Протоиерей Феодор Попельницкий «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...»: эти слова символизируют завершенную жизненную программу, выход из дурной бесконечности земной жизни в пространство истинного смысла. Для тех, кто вместе с отцом Феодором Попельницким сел в ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь — Ред.) за веру Христову в страшном 1937-м, это было очевидно. То, что места в сталинском безбожном земном раю для отца Феодора не отыщется, стало ясно ещё на Беломорканале. Как ни старался пожилой пастырь выдавать больше нормы на лесозаготовках, особистов интересовало одно: когда же он наконец поменяет свои религиозные убеждения. И они с сожалением констатировали: «Убеждений не меняет».
Протоиерей Фёдор Иванович Попельницкий (1880–16.02.1942) после окончания в 1906 году Одесской духовной семинарии служил в Андриано-Наталиевской церкви с. Ташино на границе Николаевской и Одесской областей. На втором его приходе — в храме Рождества Богородицы в с. Баловное, что в 10 км от г. Николаева (ныне — Украина), — прошли оставшиеся 27 лет его священнослужения вплоть до самого ареста. Отсюда в Первую мировую он ушёл полковым священником на Юго-Западный фронт и был награжден двумя орденами святой Анны: 3-й и 2-й степени. В 1970 году, к столетию со дня рождения В.И. Ленина, храм в селе разобрали.
Особисты с сожалением констатировали: «Убеждений не меняет»
Пришло время пандемии безбожия, охватившей страну, ещё недавно кажущейся оплотом Православия. 28 июля 1937 года отец Феодор был арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, а 18 сентября прибыл на Беломорканал, где был поставлен на учет как «КРЭ» («контрреволюционный элемент» — Ред.), подлежащий «перековке» сознания.
Из следственного дела:
«Рост средний, телосложение плотное, цвет волос седой, цвет глаз серый, нос обыкновенный, соцпроисхождение — служитель культа».
По сохранившимся документам, в 1939 году он находится в 3-м лагпункте 2-го отделения, занимаясь тем, что обозначено как «биржевые работы, окорка баланса» (речь идёт о работе на лесозаготовках — Ред.). Видно, как силы понемногу оставляют пожилого священника, и его «норма выработки» всё сокращается и сокращается: если в июле это 130%, в августе — 120%, то в сентябре и октябре — 100%. В ноябре и декабре 59-летний отец Феодор работает уже дневальным: видимо, сил на тяжёлые работы не осталось. Однако 9 июня 1940 года его переводят с 3-го на 7-й лагпункт — и вновь на общие работы.
Как и ветхозаветный Симеон, он стал чужим и непонятным ещё при жизни, смысл которой ускользает и растворяется в лагерном кошмаре. Над страной уже вовсю грохочет очистительная военная гроза. Для безбожных властителей звучит ультиматум, и скоро они сами будут вынуждены начать реанимацию Церкви, возвращая из лагерей смерти тех, кто чудом выжил к этому времени.
Отец Феодор не сможет пережить голод и холод первой военной зимы
Но отца Феодора это не коснется: как и большинство доходяг, отправленных или, точнее, сброшенных как балласт по пути на станции Явенга, чтобы умереть в Вожегодском лагпункте, он не сможет пережить голод и холод первой военной зимы.
Осенью 1941 года началась эвакуация ББК (Беломорско-Балтийский комбинат НКВД — Ред.), и 60-летний священник прибыл в Вожегодский ОЛП (отдельный лагерный пункт — Ред.) в потоке обреченных. По сути своей этот лагерный вариант хосписа и был задуман для того, чтобы при эвакуации рационально «селектировать спецконтингент»: тех, кто мог работать, везли мимо станции Явенга и дальше через Вологду, например, в Вятлаг, Пермские и другие ИТЛ на востоке страны; а тех, кто был уже явно слаб, оставляли работать на клепочном заводе ст. Явенга, отчего Вожегодский лагпункт именовали еще Явенгским.
В книге Н.А. Беловой «Региональные аспекты пенитенциарной системы России (на материалах Вологодского края)» указано:
«Для размещения нетрудоспособных заключенных, поступавших из ИТЛ прифронтовой полосы, на основании приказа областного УНКВД от 29 октября 1941 г. № 07, был организован Вожегодский лагерный пункт (его центральный участок находился в поселке Явенга Вожегодского района, поэтому в документах он часто именовался Явенгским ОЛП). Уже с ноября туда стали поступать этапы заключенных из Беломорско-Балтийского ИТЛ. Они были сильно истощены, многие болели пеллагрой, цингой и туберкулезом. Большую их часть не могли спасти ни усиленное питание, ни лекарства. Свой последний приют эти заключенные нашли на кладбищах лазаретов № 1 участка “8-й квартал” и № 2 участка “13-й квартал”. Хоронили их, согласно актам погребения, в нательном белье и с фамильными досками на груди».
Когда мы говорим и думаем о встрече с Богом, то никогда не знаем, когда, как и в какой форме это произойдёт. Праведный Симеон вряд ли думал, что обещанный Спаситель будет выглядеть как беспомощный Младенец у него на руках.
Так и отец Феодор, вспоминая в предпоследний день своей жизни о том, что это великий праздник Сретения Господня, тоже, возможно, с горькой иронией думал: вот как, оказывается, может выглядеть привычное «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». Это когда ты остался верен Богу до конца. Когда в душе мир. Когда уже неважно, каковы внешние обстоятельства жизни.
Подумать только: как жилось праведному Симеону, которому пришлось похоронить сначала жену, затем детей, потом внуков и правнуков, оставаясь не понятно почему и зачем осколком прошлого в совершенно новом и населенном чужими ему людьми мире... И как это созвучно положению новомучеников в «обновленной» безбожным духом России... Не об этом ли думал отец Феодор, вспоминая в Вожегодском лагпункте о великом Господском празднике?..
16 февраля 1942 г., на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом
В 1-м лазарете участка «8-й квартал» 16 февраля 1942 года, на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом. Акт о погребении №193 свидетельствует:
«1942 года февраля 17 дня мы, нижеподписавшиеся дежурный по лазарету Егоров Н.И., комендант I лазарета Шутепов В.Т., стрелок ВОХР Бакалин П.И., составили настоящий акт в том, что тело умершего з/к Попельницкого Федора Ивановича похоронено на кладбище 8 квартала. Тело з/к Попельницкого Ф.И. одето в нательное белье».
Господь устроил Своему верному рабу отшествие в попразднство Сретения. А спустя восемь десятилетий устроил и сретение новое — на этот раз уже с живыми потомками, которых привел к месту гибели их прадеда. Привел не только три поколения потомков мученика, но и множество других людей, пришедших потрудиться в Вожегодском лагпункте.
Неслучайно совпадают между собой великий праздник церковного календаря и день отшествия ко Господу священника Феодора. Неслучайно и чудо встречи поколений. Неслучайно в чем-то важном оказались схожи и судьбы ветхозаветного Симеона и священника Феодора. Кто-то уразумеет в этом одну из тайн Царствия Божия, а кто-то, ощутив неясную тревогу от соприкосновения с неизвестном смыслом, даст Бог, задумается.
Помянем же приснопамятного протоиерея Феодора Попельницкого (+16.02.1942)!
Он погребен на кладбище участка «8-й квартал» в Вожегодском лагпункте (Вологодская область, Вожегодский район, Бекетовское участковое лесничество, квартал 8, выдел 14, квартал 16, выдел 2, координаты: N 60.42.14; E 039.44.5)