Пасха Красная, главный праздник года, главный праздник жизни, главный праздник вселенной приходит в этот мир, знаем мы об этом или нет, хотим мы того или нет, празднуем или нет. Праздник есть – потому что Христос воскрес, независимо от нашего отношения к этому факту. Праздник есть – потому что Церковь Святая, апостольская, кафолическая этот праздник празднует, независимо от нашего отношения к этому факту.
Но кроме этого есть то, что зависит от нас. Как мы сами живем, чем занимаемся, как общаемся со своими детьми, о чем думаем, о чем говорим и как говорим, что делаем и чего не делаем – из всего этого складывается наш собственный праздник, наша возможность приобщиться к празднику Церкви, наша возможность привести Пасху в свой дом и… наша возможность лишить наших маленьких детей – тех, кто тесно связан с нами и зависит от нас, – пасхальной радости.
Мы лишаем себя приобщения к Пасхе, когда занимаемся приготовлением куличей, но не приходим на главные богослужения Страстной седмицы
Мы лишаем себя и свой дом приобщения к Пасхе, когда занимаемся уборкой, приготовлением куличей и крашеньем яичек, кружевами-корзиночками-посыпочками, но не приходим в храм хотя бы на самые главные богослужения Страстной седмицы, не молимся дома, не читаем в эти самые главные дни года Евангелие.
Мы лишаем себя и свой дом приобщения к Пасхе, когда не постимся, не приносим в свою жизнь никаких ограничений в эти самые строго-постные дни года – не принимаем хоть какую-то утесненность, ощутимую телом, душой и духом в дни страданий и смерти Спасителя.
Мы лишаем себя и свой дом приобщения к Пасхе, когда все «духовное» признаем за важнейшее, но при этом «душевное и телесное», видимое-осязаемое-съедобное не на второе место ставим (где ему и место), а вообще выбрасываем как недостойное нашей «высокой духовности». Спокон веков во всех человеческих культурах праздник – это обязательно особенные украшения и жилищ, и улиц – пространства жизни; обязательно особая еда, и обязательно – пир. Все это выделяет значимость того или иного дня, события. В случае с празднованием Пасхи украшать дом, готовить творожную пасху, куличи и вообще что-то необычное, красить яички – еще и сроднение с русской культурой. Даже во время Великой Отечественной войны, даже в блокаду верующие люди старались покрасить пару яичек на всю родню! А в Москве, согласно многим воспоминаниям, в разгар войны на Пасху люди по нескольку часов стояли в очереди на освящение куличей! И позже, когда люди уже детей не крестили, вполне атеистами себя заявляли и считали, они все же продолжали носить «святить» куличи, и это «несмысленное» и «недуховное» все же бывало порой чуть ли не единственной ниточкой, которая показывала «старушкины» храмы как что-то наше, родное, свое. Пасхальные народные традиции стоят того, чтобы их беречь, лелеять, делать и для наших детей, для следующего поколения – родными.
И еще мы, родители, лишаем себя и свой дом приобщения к Пасхе, когда все разное важное – и первостепенное, и второстепенное, и третьестепенное – делаем или стараемся сделать «как положено», и по дороге… забываем, зачем все это делаем, куда идем, куда пытаемся привести детей. Когда следим, что мы делаем, но не следим – как мы это что-то делаем. По крайней мере я сама, бывает, правда забываю. Стараюсь напоминать самой себе – напоминания помогают. Иногда.
Какие это напоминания, какие указатели, ориентиры, о чем хорошо бы помнить нам, родителям, во время подготовки к Пасхе – как раз эта статья.
Эти идеи – от самых настоящих великопостных авторов. От преподобного Андрея Критского – того самого, который Великий покаянный канон написал; от преподобного Ефрема Сирина – молитву которого читали мы весь пост; от премудрого царя Соломона, причти которого Церковь предлагала нам читать каждый будний день Святой Четыредесятницы.
Сама пометила, записала себе эти идеи – как раз для «самовстряхивания» на Страстной седмице. Мне кажется, это то самое, чем стоит дышать и перед Пасхой, и на Пасху, конечно. И вообще. Надеюсь, кого-то эти великопостные идеи тоже вдохновят и помогут всей семьей по-настоящему войти в пасхальную радость.
1. Идея от преподобного Андрея Критского
Вообще-то, по-хорошему, лучше читать не эту мою статью, а источник – «Слово в неделю Ваий» преподобного Андрея, епископа Критского[1]. Пройти по ссылке, а сюда и не возвращаться. Потому что я не будут приводить полностью текст проповеди этого святителя, но только перескажу ее. Просто перевод этого слова на русский несколько архаичный, а мне очень хочется поделиться идеями святителя – это все именно про жизнь на Страстной седмице; это все то самое, что понятно и доступно обычным людям, обычным родителям и даже детям.
Святитель говорит:
«Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? – начертай образ бывшего тогда».
И рассказывает, как же можно «прилепиться» к Господу, на страдания идущему.
- Будь спутником Победителю-Христу, вместе с народом неси в руках ветки, знамения победы. Но вместо веток принеси добродетельную жизнь; пусть руки твои будут будто оливковые ветки – протягивай ими милостыню.
- Постели на пути Христа одежды – «не плотские одеяния, но всего себя предай верою всему Воплотившемуся ради тебя; облеки Им всего себя, как одеждою, и прими всего Его, ради тебя пришедшего и грядущего на страсть».
- Будь осленком, который нес на себе Христа в Иерусалим – понеси на себе Господа. Будь похожим на осленка – «как тот следовал за посланными в Вифанию отрешить и привести его, нимало не противясь, а лишь преклонившись пред ведущими его: так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово смирение, ни в чем не противясь, и будешь поистине жребя Христов, освобожденный от скотского неразумения».
- Будь как те младенцы, которые встречали Христа во время вхождения Господа в Иерусалим. «Младенчествуй во зле», будь кротким и простым. (Кротость – такая редкая, такая деликатная добродетель, такая нужная всем, и все же скажу, что особенно она важна в семье: в отношениях с мужем/женой, в отношениях с детьми, и с маленькими, и со взрослыми!)
Мы правда можем принять в самих себя Бога, стать городом, в который войдет Христос
- «Стань Сионом, стань душею Иерусалима, действительным градом Божиим, градом прославленным, дабы принять Христа, вселяющагося в тебя… Соделай сердце свое горницею постланною, дабы принять Христа для вкушения Ему у тебя вечери». Это и задача, и реальность, и чудо – мы правда можем принять в самих себя Бога, стать храмом для Бога, стать городом, в который войдет Христос. Об этом столько раз говорил святитель Иоанн Златоуст – призывал родителей принять в свою семью-церковь Бога, призывал женщину-мать становиться храмом Божиим и ребенка воспитывать – будто строить храм…
- Тот, кто хочет последовать за Христом, идущим на страдания, пусть ради Господа проявит мужество и терпение – ради страдающего Спасителя. Сам Христос Своим терпением – пример для нас, «дабы мы не падали духом, когда приключится с нами что-либо прискорбное». Пусть преподобный Андрей Критский имел ввиду серьезные и возвышенные вещи, но для нас, родителей, для мам, которые пытаются «успеть все» в эти пред пасхальные дни, бывает правда трудно – просто вынести, вытерпеть, смириться с «чем-либо прискорбным», бытовым, простым, вроде разбитых яиц, неподнявшихся куличей, разорванного платья, и вообще – когда «ничего не успеваю» и «снова все не плану»… Принимать эти ерундовые «беды», терпеть маленькие и большие неудачи, своего мужа, своих детей, саму себя терпеть – ради Христа.
2. Идея от преподобного Ефрема Сирина
Молитва преподобного Ефрема Сирина и правда «дух крепит неведомою силой», как писал Пушкин. И не только укрепляет дух – но каждый год, каждый Великий пост снова и снова напоминает – так просто – о таком важном. И каждый год, и каждый раз – о чем-то разном. И напоминает не только о том, что называет прямо, но еще обо всем, что «вокруг темы».
Вот, например, «празднословие», которого просим у Владыки живота нашего – не дать нам. Это и про ту самую праздную, пустую болтовню. И вообще про слова, которые «выходят из уст». О словах Мар Афрем Нисибинский писал много. Говорил: «и доброму и злому говори доброе слово». И еще говорил:
«Будь осторожен в словах, произносимых устами твоими; возлюби доброе, чтобы душа твоя насытилась блаженством. Обращай строгое внимание на слова, какие выходят из уст твоих; и, что ни делаешь в мире сем, веди себя как мудрый».
Здесь идея такова: слова наши – это важно. И важно, чтобы слова наши не бывали злыми, обидными, резкими. В христианской жизни, в христианском сообществе, конечно же, и в христианской семье злые слова неуместны, недопустимы: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4: 31). И, конечно же, все это должно быть удалено из отношений между мужем и женой, из отношений между родителями и детьми.
Грустно, тоскливо, разрушительно – когда мы наполняем свой дом грубыми словами и вообще, и во время поста, и на Страстной седмице, и на Пасху
Грустно, тоскливо, разрушительно – когда грубыми словами, в раздражении, на повышенных тонах мы наполняем свой дом и вообще, и во время поста, и на Страстной седмице, и на Пасху. Вроде бы мы «растим детей христианами», но так получается, что у нас «православие» совмещается с той самой «всякой злобою», которая сводит на нет практически все наши правильные наставления.
Ни в коем случае не говорю, что это легко – не поддаваться раздражению. Знаю, что еще как сложно бывает. Но тут главное – понимать, насколько важно контролировать свои слова, особенно обращенные к мужу, к детям. Понимать, что лучше промолчать, чем сказать обидное, сердитое слово. А бывает, никак не получается сдержаться, и наговоришь того, о чем потом жалеешь – но и это не конец. Даже если «поздно», если целая стая злых слов вылетела, и не поймаешь этих не-воробьев – все равно не поздно остановиться. Как говорил тот же преподобный Ефрем Сирин:
«…если, уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние. Наоборот, сколько бы раз ни был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, ибо Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Как скоро ты первый протянешь к Нему свою десную руку, так и Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя. А у скверного врага все старание о том, чтобы ввергнуть тебя в безнадежность, как только падешь. Итак, возлюбленный, не верь ему, но если будешь и по семи раз в день падать, старайся восставать и умилостивлять Бога покаянием»[2].
Каждое недоброе слово – это и есть падение. Но вот он, рецепт: упав – не лежать, но сразу просить у Бога прощения и помощи, самому пытаться встать – и Господь обязательно поможет. Тут самое страшное, глупое и разрушающее семью – даже не пытаться бороться, просто привыкать потихонечку всегда говорить с мужем и детьми зло, крикливо, резко; допускать, чтобы мамина речь становилась вот такой, злой – и значит, чтобы весь дом оказался в этой злобной паутине, чтобы дети росли и вырастали в этих криках и дерганьях.
Вот он, рецепт: упав – не лежать, но сразу просить у Бога прощения и помощи, самому пытаться встать – и Господь обязательно поможет
И еще рецепт: стараться, заставлять себя, наоборот, говорить что-то доброе, ласковое и мужу, и детям. Просто так говорить. Если это тяжело – специально учить себя произносить ласковые слова. Старец Иоанн Крестьянкин говорил: «Каждое ласковое слово ближнему служит вечности».
Митрополит Лимасольский Афанасий в замечательной книге «Тайная жизнь сердца» говорит:
«Большое дело – научиться говорить по-доброму с другими людьми… Смотрите, почему так слабы супружеские связи? Потому что один не скажет другому доброго слова. А это так просто! Мы беремся за духовную жизнь, мы – христиане, а у себя дома муж не скажет доброго слова жене, жена не скажет хорошего слова мужу – слова, которое дало бы крылья другому человеку, которое изливается из глубины любящего сердца!»[3].
И вообще, и сейчас, когда готовимся к Пасхе, главный рецепт подготовки – любые наши дела, все попытки «все успеть» совмещать с попыткой говорить с детьми и с родным мужем ласково, добрыми словами.
3. Идея от премудрого царя Соломона
Премудрый Соломон в тех самых притчах, которые мы читали Великим постом, сказал ключевое: «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч. 15: 17).
В наших краях, да еще весной, блюдо зелени, пожалуй, стоит не сильно меньше, чем откормленный бык. По крайней мере, если за килограмм считать. Так что здесь скорее «лучше блюдо вареной картошки, и при нем любовь, нежели ростбиф из мраморной говядины, и при нем ненависть».
Тут идея – прямо все, кажется, про нас, про родителей, про мам, про Пасху:
- Лучше покупные куличи из «Пятерочки», и при этом бывать в храме на богослужениях Страстной седмицы, нежели самодельные ароматные куличи на сливках – и пропущенная служба двенадцати евангелий, пропущенное Погребение Плащаницы.
- Лучше дети наклеят на некрашенные яички стикеры из Фикс Прайса, перебьют половину этих яиц, и при этом в доме будет мир, чем мы выкрасим яйца в эко-био красителях со спецэффектами, и при этом дом будет переполнен яростью, злостью, раздражением.
- Лучше мятая скатерть на столе и грязный пол в прихожей на Пасху, и при этом бережные, уважительные, любовные отношения с мужем, чем квартира как на лучших постах популярных блогеров в соцсетях, и при этом гнобить, пилить, унижать своего мужа.
- Лучше наши дети-подростки пойдут в храм в любимых джинсах и толстовках, и при этом будут сохранены теплые отношения с детьми, чем шантажами и угрозами заставить детей одеться в восхищающие чужие взгляды наряды, и при этом разрушить отношения со взрослыми детьми.
- Лучше ни одной пасхальной фотографии, достойной быть выложенной в соцсетях, подгорелые куличи и неказистые коробки для освящения яичек, и при этом только добрые, ласковые слова из маминых уст, чем блестящие и залайканные пасхальные инсталляции и при них мамин крик.
- Лучше смотреть пасхальную службу по телевизору, и при этом заполнить свой дом любовью, чем встречать Пасху в храме, и при этом в раздорах со своим мужем, со своими детьми.