Храм Рождества Пресвятой Богородицы Фельдкирх – это самый западный город Австрии, вблизи границы с Лихтенштейном и Швейцарией. Небольшой, с населением 40 тысяч человек, аккуратный и ухоженный, как и все австрийские города, он нередко служит перевалочным пунктом для путешественников, отправляющихся в Швейцарию. Цены здесь еще не швейцарские, а транспортное сообщение с городами за западной границей налажено неплохо – регулярно курсируют комфортабельные автобусы и поезда.
Как и вся Австрия, Фельдкирх – преимущественно католический город, хотя за последние годы число католиков уменьшилось: многие австрийцы отказываются от своей религиозной идентичности, как католической, так и протестантской. Число православных в Австрии растет, но будем объективны: этот рост происходит не столько из-за того, что австрийцы идут в Orthodoxe Kirche (таких переходов не так и много), а главным образом благодаря притоку мигрантов из православных стран.
Храм, как в целом принято в этой местности, открыт весь день – любой желающий может войти, поставить свечу, помолиться
Сегодня благословение православной молитвы осеняет многие города живописной австрийской земли, в том числе Фельдкирх. Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен на Чурер тор (Churer Tor), всего в 15-ти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Правда, архитектурно он никак не обозначен, ведь это здание католической церкви (по некоторым данным, построенное в XV веке), ныне отданное в аренду православной общине города. Храм, как в целом принято в этой местности, открыт весь день – любой желающий может войти, поставить свечу, помолиться.
Со священником Николой Баловичем, настоятелем прихода, мы смогли увидеться только вечером: в дневное время батюшка занят на светской работе – он преподает Основы Православия в местных школах.
– Приходу в Фельдкирхе почти 50 лет, он основан в 1976 году, – рассказал отец Никола. – Хотя и до этого сюда иногда приезжали православные священники, совершали богослужения. В 1990 году нам предоставили храм на Чурер Тор, в котором мы сейчас проводим службы.
Священник Никола Балович По словам настоятеля, сумма аренды незначительная, символическая. Прихожане здесь самых разных национальностей – сербы, русские, украинцы, греки. Поэтому и язык богослужений варьируется: помимо церковнославянского и сербского отец Никола служит на греческом и немецком. Немецкий в этом списке тоже не случаен: на службы приходят люди, для которых государственный язык Австрии – родной.
– Например, в прошлом году, на Пасху, мы приняли в Православие одного немца (он переехал из Германии в Австрию). Он мне сам позвонил, сказал, что хотел бы познакомиться с православной верой, так как в католицизме не находил душевного равновесия и полноты. Этот немец стал ходить к нам на службы, и через несколько месяцев мы его крестили.
– Он не был ранее крещен?
– Был, но в католичестве. Я принимаю в Православие не через Миропомазание, как это иногда практикуется, а через Крещение. Таким же образом мы принимали в Православную Церковь в конце ноября одного словенца-католика и его девушку из Колумбии.
– А что их привлекло в православной общине?
– Наша открытость и наше единство. Мы действительно открыты для всех, кто ищет истину. И мы стараемся друг другу помогать, поддерживать общение. У нас есть специальный зал для собраний, в котором мы встречаемся после литургии – люди трапезничают, общаются друг с другом. Этот зал мы приобрели примерно 40 лет назад, благодаря тому, что получили завещание от одного серба из Констанца (Германия) – он завещал приходу свою квартиру и деньги.
Интерьер церкви Рождества Пресвятой Богородицы
– Вы говорите о единстве. Но как получается его сохранить в свете многих печальных событий последних лет?
Когда возникли политические разногласия, я сразу подчеркнул, что мы здесь служим Богу и в приходе не место демагогии и политиканству
– Понимаю суть вашего вопроса и не скрою: в общине были украинцы, которые заявляли, что не хотят молиться вместе с русскими, и русские, которые не желали молиться с украинцами. Но я сразу подчеркнул, что мы здесь служим Богу и в приходе не место демагогии и политиканству. Мы православные христиане, славяне, братья и сестры. Нам надо молиться, чтобы война закончилась, и мы не имеем права переносить эту войну с фронта на Украине в православный приход на западе Австрии.
Но в Фельдкирхе, как я узнал, слышны отголоски с другого «фронта» – явных или тайных врагов Православия. В прошлом году они провели свою вылазку: в храме Рождества Пресвятой Богородицы был разгромлен и осквернен алтарь, подожжен престол. Виновниками оказались подростки 13 и 14 лет. Сложно сказать, что ими двигало (и кто ими управлял), но, полагаю, на такие действия в большей степени способны духовно надломленные люди. Из-за «увлечения» мистикой и оккультными практиками, в том числе гаданиями, «предсказаниями» и гороскопами, духовное повреждение случается, видимо, не только у взрослых, но порой и у подростков, возможно, даже у детей.
Следы поджога на престоле – После этого печального случая мне пришлось убрать в сейф реликварий с мощами святых и крест-мощевик, – говорит отец Никола. – Сейчас мы ищем средства, чтобы восстановить разгромленный алтарь. Страховые компании не желают делать полные выплаты, мотивируя это тем, что храм не под охраной и обычно открыт в течение дня.
Как объяснил настоятель, приход не относится к категории «признанных» государством, поэтому не может рассчитывать на поддержку из бюджетных средств. Получить официальное признание (оно не равнозначно регистрации) в Австрии крайне сложно: из 25 сербских приходов только приход св. Саввы в Вене имеет такой статус. Признание, помимо прочего, открывает возможности для начисления государственных субсидий, оплаты труда священника.
Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: azbyka.ru
В конце беседы с батюшкой я затронул вопросы воспитания подрастающих поколений, ведь для любого верующего отца или матери важно, чтобы их дети выросли достойными христианами. Пожалуй, не существует универсального рецепта «Как не оттолкнуть детей и подростков от Церкви», но именно из многообразия мнений можно почерпнуть крупицу ценного. Австрия – секулярная страна, и для того, чтобы ребенок рос верующим, соответствующая атмосфера, по мнению моего собеседника, должна быть в семье. Хотя в школе преподают основы религии, в том числе Православия, вряд ли эти уроки способны кардинально влиять на мировоззрение учащихся.
В Австрии основы Православия могут преподаваться, если в школе есть хотя бы три православных ученика
– В Австрии основы Православия могут преподаваться, если в школе есть хотя бы три православных ученика, – говорит отец Никола. – Труд преподавателя оплачивает государство. Выбор преподавателей – это в большей степени прерогатива митрополита Арсения (Константинопольский Патриархат), так как в силу сложившейся практики именно он представляет интересы всех православных перед австрийским государством. Программу тоже составляют в греческой митрополии, хотя к своей работе они привлекают и сербов.
По словам настоятеля, невзирая на то, что православные подростки порой испытывают кризис веры и перестают посещать богослужения, от Церкви они обычно не отпадают и к инославным не идут. Потом, спустя годы, могут снова вернуться в храм. Процесс этот сложный, зачастую непредсказуемый. Но подростковые религиозные кризисы – это проблема не только Австрии; подобных кризисов не избегают и жители православных стран. И если бунтарь-подросток, низвергающий авторитеты, хотя бы иногда с теплотой вспоминает время церковных служб (которые он посещал) и домашней молитвы (в которой он участвовал), он обязательно вернется в храм, даже если этот путь будет извилист и очень тернист.