Многие авиарейсы прибывают в аэропорты Пуэрто-Рико ночью. Флорида и Бермуды, Куба и Ямайка, Гаити и Доминиканская руспублика остаются далеко в океане.
Едва завидев землю, самолет начинает снижаться. Огни четко очерчивают контур острова, и уже можно распознать, где какой город расположен. Вот столица Сан-Хуан на побережье Атлантического океана – город с 500-летней историей, где с наступлением утра прямо в центре можно пройти по побережью бирюзового океана, прислониться к каменным, поросшим мхом пятивековым стенам, подняться по вымощенным камнем улицам к католическому собору в честь Св. Иоанна Крестителя – самому старинному на острове и в США.
В середине острова – второй по величине и дате основания город – 450-летний Сан-Герман. Сюда отец Григорий Юстиниано вернулся после почти четвертьвековой жизни в континентальной Америке. Вернулся, чтобы познакомить своих соотечественников с Православием, которое на острове было представлено только храмом Антиохийской Церкви, где окормляют в основном приезжих арабоязычных прихожан. Отец Григорий устроил в Пуэрто-Рико испаноязычную Миссию для тех, кто здесь родился и живет.
А до собственного знакомства с Православием, которое случилось в Америке, Гамильтон Юстиниано был протестантским пастором и (в Пуэрто-Рико) ректором Пятидесятнической семинарии в Сан-Хуане. Итак, знакомимся.
– Отец Григорий, расскажите о своем детстве, о своей семье.
– Мое детство было обычным для того времени. Родился я в бедной семье и был младшим из четырех братьев. Мой отец был католиком, но в церковь не ходил. Мама, красивая женщина, не получила формального образования, а отец закончил всего 3 класса начальной школы. Мой отец сошелся с моей мамой, будучи женат на другой женщине, и мы жили с их семьей и ее детьми в одном городе. Можете себе представить, что отношения наши были непростыми. Мама умерла молодой – ей было всего 56 лет.
Что касается моего образования, то в то время у нас в доме было не много книг, потому что из-за бедности образование в семье не было приоритетом. Нам нужно было добывать еду и как-то выживать.
Я влюбился в свою жену, когда мы были совсем молодыми, и, как только я закончил среднюю школу, мы поженились.
Гамильтон Юстиниано (справа). Конец 1950-х годов
Я всегда хотел учиться, но не мог себе это позволить. Спросил отца, может ли он помочь мне оплатить обучение в университете, но он отказал.
Мы были женаты уже 5 лет, когда я решил уйти с работы и поступить в Американский университет в Сан-Германе.
В то время недалеко от нас, в городе Савана Гранде, открывалась миссия Пятидесятников (церковь Ассамблей Бога. По числу верующих является третьей – после Римско-Католической и Русской Православной Церкви – христианской деноминацией в мире. – прим. авт.), и меня пригласили туда пастором с зарплатой 75 долларов в месяц. В то же время я получал стипендию от университета, а правительство помогало нам с пособием на еду. Так мы выживали.
– Такой образ жизни был в то время обычным для пуэрториканцев?
– Да, богатых людей в 1950–60-е годы в Пуэрто-Рико было совсем немного. Мало у кого были машины, и в центр города большинство добирались пешком. Богатые люди жили в Сан-Германе, вокруг католической церкви и площади с красивыми зданиями. Большинство людей занимались сельским хозяйством и работали на кофейных и сахарных плантациях. В 1980-х политика правительства изменилась: сахарный тростник больше не выращивали, в Пуэрто-Рико пришли фармацевтические компании, и на острове активно стал развиваться туризм.
В университете я никогда не мог учиться полный день и в глубине души мечтал, что придет время, и мы сможем отправить наших детей в колледж, где они будут жить в кампусе вместе с другими студентами. Так что желание дать хорошее образование нашим детям было одной из причин, почему мы уехали из Пуэрто-Рико в Соединенные Штаты. Слава Богу, все мои дети жили в кампусах и закончили университеты.
Сан-Герман. Центр. Старинные улочки
– Как вы переехали в США, и как начиналась ваша новая жизнь?
– Когда мы переехали в США, то ничего не знали о стране, только то, о чем читали в газетах. Мы обосновались в городке Данбери в штате Коннектикут на севере США, где прожили 24 года.
В то время я мог читать и писать по-английски, но очень мало говорил. А когда приезжаешь в другую страну, нужно именно говорить. Сначала я стал работать посудомойщиком, несмотря на то что у меня было университетское образование и степень магистра.
Первые годы для иммигрантов всегда очень трудные. Мы долго не могли найти квартиру. Никакой помощи от государства мы не получали. Затем я перешел на работу в типографию. Жена занималась воспитанием четверых детей и не работала. Потом я работал в фирме, которая делала детали для машин. После того как дети пошли в школу, и моя супруга вышла на работу.
В Пуэрто-Рико она училась на медсестру, но после того как мы поженились, и у нас родился первый ребенок – дочь Деспина, – она решила посвятить себя воспитанию детей.
Когда мы переехали в США, супруга решила продолжить работу медсестрой. Год она училась по ночам, потом сдала экзамен и получила право работать.
В то время я работал в агентстве, где помогал обучаться иммигрантам, не знавшим английского языка. Там я проработал год или около того, а когда директор агентства уволился, мне предложили его место. В то же время я подал заявку на дальнейшее обучение, чтобы получить степень магистра и преподавать в школе испаноязычным студентам. Учился я по вечерам, когда заканчивал работу в агентстве. Ехал в Хартфорд на занятия, а иногда занимался дома, даже по ночам. Когда я получил степень магистра, мне предложили должность двуязычного учителя для испанских иммигрантов в средней школе Дэнбери, где я и проработал 20 лет. Студенты совсем не знали английского, и мы с группой учителей преподавали им на испанском базовые предметы: математику, естественные науки, историю, обществознание. Параллельно мы с ними учили английский. Впоследствии некоторые из тех студентов даже поступили в университеты.
Именно в той школе я впервые встретил православного священника из антиохийского Свято-Георгиевского храма, находившегося по соседству со школой. Он служил штатным священником, но школа была такой большой, что каждый день им требовалось много учителей, которые подменяли бы других педагогов. И там он подрабатывал.
Я сразу заметил, что он не выглядел как католический священник. Оказалось, что он был православным, и звали его отец Тимофей Креминс. Мы стали встречаться почти каждый день, и я задавал ему вопросы. Так продолжалось примерно год. Он обрадовался, что я хочу принять Православие. С этого момента мы стали встречаться каждую среду, и он занимался со мной, разъясняя азы Православия. Я также приходил на вечерню, и молящиеся не знали, что у пятидесятников я сам пастор. На литургии я не мог присутствовать, потому что утром проповедовал в Пятидесятнической церкви.
Игумен Силуан (слева) и иеромонах Даниил
В то время как мы знакомились с Православием, я попросил своего сына отца Силуана (в то время его звали Гамильтон, как и меня) сходить на литургию в храм Св. Георгия и потом рассказать мне, что такое Божественная литургия.
«Там все по-другому, совсем по-другому», – сказал мне сын. В храме он впервые увидел иконы, впервые почувствовал запах ладана, и был совершенно потрясен.
Для меня наступило очень тяжелое время, потому что я начал осознавать, что это та Церковь, о которой я всегда хотел знать, – Православная Церковь. Впервые я встретил отца Тимофея в 1995-м году. В 1996-м году я решил уйти с работы, которую исполнял в Пятидесятнической церкви Ассамблей Бога.
Но как мне было совершить переход из Пятидесятнической в Православную Церковь, чтобы не развестись с женой и не потерять детей?
Как мне было совершить переход из Пятидесятнической в Православную Церковь, чтобы не развестись с женой и не потерять детей?
Моя жена Евфимия всегда очень серьезно относилась к вере. Она никогда не была католичкой и не переходила в протестантизм, как многие в Пуэрто-Рико. Единственной религией, которую она знала, было пятидесятничество. До отъезда в США в течение 5 лет я был пастором Пятидесятнической церкви и ректором готовившего пасторов Библейского института в столице страны Сан-Хуане.
Я начал рассказывать ей о причинах своего желания стать православным, пытался убедить ее, что, приняв Православие, мы станем ближе к Господу.
– Что вас на тот момент не удовлетворяло в учении пятидесятников?
– У меня были проблемы относительно их понимания Причастия. Это одна из причин, побудивших меня искать Православную Церковь. Я никогда не мог принять то, как они причащались, и никогда не называл это Святыми Таинами, даже если они принимали Причастие с чистым сердцем. Я сам причащался с чистым сердцем, но почему-то чувствовал и понимал, что в том приобщении чего-то не хватает, но ответа найти не мог.
В рамках обучения отец Тимофей пригласил меня на собрание духовенства Антиохийской Церкви, где я впервые увидел, как совершается Божественная литургия и Причащение лжицей. Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Итак, я решил уйти от пятидесятников, сказал жене и старался найти способ, как наша семья могла бы обратиться в Православие.
У моей жены золотое сердце. Она поддержала меня и прошла со мной через это трудное время. А ведь мы потеряли все: зарплату, друзей, репутацию, даже наших родственников.
Миссия церкви Ассамблей Бога в Савана Гранде
– Какова была реакция ваших собратьев-пятидесятников на ваш уход?
– Я отвечал за латиноамериканское служение огромной американской общины Ассамблей Бога между городами Дэнбери и Брукфилдом в штате Коннектикут. Когда я собрался покинуть Пятидесятническую церковь, то встретился с главным пастором общины и попросил, чтобы он позволил мне в последний раз сказать проповедь. Это было в августе 1995 года. Я сказал пастве, что это моя последняя проповедь и что я крестился в Православной Церкви. Я объяснил им, что мое решение уйти из церкви Ассамблей Бога вызвано желанием расти духовно и убежденностью в том, что Православная Церковь – это истинная Церковь Христова. Я не хотел создавать разделение в миссии и предложил им самим попытаться найти истину в своем сердце.
Десять юношей из этого прихода последовали за мной в Православную Церковь. Они крестились и до сих пор ходят в православный храм.
Через несколько лет меня пригласили на юбилей той Пятидесятнической миссии и попросили выступить перед всем собранием американцев и латиноамериканцев. Я не проповедовал, но, поздравляя их, постарался найти для них самые добрые и правильные слова. Я не хотел создавать в миссии суматоху и разделение, потому что убежден, что единственный, кто может привести людей к Православию, – это Святой Дух. Сам Бог.
В то время мой сын Гамильтон учился в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке.
Убежден, что единственный, кто может привести людей к Православию, – это Святой Дух
Он был там один, и он мало от кого мог узнать о Православии. Получив степень бакалавра искусств, он стал учиться в Хантер Колледже на степень магистра. Но он подготовился и крестился даже раньше меня – на Пасху. На церемонии Крещения мы присутствовали всей семьей и остались на ночное богослужение в часовне Св. Марии Магдалины при Колумбийском университете в Нью-Йорке. После первого курса в колледже ему потребовалось жилье, и монастырь Св. Марии Египетской (также известный как Дом милосердия) предложил ему комнату. Там мало-помалу, общаясь с игуменом, он заинтересовался монашеством, и позже стал жить в этом монастыре уже монахом.
– Кто из семьи крестился после него?
– Вторым был я. В октябре того же года в Георгиевской церкви в Дэнбери меня крестил отец Тимофей. Моя жена после катехизации была миропомазана 24 декабря, вместе с моим сыном, теперешним диаконом Серафимом, а потом крестилась наша дочь Деспина. Последним был миропомазан Исраэль (нынешний иеромонах Даниил).
Исраэль Юстиниано (будущий иеромонах Даниил) на Бродвее
– Его обращение в Православие вообще было не совсем обычным...
– Да. Он прошел через 11 сентября 2011 года, когда в центре Нью-Йорка рухнули башни-близнецы. Он работал в компании, которая арендовала здание как раз напротив башен. Это была компания, производившая бродвейские шоу, а он работал там в постановке под названием «Всплеск». После 11 сентября компания закрылась.
– Отец Даниил очень одаренный человек, и у него были интересные профессии...
– После окончания Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, он стал заниматься графическим дизайном книг и получил предложение работать в Издательстве Колумбийского университета. Работой своей он был доволен и зарплату получал хорошую. Когда он заканчивал книгу, то присылал мне экземпляр, подписанный мирским именем – Исраэль Юстиниано. Потом он работал в Музее искусств Метрополитэн в Нью-Йорке, где занимался исследованиями и подготовкой рекламных материалов для выставок: книг, каталогов, сувенирной продукции. Работа приносила ему радость, и он часто приглашал меня и маму на выставки.
Однажды он позвонил мне и сказал, что собирается уйти на... Бродвей, в театр. Пошел на пробы, и его пригласили в грандиозную постановку «Всплеск». Позже мы ее посмотрели: он там танцевал и пел. Это было невероятно.
– Для него это был, конечно, потрясающий опыт...
– Это была часть его жизни. А потом, после 11 сентября, компания отменила шоу. Сказали, что всем, кто хочет продолжить работать в компании, надо будет переехать в Калифорнию или искать другую работу. Вместе с компанией он переехал. Однажды во время тренировки он упал и повредил спину. Врачи сказали, что все не так драматично, но он не должен тренироваться 6 месяцев. Компания оставляла его, но не могла платить ему полгода, поэтому сын решил вернуться домой, в Коннектикут.
Будущий о. Грегорио с митрополитом Николаем и священником Лукой Михали
К тому времени все мы были уже православными. Однажды мы пригласили его на собрание духовенства в Гаррисоне, что в штате Нью-Йорк. Там выступал глава Карпаторосской епархии в Америке митрополит Николай (Смишко). Позже он рукоположит меня в сан священника.
Мой сын слышал его проповедь, в которой он говорил и о трагедии 11 сентября. Слова тронули его сердце, и с тех пор он начал посещать Свято-Троицкий храм в Дэнбери, прихожанами которого мы тогда были. Сын общался на духовные темы с настоятелем, священником Лукой Михали. Так он решил перейти в Православие и был миропомазан в 2002-м году.
О. Грегорио с семьей на территории Миссии
– А как вы решили стать православным священником?
– Мы с женой всегда очень серьезно относились к вере и Церкви. 30 лет я служил пастором в общине пятидесятников, 18 из которых был пастором высокого уровня в иерархии их церкви, так называемым рукоположенным пастором.
Когда я перешел в Православие, я еще больше полюбил Церковь, и по прошествии времени сказал настоятелю нашего прихода, что хочу стать священником. Но я не знал самого процесса рукоположения. Я думал, что мне надо подготовить документы, показывающие мой опыт как пастыря.
Короче, он попросил меня прийти в следующую субботу в семинарию для беседы. Мой настоятель устроил мне встречу с правящим архиереем Карпаторосской епархии в Америке – митрополитом Николаем – в Джонстауне, штат Пенсильвания. Я принес митрополиту все документы и подумал, что, наверное, в следующем месяце он меня рукоположит. И был неправ.
И вот, сижу я перед митрополитом, не называю его владыкой, потому что в плане такого общения был совсем новичком, и говорю, что хочу стать священником и служить Церкви.
– Слушай, – говорит он мне. – Видишь этого священника? – И указывает на отца Луку.
– Да, – отвечаю я.
– Ты будешь прикреплен к его приходу, и что он тебе скажет, будешь исполнять. А о священстве пока забудь.
Я был расстроен и подавлен.
– Хорошо, – сказал я. – Буду учиться у отца Луки.
Мне потребовалось 10 лет, чтобы стать священником. Пришлось поступить учиться на специальную программу для мирян, которую создал митрополит Николай. Замечательная программа, которую посещали люди разных профессий: инженеры, юристы, врачи, учителя, которые собирались служить в Церкви.
Изначально программа была создана для подготовки диаконов, а те, кто потом хотели стать священниками, должны были ехать в семинарию в Джонстаун и там проходить дополнительную программу. Я посещал эту программу 2 года, и только потом митрополит меня рукоположил.
Перед рукоположением я ему сказал: «Владыка, хочу вас предупредить, что если вы меня рукоположите, мое сердце будет в родной стране, и когда я выйду на пенсию на своей мирской работе, я вернусь в Пуэрто-Рико. Если вы хотите оставить меня в Соединенных Штатах, не посвящайте меня в сан».
– Я тебя все равно рукоположу, – сказал митрополит Николай. – Не волнуйся.
Рукоположили меня 17 сентября 2006 года в Дэнбери.
Отец Лука был настоятелем, а я на приходе – его правой рукой. Меня также назначили подменным священником, и когда тот или иной священник был в отпуске, я служил в его храме.
Когда мне было 55 лет, я вышел на пенсию, 20 лет проработав школьным учителем, и остаток своей жизни намеревался провести в Пуэрто-Рико, чтобы нести Православие моему народу.
Собираясь в Пуэрто-Рико, я впервые встретился с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Иларионом (Капралом; † 2022). Он активно занимался миссионерской деятельностью, открывая миссии РПЦЗ по всему миру. Ему позвонил мой сын, отец Силуан, который был уверен, что Митрополит Иларион поможет и направит меня с миссией в Пуэрто-Рико.
Я приехал в Нью-Йорк, в Архиерейский Синод, вместе с двумя сыновьями, которые тоже присутствовали на нашей с Митрополитом встрече. Владыка сказал, что прекрасно меня понимает, и благословил на создание Миссии. Митрополит Николай также поддержал меня и дал отпускную грамоту.
Мы продали дом, и я поехал к владыке Илариону, чтобы получить антиминс и миро. Сначала владыка сказал, что не может найти антиминс. Потом еще раз проверил, вернулся с улыбкой и сказал: «Вот последний, подписанный Митрополитом Лавром». Так я получил его для нашей пуэрториканской Миссии. Я попросил Митрополита дать мне 2 года на постройку здания Миссии.
О. Григорий с семьей после литургии на праздник Св. Троицы
Мы приехали в Пуэрто-Рико и начали создавать Миссию с нуля. У нас было всего две иконы, которые нам подарили священники в США. Мы купили землю и начали ремонтировать дом на ней, чтобы там жить и устроить внутри часовню.
Вскоре стали приходить люди с просьбами их крестить, поэтому нам пришлось начать работу нашей Миссии до того, как часовня была готова. Первую литургию мы отслужили в 2009-м году, и с того времени совершаем литургии каждое воскресенье.
Мы крестили 42 человека в Сан-Германе и 50 подготовили ко Крещению. К сожалению, в 2017-м году город пострадал от урагана «Мария», и мы потеряли несколько семей наших прихожан, которые переехали в США. После урагана у нас на юге острова было землетрясение, эпицентр которого был совсем рядом с Сан-Германом. Погибли люди, были повреждены дома, некоторые наши прихожане тоже пострадали и уехали. Потом случился ковид. У нас были введены такие же санитарные правила, как и в США, но мы решили не закрывать приход. Мы с женой и еще с несколькими прихожанами каждое воскресенье совершали литургию, поддерживая жизнь нашей Миссии.
После ковида к нам стали приходить много молодых и хорошо образованных людей и просили их крестить.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших прихожанах.
– Миссия расположена на юго-западе – в Сан-Германе, но у нас есть прихожане, которые приезжают в храм даже из самой дальней – северо-восточной – части острова. Члены нашего прихода – это в основном молодежь, студенты, которые одновременно учатся в университете и работают. Мы счастливы, что у нас есть такая сплоченная группа молодых людей, и мы молимся, чтобы они полюбили Церковь и посвятили часть своей жизни приходу. Я также надеюсь и молюсь, что когда-нибудь они обвенчаются со своими православными «половинками». Также у нас есть более зрелые прихожане, которым за 50, а некоторые и старше.
Члены нашего прихода – это в основном молодежь, студенты, которые одновременно учатся в университете и работают
Мы прилагаем все усилия, чтобы построить настоящий большой храм, потому что нынешняя часовня уже слишком мала для прихода, особенно когда по большим праздникам на службы собирается много народу.
Я считаю, что у меня лучший приход, который только может быть у священника. Все мы боремся с теми или иными грехами и недостатками, но мои прихожане настроены серьезно и стремятся лучше узнать, что для исправления может предложить Православная Церковь.
У нас на приходе есть четверо оглашенных, и они уже готовы креститься. Еще четверо приходят на службы и занятия, которые мы проводим по воскресеньям, после литургии и трапезы, потому что хотят больше узнать о вере.
– С какими трудностями сталкивается ваша Миссия?
– Самое главное – в Пуэрто-Рико трудно с работой, и многие молодые люди вынуждены уезжать в США. Так мы теряем наших молодых прихожан. Но в то же время остров все больше становится раем для туристов, которые также ищут, где можно помолиться во время отпуска.
Другая проблема: когда мы рассказываем людям о Православии, мы показываем им фотографии красивых православных храмов, но когда люди приходят в Миссию, они видят пока только часовню.
Еще такой момент. У нас есть красивые, образованные девушки, а юношей, за которых они могли бы выйти замуж, мало. Так что они молятся и... ждут чуда.
О. Грегорио с супругой Эдной (Евфимией). 50 лет вместе. 2020 год
– Какими чертами характера, по-вашему, должен обладать миссионер?
– Для священника очень важны духовные качества, и самое главное – это огромная любовь к людям, которым он служит.
Для священника очень важны духовные качества, и самое главное – это огромная любовь к людям
Второе. Миссионер должен обладать большим терпением. Миссия – это бесконечная работа. Я собираюсь здесь служить, сколько Бог даст, а сейчас молюсь о более молодом священнике для нашей Миссии, о следующем лидере, который придет после меня, потому что я старею.
– У вас три сына…
– Но миссионерство – это то, что я не могу им навязать.
– Недавно был рукоположен в сан священника иеродиакон Даниил. Что вы чувствовали при его рукоположении?
– Знаете, сколько времени нужно художнику, чтобы создать произведение искусства? Иногда на это уходят годы! Когда на литургии отец Даниил был рукоположен во священника, я понял, что это рукоположение – не для меня. Для Бога.
Я отец, который хочет сделать все возможное для своих сыновей. Я очень уважаю его, потому что знаю его сердце. И все, что я могу сделать сейчас, – это молиться и благодарить Бога. В алтаре отец Даниил мне сказал, что боится заплакать, потому что люди будут смотреть на него. Но когда я подошел к нему, чтобы поздравить, он плакал, как ребенок, и все его лицо было в слезах. Я поцеловал его. Очень трудно выразить словами, что Бог делает с моими детьми. Это реальность присутствия Святого Духа в Церкви, формирующего моих детей.
Очень трудно выразить словами, что Бог делает с моими детьми. Это реальность присутствия Святого Духа в Церкви
– После рукоположения он остался в США?
– Да, он уже 17 лет монах. Он приехал из монастыря в Пуэрто-Рико, чтобы помочь мне. Сейчас он, по благословению, подвизается в скиту в Атланте, штат Джорджия, там, где есть монах-настоятель.
– У вас в миссии служит младший сын – отец Серафим...
– Да, еще один человек с добрым сердцем. А ведь он тоже чуть не ушел в монастырь! Он помогал мне в Миссии и однажды сказал, что не видит православной девушки, на которой хотел бы жениться. Я ему сказал, что надо молиться и ждать чуда. И чудо случилось.
О. Григорий и о. Даниил в скиту в Атланте
Однажды я крестил одну женщину и ее младшую дочь. Но она не сказала, что у нее есть еще и старшая дочь. В воскресенье она привела старшую дочку – красавицу! Я выходил из часовни, а мой сын спускался со второго этажа дома и направлялся в часовню. Девушка входила в прихожую дома, и мы втроем встретились. Я увидел ее, посмотрел на сына, сын посмотрел на меня, а потом – на нее.
Когда служба закончилась, я спросил его, взял ли он ее номер телефона. Так начались их отношения, и вскоре они поженились. Сейчас у них трое прекрасных детей. Самый старший, Лазарь, прислуживает в алтаре. Средняя – дочка Эмилия. Младшего назвали Лука – в честь святителя Луки Крымского, архиепископа и хирурга. Я называю его «маленьким епископом», потому что лицо и характер у него похожи на архиерейские. И мы только что узнали, что они ожидают четвертого.
– Отец Григорий, вы посвятили свою Миссию святителю Иоанну Лествичнику. Почему именно его вы выбрали небесным покровителем Миссии?
– У меня всегда было желание принести Православие в Пуэрто-Рико. Но я хотел устроить не просто приход. Здесь, в Пуэрто-Рико, так много проповедников! Каждое воскресное утро вы слышите по радио выступления многочисленных пасторов. Но монахов на острове никогда не видели. Я – единственный священник в своем городе, но я не монах. А святой Иоанн Лествичник – наш покровитель – монах, и мы молимся ему о том, чтобы со временем на базе нашего прихода был устроен скит.
– Так вот каким вы видите будущее Миссии!
– Сейчас мой сын отец Даниил подвизается в скиту в честь Оптинских старцев в Атланте. Обитель устроена на базе прихода, и это прекрасный пример сосуществования прихода и монастыря. Это то, что мы хотим в дальнейшем сделать у нас в Пуэрто-Рико. Настоятель, архимандрит Иоанн (Таунсенд), согласился нам помочь, и будущие наши монахи будут обучаться в их скиту. Я знаю, что пройдут годы, прежде чем что-то подобное будет создано на базе нашей Миссии. В любом случае это то, что я хотел бы увидеть до того, как покину этот мир.
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай с Курско-Коренной иконой в Пуэрто-Рико. Август 2021 г.
У нас 5 акров земли. В августе 2021 года нашу Миссию посетил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай (тогда епископ Манхэттенский) и освятил участок земли, на котором мы планируем построить храм. Но чтобы начать строительство храма, мы должны предоставить в Департамент культуры много документов. Сан-Герман – второй город в Пуэрто-Рико после нашей столицы – Сан-Хуана, и каждый, кто собирается здесь что-то строить, должен представить исследование археолога и большой отчет.
Наш храм будет очень красивым, как в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Когда мы задумались о храме, мы наняли архитектора, и она представила нам эскизы церкви. Но все они были слишком современными и холодными, а мы хотели что-то старинное и теплое.
Тогда архитектор посоветовала нам съездить в Джорданвилль и посмотреть тамошнюю церковь. Я позвонил Митрополиту Илариону и попросил его благословения. Он дал мне номер телефона епископа Сиракузского Луки (Мурьянка), который является настоятелем монастыря. И мы с о. Даниилом поехали в Джорданвилль.
Отец Даниил сделал фотографии и передал архитектору всю информацию. Планируется, что церковь будет вмещать до 100 человек.
На сегодня документы на строительство, как соответствующие всем требованиям, одобрены Институтом культуры Пуэрто-Рико. Теперь мы ждем письмо из Департамента природных ресурсов, чтобы перейти к следующему шагу – мы сообщим соседям о нашем строительном проекте. Если никто не будут возражать, то нам выдадут разрешение на строительство. По мнению нашего инженера, если все пойдет по плану, то к концу года мы сможем начать строительство. У нас много работы, и мы надеемся, что Господь поможет нам в предстоящих трудах.