6 августа исполняется 60 лет со дня кончины протоиерея Василия Мухина – достойного чада Церкви Христовой, пострадавшего за веру в первой половине XX века. Отец Василий не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, однако его судьба является показательным примером жизни священнослужителя в те нелегкие годы.
Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она – коротенькая подготовка к вечности.
Игумен Никон (Воробьев)
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ О. ВАСИЛИЯ И М. РАИСЫ
1. Дореволюционный период жизни семьи Мухиных
Священник Василий Феодосиевич Мухин – сын священника Феодосия Мухина села Мерчика Валковского уезда Харьковской губернии. В 1896 году окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. Его супруга Раиса Самсоновна Мухина (Семашко) тоже происходила из рода священнослужителей. Она была внучатой племянницей знаменитого святителя Иосифа Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной Церкви униатов Литвы и других западных областей России и причисленного к лику святых. Замуж она вышла после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа.
В самом конце XIX века молодая пара перебирается на Кубань: здесь не хватало священников. 21 сентября (по старому стилю) 1899 году, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископом Кавказским Агафодором Василий был рукоположен в диаконский чин, а через 4 дня – 25 сентября в сан священника. Первым местом его служения была станица Староджерелиевская Таманского отдела. Здесь отец Василий не только совершал богослужения и требы, но и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.
В Староджерелиевской священник Василий Мухин прослужил недолго: через год он был переведен по собственному прошению в станицу Анастасиевскую того же отдела. Анастасиевская стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их 9 детей.
Здание церковно-приходской школы. Ст. Староджерелиевская, 1900 г. В центре – священник Василий Феодосиевич Мухин
Отец Василий и матушка Раиса вырастили 9 детей
Отец Василий за годы службы в станице проявил себя ревностным пастырем. Станичники полюбили его за прекрасные проповеди и благоговейное отношение к богослужению. Батюшка всегда старался помогать обездоленным. Так, его стараниями в небольшой станице (около 13 тысяч жителей) было организовано «Анастасиевское братство», фонд которого составлял около 600 рублей – немалые по тем временам средства. Фонд помогал бедным, на его средства пополнялась книгами народная изба-читальня. Стараниями отца Василия было основано Анастасиевское общество трезвости. Другой не менее важной задачей духовенства являлось миссионерство. «Ставропольские ведомости» за 1894 год сообщают:
«Причтом Анастасиевской церкви просвещен светом святого крещения Симеон Ааронов Гиндьерг, 31 года из евреев, с наречением имени Семена, 2 октября».
Но особой заботой отца Василия было попечение об образовании детей. Сам он преподавал Закон Божий в Анастасиевском казачьем двухклассном училище, а также в школе для девочек. В те времена образование получали преимущественно дети из казачьих семей, а иногородние были в основной своей массе безграмотными. Стараниями отца Василия была построена школа для иногородних в церковном дворе. За деятельность на ниве просвещения отец Василий был удостоен церковных и правительственных наград.
В разные годы отец Василий занимал различные церковные должности: состоял инспектором школ округа, окружным следователем, несколько лет был благочинным 19 округа (Таманский отдел Кубанской области). Все эти должности были выборными. То, что батюшку избирали на несколько сроков подряд, свидетельствует о его большом авторитете среди священства.
2. Жизнь семьи Мухиных после 1917 года
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых, а все – мои духовные дети», – говорил отец Василий
Размеренную жизнь семьи священника Василия Мухина прервал 1917 год: революция, затем Гражданская война. Станица несколько раз переходила из рук в руки: красные, белые, зеленые. Красные в станице – священника прячут местные жители. Белые придут – спрашивают: «Батюшка, вы знаете народ, скажите, кто благоволит красным?» А батюшка неизменно отвечал: «У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых, а все – мои духовные дети». Бывало, приедут на подводе: «Батюшка, нужно напутствовать раненых…» – вывезут за станицу, завяжут глаза и везут в затерянный в камышовых плавнях отряд. Отец Василий исповедует, причастит, отпоет мертвых – и опять глаза завяжут и везут обратно в станицу.
Однажды «красные», ворвавшись в станицу, хотели учинить расправу над «попом», но, не найдя его дома, они захватили в заложники матушку Раису. Женщины, узнав об этом, окружили хату, где под стражей содержалась матушка, и стали требовать освобождения, ее освободили. В свою очередь «белые», когда в очередной раз отвоевали Анастасиевскую, арестовали 18 человек и приговорили их к расстрелу за сотрудничество с советской властью. Отец Василий и матушка Раиса собрали подписи станичников о невиновности арестованных, и матушка вместе с несколькими женщинами поехали в Екатеринодар, в ставку генерала Покровского, где добились отмены смертной казни. От постоянных грабежей и из-за отсутствия мужчин многие семьи в 1920 году голодали. Отец Василий с амвона обратился к прихожанам:
«У нас в станице есть голодающие, давайте соберем, у кого что есть, и поможем им. Я выделю мешок муки».
И люди сносили у кого что было на церковное подворье и по очереди готовили еду. Голодающие приходили, ели, несли в котелках домой. Так и пережили этот голодный год.
3. Ссылки
В 1920 году в станице Анастасиевской установилась советская власть, и на отца Василия и его семью обрушились притеснения. От священника требовали сдать церковь обновленцам и самому примкнуть к «живой церкви». После категорического отказа 2 апреля 1923 года протоиерея Василия Мухина арестовали за антисоветскую пропаганду и сослали на 3 года в Зырянский край (Коми). Эти годы жизни (порой в нечеловеческих условиях) существенно подорвали здоровье батюшки.
Разлетелась семья. Старший Николай ушел с Белой армией, и больше его никто не видел, младшие разъехались кто куда: учиться, работать, строить новую жизнь. В больших городах легче спрятаться, а на родине они всегда подвергались опасности ареста как поповские дети. После ссылки отец Василий осел в Ставрополе, куда и выехали к нему матушка с детьми.
В 1932 году отца Василия снова арестовали и отправили в ссылку в Казахстан. Во время следствия отец Василий не пытался себя оправдать, не возносил хвалу советской власти и не заявлял открыто о своей к ней лояльности, не оправдывал политики партии и правительства.
А время спустя, ночью, после обыска в квартире, арестовали и матушку Раису. Их девятилетняя дочь Анна (самая младшая) осталась абсолютно одна. Долгое время она жила тем, что подавали ей в церкви и на улице, и умудрялась посылать передачи маме. Матушка Раиса своей добротой и милосердием к страждущим заслужила уважение у заключенных, среди которых были и откровенные уголовницы. Однажды одна из них во время прогулок в тюремном дворе подбежала к ней со словами: «Мы сегодня бежим! Помолитесь». Раиса Самсоновна спросила: «Зачем вы мне это говорите?» – «Мы верим в Вас», – ответила та.
Младшая дочь отца Василия – Анна (примерно 1937 г.). На момент ареста и ссылки матушки Раисы Анне было всего 11 лет После года скитаний десятилетняя Анна самостоятельно приехала в Казахстан, в Актюбинск – место ссылки отца. После пяти лет тюрьмы приехала сюда и матушка Раиса. В Казахстане жили трудно, бедно. Но, как вспоминает дочь Татьяна, родители, мало что имея сами, всегда находили возможность помогать нищим и обездоленным, отдавая, по заповеди Христа, иногда и последнее.
Отец Василий и матушка Раиса были реабилитированы прокуратурой Ставропольского края в 1989 году.
4. Чудо, случившееся с отцом Василием
В книге «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» напечатана проповедь владыки, в которой он рассказал прихожанам о чуде, произошедшем с отцом Василием Мухиным, когда по заступничеству Пресвятой Богородицы он был избавлен от неминуемой смерти под колесами товарного поезда:
«А сейчас я расскажу об одном чуде, которое было совсем недавно и совершено Пресвятою Богородицею за почитание именно этой Ея иконы, именуемой “Нечаянная радость”. Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца архимандрита, и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад. Вызвали его на требу. Одел он свой большой тулуп, валенки и пошел. Совершил, что надо. Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд. Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав. Его заметили, начали кричать: “Человек под поездом!” Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было. А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко так могли они его зацепить и втянуть под самые колеса! Он долго не мог прийти в себя от пережитого. Кто же его сохранил невредимым в такой беде? – Конечно, Божия Матерь».
Батюшка очень почитал Пресвятую Богородицу и в течение жизни неуклонно каждую пятницу служил ей всенощную, а в субботу читал акафист
Батюшка очень почитал Пресвятую Богородицу и в течение жизни неуклонно соблюдал правило: каждую пятницу служить ей всенощную, а в субботу читать акафист перед иконой Ея «Нечаянная радость».
Этот случай о чудесном избавлении отца Василия от смерти также описан в книге «Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову)[1]. Со святителем Афанасием (Сахаровым) о. Василий близко познакомился в период своей первой ссылки и поддерживал связь и после ее окончания.
Еще одним правилом отца Василия было поминовение всех усопших, которых он отпевал с самого начала своего пастырского служения. Имя каждого он заносил в специальные блокнотики, так что к концу жизни их накопилось несколько ящиков.
Дочь Анна в своих воспоминаниях пишет:
«Папу спасали покойники, – он за них всю жизнь молился, а они ходатайствовали за него и его детей перед Богом».
В Актюбинске семья Мухиных пользовалась большим уважением за бессребренничество, доброту и готовность помочь каждому. В Казахстане умерла и была похоронена матушка Раиса. Старенького и уже очень больного отца Василия дочь Анна забрала в Киев, где она жила и работала в последнее время. Батюшка умер у нее на руках в 1962 году и был похоронен в Киеве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На момент 1917 года в приходе ст. Анастасиевской имелись церковно-приходская школа, библиотека, а также действовал фонд помощи бедным, который назывался «Андреевское братство». После ареста отца Василия в 1923 году церковь вскоре закрыли и переоборудовали в клуб.
Станичный храм был разобран до последнего камня, и его втоптала в грязь тяжелая техника
Весной 1943 года, после освобождения станицы, наступающие части красной армии нуждались в материале для прокладки дороги. Станичный храм был разобран до последнего камня, и его втоптала в грязь тяжелая техника.
Возрождение прихода началось в 1990-х годах, когда здание бывшего колхозного детского сада отдали под храм. За эти годы была проведена работа по благоустройству территории, пристроен алтарь, построен притчевый дом, трапезная, воскресная школа и хозяйственные постройки.
Вид восстанавливаемого храма в настоящие дни 1 июня 2012 года настоятелем прихода был назначен иерей Артемий (Рихтер), при котором началось и продолжается строительство нового храма в центре станицы, на его историческом месте[2].
Несмотря на гонение батюшки Василия, его семьи и верующих нашей станицы, Господь не оставил ст. Анастасиевскую. Возрождение духовной жизни в станице произошло.
Благочестивый род о. Василия Мухина и м. Раисы (в дев. Семашко) не прервался. В 2014 году ст. Анастасиевскую посетил их правнук – архимандрит Свято-Введенского монастыря г. Киева отец Лонгин (Горбачев), внук младшей дочери о. Василия – Анны. Батюшка принимает активное участие в восстановлении храма, где служил более 20 лет его прадед. Именно благодаря инициативе отца Лонгина в 2019–2020 годы были продолжены работы по поиску новых архивных документов, свидетельствующих о жизни семьи Мухиных.
Сегодня, вспоминая достойное служение и примерный жизненный путь о. Василия Мухина, мы видим продолжение его дел в его потомках.