Древнейший кондак Входу Господню в Иерусалим

Саркофаг IV века со сценами из Ветхого и Нового Завета. Нью-Йорк, музей Метрополитен. Фото: metmuseum.org Саркофаг IV века со сценами из Ветхого и Нового Завета. Нью-Йорк, музей Метрополитен. Фото: metmuseum.org

Вниманию читателей предлагается древнейший кондак, посвященный Входу Господню в Иерусалим. Если кардинал Питра считал, что он может относиться ко временам Патриарха Сергия (VII век), то такие компетентные исследователи, как Маас и Трембелас, полагали, что это произведение написано ранее кондака преподобного Романа Сладкопевца на Неделю Ваий. На наш взгляд, он может датироваться концом IV – первой половиной V века, и его мог создать неизвестный антиохийский или константинопольский автор, возможно, побывавший в Палестине.

Глубокое богословие, созерцание Христа как Богочеловека, ради спасения людей пришедшего в мир

Что в нас в нем привлекает?

Во-первых, глубокое богословие, созерцание Христа как Богочеловека, ради спасения людей пришедшего в мир:

Радуется созданье о Тебе,
Взирая на Бога!
Благочестно днесь Живого
Младенцы поют Тебя.
А мы взываем Тебе:
Осанна, Давида Сын!
Средь человеков Бог явленный,
Царствующий над всеми,
Живущий же во веки!

Один и Тот же восседает на Херувимах и скромном ослике. Один и Тот же – «в вышних живущий» и идущий на страдания в Иерусалим.

В-вторых, в этом кондаке изумительно отражено сочетание радости от встречи Христа Его народом и скорби от Его грядущих страданий:

Мир избавить от тления
Ты на страданье,
Человеколюбче, пришел.
И стелют на дороге
Народы одеяния.

В-третьих, в кондаке прекрасно показаны детское простодушное ликование тех, кто встречает Христа, и угрюмая завистливая злоба Его врагов:

Дети звали, Христе:

«Благословен Ты,
Приходящий и явившийся!»
Словам же сим дивятся
Зовущих беззаконные.
Тогда и являются
Фарисеи, позавидовав,
Заградить уста вопиющих:
«Царствуешь над нами
Ты Сам во все веки!»

Глубина догматического сознания и вместе с тем изумительная простота и непосредственность – непреходящие достоинства этого древнего прекрасного памятника.

Песнь новую, народы, поем,
Днесь на престоле
Херувимском сидящему.
И с детьми мы, ветви
Неся, восклицаем:
Будь, о Владыко, для нас
К жизни наставником:
Ради нас ведь явился
В горних высотах
Живущий во веки.

Радуется созданье о Тебе,
Взирая на Бога!
Благочестно днесь Живого
Младенцы поют Тебя.
А мы взываем Тебе:
Осанна, Давида Сын!
Средь человеков Бог явленный,
Царствующий над всеми,
Живущий же во веки!

Увидев отроки Христа,
Ветвями славя,
Восхваляя глаголали:
«Тот, Кто над всеми Владыка,
Сегодня является,
Желая избавити
От истленья Адама днесь,
С нами, зовущими ныне,
Ведь над всем Он правит
Во все веки.

Дети звали, Христе:
«Благословен Ты,
Приходящий и явившийся!»
Словам же сим дивятся
Зовущих беззаконные.
Тогда и являются
Фарисеи, позавидовав,
Заградить уста вопиющих:
«Царствуешь над нами
Ты Сам во все веки!»

Мир избавить от тления
Ты на страданье,
Человеколюбче, пришел.
И стелют на дороге
Народы одеяния.
И ветви срезаются
От деревьев прочими,
Тебя встречающими, как Творца,
Ведь Ты всеми правишь
И живешь во веки.

Спаситель, се, пророческий ныне глас
Исполнить желая,
На осле восседает днесь.
Веселитесь и радуйтесь,
Чада Сиона, в нем.
Пойте и скажите всем:
«Осанна, Давида Сын,
Ты, как смертный, явился людям,
Царствующий,
Живущий же во веки».

Перевод сделан протодиаконом Владимиром Василиком с издания Τρεμπέλας Π.Ν.Εκλογή Ελληνικης Ορθοδόξου υμνογραφίας. Αθηναι, 2007. Σ. 196–197.

14 апреля 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 169 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»
Лариса Маршева, Иван Беляев
«Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Входа Господня в Иерусалим
Лариса Маршева, Иван Беляев
Малые дети своими сердцами почувствовали и поняли, что это не простой Человек, – это чаемый Спаситель мира.
Перед Вербным воскресением Перед Вербным воскресением
Мысли катехизатора
Перед Вербным воскресением Перед Вербным воскресением
Мысли катехизатора
Владимир Шишкин
Что остается нам сегодня? А вот что: сделать так, чтобы «Господу в сердце нашем было радостно». Так давайте взращивать ветви добродетелей и ваии чистоты, чтобы с ними встретить Господа.
Беседа на Вход Господень в Иерусалим Беседа на Вход Господень в Иерусалим
Протоиерей Олег Стеняев
Беседа на Вход Господень в Иерусалим Беседа на Вход Господень в Иерусалим
Протоиерей Олег Стеняев
А какого Мессию (Христа) ожидаем мы, православные христиане? Может быть, подобно древним иудеям, мы ожидаем Мессию-Воина, Который уничтожит всех наших врагов и поставит нас царями над всеми народами?
Комментарии
Елена15 апреля 2025, 12:40
Замечательный кондак!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Вход Господень в Иерусалим Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протодиакон Владимир Василик

Новые материалы

Выбор читателей

×