Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах

А. П. Арцыбушев держит рипиду во время всенощного бдения накануне освящения Троицкого собора. 1989 г. Фото: diveevo-monastyr.ru А. П. Арцыбушев держит рипиду во время всенощного бдения накануне освящения Троицкого собора. 1989 г. Фото: diveevo-monastyr.ru     

Часть 1.

В жизни моей мне много раз приходилось попадать в такое положение, когда смерть была рядом – и она отходила. Я трижды тонул, и кто-то проходил мимо. Это не ангелы спасали: кто-то бросал веревку, кто-то бросал кол. Кто-то выбивал из моей руки провод высокого напряжения и т.п. Их было много, таких случаев, я их все не перечисляю, а просто рассматриваю это как «милосердия двери», которые Бог мне давал. Мне нужно было еще что-то делать дальше, или просто нельзя было меня брать в тот момент, потому что я тогда не попал бы в Его Обители, а попал бы в совершенно другие.

Если бабушка потеряет очки, она спрашивает: «Батюшка, ну где же мои очки?» Батюшка был как бы обитателем нашего дивеевского дома

В нашем дивеевском доме преподобный Серафим был как бы главной личностью: у него на все спрашивали благословения. Если бабушка потеряет очки, она спрашивает: «Батюшка, ну где же мои очки?» Если коза не телится, то спрашивает: «Батюшка, ну почему коза не телится?» То есть все обращались к Батюшке, и Батюшка был как бы обитателем нашего дивеевского дома. В каждой комнате висела его икона – или так, или иначе... Проходишь в комнату: опять Батюшка, опять Батюшка. Так что мы росли в такой атмосфере, в какой мало кто рос. И она нас угнетала, потому что нас никуда не пускали, в школу нас не отдавали, нас учили дома. Была Анна Григорьевна, нас учили церковнославянскому, мы проходили все апостольские послания – с толкованиями, со всем. Нас учили славянскому языку, и когда мы жили в Муроме, мы с братом уже были подготовлены в четвертый класс. Мы уже туда совершенно спокойно поступили. Но в Дивеево мы жили совершенно изолированно, и это была, конечно, глупость моей бабушки. А моя бабушка – чистокровная черногорка. Во мне 25 процентов черногорской крови.

Черногорские предки А. П. Арцыбушева — царица и царь Черногории Петр II Петрович Негош Черногорские предки А. П. Арцыбушева — царица и царь Черногории Петр II Петрович Негош     

Вот, у меня тут наверху – Царь черногорский Петр, его жена София, а под ней – мой прадед. Их фамилия «Подгоречанин-Петрович», и моего прадеда «Подгоречанин-Петрович». То есть он имеет прямое родство с этим Петром. Но какое, установить трудно, потому что все умерли. Но кровь – у нашего отца 50 процентов, а у меня – 25. Кровь довольно бурливая, с этой кровью не в монахи идти... И мама понимала, что монах из меня выйдет плохой.

Таким образом, мне как бы от рождения самим происхождением было предопределено советской властью сидеть в тюрьме, а не гулять на воле.

В Муроме на меня стучали вот такие же пацаны. Когда мне следователь внушал: «Вот, что вы тогда-то говорили...», я ему отвечал: «А вы бы еще грудных детей спросили, что я говорил».

В общем, из Мурома меня забрал к себе Николай Сергеевич Романовский. Отец архимандрит Серафим (Климков), который был духовным отцом моей матери, тайно жил в Киржаче. Ну, вы знаете, что послание Митрополита Сергия (Страгородского) вызвало разделение Церкви, размежевание Церкви на «поминающих» и «непоминающих». Конечно, и владыка Серафим, и очень много духовенства ушло вместе со своими духовными чадами в потаенную Церковь, многие – в Киржач. И отец Серафим тоже. И я туда возил мамины какие-то Исповеди – не знаю, то, что нужно. Потому что она не имела права выезда, а мы, дети, имели право выезда. И вот, там совершенно неожиданно я встретился с Николаем Сергеевичем Романовским, духовным чадом отца Серафима. И нас положили в чулане на раскладушке, и мы всю ночь проговорили.

А у меня репутация в Муроме была очень плохая, потому что я был шпаной, я лазал по огородам, воровал чужие огурцы, чужую картошку копал и т.п. Потому что мать с утра до вечера работала, мы были тогда сами по себе. Учиться я не очень хотел, и не учился. И, таким образом, репутация моя была довольно кислая. А когда мы с ним разговорились ночью (мы всю ночь проговорили), то он мне сказал: «Я понял, что ты совершенно другой, что это все – наносное». И он попросил благословения у отца Серафима (Климкова) на то, чтобы взять меня к себе в Москву. И потом мне сказал: «Он мне благословил, и сейчас ты поезжай в Муром, кончай семилетку, а потом приезжай ко мне». Я поступил в школу взрослых, окончил ее и был на вылете. И маме говорю, что хочу поступить в Театральное училище или в Театральный институт. Тогда мама мне говорит: «Ты понимаешь, быть артистом гениальным – это прекрасно, но быть провинциальной клячей... Ты подумай, на что ты рассчитываешь!» Она мне не говорила «нет», она мне не говорила «да», она сказала: «Иди подумай!»

Или, если я мальчишкой попадал в какое-то непонятное положение и не знал, как мне выйти из него, – я шел к матери и спрашивал, что мне делать. Она мне говорила: «Тебе жить, тебе и думать. Я тебе подсказывать не буду! Ты влип, ну, вылипайся!» И потом: «Между прочим, я бы на твоем месте поступила так...». Понимаете? Она не навязывала себя, она нигде не ломала своих детей под свою волю. И поэтому мы выросли как бы на какой-то духовной свободе.

Мама не навязывала себя, не ломала своих детей под свою волю

Например, моего сына воспитывала тетка родная. Она тоже даниловская, тоже «непоминающая», но она – кликуша, которая на каждом шагу крестится. И у нее воспитывался мой сын, воспитывался принудительно: «Сегодня – в церковь, завтра – туда, садись сюда, молись здесь, читай то-то и то-то». В конечном итоге мой сын вырос полным атеистом, он слышать не может о Церкви, об этой стороне жизни. И порвал со мной все отношения, потому что если я разговариваю, то я разговариваю на эту тему. И считаю, что она – эта тема – необходима и жизненна. Если ты не понимаешь, то прослушаешь, и мимо пройдет. А какое-нибудь слово, да застрянет.

Вот так же и книга «Милосердия двери»: отец Александр сказал, что «после она будет нужна». Я сейчас вижу, как она задевает многие сердца, как она входит в жизнь многих. Хотя я и не преследовал такой цели: я не писал духовную литературу, я просто описывал свою жизнь. Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах.

Мама очень боялась, что я женюсь на какой-нибудь неверующей, на какой-нибудь атеистке. Она боялась за меня. Она лежала в клинике, я бывал каждый день у нее. И вот, она, видя, что я на монастырь не очень клюю, говорит мне: «Если ты хочешь жениться, я тебе очень советую: женись на Тоне». Это дочь ее подруги по потаенной Церкви. Она в тайной схиме умерла, дочь ее звали Тоней. А я очень доверял матери, доверял ее интуиции. И всегда «примерял», что она советовала. «А как бы она сделала, сказала...».

И вот, я пришел к этой Тоне и сделал удивительное предложение. Оно заключалось в следующем: «Слушай, я хочу иметь семью, мне мама указала на тебя, что ты была бы мне хорошей женой. Но ведь ты знаешь, у меня нет к тебе любви, но женщины умеют заставлять себя любить. Я тебе говорю прямо, что ты должна заставить себя любить!» Она вместо этого побежала искать колдуний, искать средство приворожить меня на всю жизнь, «под каблук», и т.п. И, короче говоря, одна колдунья ей что-то нашептала, и она что-то дала мне выпить тайно. В конечном итоге с первой же брачной ночи она мне стала противна до такой степени, что мне не хотелось даже рядом быть. Получилось, что ворожея ее приворожила ко мне, а меня отворожила. Бог спас, потому что все-таки это уже сатанинская вещь. Бог отвел это от меня, но все-таки мы поженились. Не знаю, когда она к ней бегала, но нас венчал «потаенный батюшка», которого впоследствии арестовали, а вместе с ним арестовали 20 человек, в том числе Николая Сергеевича, у которого я жил. И прихватили меня, потому что там много уже было поводов для того, чтобы... Как следователь говорил: «Ты нас ненавидишь». – «За что?» – «У тебя то-то и то-то, твоего дядю расстреляли». Я говорю: «Я вас презираю, а не ненавижу...». А меня обвиняли в подготовке покушения на Сталина, ни больше ни меньше.

Алексей Петрович Арцыбушев. Фото Романа Наумова Алексей Петрович Арцыбушев. Фото Романа Наумова     

Меня посадили в «бокс номер 3», был весенний день, я был в безрукавке. Я перекрестился: «Слава Богу, все кончено!» Потому что я не знал, как разорвать отношения с Тоней, потому что там был ребенок.

Я не знал, как разорвать отношения с Тоней, потому что там был ребенок

Но вообще – еще при жизни на воле – я нашел путь, как уйти: я ушел в художественную студию, в которой получил художественное образование. И там влюбился в одну девушку. И получился «треугольник». Но с одной стороны «треугольника» была любовь, с другой же – сами видите, какая неприязнь и невозможность жить. И когда любимая девушка меня спрашивала: «А почему ты не идешь дальше?», я ей ответил, что не могу завязать второй узел, не развязав первый. Я этого не могу сделать. И когда меня посадили, я перекрестился и сказал: «Слава Богу, что все кончено!» Бог Сам развязал этот узел...

Первое, о чем я думаю, – это о тех, кто все эти камеры заключения прошел – в их числе и дядя Миша, мой крестный отец. И я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня сюда никто не сел! Вот, мой настрой был такой. Это очень много значило. Потому что я поставил на себе крест.

И это дало мне такие силы бороться со следователем, что он ничего не мог сделать, он был абсолютно обезоружен. Во-первых, я ему не давал никаких показаний: на анкетах все перечеркивал, все зачеркивал, пустые листы все перечеркивал, потому что я знал, что такое это «следствие». Понимаете, это очень страшная вещь. Днем ходи или сиди – ложиться нельзя! Ты ляжешь только – тут же дверь открывается, «вертухай» берет тебя на допрос. 12 часов допроса! Потом тебя после допроса приводят в камеру: спать нельзя, ходи или сиди! Потом опять ночь начинается... И так – 3 недели без сна! Или даже больше... Человек становится невменяемым.

И вот, сейчас идет, например, очень большая внутренняя борьба за канонизацию, между прочим, два обращения мною было написано Патриарху по этому вопросу (потому что я сидел по церковному делу): я считал своим правом написать, что нельзя оценивать человека, отдавшего свою жизнь за веру, по тому, как он себя вел на следствии. Потому что я сам прошел через это и знал, каким образом следствие действует.

Мне следователь сказал: «А ты знаешь, мы с вас, святош, очень легко снимаем ореол мученичества!» Я спрашиваю: «Ну, и как?» Он показывает мне папку, на которой написано «Хранить вечно»: «Вот, в этой папке, в этих делах мы вас обливаем таким говном, что веками не отмоетесь!» И это я знаю, потому что такой пример...

Вот, меня (или кого-то) с табуретки отвели от следователя в камеру. Следователь остается, бланков допроса у него полно. И он может задавать пустой табуретке какие угодно вопросы и отвечать сам на них! Потому что заключенный, которого увели, уже подписал те бланки допроса, которые ему дали в эту ночь. А там пустых листов сколько угодно: поэтому ты можешь там «наворачивать», ты можешь от его имени предавать и так далее. Например, спрашивают о чем-то заключенного, но ведь есть духовные чада, есть записные книжки... «А это кто? А это кто?» И теперь многих священнослужителей обвиняют, что они «продали» кого-то! Да они не «продали»: это следователь «продал» за них: там – табуретка, а следователь написал про них... «А знаете ли вы такого?» – «Да, знаю». И начал обливать говном того, кого уже нет, как предателя!

Алексей Петрович Арцыбушев. Автопортрет Алексей Петрович Арцыбушев. Автопортрет     

И наша Комиссия по канонизации берет эти «документы» за главную основу! В то время как такие «признания» – чисто сатанинская вещь. Я об этом пишу, я об этом говорю, об этом я писал отцу Димитрию Смирнову тоже.

Я написал два обращения Патриарху, одно спрятал владыка Ювеналий на 2 года... В конечном итоге я опубликовал в Интернете, Патриарх узнал о моем обращении через 2 года! И потом собрал Совет, исключил оттуда владыку Ювеналия, но... ничего не изменилось, все идет по той же линии. Когда я пишу Патриарху, что в прежние гонения на христиан любой человек, отдавший жизнь за веру, был моментально причисляем к лику мучеников, и на его могиле служили литургию, то задаюсь вопросом: почему нам нельзя пойти по этой линии? Ну, я думаю, что свое дело я сделал, а что дальше – это уже не мое!

А. П. Арцыбушев в последние годы жизни. Фото; diveevo-monastyr.ru А. П. Арцыбушев в последние годы жизни. Фото; diveevo-monastyr.ru     

Самая интересная вещь, которую я обязательно должен рассказать... Когда я поселился в Москве у Николая Сергеевича, я познакомился с очень большими и интересными людьми – по внутреннему своему духовному состоянию, по интеллигентности, по воспитанию. В частности, была такая Маргарита Анатольевна Тыминская, у которой сына посадили за то, что тот что-то сказал про Сталина, а ему было 15 лет. И вот, вся ее жизнь была в следующем: посылки – свидания, посылки – свидания. Потом его освободили, и он очень быстро «склепал» ребеночка. А потом, как только началась война (месяца через два, через три), его моментально взяли на фронт. И опять – ожидание писем: треугольничек есть, треугольничка нет. Нет, нет, нет... И сообщают: «погиб в боях при станице Буденновской». Есть ли надежда ехать и искать, где похоронили, найти могилу.

И вот, эта Маргарита Анатольевна берет отпуск и уезжает туда, и я ее должен проводить. И думаю, что же ей дать на дорогу. И дал ей на дорогу образок преподобного Серафима: это иконочка моего отца, он ее всегда носил с собой, когда решались какие-то важные дела. Все время носил с собой... А это – частица от мантии Преподобного, это я уже в нее вставил. Это единственное, что осталось у меня, когда я вернулся после реабилитации. Единственное, что у меня осталось, когда я вошел в ту комнату, где я жил – увидел эту иконочку и, конечно, схватил ее моментально.

Даю ей эту иконочку и говорю: «Маргарита Анатольевна, возьмите, может быть, Батюшка Серафим вам поможет найти сына»

Даю ей эту иконочку и говорю: «Маргарита Анатольевна, возьмите эту иконочку моего отца, может быть, Батюшка Серафим вам поможет найти сына». Она приезжает туда: там все сгорело. Два раза станица переходила из рук в руки. Все горело, все сгорело, население строило себе какие-то подвалы, землянки, но не уходило с места жительства. И когда ее спрашивали, что она ищет, над ней все смеялись: «Что ты приехала ветра в поле искать? Вот курганы, вот курганы, вот курганы... Бульдозерами туда свозили трупы, а ты – ищешь могилу! Ты что, глупая, что ли? Два раза из рук в руки переходила Буденновская, какие здесь бои были!»

И вот, она в отчаянии: два дня ходит, спрашивать не у кого, все показывают на курганы. И говорит: «Вдруг я вспомнила, что ты дал мне иконочку Преподобного Серафима!» Последний день, ей нужно уже уезжать. «Я иду и, вспомнив, что ты мне ее дал, иду и кричу: ‟Помоги! Преподобный Серафим, помоги! Дай мне найти сына!ˮ И в таких молитвенных криках человек идет как бы в тумане: он не видит ни того, кто впереди идет, ни того, что сбоку, да и того, куда он сам идет...

Она видит женщину с ведрами воды. А на груди ее, на цепочке, висит крестик ее сына

Я сам переживал такие моменты, когда нет ничего – а присутствует только один крик или одна мольба! И вдруг она натыкается на что-то мягкое. Придя в себя, она видит женщину с ведрами воды, в майке. А на груди ее, на цепочке, висит крестик ее сына. Она ничего больше не видит: ни лица этой женщины, ничего другого, – она видит только цепочку и крестик! И говорит: «Откуда это у вас?» А та отвечает: «Этот солдат в моей хате умер, а я его в своем огороде похоронила! Пойдем!» Вот, как Преподобный Серафим нашел могилку... Вот, что значит вера! Я всегда об этом рассказываю. А вот – эта иконочка Преподобного...

Алексей Петрович Арцыбушев
Подготовил Николай Бульчук

2 августа 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 922 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина 6 августа 2023, 14:39
Фамилию бабушки Алексея Петровича не Подгоречанин, а Подгоречание
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×