Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы: православный приход на западе Австрии

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Храм Рождества Пресвятой Богородицы Фельдкирх – это самый западный город Австрии, вблизи границы с Лихтенштейном и Швейцарией. Небольшой, с населением 40 тысяч человек, аккуратный и ухоженный, как и все австрийские города, он нередко служит перевалочным пунктом для путешественников, отправляющихся в Швейцарию. Цены здесь еще не швейцарские, а транспортное сообщение с городами за западной границей налажено неплохо – регулярно курсируют комфортабельные автобусы и поезда.

Как и вся Австрия, Фельдкирх – преимущественно католический город, хотя за последние годы число католиков уменьшилось: многие австрийцы отказываются от своей религиозной идентичности, как католической, так и протестантской. Число православных в Австрии растет, но будем объективны: этот рост происходит не столько из-за того, что австрийцы идут в Orthodoxe Kirche (таких переходов не так и много), а главным образом благодаря притоку мигрантов из православных стран.

Храм, как в целом принято в этой местности, открыт весь день – любой желающий может войти, поставить свечу, помолиться

Сегодня благословение православной молитвы осеняет многие города живописной австрийской земли, в том числе Фельдкирх. Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен на Чурер тор (Churer Tor), всего в 15-ти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Правда, архитектурно он никак не обозначен, ведь это здание католической церкви (по некоторым данным, построенное в XV веке), ныне отданное в аренду православной общине города. Храм, как в целом принято в этой местности, открыт весь день – любой желающий может войти, поставить свечу, помолиться.

Со священником Николой Баловичем, настоятелем прихода, мы смогли увидеться только вечером: в дневное время батюшка занят на светской работе – он преподает Основы Православия в местных школах.

– Приходу в Фельдкирхе почти 50 лет, он основан в 1976 году, – рассказал отец Никола. – Хотя и до этого сюда иногда приезжали православные священники, совершали богослужения. В 1990 году нам предоставили храм на Чурер Тор, в котором мы сейчас проводим службы.

Священник Никола Балович Священник Никола Балович По словам настоятеля, сумма аренды незначительная, символическая. Прихожане здесь самых разных национальностей – сербы, русские, украинцы, греки. Поэтому и язык богослужений варьируется: помимо церковнославянского и сербского отец Никола служит на греческом и немецком. Немецкий в этом списке тоже не случаен: на службы приходят люди, для которых государственный язык Австрии – родной.

– Например, в прошлом году, на Пасху, мы приняли в Православие одного немца (он переехал из Германии в Австрию). Он мне сам позвонил, сказал, что хотел бы познакомиться с православной верой, так как в католицизме не находил душевного равновесия и полноты. Этот немец стал ходить к нам на службы, и через несколько месяцев мы его крестили.

– Он не был ранее крещен?

– Был, но в католичестве. Я принимаю в Православие не через Миропомазание, как это иногда практикуется, а через Крещение. Таким же образом мы принимали в Православную Церковь в конце ноября одного словенца-католика и его девушку из Колумбии.

– А что их привлекло в православной общине?

– Наша открытость и наше единство. Мы действительно открыты для всех, кто ищет истину. И мы стараемся друг другу помогать, поддерживать общение. У нас есть специальный зал для собраний, в котором мы встречаемся после литургии – люди трапезничают, общаются друг с другом. Этот зал мы приобрели примерно 40 лет назад, благодаря тому, что получили завещание от одного серба из Констанца (Германия) – он завещал приходу свою квартиру и деньги.

Интерьер церкви Рождества Пресвятой Богородицы Интерьер церкви Рождества Пресвятой Богородицы

– Вы говорите о единстве. Но как получается его сохранить в свете многих печальных событий последних лет?

Когда возникли политические разногласия, я сразу подчеркнул, что мы здесь служим Богу и в приходе не место демагогии и политиканству

– Понимаю суть вашего вопроса и не скрою: в общине были украинцы, которые заявляли, что не хотят молиться вместе с русскими, и русские, которые не желали молиться с украинцами. Но я сразу подчеркнул, что мы здесь служим Богу и в приходе не место демагогии и политиканству. Мы православные христиане, славяне, братья и сестры. Нам надо молиться, чтобы война закончилась, и мы не имеем права переносить эту войну с фронта на Украине в православный приход на западе Австрии.

Но в Фельдкирхе, как я узнал, слышны отголоски с другого «фронта» – явных или тайных врагов Православия. В прошлом году они провели свою вылазку: в храме Рождества Пресвятой Богородицы был разгромлен и осквернен алтарь, подожжен престол. Виновниками оказались подростки 13 и 14 лет. Сложно сказать, что ими двигало (и кто ими управлял), но, полагаю, на такие действия в большей степени способны духовно надломленные люди. Из-за «увлечения» мистикой и оккультными практиками, в том числе гаданиями, «предсказаниями» и гороскопами, духовное повреждение случается, видимо, не только у взрослых, но порой и у подростков, возможно, даже у детей.

Следы поджога на престоле Следы поджога на престоле – После этого печального случая мне пришлось убрать в сейф реликварий с мощами святых и крест-мощевик, – говорит отец Никола. – Сейчас мы ищем средства, чтобы восстановить разгромленный алтарь. Страховые компании не желают делать полные выплаты, мотивируя это тем, что храм не под охраной и обычно открыт в течение дня.

Как объяснил настоятель, приход не относится к категории «признанных» государством, поэтому не может рассчитывать на поддержку из бюджетных средств. Получить официальное признание (оно не равнозначно регистрации) в Австрии крайне сложно: из 25 сербских приходов только приход св. Саввы в Вене имеет такой статус. Признание, помимо прочего, открывает возможности для начисления государственных субсидий, оплаты труда священника.

Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: azbyka.ru Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: azbyka.ru

В конце беседы с батюшкой я затронул вопросы воспитания подрастающих поколений, ведь для любого верующего отца или матери важно, чтобы их дети выросли достойными христианами. Пожалуй, не существует универсального рецепта «Как не оттолкнуть детей и подростков от Церкви», но именно из многообразия мнений можно почерпнуть крупицу ценного. Австрия – секулярная страна, и для того, чтобы ребенок рос верующим, соответствующая атмосфера, по мнению моего собеседника, должна быть в семье. Хотя в школе преподают основы религии, в том числе Православия, вряд ли эти уроки способны кардинально влиять на мировоззрение учащихся.

В Австрии основы Православия могут преподаваться, если в школе есть хотя бы три православных ученика

– В Австрии основы Православия могут преподаваться, если в школе есть хотя бы три православных ученика, – говорит отец Никола. – Труд преподавателя оплачивает государство. Выбор преподавателей – это в большей степени прерогатива митрополита Арсения (Константинопольский Патриархат), так как в силу сложившейся практики именно он представляет интересы всех православных перед австрийским государством. Программу тоже составляют в греческой митрополии, хотя к своей работе они привлекают и сербов.

По словам настоятеля, невзирая на то, что православные подростки порой испытывают кризис веры и перестают посещать богослужения, от Церкви они обычно не отпадают и к инославным не идут. Потом, спустя годы, могут снова вернуться в храм. Процесс этот сложный, зачастую непредсказуемый. Но подростковые религиозные кризисы – это проблема не только Австрии; подобных кризисов не избегают и жители православных стран. И если бунтарь-подросток, низвергающий авторитеты, хотя бы иногда с теплотой вспоминает время церковных служб (которые он посещал) и домашней молитвы (в которой он участвовал), он обязательно вернется в храм, даже если этот путь будет извилист и очень тернист.

Сергей Мудров

15 января 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Бенилюкс: миссионеры и просветители» «Бенилюкс: миссионеры и просветители» «Бенилюкс: миссионеры и просветители» Православие в странах Бенилюкс
Часть 1. Миссионеры и просветители
Мэтью Хартли
Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами.
Протоиерей Сладжан Васич: «Австрия – страна с христианскими традициями» Протоиерей Сладжан Васич: «Австрия – страна с христианскими традициями» Протоиерей Сладжан Васич: «Австрия – страна с христианскими традициями» Протоиерей Сладжан Васич: «Австрия – страна с христианскими традициями»
Недавно у нас был такой случай: молодой католик перешел в Православие, просто посетив Божественную литургию!
«Португальцы часто говорят: ‟Calma-calma”, т.е. ‟спокойно-спокойно”» «Португальцы часто говорят: ‟Calma-calma”, т.е. ‟спокойно-спокойно”»
Иерей Александр Пискунов
«Португальцы часто говорят: ‟Calma-calma”, т.е. ‟спокойно-спокойно”» «Португальцы часто говорят: ‟Calma-calma”, т.е. ‟спокойно-спокойно”»
Беседа с иереем Александром Пискуновым (Португалия)
Основная задача – духовное окормление русскоязычных эмигрантов, соотечественников, не только из России, но и со всего бывшего СССР.
Комментарии
Кирп17 января 2025, 23:42
Иоанна, я тоже, слава Богу, чаще все же встречала людей разумных, которым достаточно было объяснить и рассказать. Согласна, что и от самого человека многое зависит. Бывают люди, которые реакцию на их не лучшее поведение списывают на их иную национальность. А кто-то просто очень болезненно воспринимает любое слово на эту тему. Но ситуации подобные нынешней неизбежно не малое количество людей озлобляют. Спаси, Господи, люди Твоя.
Иоанна_17 января 2025, 15:35
Кира, пока человек сам не начинает подчёркивать свою национальность и на этом основании требовать к себе какого-то особого отношения, его в России никто не трогает, как и в любой другой нормальной стране. Честно, этим никто и не интересуется, даже более экзотическими национальностями. 5 млн украинцев работали в России до войны (с украинскими паспортами), теперь ещё пару миллионов добавилось. Никто их не трогает, ну а в Церкви - вообще и говорить не о чем. Отдельные случаи могут быть, конечно, как и везде, но отдельные случаи не показатель. Я сама "полу-", если возникали вопросы по поводу имени-отчества, объясняла, на этом всё заканчивалось.
Кира17 января 2025, 05:53
С Рождеством Христовым братья и сестры! С Рiздвом Христовим брати та сестры! Не вижу никаких оснований ставить под сомнение сказанное отцом Николой. Слава Богу он смог пресечь в общине раздоры (хорошо бы еще некоторых прихожанок приучил в храм в платках и юбках ходить). А слово "хохол" можно сказать как с любовью, так и с ненавистью. И ненависть эта в России даже у верующих людей встречается, сталкивалась с этим не раз. Вообще за полухохлушку мне побольше чем за полумоскальку прилетало). Господи, прости, помилуй всех нас грешных и прекрати войну. Только Ты управить можешь.
Иоанна_16 января 2025, 19:49
Татьяна, "хохол", "хохлушка" - это не оскорбление и не проявление ненависти, это просторечное название украинцев. "Украинец" - слишком официальное, книжное слово для разговорной речи, "хохлушка" - это народное, ДУШЕВНОЕ наименование, не несущее в себе никакой отрицательной окраски, а указывающее только на географическое происхождение человека. Говорю как филолог и носитель русского языка. Никакой ненависти, тем более насаждаемой на государственном уровне (как в соседнем государстве), по отношению к украинцам, ну нас, русских, НЕТ, ну просто нет - и всё тут! Никто не убедит меня в обратном.
Татьяна 15 января 2025, 20:30
Замечательно, что православный храм всегда открыт. Храмы в Российской провинции обычно открыты только во время службы. И рада прочитать, что многонациональный приход сохраняет мир. Где мир там Христос! К сожалению, Иоанна, очень часто слышу в электричках как русские плохо и с ненавистью говорят об украинцах (обычно называют хохлами). Я думаю, если каждый будет обвинять другого в ненависти, мира не будет. Мир начинает в наших сердцах. И как хорошо, что на приходе церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Австрии мир существует!
Иоанна_15 января 2025, 08:23
Как-то с трудом верится в русских, которые "не желали молиться рядом с украинцами". Как раз русские не противопоставляют себя украинцам, а считают себя с ними единым народом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×