спустя их обладатели восклицают: «Почему же мы до сих пор ничего не слышали об этой книге?!».

В минувшем году мы широко праздновали 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского и совсем забыли, что в тот же год отметил свое 175-летие человек, без которого не существовало бы того зрелого Достоевского, которого мы любим и которым восхищаемся; человек, которому мы обязаны появлением великого «пятикнижия», а сам писатель – четырьмя детьми и огромным-огромным счастьем. Наверное, вы уже догадались, о ком идет речь.

Подавляющее большинство даже не знает ее имени. Многие из сугубых почитателей Федора Михайловича, наверное, все-таки смогут его назвать и, возможно, даже слышали довольно известную в кругах любителей литературы XIX века историю их знакомства. Но что было после него, знают немногие, а ведь главная часть истории любви – это, как известно, то, что было после того, как «сыграли они свадьбу, и был пир на весь мир».

Подавляющее большинство даже не знает ее имени

Итак, передо мной – любимая книжка в синей обложке, а на 66-й ее странице[1] – 20-летняя стенографистка Аня, попавшая в дом к великому писателю, которого она боготворила с детства, и, конечно же, сам «великий писатель», появившийся перед молодой гостьей в отнюдь не величественном виде и произведший на нее отнюдь не благоприятное впечатление: раздраженный, больной, старый (Достоевскому на тот момент было без нескольких недель 45 лет), каждые 5 минут забывающий имя своей собеседницы. После первого визита озадаченная и порядком расстроенная девушка решила, что навряд ли их совместная работа состоится, но чувство ответственности взяло верх, и она отважилась прийти снова.

Последовали 26 дней напряженной работы[2] (см. примечание, если это число вам ничего не говорит), по истечении которых уже совсем не страшный Федор Михайлович поделился с «доброй Анной Григорьевной», как он теперь называл свою молодую помощницу, наконец-то запомнив ее имя-отчество, своей новой задумкой и попросил у нее совета. Он, видите ли, решил написать роман о старом художнике, пережившем суровое детство, раннюю потерю любимого отца, тяжкую болезнь, смерть близких людей, бедность, долги, но все еще страстно желающем вновь найти счастье и наконец встречающем молодую девушку: «Назовем ее Аней, чтобы не называть героиней. Это имя хорошее…».

Анна Григорьевна, видя в герое романа самого Достоевского и слыша последние слова, с досадой подумала про себя, что Федор Михайлович имеет в виду Анну Васильевну Корвин-Круковскую, свою бывшую невесту и сестру известной в будущем Софьи Ковалевской. И поэтому на вопрос, возможно ли, чтобы молодая девушка, «столь различная по характеру и по летам», могла полюбить старого, больного художника («не будет ли это психологическою неверностью?» – волнуется великий писатель-психолог), горячо и желая поскорее закончить задевший ее (хоть она сама себе в этом и не признавалась) разговор, ответила, что нельзя любить только за внешность и богатство. Если эта распрекрасная Аня, на которую он не пожалел столько красок, чтобы расписать ее характер и достоинства, действительно его любит, то в чем же здесь жертва с ее стороны?

Совсем позабыв о том, что она тоже Аня, девушка слышит: «Поставьте себя на минуту на ее место. Представьте, что этот художник – я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?» – И неожиданно для себя Анна Григорьевна произносит: «Я бы ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»

Эту сцену я обычно и пересказываю своим друзьям и знакомым. А за ней следуют 400 страниц, на протяжении которых развивается эта столь необычно начавшаяся история. Дальше – жизнь. Дальше – та самая главная часть книги о настоящей любви.

Любить – это переносить неожиданные вспышки раздражительности, гнева и ревности мужа и умело переводить их в шутку (см., например, главы про анонимное письмо и «дикого азиата», которые невозможно читать без улыбки). Да, слухи и истории о тяжелом характере Федора Михайловича все-таки имели под собой почву.

Любить – это в сотый раз вместе бродить по картинной галерее Дрездена; подпевать петербургскому шарманщику, исполняющему арию из «Риголетто»; в 6 утра, пока дети не проснулись, любоваться восходом над Новгородским кремлем и искать по улицам Старой Руссы пропавшую корову.

Любить – это терпеливо и мудро, не говоря ни слова упрека, относиться к страсти мужа, когда он проигрывает в рулетку последние копейки

Любить – это терпеливо и мудро, не говоря ни слова упрека, относиться к страсти мужа, когда он проигрывает в рулетку последние копейки и умоляет отдать в залог свадебные подарки и даже обручальное кольцо. Любить и терпеть – чтобы однажды услышать: «Нет, уж теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал» (в 1871 году Достоевский навсегда бросил играть в рулетку, страсть к которой мучила его 9 лет). Можно ли было добиться такого исхода возмущениями (вполне справедливыми!) и попреками?

Любить – это держать на коленях его голову во время припадка и смотреть на искаженное до неузнаваемости родное лицо.

Любить – это пережить вместе смерть дочки-первенца и младшего сына.

Любить – это, оставшись одной в 34 года, всю свою жизнь посвятить детям и увековечению памяти их отца.

Любить – это однажды услышать от своего мужа:

«Мне Бог тебя вручил, чтоб ничего из зачатков и богатств твоей души и твоего сердца не пропало, а напротив, чтоб богато и роскошно взросло и расцвело; дал мне тебя, чтоб я свои грехи огромные тобою искупил, представив тебя Богу развитой, направленной, сохраненной, спасенной от всего, что низко и дух мертвит».

Перечитываю эти строки в сотый раз – и думаю, что, наверное, это та фраза, которую каждый муж в той или иной форме должен сказать своей жене. И не просто сказать, но и исполнить.

Конечно, я могу назвать еще с десяток потрясающих и тоже горячо любимых мною книг о настоящей любви, но та самая книга со «скучным» названием, к тому же написанная не профессиональным писателем, а просто горячо любящей женщиной, имеет одно неоспоримое преимущество: в ней всё – правда. Мы с удовольствием читаем и перечитываем десятки, сотни красивых, но… выдуманных историй о любви. А бывает ли так «красиво» в жизни? Порой мы горько вздыхаем, думая, что у нас-то – не так, и уже собираемся ответить себе: «Нет, не бывает». Но все-таки – да. Бывает. По-другому, не так, как в любимом романе: более сложно, более прозаично (как кажется на первый взгляд), но от этого – еще более красиво. И история, рассказанная позабытой многими женой всемирно известного писателя, – тому подтверждение.

Анна Григорьевна, с днем рождения!

Дарья Парменова

12 сентября 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] В нашей семейной библиотеке – издание 1987 года. Недавно «Воспоминания» Анны Григорьевны были переизданы. И обложка там уже совсем не синяя. И нумерация страниц другая. И название более яркое: «Мой муж – Федор Достоевский. Жизнь в тени гения».

[2] Рискуя попасть в долговое отделение после смерти старшего брата Михаила, все долги которого писатель принял на себя, и атакуемый кредиторами, Федор Михайлович заключил «драконовский контракт» с издателем Ф.Т. Стелловским, по условиям которого к 1 ноября 1866 года он должен был написать новый, не опубликованный нигде ранее роман. В случае невыполнения условий контракта Достоевский, получивший от Стелловского в момент заключения договора 3 тысячи рублей, столь необходимые ему для покрытия самых неотложных долгов, должен был заплатить большую неустойку, а главное – терял авторские права и гонорары на свои издания на целых 9 лет в пользу Стелловского. Написать новый роман за столь сжатые сроки было физически невозможно, и друзья посоветовали Федору Михайловичу нанять стенографистку. 4 октября 1866 года порог квартиры писателя переступила лучшая ученица стенографических курсов П.М. Ольхина Анна Григорьевна Сниткина, и за 26 дней, то есть точно к указанному в контракте сроку, родился роман Достоевского «Игрок».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Павел К.14 сентября 2022, 12:52
Спасибо за статью .Хорошо ,когда творческому человеку встретится не "Блондинка за углом" , а настоящая сподвижница ,разделяющая интересы своего мужа.
Дарья13 сентября 2022, 22:40
Александр, да, такой списочек имеется. Но, наверное, он крайне субъективный и девчачий)) «Лебединая песнь» И. Головкиной (далеко не только о любви, но и о ней в том числе), «Забытая сказка» М. Имшенецкой, «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Дары волхвов» и «Из любви к искусству» О. Генри. Что-то еще забыла... Если вспомню, допишу. В статье я подразумевала только художественные произведения. Из нехудожественных могу добавить "Под кровом Всевышнего" Н. Соколовой (опять же – тематика шире) и сб. "Дар любви" (воспоминания матушки Галины).
Александр13 сентября 2022, 14:51
"я могу назвать еще с десяток потрясающих и тоже горячо любимых мною книг о настоящей любви," Дарья, пожалуйста!, напишите их названия
Екатерина13 сентября 2022, 11:23
Спасибо, что напомнили об Анне Григорьевне! Женщина, умевшая любить по-настоящему и поистине заслужившая услышать такие слова от своего умирающего мужа: "Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!" Какая высота и красота отношений...
Светлана13 сентября 2022, 10:47
Спаси Господи! Благодарю за такую замечательную статью! До слёз...
Екатерина12 сентября 2022, 15:42
Я тоже читала по рекомендации и не могла оторваться от этой книги! Соглашусь, что книга в первую очередь о любви, но много также интересных деталей, в т.ч. о дне появления Анны на свет во время Крестного хода к Александро-Невской лавре, о дворянском образе жизни, о разных уголках Петербурга, о манере Достоевского сочинять. Конечно, мемуары - не художественная литература, иногда люди описываются исключительно как положительные или отрицательные (порой даже не верилось, что так кто-то мог поступить), но таково восприятия автора. Царство Небесное Федору Михайловичу, Анне Григорьевне и их детям.
Людмила Селенская12 сентября 2022, 10:56
И поразил контраст отношений между супругами Достоевскиии и Толстыми. Если граф довел Софью Андреевну до попыток самоубийства, изводил ее с самого начала совместной жизни, то у Федора Михайловича все было в семье по-другому. Анна Григорьевна поделилась секретом семейного счастья: давали дышать друг другу. При всем своем тяжёлом характере Достоевский не лез жене под кожу. И признавал ее влияние во многих сферах своей жизни. Не представляете тихую безропотную женщину. Она увезла его за границу, чтобы оградить от влияния его семьи, принимала финансовые решения, договаривалась с кредиторами. Он был чудовищно непрактичен, а молодая жена взяла все в свои руки.
Людмила Селенская12 сентября 2022, 10:48
Читала этот дневник три года назад и рыдала на протяжении всего чтения. Молилась о такой же жене моему сыну с эпилепсией. Но у всех свой путь. Мой мальчик ушел, не дожив до 23-го дня рождения. А за несколько часов до его смерти я слушала аудиокнигу Бориса Зайцева о Достоевском, о смерти его сыночка от эпилепсии. В январе я проводила курс введения в русскую литературу британским пенсионерам, и они с радостью и огромным интересом погрузились в дневники Анны Григорьевны, которые переведены на английский язык, и благодарили за рекомендацию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×