Пейзажи Лихтенштейна
Княжество Лихтенштейн – это микрогосударство Европы, расположенное на стыке Австрии и Швейцарии. Лихтенштейн, площадью всего 160 кв. км (это немногим больше белорусского Бреста) и с населением около 40 тысяч человек, считается одним из богатейших государств мира, в котором, помимо финансового сектора, также развиты промышленность (включая микроэлектронику) и сельское хозяйство. В стране нет своей валюты – используется швейцарский франк. Внешние границы княжества охраняет швейцарская полиция, за грузами следит швейцарская таможня. Лихтенштейн (как и Швейцария) не входит в Европейский союз, поэтому при перемещении товаров из ЕС могут возникать нюансы, регулируемые местным законодательством.
Пасхальное богослужение в церкви св. Лаврентия в Шане
На фоне слабеющего католицизма отрадно видеть поступательное и успешное развитие Православия в Лихтенштейне
Невзирая на то, что в Лихтенштейне сильны позиции Католической церкви (имеющей статус национальной), микрогосударству сложно плыть против мощного течения общеевропейского либерализма, с его навязыванием однополых «союзов», абортов и иных подобных вещей. Законодательство, попирающее основы библейского учения о браке и святости жизни, стало в княжестве, к сожалению, такой же обыденностью, как и во многих других странах «старого света». Католический архиепископ Вольфганг Хаас, активно протестовавший продвижению радужного «равноправия», был заменен в 2023 году епископом из Фельдкирха (Австрия) Бенно Эльбсом (в качестве временно управляющего архиепископией Вадуца), разделяющим позицию папы Римского Франциска о возможности «благословения» однополых «пар». С другой стороны, в силу консервативности коренных лихтенштейнцев и негативного отношения к вмешательству извне, можно предполагать, что, невзирая на законодательные новшества, в повседневной жизни людей существенных изменений не произойдет, по крайней мере в ближайшем будущем.
Кирилл Георгиевич Дейша Но в ситуации, когда крупнейшая конфессия княжества, разрушив некогда прочный фундамент библейского учения о семье, выстраивает свой «новый» дом на зыбком песке антихристианской либеральности, мало кого удивляет тот факт, что местные жители становятся все более равнодушными к католической вере. На фоне слабеющего католицизма и общего снижения религиозности особенно отрадно видеть поступательное и успешное развитие Православия в Лихтенштейне. Во время краткой поездки по этим живописным местам мне удалось пообщаться с человеком, который сейчас представляет интересы местных православных перед властями страны. Кирилл Георгиевич Дейша, до выхода на пенсию много лет проработавший в системе образования, известен также своими трудами по истории лихтенштейнского Православия. Именно он установил, что первые православные богослужения в княжестве состоялись 80 лет назад, вскоре после окончания Второй мировой войны – для русских беженцев, осевших в этих краях. Тогда служил русский священник из Цюриха (Швейцария).
По прошествии более 30 лет, в конце 1970-х, в Лихтенштейн начали приезжать греческие гастарбайтеры, и именно для них в 1983 году была учреждена православная община в юрисдикции Константинопольского патриархата. Через 13 лет, в 1996 году, в княжестве появился сербский приход. В 2008 году православные объединились, чтобы сформировать ассоциацию, открытую для всех юрисдикций.
В настоящее время Общеправославной Ассоциацией руководит комитет, состоящий из граждан Лихтенштейна русского, греческого, сербского и украинского происхождения. Кирилл Дейша, как основатель ассоциации, особо отмечает, что репутация Православия наиболее высокая тогда, когда нет разделения по юрисдикциям и национальным «квартиркам».
События мировой политики или национальные предрассудки не должны затмевать свет Божий, которым сияет православная вера
– События мировой политики или национальные предрассудки не должны затмевать свет Божий, которым сияет православная вера, – говорит Кирилл Георгиевич. – Нам, мирянам, легче поддерживать единство здесь в малых масштабах, нежели на глобальном уровне, где отношения между патриархатами усложнились в последние годы. Не стоит забывать, что наша молитва – «о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей, и о соединении всех».
По словам Кирилла Дейши, особенность организации православной жизни Лихтенштейна в том, что каждая община сохраняет свою юрисдикционную принадлежность, но при этом Общеправославной ассоциации делегирована координирующая роль – представлять православных жителей в соответствии с гражданским законодательством и поддерживать контакты с властями страны.
Как правило, верующие из Лихтенштейна посещают литургии в одной из церквей близлежащих городов Австрии или Швейцарии (транспортное сообщение с ними очень хорошее). Священники из этих городов несколько раз в год совершают богослужения в Лихтенштейне, а также освящают дома, крестят детей, посещают больных и т.д. Общеправославная ассоциация договаривается с властями обо всех визитах и решает материальные вопросы, связанные с приездами духовенства. Сейчас в Лихтенштейне служат священники Константинопольского, Сербского и Румынского патриархатов. Представители Московского Патриархата не приезжали по меньшей мере с 2022 года – по причинам, которые многие понимают, но предпочитают не говорить о них вслух.
Капелла св. Петра на ул. Обергасс в Шане
Службы проходят в храмах, которые предоставляет бесплатно государство или местные общины. Сейчас таких храмов три: историческая капелла св. апостола Петра (основана в пятом столетии, то есть еще до церковного раскола), кирха св. Иоанна (Йоханнескирхе на ул. Шанерштрассе в Вадуце) и кафедральный костел св. Лаврентия в Шане – в нем, как правило, проходят пасхальные богослужения и венчания. Церковные праздники верующие отмечают по своим традициям и календарям – например, сербы по старому, а греки по новому стилю. Это удобно для мигрантов из православных стран, привыкших к календарям своих поместных церквей.
Кирха св. Иоанна на ул. Шанерштрассе в Вадуце
Чаще всего православные молятся в лютеранской церкви, Йоханнескирхе. Внутреннее убранство в ней можно менять, чтобы приблизить его к обустройству православного храма. До начала богослужения в помещении ставят аналои с иконами и подсвечники с песком. Сборный иконостас, установленный справа от входа, переносят к алтарю, а скамейки немного сдвигают. Конечно, архитектура здания не меняется, но благословение православной молитвы преображает человека – вне зависимости от того, где эта молитва звучит. Главное, чтобы у людей было желание и время молиться, исповедоваться и причащаться.
На православном богослужении в кирхе св. Иоанна
Обычный интерьер кирхи св. Иоанна
В Лихтенштейне проживают 574 православных христианина
Последняя перепись, проведенная в 2020 году, зафиксировала, что в Лихтенштейне проживают 574 православных христианина (из числа имеющих гражданство или постоянный вид на жительство) – на 22,5% больше, чем в 2010 году. Эти цифры не учитывают ни временных рабочих православного исповедания, ни беженцев российско-украинской войны. По некоторым сведениям, в Лихтенштейне нашли убежище около 1000 переселенцев из Украины. Большинство из недавно прибывших в княжество людей – православные или греко-католики. Не случайно с 2022 года из Италии стал наведываться греко-католический проповедник, намереваясь собрать украинцев под свое попечение. Правда, он столкнулся с неожиданной оппозицией со стороны римо-католического духовенства, которое с большим уважением относится к православным. Впрочем, после смены архиерея греко-католики получили доступ к костелам, благодаря содействию епископа фельдкирхского Бенно Эльбса.
Церковь св. Лаврентия в Шане Сами греко-католики не особо афишируют свою идентичность, порой представляясь украинскими православными.
– Мне даже пришлось писать опровержение в местную газету по этому поводу, – вспоминает Кирилл Дейша. – Журналисты опубликовали репортаж о греко-католиках под заголовком «Православные празднуют Пасху».
– В целом, православных украинцев из нашей общины вполне устраивает здешняя организация церковной жизни, – говорит Кирилл Георгиевич. – Правда, несколько человек после начала войны вдруг заявили, что не желают с нами общаться. Но серьезных конфликтов не было. Думаю, примерно три человека перешли к греко-католикам, хотя до этого всегда говорили о себе как о православных.
По словам Дейши, у Ассоциации пока нет планов приобретать в собственность здание для богослужений. Есть основания предполагать, что этому воспрепятствуют власти, да и многие местные жители могут противиться покупке земли «иностранцами». Не следует также забывать о больших расходах на содержание такой собственности.
Станция Шаан-Вадуц
– Католические храмы принадлежат государству, оно их и содержит. Нам такие расходы ни к чему, – рассуждает мой собеседник. – Кроме этого, если будет принят закон о статусе конфессий в Лихтенштейне (этот закон сейчас рассматривается Парламентом), мы сможем получить доступ к пустующим храмам (а их немало). Мы также получим возможность организовать изучение Основ Православия в школе, хотя на практике это реализуется в случае, если находится минимум шесть православных учеников. К слову, формальное признание нашей религиозной организации возможно, если в стране проживает не менее 200 православных верующих. Мы не достигнем этой цифры, считая раздельно греков, сербов или русских. Поэтому наше единство отображено и в названии – Christlich-Orthodoxe Religionsgemeinschaft im Fürstentum Liechtenstein («Христианская Православная Община в Княжестве Лихтенштейн»). Я очень надеюсь, что, невзирая на все глобальные катаклизмы, община сохранится в своем нынешнем составе, с объединением людей разных национальностей – русских, украинцев, сербов, греков, румын. Наша сплоченность, отсутствие размежеваний по национально-юрисдикционным границам, стойкость в отстаивании нашей веры и христианских принципов приносит нам несомненную пользу, в том числе в плане отношений с государством и обществом.