Священник Иосиф Кранк
В восточную Венгрию я ехал из Словакии. Между двумя странами прекрасно налажено транспортное сообщение – из Кошице (второго города Словакии) в Будапешт каждый день идут несколько поездов. Пограничный контроль между странами упразднён (Шенген), поэтому нет необходимости готовить пакеты документов, выстаивать очереди и заполнять таможенные декларации. Передвижение по странам Евросоюза настолько удобно и дёшево, что этим пользуются миллионы европейцев, ставших заядлыми путешественниками.
Церковь Святой Троицы в Мишкольце Всегда приятно, когда мои просьбы о встрече и интервью в тех странах, где мне приходится бывать, находят положительный отклик. Такое, увы, случается не всегда, но в Мишкольце (четвёртом по величине городе Венгрии, на северо-востоке страны) меня приняли очень доброжелательно, как дорогого гостя. «Страннолюбия не забывайте» (Евр. 13:2), – писал апостол Павел, давая совет христианам, как древним, так и современным. Добрые отзвуки этого совета я ощутил в Мишкольце, где мне даже не пришлось искать место для ночлега – обо всём заранее позаботились прихожане православной общины. Отпала необходимость и в выстраивании маршрута (пешком или на трамвае) для поиска храма: на вокзале гостя из Словакии встретили матушка Андреа Кранк с сыном и Виктория Немеш – уроженка Украины, уже несколько лет живущая в Венгрии. Они и отвезли меня к церкви Святой Троицы, расположенной на площади Деака Ференца (в полутора километрах от станции Мишкольц-Тисаи), а также провели небольшую экскурсию на прихрамовой территории.
Православный храм Венгерской епархии РПЦ в Мишкольце расположен по соседству с двумя костёлами и кирхой
Православный храм Венгерской епархии РПЦ в Мишкольце расположен на своеобразном церковном «островке» города, где соседствуют несколько церквей – римо-католический и греко-католический костёлы и протестантская кирха. Церковь Святой Троицы не такая древняя, как храмы римо-католиков и протестантов (она была построена в начале XIX века), но именно в ней возведён крупнейший в Центральной Европе иконостас, высотой 16 метров. В церкви также находится почитаемая Ахтырская икона Божией Матери, подаренная местной православной общине российской императрицей Екатериной II, проезжавшей через Мишкольц в 1782 году.
Иконостас церкви Святой Троицы Обширная прихрамовая территория засеяна травой, местами растут кустарники и деревья, а в одном уголке разместился небольшой огород – участок попросили украинские беженцы, которым хотелось вырастить в новой стране собственные помидоры, огурцы, кабачки и лук. Прогуливаясь вблизи храма, мысленно переносишься в прошлое, размышляешь о былом: ведь здесь сохранились могилы XIX века, в которых почивают прихожане Троицкой церкви. В нескольких десятках метров от храма, в бывшем здании приходской школы, расположился музей Православной Церкви. В нём собрана старинная богослужебная утварь, облачения, книги. Музей считается обладателем самой богатой коллекции в Венгрии, связанной с православным богослужением. Конечно, всё это сохранялось трудами и стараниями местных христиан, даже в те непростые времена, когда господствующей идеологией в Венгрии был «научный» атеизм.
Ахтырская икона Божией Матери в Троицкой церкви (Мишкольц) С начала этого года храм находится на реставрации, проводимой за счёт венгерского государства, поэтому богослужения совершаются в одном из помещений музея, где обустроена временная церковь. Здесь меньше пространства для молящихся, но зато теплее. В день, когда я приехал в Мишкольц (это было во время Великого поста), служилась литургия Преждеосвященных Даров. Служба шла вечером на трёх языках – венгерском, церковнославянском и греческом. Прихожан было немного, но хор пел очень благостно и проникновенно, а священник благоговейно произносил слова молитвы. Правда, никто из присутствующих не причащался.
– С причастием на вечерних литургиях бывает по-разному; чаще всего кто-то приступает к Чаше, – рассказал мне настоятель Свято-Троицкой Церкви иерей Иосиф Кранк. – Но отсутствие причастников сегодня – это для меня свидетельство, что люди понимают необходимость тщательной, продуманной подготовки к причастию. Мы учим прихожан ничего не есть с полуночи, а в сам день причастия, если необходимо, разрешаем пить воду, но не более чем за 6 часов до причащения. Организм привыкает к такой дисциплине, и человек, конечно, получает благодать и поддержку от Бога.
Иосиф Кранк родился в Фехердьярмате, небольшом городе на востоке Венгрии, в семье католиков, но, как и многие верующие в странах Европы, вернулся к истокам, к Православию. Первые штрихи этого обращения были начертаны ещё в детстве, во время общения с дедушкой, участником Второй мировой войны. Понятно, что как житель Венгрии он воевал на стороне захватчиков, немцев, но, в отличие от некоторых своих соотечественников, вернулся домой не с чувством ненависти, а с глубоким уважением к славянским народам и православной вере.
– Дед остался католиком, он не переходил в Православие (в окрестностях города Матесалька, где прошло моё детство, не было действующих православных храмов). Но я замечал, как во время молитвы он осеняет себя крестным знамением по-православному, справа налево. Удивительно, но это детское воспоминание осталось со мной на всю жизнь и, думаю, впервые познакомило меня с Православием, пусть и косвенно.
В музее Православной Церкви
Искренность веры, желание всецело служить Богу подвигли Иосифа к решению стать ксендзом. Он поступил в одну из католических семинарий Венгрии, однако учёба принесла в большей степени разочарование в католицизме. C другой стороны, знакомство с трудами отцов Церкви, поездки по православным монастырям Румынии убедили семинариста, что полнота истины – только в Православии.
– Став православным, я проходил стажировку в Салониках и Килкисе, а также провёл несколько месяцев в монастыре Гумениса в Греции, который живет по афонскому уставу. Позже я окончил Ужгородскую академию на Украине и принял священный сан в 2003 году. К слову, мои товарищи по семинарии, интересовавшиеся восточным богословием, тоже стали православными священниками. Благодаря встрече с различными традициями – румынской, сербской, греческой – мы смогли увидеть богатство и красоту Православия. Думаю, что в этих национальных традициях проявляется самостоятельность, красота и уникальность каждой Поместной Церкви.
– У меня была возможность служить в стране, где Православие является господствующей религией, – говорит отец Иосиф. – Но я решил, что буду полезнее на родине: здесь мы можем свидетельствовать о православной вере. Я считаю, что Православие тоже сыграло свою роль (пусть и в небольшой степени) в том, что Венгрия стала защитником христианских ценностей в Европейском союзе, противостоя тем негативным тенденциям, которые исходят из Брюсселя. Наши законы чётко определяют модель семьи: отец – мужчина, мать – женщина, а также гарантируют воспитание детей на основе христианских ценностей, способствуя тем самым присутствию в Европе общества, основанного на христианском мировоззрении.
Невзирая на то, что Православие не является ведущей конфессией в Венгрии, можно заметить интерес к нему со стороны местных жителей
Невзирая на то, что православное христианство не является ведущей конфессией в Венгрии, можно заметить интерес к нему со стороны местных жителей. Более половины прихожан храма Святой Троицы по национальности – венгры, некоторые из них перешли из других конфессий. Отец Иосиф объясняет это, в частности, упадком христианства в Европе:
– Давайте посмотрим на западное христианство: его состояние печально. Церкви продаются под офисы, бары, жилые помещения. Миллионы молодых людей внутри опустошены; эту пустоту часто заполняют опасные оккультные практики. Полагаю, западное христианство совершило ошибку, убрав из литургии мистическое содержание. В Православии это мистическое содержание сохранено, и каждое слово, каждое движение богослужения наполнены глубоким смыслом. Западная теология стала пустой, сухой, формальной, в то время как святые отцы Востока учили: настоящий богослов – тот, кто молится. Люди видят свет в Православии и приходят к нам.
– Но сейчас нам угрожает распространение слабого, выхолощенного, формального Православия, – добавляет отец Иосиф. – Есть люди, называющие себя христианами, но при этом открыто проповедующие антихристианские идеи. Дети часто видят плохой пример в семье, а СМИ нередко пропагандируют образ жизни, не совместимый с христианством.
– Что могут сделать православные родители, чтобы их дети стали настоящими христианами? – спрашиваю я.
– Важно, чтобы дети видели, как их родители молятся, как они обращаются к священнику не только со своими проблемами, но и просят за других. Надо научить ребёнка благодарить Бога за всё: за новый день, за услышанную молитву. Все мы должны учиться благодарить Бога, просить у Него помощи, чтобы не огорчать Его и ближних своими дурными поступками и словами.
Кстати, матушка Андреа – руководитель службы по делам семьи и детей мэрии города Мишкольц – как раз работает над созданием безопасной и поддерживающей среды, необходимой для развития детей. Поэтому отец Иосиф, зная о нюансах в этой сфере, хорошо видит, как сегодня на Западе идёт негативное воздействие на ребёнка, которого хотят лишить искренности и чистоты детства.
– Дети как губка: впитывают всё, в том числе и плохое, – говорит отец Иосиф. – Естественно, если в школе или детском саду преподают антихристианские идеи, они тоже это воспринимают. Либерализм опаснее для детей, чем коммунизм, потому что либерализм проповедует полную вседозволенность с антиклерикальным подтекстом. СМИ «промывают мозги» людям, в том числе молодёжи. Это очень опасно. За несколько недель пропаганда может привести к такому радикализму, что человек, вчера ещё называвший себя христианином, сегодня может обернуться против ближнего.
– И всё это распространяется венгерскими СМИ, несмотря на здравую позицию руководства Венгрии?
Венгерское правительство защищает семьи, благодаря чему в Центральной Европе есть общество, основанное на христианских национальных ценностях
– Нет! Венгерское правительство законодательно защищает семьи, благодаря чему в Центральной Европе существует общество, основанное на христианских национальных ценностях и противостоящее западноевропейской глобалистской, либеральной, антинациональной и антихристианской пропаганде. В Венгрии – свобода прессы, и содержание публикаций в социальных сетях и либеральных СМИ может представлять угрозу для наших детей, общества, культуры и веры. Христианин должен уметь ранжировать информацию, чтобы понимать, что он принимает, с чем себя отождествляет. Другими словами, нам следует научиться отделять пшеницу от плевел.
– Помимо кризиса ценностей Европа сталкивается и с миграционными проблемами, не так ли? Особенно в последние несколько лет…
– Да, в Европе болезненно переживается конфликт между двумя братскими народами – русским и украинским, что ощущают и некоторые эмигрантские сообщества… После 2022 года к нам тоже прибывали беженцы, и я благодарен Богу, что мы смогли им помочь – в сотрудничестве с мэрией и Венгерской службой милосердия Ордена госпитальеров. Мы обеспечивали семьи беженцев всем необходимым (жильём, питанием, предметами гигиены, помощью в административных вопросах и т.д.) как напрямую, так и опосредованно. Собирали продуктовые пакеты и отправляли целые грузовики с гуманитарной помощью в Закарпатье. При этом нам удалось сохранить мир в нашей общине среди православных верующих Мишкольца, независимо от их национальности. Украинцы, прибывшие в последние годы, тоже приходили в наш храм, и многие из них остались с нами, я бы сказал, около 80%. Мы постоянно молимся за народы, вовлечённые в войну, но сейчас мы осознали: надо молиться так, как никогда раньше. В этом особый вызов и особое призвание нашего времени.