«Так возьми, возьми, распни грех не сотворившего»

Перевод древнего кондака Страстям Христовым

Распятие. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Пергамент. Библиотека Лауренциана, Флоренция Распятие. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Пергамент. Библиотека Лауренциана, Флоренция

Вниманию читателей предлагается кондак Страстям Христовым, который мог быть создан в IV–V веке. Он написан по принципу акростиха: каждая строфа начинается с соответствующей буквы греческого алфавита. Данный кондак мог появиться на свет в Антиохии, однако в нем остро ощущаются иерусалимские воспоминания: в частности, такие места, связанные со Страстями Христовыми, как Гефсиманский сад, двор Каиафы и претория Пилата:

Ночью привели Меня
В Каиафы мрачный двор…
А они, Меня влача
К беззаконному судилищу,
Вопияли, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».

В гимне цитируются 21-й и 16-й псалмы, а также пророчество Исаии о страждущем Отроке Господнем, связанные с иерусалимским богослужением, посвященным Страстям:

Воскресни, о Господи,
Предвари неправедных,
И препоной стань для них. (Пс. 16: 7).

Повествование ведется от лица страждущего Христа

Повествование ведется от лица страждущего Христа:

Предали Меня суду
И вопили, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».

Перевод сделан протодиаконом Владимиром Василиком по изданию Τρεμπέλας Π.Ν. Εκλογή Ελληνικης Ορθοδόξου υμνογραφίας. Αθηναι, 2007. Σ. 197–198.

КОНДАК СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ

Уловили грешники,
Словно лев, рычащие,
На Меня напавшие
И Пилату рекшие:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
Воскресни, о Господи,
Предвари неправедных,
И препоной стань для них.
Злым путем идут они,
Их уста исполнены
Горького проклятия.
Предали Меня суду
И вопили, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
Искушая, спрашивали:
«Ты ль Христос, дающий жизнь?
Так спаси же Сам Себя,
Если Ты – Сам Божий Сын.
И яви сие для нас».
Распалились умертвить
И вопили, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
Предан Я Иудиным
Льстивым целованием.
Скрытно со дрекольями,
Словно на разбойника,
Говорили злобное,
Супротив души Моей
Тщетный замысел тая,
И вопили, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
Ночью привели Меня
В Каиафы мрачный двор,
Чуждым сделав заповедей
Божиих, глаголали:
«Он субботу осквернил
И закон уничтожал».
И Пилату предали,
И вопили, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
И тогда, хотя спасти
Свою душу, сам Пилат,
Руки омывал свои.
А они, Меня влача
К беззаконному судилищу,
Вопияли, говоря:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
«Что Иисусу сотворим,
Иудейскому Царю?».
А они, Меня суду
Повергая, говорят:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».
Умертвить Меня стремясь,
Пламенные палачи,
Как предрек Исаия,
Возложив Мне на главу
Руки, изрекли тогда:
«Лучше душу погубить,
Чтобы мир приобрести».
Как овца Я был веден
К заколенью смертному.
Уловили грешники,
Словно лев, рычащие,
На Меня напавшие
И Пилату рекшие:
«Так возьми, возьми, распни
Грех не сотворившего».

Смотри также
Древнейший кондак Входу Господню в Иерусалим Древнейший кондак Входу Господню в Иерусалим Древнейший кондак Входу Господню в Иерусалим Древнейший кондак Входу Господню в Иерусалим
Один и Тот же восседает на Херувимах и скромном ослике. Один и Тот же – «в вышних живущий» и идущий на страдания в Иерусалим.
«Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»
Лариса Маршева, Иван Беляев
«Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Входа Господня в Иерусалим
Лариса Маршева, Иван Беляев
Малые дети своими сердцами почувствовали и поняли, что это не простой Человек, – это чаемый Спаситель мира.
Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии
Протодиакон Владимир Василик
Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии
Протодиакон Владимир Василик
Кондак важен своим догматическим значением. «Богородицей зову Богоматерь» – тут явственна победа над несторианством.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×