Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Арона: православный монастырь на севере Италии

Арона Арона

Арона – городок, по итальянским меркам небольшой, всего 13 тысяч жителей. Уютно расположившись на берегах озера Маджоре, он привечает немало отдыхающих и туристов, особенно в теплое время года. От Милана до Ароны легко доехать на поезде – дорога занимает меньше полутора часов. Если идти от вокзала в северном направлении, то примерно через 15 минут вы доберетесь до улицы Сан Карло (via San Carlo), где находится один из немногих православных монастырей Италии. У дверей монастыря висит информационная табличка на итальянском и румынском языках, а также расписание богослужений. Вход в течение дня закрыт, но для желающих зайти на территорию предусмотрен звонок, справа от двери. В монастыре по предварительной договоренности принимают паломников, в том числе и на длительное время – если человек желает помолиться и потрудиться несколько недель.

Арона – городок, где находится один из немногих православных монастырей Италии

Юрисдикционно обитель относится к Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, которой управляет митрополит Иоанн (Реннето), проживающий в Париже. Здание квадратной формы, на два этажа, с внутренним двориком, с десятками келий, коридорами и лестницами, в которых непросто сориентироваться вновь прибывшему посетителю. Раньше монастырь управлялся католическим орденом визитанток, в нем жили до 100 монахинь – но так было давно, в начале XX века. Годы прошлого столетия принесли с собой не только бури перемен для итальянской земли, но и упадок для католического монашества. В 2017 году последние монахини покинули монастырь – они уже были не в состоянии обслуживать огромное здание, а желающих поступать в обитель не находилось. Но воля Господня, как оказалось, была в другом: в здании, после того как из него ушли католики, появились новые насельники, на этот раз – православные.

Вид на монастырь Христа Пантократора Вид на монастырь Христа Пантократора

Сейчас в монастыре Христа Пантократора в Ароне постоянно проживает 10 человек – 6 сестер и 4 брата. Помимо насельников, в монастыре почти всегда есть паломники, трудники и просто богомольцы. Богослужения совершаются ежедневно: вечерня вечером, утреня и литургия утром (литургия, правда, не каждый день). Днем читается 6-й час.

– Служим мы чаще всего на румынском, – отметил настоятель, игумен Виктор (Крецу). – Хотя используем и другие языки: итальянский, церковнославянский, иногда греческий. Стараемся варьировать в зависимости от того, кто молится с нами на службе. Например, если приезжает паломническая группа русскоязычных из Германии, то церковнославянский язык становится доминирующим.

Служим мы чаще всего на румынском, хотя используем и итальянский, церковнославянский, иногда греческий

С отцом Виктором мы разговаривали в его келье на втором этаже монастыря. Было холодно – в обители нет центрального отопления, только печи в кельях, но они неспособны обогреть огромное здание. А в северной Италии в зимнее время совсем не жарко. Конечно, здесь нет таких морозов, какие порой бывают в Беларуси, но все же холодные ветра с Альп и озера Маджоре дают о себе знать.

– Мы прорабатываем вопрос о том, чтобы сделать в монастыре отопление, – заметил игумен. – И хотя для нас это актуально, мы видим, насколько это непростой проект, требующий значительных финансовых вложений.

Епископ Симеон (Коссек) – духовник монастыря, и игумен Виктор (Крецу) Епископ Симеон (Коссек) – духовник монастыря, и игумен Виктор (Крецу) Сам отец Виктор живет в Италии с 2013 года. Родом он из Молдавии, там же окончил семинарию. Потом уехал учиться в Киевскую духовную академию. Проучившись год, перевелся на заочное отделение, чтобы получить образование в Милане. В Миланском университете успешно завершил первую ступень обучения (лауреа, или бакалавриат), а затем защитил магистерскую диссертацию.

– Магистерскую в Италии я писал на тему пастырского окормления диаспоры, – говорит отец Виктор. – А научная работа в Киеве посвящена святителю Евсевию Верчелльскому, одному из борцов с арианством. Диссертация написана, но я пока не выходил на защиту. Кстати, когда я начинал научную работу, то еще не знал, что поеду сюда, на север Италии. А ведь святитель Евсевий был в IV веке здесь епископом и сейчас считается небесным покровителем провинции Пьемонт, где и находится Арона. В г. Верчелли он основал монастырь, и, хотя сама обитель не сохранилась, в Верчелли можно увидеть лапиды (плиты) IV века с инскрипциями монахинь.

После рукоположения в священный сан, в 2019 году, отец Виктор служил в городе Комо (провинция Ломбардия на севере Италии) на приходе в честь священномученика Доната.

Во время богослужения в монастыре Во время богослужения в монастыре – У общины в Комо, нашей архиепископии, довольно интересная история, – говорит батюшка. – Она изначально формировалась как монашеская. В Комо есть древний монастырь, примерно VII века, и мы в 2015 году создали там небольшую монашескую общину. Монастырь этот находился в частной собственности и примерно через полтора года был продан. Новые владельцы попросили нас покинуть здание. Мы долго скитались по разным временным помещениям, но потом, слава Богу, удалось найти монастырь в Ароне.

Правда, заселиться в пусть и пустующий, но все же принадлежащий католической церкви комплекс монастырских зданий оказалась непросто. Потребовались многие переговоры и согласования.

– Изначально, когда мы искали помещение, было сложно получить одобрение католического епископа (какой-нибудь епархии) на открытие православного монастыря, – вспоминает отец Виктор. – Без этого одобрения мы не могли претендовать на пустующие здания. Чтобы изменить ситуацию, нам посоветовали поступить по-иному: найти сначала архиерея, который согласится принять в епархию православных монахов. Благодаря помощи бывшего игумена Шевтоньского монастыря (Бельгия) и монахам из Бозы, мы смогли встретиться с епископом Новары, который позитивно отнесся к идее об открытии православного монастыря в своей епархии. Правда, он сразу же сказал, что дальнейшие вопросы, связанные с помещениями, следует решать с местными католическими орденами, которым принадлежат монастыри. Мы поговорили с монахинями в Ароне: они оказались не против пустить нас в пустующее здание, но только с благословения их епископа.

– Замкнутый круг?

– Да, пришлось снова идти к епископу. Он высказал одобрение, но добавил, что вопрос следует согласовать с настоятелем католического прихода Ароны.

– То есть воли одного епископа было недостаточно?

– Нет, здесь имеет значение коллегиальное решение, с учетом мнения местного католического духовенства. Проблема в том, что мы никак не могли выйти на связь со священником из Ароны. Я тогда вспомнил, что в Милане со мной учился один человек, который стал священнослужителем и вроде даже служит где-то в Пьемонте. Оказалось, что он вице-настоятель в Ароне. Мы с ним созвонились, он и говорит: «Хорошо, что ты мне позвонил, а то у нас объявились какие-то странные православные монахи и хотят взять себе монастырь…» Я, конечно, все ему объяснил, мы встретились с настоятелем, и вопрос решился. Если бы не этот контакт, то еще неизвестно, сколько времени было бы потеряно, да и не знаю, смогли бы мы добиться своего.

На территории монастыря На территории монастыря

– Монастырский комплекс вы получили в аренду?

– Да, на 20 лет. Это стандартная практика, так называемый пробный период. Если все нормально, то аренда продлевается на 99 лет. Мы приехали сюда в 2020 году втроем – иеромонах Христофор (тоже из Молдавии), иеромонах Нестор (из Киева) и я. Отец Нестор сейчас не с нами – он был назначен игуменом на Сардинии, поэтому переехал жить на остров.

– А когда в обители стали появляться сестры?

Насельники работают в иконописной мастерской. Для монастыря это один из источников дохода

– Первый иноческий постриг состоялся в 2021 году – мы постригли одну женщину, Олимпиаду, вдовицу 80 лет. Она вообще с детства мечтала о монашестве, но родители ей не позволили, хотя Олимпиада потом скорбела, что не стала монахиней. И вот после смерти мужа все же решилась исполнить свою давнюю мечту. После пострига она прожила год и отошла ко Господу… Потом стали появляться другие сестры. Сейчас их шестеро, но не все еще приняли постриг. Одна сестра – украинка, и один брат – румын. Остальные молдаване. Они не приехали из Молдавии специально для поступления в монастырь. Наши насельники и насельницы много лет прожили в Италии, и их решение присоединиться к обители было принято здесь, на итальянской земле.

По словам игумена, послушания в монастыре обыденные, в большей степени связаны с поддержанием его текущей деятельности и ремонтом. Насельники также работают в иконописной мастерской. К слову, для монастыря это один из источников дохода, так как ни финансирования от государства, ни крупных спонсорских поддержек у обители нет.

– Мы живем благодаря нашим верующим, благодаря паломникам, – говорит отец Виктор. – К нам приезжают большие группы, останавливаются в монастыре. И хотя мы никогда ничего не просим, они оставляют пожертвования. Нам этого хватает.

Вид на колокольню монастыря Вид на колокольню монастыря

Приезжают в монастырь и итальянцы, порой на несколько месяцев. Им нравится Православие, они хотят больше о нем узнать, в том числе об опыте Иисусовой молитвы, о православной духовности. Люди вживаются в богослужебный цикл, выполняют монастырские послушания и, конечно, читают труды о православной вере.

У нас сейчас есть итальянцы, которые готовятся принять Православие

– Многие православные авторы переведены на итальянский, – говорит отец Виктор. – Я обычно рекомендую итальянцам, желающим узнать о Православии, книгу митрополита Каллиста (Уэра) «Православная Церковь». Полезно также знакомиться с трудами Лосского, Клемана, прп. Софрония (Сахарова). Итальянцы читают с интересом (они вообще читающая нация), но, как нередко случается у многих, откладывают иногда на потом то, чтобы жить по-прочитанному. Хотя у нас сейчас есть итальянцы, которые готовятся принять Православие. Подготовка длительная, год-полтора, не меньше. Думаю, здесь нельзя торопиться.

– Отец Виктор, сказались ли как-то на жизни монастыря события 2022 года, в том числе огромный приток беженцев из Украины?

– Мы приняли тогда 30 украинских семей; некоторые прожили в обители около полутора лет. Потом все нашли себе жилье, устроились на работу, оформили помощь от государства, начали учить язык. Местные жители тогда очень откликнулись: приносили в монастырь для беженцев еду, одежду, деньги. В холодное время (отопления у нас нет) эти люди принимали беженцев у себя дома, на ночлег… Что касается наших прихожан, то среди них конфликтов, разделений по национальному признаку (между русскими и украинцами), к счастью, не было. Хотя в некоторых регионах Италии проблемы возникали: приходы разделялись, часть прихожан уходила. Разрыв канонического общения Москвы и Константинополя здесь тоже чувствуется: все же наши храмы порой соседствуют или находятся в одном городе. Конфликты усложняют нашу миссию: итальянцы не понимают, почему им, например, в одном православном приходе не рекомендуют ходить в другой православный приход. Мы стараемся что-то объяснять… Так что в этом плане мы, к сожалению, тоже страдаем от тех разделений, которые идут на более глобальном уровне.

Сергей Мудров

12 февраля 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 205 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Рим сокровенный. Паломничество в Вечный город к Первоверховным  апостолам Рим сокровенный. Паломничество в Вечный город к Первоверховным апостолам
Мон. Елисавета (Гончарова)
Рим сокровенный. Паломничество в Вечный город к Первоверховным  апостолам Рим сокровенный
Паломничество в Вечный город к Первоверховным апостолам
Монахиня Елисавета (Гончарова)
На местах казни мучеников испытываешь до тех пор неведомое тебе состояние. Великую силу их подвига, запечатлённого кровью, вместить невозможно. Но в сопереживающем сердце остаётся живой след, будто его коснулась особая благодать, исходящая от мученических венцов.
«Деньги – дело наживное, а вот как ты радость наживешь?» «Деньги – дело наживное, а вот как ты радость наживешь?»
Антонио Рицци
«Деньги – дело наживное, а вот как ты радость наживешь?» Антонио Рицци: «Деньги – дело наживное, а вот как ты радость наживешь?»
Главный рецепт итальянского шеф-повара из Вологды
Невозможно сидеть в дорогущем ресторане и «наслаждаться жизнью», когда вокруг столько бедных, голодных людей.
Иерей Вячеслав Тукан: «Простые итальянцы ничего не знают о Православии» Иерей Вячеслав Тукан: «Простые итальянцы ничего не знают о Православии» Иерей Вячеслав Тукан: «Простые итальянцы ничего не знают о Православии» Иерей Вячеслав Тукан: «Простые итальянцы ничего не знают о Православии»
Взирая на «вечный город», ты будто соприкасаешься с историей Церкви и древних христиан.
Комментарии
Олег12 февраля 2025, 10:23
"Хотя в некоторых регионах Италии проблемы возникали: приходы разделялись, часть прихожан уходила. Разрыв канонического общения Москвы и Константинополя здесь тоже чувствуется: все же наши храмы порой соседствуют или находятся в одном городе. Конфликты усложняют нашу миссию: итальянцы не понимают, почему им, например, в одном православном приходе не рекомендуют ходить в другой православный приход."...
Значит, такие они и мы православные, если надо объяснять, что такое разрыв канонического общения. Как можно не вникать, не изучать то, к чему считаешь себя причастным? Это беда. Проблема не пастырей, но состояния сознания человека нынешнего.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×