В наше время, в реалиях постсоветского пространства, лишь один праздник может называться поистине народным и священным – День Победы, который отмечается 9 мая. Почему так случилось? И почему нам, верующим, не удалось сделать столь же значимыми для всех праздники Пасхи и Рождества Христова?
Без церковных праздников не было бы и Дня Победы
– Бабушкин Шарик вкушал непрезентабельную собачью пищу из немецкой каски, а подпоркой крыши в курятнике и коровнике служило противотанковое ружье.
Вечером народ деревенский, управившись со скотиной и прочими хозяйскими заботами, восседал в палисадниках и под завалинками на скамейках, причем женщины отдельно, а мужики отдельно. Мужская часть обычно обсуждала бои и победы в 20 лет назад закончившейся войне, а женская – сокрушалась о заботах, той же войной оставленных, и перебирала имена с фронта не вернувшихся. В качестве слушателей и соединительной нити между мужской и женской группами (провайдерами, по-современному) были мы, мальчишки и девчонки, свезенные в деревню на летние каникулы из близлежащих городов.
Прошли года, уже мы стали нянчить внучат. В деревне, где прошло детство, рядом с клубом и памятником воинам-освободителям появился храм, на скамейках – только старушки приблизительно моего возраста, и лишь двое воевавших, да десяток «детей войны» – остальные недалече, на сельском погосте. И тут, и в вечности.
Изменились темы вечерних посиделок, иное обсуждается и волнует, но никуда не делись цветы под бронзовой доской с перечнем имен в основании памятника защитникам, как и в деревенских синодиках на страничках «об упокоении» есть и воины Иоанны, Василии, Николаи, Архипы и прочие, прочие, обличье которых забылось, а память осталась…
Не помню Рождества или Пасхи, когда бы в радости этих торжеств не было молитвы о тех, кто защитил, освободил и дал возможность жить. Не было таких. И не будет!
Церковные праздники – они ведь не только основания евангельские да ветхозаветные имеют, они – начало нашей памяти, не в мозгах, а в душе хранящейся.
Не было бы Полка Бессмертного, если бы в свое время не окунули нас в купель крестильную, если бы не носили мы в большинстве своем крестик нательный, если бы не звучало в храмах «Со страхом Божиим и верою приступите!»
День Победы не превосходит Пасху, Покров или Рождество. Это праздник, который в них имеет свое начало. Ведь недаром же над побежденным фашизмом, над взятым рейхстагом, над освобожденной Европой взметнулась наше знамя с георгиевской лентой в дни Светлого Воскресения.
Так что давайте не будем разделять и сокрушаться. Нет разделения между церковными праздниками и Победой, потому что без первых не было и второго…
Праздник Победы глубинно связан с христианским духом
Этот праздник «литургичен». В его основании лежат память и благодарность
– Еще Тертуллиан сказал, что наша душа – по природе христианка. Людям, даже лишенным внешней связи с религией, свойственно искать и стремиться к чему-то священному. Поэтому совсем неудивительно, что День Победы стал поистине религиозным праздником в светском обществе. Ведь на самом деле этот праздник чрезвычайно «литургичен», если можно так выразиться. В его основании лежат память и благодарность. Это тот естественный фундамент человеческого сознания, который является средоточием и нашего богослужения: благодарение («Евхаристия») через воспоминание благодеяний Божиих. Мне кажется, что именно эта глубинная связь Праздника Победы с христианским духом сделала его настолько священным для нашего народа. И это нужно поддерживать.
Что же касается вопроса о значимости Пасхи и Рождества Христова, то для христиан эти Священные дни никогда не теряют своей актуальности. Однако совершенно естественно и то, что мир, не желающий всецело принять Христа, стремится стушевать память о Нем, сделать ее не более чем данью традиции. Здесь, мне кажется, не стоит стремиться к какой-либо нарочитой популяризации. Люди должны, прежде всего, пережить личную встречу со Христом, и только тогда они поймут истинное значение всех событий, связанных с жизнью и подвигом Спасителя.
День Победы созвучен Пасхе
– Для меня День Победы созвучен Пасхе. Потому что это не просто победа в какой-то локальной войне, а победа, определившая все в нашей исторической судьбе, победа жизни над смертью, добра над злом, если говорить в общечеловеческих понятиях. Мы сейчас живем, потому что за нас умерли наши деды. Сама Великая Отечественная война подобна Страстной седмице жертвенным подвигом всех, кто оказался включен в те мировые события. День Победы дал возможность нам жить, он основан на жертвенности и в каком-то смысле даровал нашей великой державе возможность воскреснуть.
Мы живем, потому что за нас умерли наши деды
Во время войны гонителям было уже не до гонений. Все силы были брошены на фронт. А сама война во многих людях пробудила веру. Так что День Победы стал и днем торжества Церкви, ее законного возвращения в жизнь людей.
Я вспоминаю своих дедушек и бабушек, которые все оказались причастны войне и победе. Это какие-то другие люди, которые за всю свою жизнь не знали роскоши, постоянно трудились, в начале 1990-х потеряли вообще все, но они воевали и трудились ради нас. Поэтому для меня День Победы – праздник тоже священный, он освящен благодатью Божией, потому что достичь победы в той страшной войне без особой милости Божией, без помощи и особого Промысла Господа было невозможно. А жертвенность поколения военных лет – живой пример на многие века.
Слава Богу, что люди так чтут этот день. Люди празднуют то, что для них очевидно, существенно. День Победы – праздник живой, он проходит через самое сердце. Другое дело, что не всякий наш соотечественник знает о духовных реалиях, о том, что есть духовная война, в которой победа крайне важна для каждого из нас. Хочется верить, что и Пасха, и Рождество Христово со временем займут в сознании народа должное место, когда сам народ станет ближе к Богу и увидит ту духовную победу, которую ради нас совершил любящий нас Господь.