Радостная новость
Уважаемые читатели портала Православие.Ru!
5 августа 2022 г. на портале была опубликована статья «Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина», посвященная 60-летию со дня кончины протоиерея Василия Феодосиевича Мухина, который вместе со своей семьей служил в ст. Анастасиевской Кубанской области в первой половине XX века. Вместе с супругой Раисой на протяжении 20 лет они отдавали себя служению Богу и приходу, а в период Советской власти были подвергнуты репрессиям, гонениям и ссылкам. Это достойные чада Церкви Христовой, которые взяли свой крест и безропотно пошли за Христом в кровавый советский период гонений против Церкви, против православной веры и ее исповедников.
Материалы предыдущей статьи об отце Василии и его семье можно прочитать по ссылке.
Поскольку статья не оставила равнодушными читателей, то считаю необходимым осветить и материалы, связанные с арестами и преследованиями этой благочестивой семьи во времена гонений Советской власти, не вошедшие в первую статью. Кроме того, поводом к публикации этих материалов служат и радостные обстоятельства, а именно, 26 августа 2022 г. по благословению Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского, материалы о жизни и служении протоиерея Василия Мухниа направлены в работу в Комиссию по канонизации святых Новороссийской епархии.
В связи с этим выражаю свою сердечную благодарность редакции портала Православие.Ru и всем его читателям за проявленное неравнодушие и вклад в дело восстановления исторической памяти всех исповедников веры православной, пострадавших в период политических репрессий Советской власти в XX веке, и, конечно, – отца Василия Мухина и его семьи!
Низкий вам поклон!
Архивное уголовное дело № П–12462 (1932 года производства)
в отношении Мухина В.Ф. Архив УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 29–30).
Как нам уже известно из первой статьи, о. Василия дважды арестовывали за антисоветскую пропаганду и высылали. Первый раз – в Зырянский край (Коми) в 1923-м г., второй – в Казахстан в 1932-м г.
К сожалению, документы по первой ссылке Мухина В.Ф. до настоящего времени не удалось найти, возможно, архивы были утрачены. Однако частичная информация о причинах этой ссылки содержится в показаниях самого о. Василия, которые он дал во время его ареста в 1932-м г. в г. Ставрополе.
Так, в дополнительных показаниях от 20 апреля 1932 г. он написал:
«Действительно, свою ссылку с Кубани я расцениваю как наказание за непринятие обновленчества, так как при аресте мне никаких обвинений предъявлено не было, и я за собой никакой вины не чувствовал, а в своих написанных собственноручно показаниях высказал свой отрицательный взгляд на обновленчество. После этого показания мне никаких допросов не было до самой ссылки. Это обстоятельство и создало во мне убеждение, что я был выслан за отрицательной отношение к обновленчеству. Это убеждение я открыто высказывал и по возвращении из ссылки».
Отец Василий был приговорен Кубанским отделом ОГПУ к ссылке в Коми-Зырянский край сроком на 2 года.
О факте ссылки о. Василия в Коми-Зырянский край в 1923 г. нам указывают и сведения, содержащиеся в обвинительном заключении по следственному делу № 4044 по обвинению Мухина Василия Феодосиевича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР, составленном 19.04.1932 г. уполномоченным СПО при его втором аресте.
В нем говорится:
«В 1923 г. священник Мухин за антисоветскую деятельность был сослан в Коми-Зырянский край сроком на 2 года. Находясь в ссылке, продолжал свою антисоветскую деятельность, в частности, распространял послания архиепископа Николая (Соловейчика), за что срок ссылки Мухину был продлен на 10 месяцев».
По возвращении из ссылки отец Василий прибыл на жительство в г. Ставрополь.
Для получения сведений о второй ссылке о. Василия в Казахстан в 1932-м г. привлекались фонды Центрального архива ФСБ России, ГИАЦ МВД России, Прокуратуры Ставропольского края. Было установлено, что архивно-следственное дело в отношении Мухина В.Ф. находится в фондах УФСБ Ставропольского края, которыми и было предоставлено. Благодаря этим документам мы можем увидеть причины ссылки, в чем обвинялся священник Василий, статью, по которой он был осужден, наказание, которому он был подвергнут, и многие другие факты.
Так, из обвинительного заключения по следственному делу № 4044 следует, что
«…17 февраля 1932 г. Ставропольским ОГПУ был подвергнут аресту священник Мухин В.Ф. на основании имевшихся данных о том, что ‟он на протяжении ряда лет использовал религиозный фанатизм верующих и среди последних занимался антисоветской агитацией”.
По отбытии ссылки прибыл на жительство в г. Ставрополь, где связался с реакционно настроенным духовенством, в частности, со священниками: Петровым, Кононовым, Гартинским и Головым, которые являлись инициаторами создания нелегального пресвитерского совета и за антисоветскую деятельность впоследствии выселены из Ставрополя. Имея тесную связь с указанными лицами, обвиняемый Мухин принимал активное участие в работе указанного пресвитерского совета.
Мухин В.Ф. был обвинен в том, что на протяжении ряда лет, используя религиозный фанатизм верующей массы, систематически занимался антисоветской агитацией и распространением провокационных слухов. Призывал крестьян не сдавать государству хлеб, агитировал против колхозного строительства и т.д. Как реакционно настроенный церковник, вел усиленную агитацию против декларации митрополита Сергия о лояльном отношении к Советской власти, т.е. в преступной деятельности, предусмотренной ст. 58 п.10 УК РСФСР.
Виновным в этих обвинениях Мухин В.Ф. себя не признал».
07 сентября 1932 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Мухин Василий Феодосиевич был приговорен к высылке в Казахстан сроком на 3 года.
Изучив Архивно-уголовное дело № П–12462 (1932 года производства) в отношении Мухина В.Ф., находящегося в архиве УФСБ РФ по Ставропольскому краю, можно сделать вывод, что «во время следствия отец Василий не пытался себя оправдать, не возносил хвалу Советской власти и не заявлял открыто о своей к ней лояльности, не оправдывал политики партии и правительства».
Для подтверждения сказанного, размещаю часть документов, находящихся в Архивно-уголовном деле № П–12462.
Справедливость восторжествовала только спустя 57 лет…
Отец Василий был реабилитирован прокуратурой Ставропольского каря в 1989 г., о чем свидетельствует заключение от 28.12.1989 г., согласно которому Мухин В.Ф. подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-40-х и начало 1950-х годов».
Говорят, что новомучеников подвергали гонениям не за веру, а за контрреволюцию.
А как на самом деле?
В начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру во Христа – подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего священнослужителей и христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58–10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился, как противоречащий Основному закону – Конституции. Официально за проповеди невозможно было арестовать и приговорить к заключению в концлагерь. Власти вынуждены были интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58 статьи Уголовного кодекса – антисоветской агитации.
Официально за проповеди невозможно было арестовать и приговорить к заключению в концлагерь
58–10 статья УК РСФСР:
«Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже 6 месяцев».
58 статья УК РСФСР, по которой осудили большинство новомучеников и исповедников в XX веке, была отменена в 1961-м году.
К о. Василию, помимо ссылок 1923,1932 г.г. , Советской властью была применена еще одна форма политических репрессий – это лишение его избирательных прав. Об этом факте свидетельствует ниже приведенный документ ГКАУ «ГАСК».
Конституциями РСФСР 1918, 19025 гг. был установлен перечень лиц, которые не могли избирать и быть избранными. К числу таких лиц были отнесены в том числе и «монахи, духовные служители церквей и религиозных культов».
Чтобы понять, что означало быть лишенным избирательных прав в России в 1920–30-х г.г., предлагаю обратиться к диссертации к.и.н. Демьяна Валуева «Лишенцы в системе социальных отношений».
Человек, становившийся лишенцем, вместе с правами голоса терял ещё целый ряд прав и льгот
В своей работе он писал:
«Лишение избирательных прав означало для конкретного человека не только устранение его от участия в выборах. Коренным образом менялся и его социальный статус, положение в системе социально-экономических отношений. Один из крупных специалистов в области советского строительства П. Зайцев писал: ‟Дело в том, что факт лишения того или иного гражданина избирательных прав является фактом определения, что данный гражданин по своему социальному положению, по своим действиям и деятельности, роду занятий и т.д. является враждебным Советской власти элементом”.
Последствием такого подхода оказывалось то, что человек, становившийся лишенцем, вместе с правами голоса терял ещё целый ряд прав и льгот, которыми обладали остальные граждане.
Ограничения касались практически всех сфер жизни лишенца – участия в общественной жизни, работы, службы в армии, социальных гарантий и льгот и т.д. Человек зачастую вместе с потерей избирательных прав терял перспективы служебного роста и надежды на реальное изменение своей жизни в лучшую сторону. ‟даже временное пребывание на положении лишенца оказывается весьма тягостным для лиц, испытавших это состояние”».
Фактически лишенцы являлись в Советском государстве 1920-х – середины 1930-х гг. людьми «второго сорта», изгоями. Один из бывших лишенцев Ю. Елагин писал: «Категория ‟лишенцев” среди советских граждан – это категория неполноценных граждан низшего разряда».
Фактически лишенцы являлись в Советском государстве людьми «второго сорта», изгоями
Закончить настоящую статью мне хочется словами Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, который на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года в своем докладе «Об отношении Церкви к подвигу мученичества» указал:
«От массовых репрессий 1930-х годов пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. Но впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: ‟Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10, 29–30)».
В его же докладе, прочитанном им на Архиерейском Соборе 29 ноября – 2 декабря 1994 года, говорится:
«Никакое подлинное страдание не пропадает в памяти Церкви, подобно тому как не пропадает бесследно христианский подвиг каждого умершего о Христе, о котором в чине отпевания или панихиды возносится усердная молитва: ‟И сотвори ему (или ей) вечную память”».