Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Священник Иосиф Кранк: «Венгрия – форпост христианских ценностей в Европе, в том числе благодаря Православию»

Священник Иосиф Кранк Священник Иосиф Кранк

В восточную Венгрию я ехал из Словакии. Между двумя странами прекрасно налажено транспортное сообщение – из Кошице (второго города Словакии) в Будапешт каждый день идут несколько поездов. Пограничный контроль между странами упразднён (Шенген), поэтому нет необходимости готовить пакеты документов, выстаивать очереди и заполнять таможенные декларации. Передвижение по странам Евросоюза настолько удобно и дёшево, что этим пользуются миллионы европейцев, ставших заядлыми путешественниками.

Церковь Святой Троицы в Мишкольце Церковь Святой Троицы в Мишкольце Всегда приятно, когда мои просьбы о встрече и интервью в тех странах, где мне приходится бывать, находят положительный отклик. Такое, увы, случается не всегда, но в Мишкольце (четвёртом по величине городе Венгрии, на северо-востоке страны) меня приняли очень доброжелательно, как дорогого гостя. «Страннолюбия не забывайте» (Евр. 13:2), – писал апостол Павел, давая совет христианам, как древним, так и современным. Добрые отзвуки этого совета я ощутил в Мишкольце, где мне даже не пришлось искать место для ночлега – обо всём заранее позаботились прихожане православной общины. Отпала необходимость и в выстраивании маршрута (пешком или на трамвае) для поиска храма: на вокзале гостя из Словакии встретили матушка Андреа Кранк с сыном и Виктория Немеш – уроженка Украины, уже несколько лет живущая в Венгрии. Они и отвезли меня к церкви Святой Троицы, расположенной на площади Деака Ференца (в полутора километрах от станции Мишкольц-Тисаи), а также провели небольшую экскурсию на прихрамовой территории.

Православный храм Венгерской епархии РПЦ в Мишкольце расположен по соседству с двумя костёлами и кирхой

Православный храм Венгерской епархии РПЦ в Мишкольце расположен на своеобразном церковном «островке» города, где соседствуют несколько церквей – римо-католический и греко-католический костёлы и протестантская кирха. Церковь Святой Троицы не такая древняя, как храмы римо-католиков и протестантов (она была построена в начале XIX века), но именно в ней возведён крупнейший в Центральной Европе иконостас, высотой 16 метров. В церкви также находится почитаемая Ахтырская икона Божией Матери, подаренная местной православной общине российской императрицей Екатериной II, проезжавшей через Мишкольц в 1782 году.

Иконостас церкви Святой Троицы Иконостас церкви Святой Троицы Обширная прихрамовая территория засеяна травой, местами растут кустарники и деревья, а в одном уголке разместился небольшой огород – участок попросили украинские беженцы, которым хотелось вырастить в новой стране собственные помидоры, огурцы, кабачки и лук. Прогуливаясь вблизи храма, мысленно переносишься в прошлое, размышляешь о былом: ведь здесь сохранились могилы XIX века, в которых почивают прихожане Троицкой церкви. В нескольких десятках метров от храма, в бывшем здании приходской школы, расположился музей Православной Церкви. В нём собрана старинная богослужебная утварь, облачения, книги. Музей считается обладателем самой богатой коллекции в Венгрии, связанной с православным богослужением. Конечно, всё это сохранялось трудами и стараниями местных христиан, даже в те непростые времена, когда господствующей идеологией в Венгрии был «научный» атеизм.

Ахтырская икона Божией Матери в Троицкой церкви (Мишкольц) Ахтырская икона Божией Матери в Троицкой церкви (Мишкольц) С начала этого года храм находится на реставрации, проводимой за счёт венгерского государства, поэтому богослужения совершаются в одном из помещений музея, где обустроена временная церковь. Здесь меньше пространства для молящихся, но зато теплее. В день, когда я приехал в Мишкольц (это было во время Великого поста), служилась литургия Преждеосвященных Даров. Служба шла вечером на трёх языках – венгерском, церковнославянском и греческом. Прихожан было немного, но хор пел очень благостно и проникновенно, а священник благоговейно произносил слова молитвы. Правда, никто из присутствующих не причащался.

– С причастием на вечерних литургиях бывает по-разному; чаще всего кто-то приступает к Чаше, – рассказал мне настоятель Свято-Троицкой Церкви иерей Иосиф Кранк. – Но отсутствие причастников сегодня – это для меня свидетельство, что люди понимают необходимость тщательной, продуманной подготовки к причастию. Мы учим прихожан ничего не есть с полуночи, а в сам день причастия, если необходимо, разрешаем пить воду, но не более чем за 6 часов до причащения. Организм привыкает к такой дисциплине, и человек, конечно, получает благодать и поддержку от Бога.

Иосиф Кранк родился в Фехердьярмате, небольшом городе на востоке Венгрии, в семье католиков, но, как и многие верующие в странах Европы, вернулся к истокам, к Православию. Первые штрихи этого обращения были начертаны ещё в детстве, во время общения с дедушкой, участником Второй мировой войны. Понятно, что как житель Венгрии он воевал на стороне захватчиков, немцев, но, в отличие от некоторых своих соотечественников, вернулся домой не с чувством ненависти, а с глубоким уважением к славянским народам и православной вере.

– Дед остался католиком, он не переходил в Православие (в окрестностях города Матесалька, где прошло моё детство, не было действующих православных храмов). Но я замечал, как во время молитвы он осеняет себя крестным знамением по-православному, справа налево. Удивительно, но это детское воспоминание осталось со мной на всю жизнь и, думаю, впервые познакомило меня с Православием, пусть и косвенно.

В музее Православной Церкви В музее Православной Церкви

Искренность веры, желание всецело служить Богу подвигли Иосифа к решению стать ксендзом. Он поступил в одну из католических семинарий Венгрии, однако учёба принесла в большей степени разочарование в католицизме. C другой стороны, знакомство с трудами отцов Церкви, поездки по православным монастырям Румынии убедили семинариста, что полнота истины – только в Православии.

– Став православным, я проходил стажировку в Салониках и Килкисе, а также провёл несколько месяцев в монастыре Гумениса в Греции, который живет по афонскому уставу. Позже я окончил Ужгородскую академию на Украине и принял священный сан в 2003 году. К слову, мои товарищи по семинарии, интересовавшиеся восточным богословием, тоже стали православными священниками. Благодаря встрече с различными традициями – румынской, сербской, греческой – мы смогли увидеть богатство и красоту Православия. Думаю, что в этих национальных традициях проявляется самостоятельность, красота и уникальность каждой Поместной Церкви.

– У меня была возможность служить в стране, где Православие является господствующей религией, – говорит отец Иосиф. – Но я решил, что буду полезнее на родине: здесь мы можем свидетельствовать о православной вере. Я считаю, что Православие тоже сыграло свою роль (пусть и в небольшой степени) в том, что Венгрия стала защитником христианских ценностей в Европейском союзе, противостоя тем негативным тенденциям, которые исходят из Брюсселя. Наши законы чётко определяют модель семьи: отец – мужчина, мать – женщина, а также гарантируют воспитание детей на основе христианских ценностей, способствуя тем самым присутствию в Европе общества, основанного на христианском мировоззрении.

Невзирая на то, что Православие не является ведущей конфессией в Венгрии, можно заметить интерес к нему со стороны местных жителей

Невзирая на то, что православное христианство не является ведущей конфессией в Венгрии, можно заметить интерес к нему со стороны местных жителей. Более половины прихожан храма Святой Троицы по национальности – венгры, некоторые из них перешли из других конфессий. Отец Иосиф объясняет это, в частности, упадком христианства в Европе:

– Давайте посмотрим на западное христианство: его состояние печально. Церкви продаются под офисы, бары, жилые помещения. Миллионы молодых людей внутри опустошены; эту пустоту часто заполняют опасные оккультные практики. Полагаю, западное христианство совершило ошибку, убрав из литургии мистическое содержание. В Православии это мистическое содержание сохранено, и каждое слово, каждое движение богослужения наполнены глубоким смыслом. Западная теология стала пустой, сухой, формальной, в то время как святые отцы Востока учили: настоящий богослов – тот, кто молится. Люди видят свет в Православии и приходят к нам.

– Но сейчас нам угрожает распространение слабого, выхолощенного, формального Православия, – добавляет отец Иосиф. – Есть люди, называющие себя христианами, но при этом открыто проповедующие антихристианские идеи. Дети часто видят плохой пример в семье, а СМИ нередко пропагандируют образ жизни, не совместимый с христианством.

– Что могут сделать православные родители, чтобы их дети стали настоящими христианами? – спрашиваю я.

– Важно, чтобы дети видели, как их родители молятся, как они обращаются к священнику не только со своими проблемами, но и просят за других. Надо научить ребёнка благодарить Бога за всё: за новый день, за услышанную молитву. Все мы должны учиться благодарить Бога, просить у Него помощи, чтобы не огорчать Его и ближних своими дурными поступками и словами.

Кстати, матушка Андреа – руководитель службы по делам семьи и детей мэрии города Мишкольц – как раз работает над созданием безопасной и поддерживающей среды, необходимой для развития детей. Поэтому отец Иосиф, зная о нюансах в этой сфере, хорошо видит, как сегодня на Западе идёт негативное воздействие на ребёнка, которого хотят лишить искренности и чистоты детства.

– Дети как губка: впитывают всё, в том числе и плохое, – говорит отец Иосиф. – Естественно, если в школе или детском саду преподают антихристианские идеи, они тоже это воспринимают. Либерализм опаснее для детей, чем коммунизм, потому что либерализм проповедует полную вседозволенность с антиклерикальным подтекстом. СМИ «промывают мозги» людям, в том числе молодёжи. Это очень опасно. За несколько недель пропаганда может привести к такому радикализму, что человек, вчера ещё называвший себя христианином, сегодня может обернуться против ближнего.

– И всё это распространяется венгерскими СМИ, несмотря на здравую позицию руководства Венгрии?

Венгерское правительство защищает семьи, благодаря чему в Центральной Европе есть общество, основанное на христианских национальных ценностях

– Нет! Венгерское правительство законодательно защищает семьи, благодаря чему в Центральной Европе существует общество, основанное на христианских национальных ценностях и противостоящее западноевропейской глобалистской, либеральной, антинациональной и антихристианской пропаганде. В Венгрии – свобода прессы, и содержание публикаций в социальных сетях и либеральных СМИ может представлять угрозу для наших детей, общества, культуры и веры. Христианин должен уметь ранжировать информацию, чтобы понимать, что он принимает, с чем себя отождествляет. Другими словами, нам следует научиться отделять пшеницу от плевел.

– Помимо кризиса ценностей Европа сталкивается и с миграционными проблемами, не так ли? Особенно в последние несколько лет…

– Да, в Европе болезненно переживается конфликт между двумя братскими народами – русским и украинским, что ощущают и некоторые эмигрантские сообщества… После 2022 года к нам тоже прибывали беженцы, и я благодарен Богу, что мы смогли им помочь – в сотрудничестве с мэрией и Венгерской службой милосердия Ордена госпитальеров. Мы обеспечивали семьи беженцев всем необходимым (жильём, питанием, предметами гигиены, помощью в административных вопросах и т.д.) как напрямую, так и опосредованно. Собирали продуктовые пакеты и отправляли целые грузовики с гуманитарной помощью в Закарпатье. При этом нам удалось сохранить мир в нашей общине среди православных верующих Мишкольца, независимо от их национальности. Украинцы, прибывшие в последние годы, тоже приходили в наш храм, и многие из них остались с нами, я бы сказал, около 80%. Мы постоянно молимся за народы, вовлечённые в войну, но сейчас мы осознали: надо молиться так, как никогда раньше. В этом особый вызов и особое призвание нашего времени.

Сергей Мудров

26 мая 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 135 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Автор благодарит Елену Патко за помощь в переводе с венгерского языка.

Смотри также
«Наша сплоченность приносит нам большую пользу» «Наша сплоченность приносит нам большую пользу»
Православие в Лихтенштейне
«Наша сплоченность приносит нам большую пользу» «Наша сплоченность приносит нам большую пользу»
Православие в Лихтенштейне
Сергей Мудров
Очень надеемся, что, невзирая на все глобальные катаклизмы, община сохранится в своем нынешнем составе.
Протоиерей Николай Ким: «Христианин в любом месте будет молиться, трудиться и радоваться» Протоиерей Николай Ким: «Христианин в любом месте будет молиться, трудиться и радоваться» Протоиерей Николай Ким: «Христианин в любом месте будет молиться, трудиться и радоваться» Протоиерей Николай Ким: «Христианин в любом месте будет молиться, трудиться и радоваться»
Вся история Венгрии — это история борьбы за свободу. И современная Венгрия не собирается так просто расставаться с подлинной, а не мнимой независимостью.
Личный путь в Церкви – это вся моя жизнь Личный путь в Церкви – это вся моя жизнь
Протоиерей Николай Ким
Личный путь в Церкви – это вся моя жизнь Личный путь в Церкви – это вся моя жизнь
Беседа с протоиереем Николаем Кимом
«Принципиальной разницы в служении у Престола Божия на Родине или за границей я не вижу»: беседа с настоятелем православного прихода в городе Хевиз (Венгрия) протоиереем Николаем Кимом.
Комментарии
Вениамин27 мая 2025, 09:49
Спаси,Господи! Мы были в этом Храме, когда отдыхали в Мишкольц-Тапольце. А потом там настоятелем стал о. Кирилл. Мы с ним поддерживали отношения. Не знаю, к сожалению, где он сейчас. Помогай Бог!
Павел К.26 мая 2025, 09:40
Спаси ,Господи ,правителей Венгрии и Словакии -настоящих самоотверженных миротворцев, мужей силы и разума !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×