Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Раздумья о Благодатном Огне

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме. Фото © ТАСС / Иван Батырев Схождение Благодатного огня в Иерусалиме. Фото © ТАСС / Иван Батырев

Как и многие православные, я восхищаюсь ежегодным даром Бога Церкви – Благодатным Огнем, который Он неизменно возжигает в храме Воскресения Христова в Иерусалиме каждую Великую Субботу (для вас, туристов, это «храм Гроба Господня»). Впервые я услышал о Благодатном Огне, читая (подумать только!) знаменитые заметки Г. В. Мортона о путешествии в Святую Землю, «По следам Учителя» (первое издание в 1934-м году). Правда, этот верующий англичанин не был впечатлен. Как он пишет, он подумал, как «необычайно», что такая «безумная церемония, которая могла бы состояться в роще Адониса, должна была проводиться при Гробе Христовом», где «сотни простых, но, видимо, помешанных христиан верили, что Бог послал огонь с неба». Мортон не верил, что Бог послал огонь с неба. Он писал: «Толпе тысячу раз повторяли, что Благодатный Огонь – это символический образ, но ничто не колеблет её веры, что в этот день он нисходит с неба на Гроб Христов».

Фото: blizko.by Фото: blizko.by Мортон – прекрасный писатель, но делать выводы из его сочинений надо с большой осторожностью (это явствует из его биографии – «В поисках Г.В. Мортона» авторства Майкла Бартоломью). Правда это или нет, что «толпе тысячу раз повторяли, что Благодатный Огонь – это символический образ», наверное, вряд ли мы узнаем. Зато мы можем убедиться, что Благодатный Огонь – не просто символический образ, ведь в наши дни, не то что во времена Мортона, у нас есть камеры в мобильных телефонах и прочие устройства, которые могут прямо транслировать церемонию Благодатного Огня и дать возможность увидеть чудо онлайн (см., например, http://www.monomakhos.com/2011/04/the-miracle-of-the-holy-fire-in-jerusalem/).

На этом сайте также есть интервью с Патриархом Иерусалимским, который ежегодно получал Благодатный Огонь. Вместо того чтобы убеждать толпу, что это лишь «символический образ», он рассказал о том, как он получил чудесный Огонь. Процитируем его слова:

«Я пробираюсь сквозь темноту во внутреннее помещение, и падаю там на колени. Здесь я возношу особые молитвы, что дошли до нас через столетия, и, прочитав их, жду. Иногда я жду несколько минут, но обычно чудо происходит сразу же, как только я прочитаю молитвы. Из среды самого камня, на котором Иисус лежал, изливается неописуемый свет. Он обычно голубого оттенка, но цвет может изменяться и приобретать много разных оттенков. Его невозможно описать человеческими словами. Свет поднимается из камня, подобно тому, как туман поднимается из озера – выглядит почти так, как будто камень покрыт влажным облаком, но это свет. Этот свет каждый год ведет себя по-разному. Иногда он покрывает только камень, а иногда заполняет всю Кувуклию, так что если бы люди, стоящие снаружи, заглянули внутрь, то увидели бы ее наполненной светом. Свет не обжигает – я ни разу не обжег бороду за все 16 лет, что я был Патриархом Иерусалимским и принимал Благодатный Огонь. Свет другой консистенции, чем обычный огонь, горящий в масляной лампе. В определенный момент свет поднимается и приобретает форму колонны, в которой огонь уже другой природы, так что я уже могу зажечь от него свечи. Когда таким образом я зажигаю огнем свечи, я выхожу и передаю огонь вначале Армянскому Патриарху, а потом Коптскому. Затем я передаю огонь всем людям, присутствующим в храме»[1].

Мы можем убедиться, что Благодатный Огонь – не просто символический образ, ведь у нас есть камеры в мобильных телефонах

Дар Благодатного Огня имеет давнюю историю. В 1106–1107-м годах русский паломник игумен Даниил писал о «Чуде Святого Света» в своём «Хождении». Даже Мортон признаёт, что «монах Бернард упомянул о нём, говоря о путешествии в Иерусалим в 870-м году от Р.Х». Почему Бог посылает этот дар так неизменно?

Как и при ответе на любой вопрос, начинающийся со слова «почему», мы можем только догадываться. Но я думаю, он имеет некоторое отношение к обстоятельствам, в которых жила Церковь в эти дни. То есть Церковь Иерусалимская была Церковью, вознесённой на крест. Как пишет Г.К. Честертон в книге «Новый Иерусалим»,

«...никакой житель Запада и близко представить не может, каково жить в самом сердце Востока в течение длинной, кажущейся бесконечной, эпохи мусульманского владычества. В Иерусалиме человек оказывался в самом центре Османской империи, как в Риме он оказывался в центре Римской империи. Имперская власть ислама распространялась от восхода и до заката; на запад – к горам Испании, и на восток – к Великой Китайской стене. Тем, кто жили в этом каменном городе и несли через века отчаянное свидетельство о Христе, казалось, что вся земля принадлежала Магомету».

Действительно, отчаянное свидетельство. Но знать воскресшего Христа – это знать Надежду отчаянных, знать, что христианская надежда всегда кончается радостью, что Крест увенчивается Воскресением, что ночь кончается наступающим рассветом. Вот почему, я думаю, Господь дал дар Огня тем, кто пронес «отчаянное свидетельство о Христе» через эти многие годы тьмы.

Непрестающее значение Благодатного Огня – не в свечах, которые от него зажигаем, а в свете, который зажигается в наших сердцах. Бог дал дар Благодатного Огня как дар надежды, чтобы дать нам силы пережить следующий год. Пусть Мортон посчитал христиан, получавших Благодатный Огонь, безумными. А я возражу, что они «обезумели» от изнеможения продолжать их отчаянное свидетельство о Христе, Боге нашем, в тёмном сердце исламской империи, возжигая свечи и творя молитвы Распятому, Кого они не могли открыто, не боясь наказания, исповедовать под солнцем. Именно этот дар удерживал в безумных здравомыслие, в порабощённых – веру. Честертон писал, что нам, христианам, «нечем отплатить, нечего поставить в храме времени и вечности, кроме огарка, так быстро догоревшего»[2] у гробницы Божией. Он был прав. Этот единственный трепещущий, мерцающий огарок наших лет жизни – и правда всё, что мы имеем. И мы знаем, что в Иерусалиме каждую Великую Субботу этот огарок зажигает Сам воскресший Христос.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевёл с английского Дмитрий Бурцев

18 апреля 2025 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Цит. по: https://blagogon.ru/digest/832

[2] «Франциск Ассизский», перевод Н. Л. Трауберг

Комментарии
Галина И.21 апреля 2025, 21:53
Опровержение истинности дел Божиих, в т.ч. и схождения Благодатного Огня, возникает, как правило, у людей с низким уровнем религиозной рефлексии. Практичный рассудочный интеллект, ориентированный на самоутверждение, также противоположен духовному видению. «Большая часть умов человеческих имеют свойства анализа, и по этому свойству способны хитрить, ловко устраивать дела, строить козни» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Бог- Повелитель четырех стихий четырех сторон света, и разве есть для Него что-то трудное? Сколько раз в Библии огонь выходит "из уст Его" и нисходит с неба! "Огонь пришел Я низвести на землю..."(Лк.12,49). Другое дело-наша безудержная погоня не за познанием Христа, а за чудесами.
Анна20 апреля 2025, 11:36
Спасибо большое за рассказ Иерусалимского Патриарха. Интересно найти интервью с ним.
Галина19 апреля 2025, 17:52
Как хорошо, что такие статьи публикуются. В последнее время находятся такие православные,которые не только сомневаются в истинности чуда Благодатного огня,но и всяческие клеветы публикуют и видео, в комментариях много тех,кто поддался таким "разоблачениям" и куда их вера подевалась? Но много тех,кто делится своими воспоминаниями от присутствия в Иерусалиме в Великую Субботу, кто на себе испытал всё то, о чём столетиями собирались свидетельства очевидцев. И я тоже имею в своём сердце такие воспоминания,но комментарий и так большой, пусть каждый сам для себя делает выводы. Лукавым духам всегда хочется омрачить нашу радость.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Благодатный Огонь Другие материалы сюжета:
Протоиерей Лаврентий Фарли

Новые материалы

Выбор читателей

×