«Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» (+ВИДЕО)

Памяти протоиерея Феодора Попельницкого (†16.02.1942)

Протоиерей Феодор Попельницкий Протоиерей Феодор Попельницкий «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...»: эти слова символизируют завершенную жизненную программу, выход из дурной бесконечности земной жизни в пространство истинного смысла. Для тех, кто вместе с отцом Феодором Попельницким сел в ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь — Ред.) за веру Христову в страшном 1937-м, это было очевидно. То, что места в сталинском безбожном земном раю для отца Феодора не отыщется, стало ясно ещё на Беломорканале. Как ни старался пожилой пастырь выдавать больше нормы на лесозаготовках, особистов интересовало одно: когда же он наконец поменяет свои религиозные убеждения. И они с сожалением констатировали: «Убеждений не меняет».

Протоиерей Фёдор Иванович Попельницкий (1880–16.02.1942) после окончания в 1906 году Одесской духовной семинарии служил в Андриано-Наталиевской церкви с. Ташино на границе Николаевской и Одесской областей. На втором его приходе — в храме Рождества Богородицы в с. Баловное, что в 10 км от г. Николаева (ныне — Украина), — прошли оставшиеся 27 лет его священнослужения вплоть до самого ареста. Отсюда в Первую мировую он ушёл полковым священником на Юго-Западный фронт и был награжден двумя орденами святой Анны: 3-й и 2-й степени. В 1970 году, к столетию со дня рождения В.И. Ленина, храм в селе разобрали.

Особисты с сожалением констатировали: «Убеждений не меняет»

Пришло время пандемии безбожия, охватившей страну, ещё недавно кажущейся оплотом Православия. 28 июля 1937 года отец Феодор был арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, а 18 сентября прибыл на Беломорканал, где был поставлен на учет как «КРЭ» («контрреволюционный элемент» — Ред.), подлежащий «перековке» сознания.

Из следственного дела:

«Рост средний, телосложение плотное, цвет волос седой, цвет глаз серый, нос обыкновенный, соцпроисхождение — служитель культа».

По сохранившимся документам, в 1939 году он находится в 3-м лагпункте 2-го отделения, занимаясь тем, что обозначено как «биржевые работы, окорка баланса» (речь идёт о работе на лесозаготовках — Ред.). Видно, как силы понемногу оставляют пожилого священника, и его «норма выработки» всё сокращается и сокращается: если в июле это 130%, в августе — 120%, то в сентябре и октябре — 100%. В ноябре и декабре 59-летний отец Феодор работает уже дневальным: видимо, сил на тяжёлые работы не осталось. Однако 9 июня 1940 года его переводят с 3-го на 7-й лагпункт — и вновь на общие работы.

Как и ветхозаветный Симеон, он стал чужим и непонятным ещё при жизни, смысл которой ускользает и растворяется в лагерном кошмаре. Над страной уже вовсю грохочет очистительная военная гроза. Для безбожных властителей звучит ультиматум, и скоро они сами будут вынуждены начать реанимацию Церкви, возвращая из лагерей смерти тех, кто чудом выжил к этому времени.

Отец Феодор не сможет пережить голод и холод первой военной зимы

Но отца Феодора это не коснется: как и большинство доходяг, отправленных или, точнее, сброшенных как балласт по пути на станции Явенга, чтобы умереть в Вожегодском лагпункте, он не сможет пережить голод и холод первой военной зимы.

Осенью 1941 года началась эвакуация ББК (Беломорско-Балтийский комбинат НКВД — Ред.), и 60-летний священник прибыл в Вожегодский ОЛП (отдельный лагерный пункт — Ред.) в потоке обреченных. По сути своей этот лагерный вариант хосписа и был задуман для того, чтобы при эвакуации рационально «селектировать спецконтингент»: тех, кто мог работать, везли мимо станции Явенга и дальше через Вологду, например, в Вятлаг, Пермские и другие ИТЛ на востоке страны; а тех, кто был уже явно слаб, оставляли работать на клепочном заводе ст. Явенга, отчего Вожегодский лагпункт именовали еще Явенгским.

В книге Н.А. Беловой «Региональные аспекты пенитенциарной системы России (на материалах Вологодского края)» указано:

«Для размещения нетрудоспособных заключенных, поступавших из ИТЛ прифронтовой полосы, на основании приказа областного УНКВД от 29 октября 1941 г. № 07, был организован Вожегодский лагерный пункт (его центральный участок находился в поселке Явенга Вожегодского района, поэтому в документах он часто именовался Явенгским ОЛП). Уже с ноября туда стали поступать этапы заключенных из Беломорско-Балтийского ИТЛ. Они были сильно истощены, многие болели пеллагрой, цингой и туберкулезом. Большую их часть не могли спасти ни усиленное питание, ни лекарства. Свой последний приют эти заключенные нашли на кладбищах лазаретов № 1 участка “8-й квартал” и № 2 участка “13-й квартал”. Хоронили их, согласно актам погребения, в нательном белье и с фамильными досками на груди».

Когда мы говорим и думаем о встрече с Богом, то никогда не знаем, когда, как и в какой форме это произойдёт. Праведный Симеон вряд ли думал, что обещанный Спаситель будет выглядеть как беспомощный Младенец у него на руках.

Так и отец Феодор, вспоминая в предпоследний день своей жизни о том, что это великий праздник Сретения Господня, тоже, возможно, с горькой иронией думал: вот как, оказывается, может выглядеть привычное «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». Это когда ты остался верен Богу до конца. Когда в душе мир. Когда уже неважно, каковы внешние обстоятельства жизни.

Подумать только: как жилось праведному Симеону, которому пришлось похоронить сначала жену, затем детей, потом внуков и правнуков, оставаясь не понятно почему и зачем осколком прошлого в совершенно новом и населенном чужими ему людьми мире... И как это созвучно положению новомучеников в «обновленной» безбожным духом России... Не об этом ли думал отец Феодор, вспоминая в Вожегодском лагпункте о великом Господском празднике?..

16 февраля 1942 г., на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом

В 1-м лазарете участка «8-й квартал» 16 февраля 1942 года, на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом. Акт о погребении №193 свидетельствует:

«1942 года февраля 17 дня мы, нижеподписавшиеся дежурный по лазарету Егоров Н.И., комендант I лазарета Шутепов В.Т., стрелок ВОХР Бакалин П.И., составили настоящий акт в том, что тело умершего з/к Попельницкого Федора Ивановича похоронено на кладбище 8 квартала. Тело з/к Попельницкого Ф.И. одето в нательное белье».

Господь устроил Своему верному рабу отшествие в попразднство Сретения. А спустя восемь десятилетий устроил и сретение новое — на этот раз уже с живыми потомками, которых привел к месту гибели их прадеда. Привел не только три поколения потомков мученика, но и множество других людей, пришедших потрудиться в Вожегодском лагпункте.

Неслучайно совпадают между собой великий праздник церковного календаря и день отшествия ко Господу священника Феодора. Неслучайно и чудо встречи поколений. Неслучайно в чем-то важном оказались схожи и судьбы ветхозаветного Симеона и священника Феодора. Кто-то уразумеет в этом одну из тайн Царствия Божия, а кто-то, ощутив неясную тревогу от соприкосновения с неизвестном смыслом, даст Бог, задумается.

Помянем же приснопамятного протоиерея Феодора Попельницкого (+16.02.1942)!

Он погребен на кладбище участка «8-й квартал» в Вожегодском лагпункте (Вологодская область, Вожегодский район, Бекетовское участковое лесничество, квартал 8, выдел 14, квартал 16, выдел 2, координаты: N 60.42.14; E 039.44.5)

Дмитрий Михайлов

18 февраля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Встреча поколений Встреча поколений
Дмитрий Михайлов
Встреча поколений Встреча поколений
Дмитрий Михайлов
Чудо милости и силы Божией: в праздник Вознесения Господь собрал представителей трех поколений потомков о. Феодора у Креста его памяти!
Память. Мостик над пропастью времени Память. Мостик над пропастью времени
Андрей Сальников
Память. Мостик над пропастью времени Память. Мостик над пропастью времени
Андрей Сальников
За неделю до Троицкой родительской субботы, 12 июня, состоялся один из этапов православной экспедиции «Вожегодский лагпункт — наша память 2021».
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
Светлана Поливанова
В августе 1937-го арестовали всех членов церковной двадцатки. Чтобы храм не закрыли, отец Сергий организовал создание новой двадцатки. Это и стало поводом для обвинений в контрреволюции.
Комментарии
Пётр 1 марта 2022, 11:15
Святые новомученики и исповедники российские, от безбожной власти умученные, молите Бога о нас!
евгений20 февраля 2022, 16:44
Остался верен Христу. Помолися о нас новомучениче Феодоре,Христу пред Престолом Его
Екатерина19 февраля 2022, 22:47
Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопамятного протоиерея Феодора! Прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×