Саркофаг IV века со сценами из Ветхого и Нового Завета. Нью-Йорк, музей Метрополитен. Фото: metmuseum.org
Вниманию читателей предлагается древнейший кондак, посвященный Входу Господню в Иерусалим. Если кардинал Питра считал, что он может относиться ко временам Патриарха Сергия (VII век), то такие компетентные исследователи, как Маас и Трембелас, полагали, что это произведение написано ранее кондака преподобного Романа Сладкопевца на Неделю Ваий. На наш взгляд, он может датироваться концом IV – первой половиной V века, и его мог создать неизвестный антиохийский или константинопольский автор, возможно, побывавший в Палестине.
Глубокое богословие, созерцание Христа как Богочеловека, ради спасения людей пришедшего в мир
Что в нас в нем привлекает?
Во-первых, глубокое богословие, созерцание Христа как Богочеловека, ради спасения людей пришедшего в мир:
Радуется созданье о Тебе,
Взирая на Бога!
Благочестно днесь Живого
Младенцы поют Тебя.
А мы взываем Тебе:
Осанна, Давида Сын!
Средь человеков Бог явленный,
Царствующий над всеми,
Живущий же во веки!
Один и Тот же восседает на Херувимах и скромном ослике. Один и Тот же – «в вышних живущий» и идущий на страдания в Иерусалим.
В-вторых, в этом кондаке изумительно отражено сочетание радости от встречи Христа Его народом и скорби от Его грядущих страданий:
Мир избавить от тления
Ты на страданье,
Человеколюбче, пришел.
И стелют на дороге
Народы одеяния.
В-третьих, в кондаке прекрасно показаны детское простодушное ликование тех, кто встречает Христа, и угрюмая завистливая злоба Его врагов:
Дети звали, Христе:
«Благословен Ты,
Приходящий и явившийся!»
Словам же сим дивятся
Зовущих беззаконные.
Тогда и являются
Фарисеи, позавидовав,
Заградить уста вопиющих:
«Царствуешь над нами
Ты Сам во все веки!»
Глубина догматического сознания и вместе с тем изумительная простота и непосредственность – непреходящие достоинства этого древнего прекрасного памятника.
Песнь новую, народы, поем,
Днесь на престоле
Херувимском сидящему.
И с детьми мы, ветви
Неся, восклицаем:
Будь, о Владыко, для нас
К жизни наставником:
Ради нас ведь явился
В горних высотах
Живущий во веки.
Радуется созданье о Тебе,
Взирая на Бога!
Благочестно днесь Живого
Младенцы поют Тебя.
А мы взываем Тебе:
Осанна, Давида Сын!
Средь человеков Бог явленный,
Царствующий над всеми,
Живущий же во веки!
Увидев отроки Христа,
Ветвями славя,
Восхваляя глаголали:
«Тот, Кто над всеми Владыка,
Сегодня является,
Желая избавити
От истленья Адама днесь,
С нами, зовущими ныне,
Ведь над всем Он правит
Во все веки.
Дети звали, Христе:
«Благословен Ты,
Приходящий и явившийся!»
Словам же сим дивятся
Зовущих беззаконные.
Тогда и являются
Фарисеи, позавидовав,
Заградить уста вопиющих:
«Царствуешь над нами
Ты Сам во все веки!»
Мир избавить от тления
Ты на страданье,
Человеколюбче, пришел.
И стелют на дороге
Народы одеяния.
И ветви срезаются
От деревьев прочими,
Тебя встречающими, как Творца,
Ведь Ты всеми правишь
И живешь во веки.
Спаситель, се, пророческий ныне глас
Исполнить желая,
На осле восседает днесь.
Веселитесь и радуйтесь,
Чада Сиона, в нем.
Пойте и скажите всем:
«Осанна, Давида Сын,
Ты, как смертный, явился людям,
Царствующий,
Живущий же во веки».