Колва: Православие в краю самоедов

Колва – старинное село Усинского района Республики Коми. Путешествие в этот уголок Коми земли стало для меня одним из самых приятных и комфортных. Ведь из города Усинска в Колву только за один день я могу съездить на обычном рейсовом автобусе 21 раз!

История Колвы размещена на ярких стендах, установленных в центре села История Колвы размещена на ярких стендах, установленных в центре села

Это многое объясняет в новейшей истории села, в том числе и то, что оно стало, например, привлекательным для молодых семей, которые охотно переезжают жить сюда, строят здесь дома. Ведь в Колве работают детский сад и школа. А недавно открыли и новый фельдшерско-акушерский пункт.

Никольский храм летом Никольский храм летом

Но главной достопримечательностью Колвы является действующий Никольский храм. Возведенный на месте старинной церкви и на ее фундаменте, он стал центром притяжения для жителей города Усинска, которые охотно приезжают сюда на службы.

Владения самоедов-язычников

Воссозданные уже в наши дни языческие идолы, которым до принятия христианства поклонялись ненцы Воссозданные уже в наши дни языческие идолы, которым до принятия христианства поклонялись ненцы

А когда-то на месте нынешней Колвы обитали племена ненцев-самоедов, которые кочевали со стадами оленей.

Когда я пыталась выяснить, откуда пошло название «самоеды», то услышала такую версию: в то время, когда вера ненцев была языческой, в племени приносились даже человеческие жертвы идолам, а это могли быть даже… собственная жена и ребенок.

Находила тогда я сведения и о том, что встречались в языческое время и случаи каннибализма у ненцев-самоедов.

Краевед Колвы Татьяна Кожевина внесла еще больше ясности в название «самоед», объяснив, что слово состоит из двух корней «сам» и «ед» «един», что может иметь еще значение «кочующий одним чумом».

Другую версию высказывает хранитель истории села: в названии «самоед» могло заключаться и то, что питались ненцы-самоеды сырым мясом.

Групповой портрет самоедов (ненцев), 1908 год. Фото К. Носилова Групповой портрет самоедов (ненцев), 1908 год. Фото К. Носилова

Конец этим варварским обычаям положило присоединение к Москве новгородских владений, когда московское правительство и духовенство приняли меры к обращению полудиких племен в православную веру.

Первые попытки христианизации ненцев относятся к XVI веку. А в XIX веке в Архангельской губернии начало свою миссионерскую деятельность Российское библейское общество. Император Александр Павлович, желая просветить самоедов светом Евангелия, повелел поручить Архангельскому епархиальному архиерею изыскать «удобнейшие на то меры»[1].

Самоедская стоянка. Рисунок Зунблада, 1896 год Самоедская стоянка. Рисунок Зунблада, 1896 год

В 1822 году епископ Архангельский и Холмогорский Неофит отправил в самоедские кочевья «для научения самоедов истинам христианским и для крещения» священника Ижемского прихода Мезенского уезда Феодора Истомина, который пробыл в тундре три с половиной месяца и приобщил к православной вере 115 самоедов обоего пола. Этот удачный опыт священника Истомина удостоверил в том, что можно приступать к обращению в христианство всего самоедского народа[2].

Архим. Вениамин стал изучать ненецкий язык, занялся составлением ненецкой грамматики и переводами на ненецкий язык церковных книг

В результате была создана «Самоедская духовная миссия» для обращения идолопоклонников в христианскую веру. Но как это можно было сделать? Только общаясь с ненцами на их родном языке! Поэтому руководитель духовной миссии архимандрит Вениамин с самого начала своих трудов стал изучать ненецкий язык, занялся составлением ненецкой грамматики, лексикона и переводами на ненецкий язык Евангелия от Матфея и других церковных книг.

По-разному аборигены тундры воспринимали проповедников, иной раз и восклицали: «Тарем! Тарем!» («Так! Так!») и «Ти, ти» («Вот, вот»)[3]. А иные, когда была им изъяснена истинность христианской веры, противопоставили ей свою: «Нам в своей вере жить хорошо, лучше ли будет, когда примем вашу?»

Самоедское становье Самоедское становье

Но в целом дела по обращению язычников шли неплохо. В период с 1825 по 1830 годы миссия Вениамина, согласно ее отчету, окрестила в Большеземельской, Канинской, Тиманской тундрах 3303 человека.

Улица в селе Колва. Дореволюционная фотография Улица в селе Колва. Дореволюционная фотография

Труднее было в то время духовную власть над аборигенами тундры удерживать, ведь за сотни верст не было ни одной церкви. И кочевники в скором времени могли снова взяться за обожествление идолов. Поэтому «во избежание искушений и соблазнов крещеных ненцев к языческой вере» было сожжено 30 деревянных и сокрушено 20 каменных идолов[4]. Также члены миссии стали ходатайствовать перед Синодом о построении церкви. Император Николай Павлович по докладу Синода благоволил ассигновать на построение трех церквей в самоедских тундрах 75 тысяч рублей единовременно и на содержание их 900 рублей ежегодно[5].

Вид на реку Колва и Никольский храм Вид на реку Колва и Никольский храм

Место для построения одной из церквей было выбрано близ устья реки Колва, где имелось достаточное количество строевого леса и множество лугов для скотоводства.

11 июня 1830 года по совершении молебствия и водоосвящения началось строительство храма при реке Колве. В течение того же лета оно завершилось.

Не составило для меня труда выяснить, почему церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, ведь его самоеды почитали еще до принятия христианства. Они говорили:

«Святой Никола – большой Бог. Никола все видит. Для самоедов он большой благодетель»[6].

О кровожадности медведей

А о том, какой опасной была жизнь в Колве в первые годы ее существования, я узнала из книг местных краеведов Людмилы Мишариной и Татьяны Кожевиной и исследователя Александра Шренка.

Так, в 1837 году Колва состояла в основном из новых домов, по большей части еще недостроенных, и из палаток самоедов, которые решили оставить кочевую жизнь и обосноваться в селе.

Но при этом:

«Медведей около Колвы удивительно много, и, как рассказывают, они часто заглядывают в самоедские палатки. Люди, гуляющие одни в здешних лесах, нередко делаются добычей этих неумолимых зверей, и даже были примеры, что один медведь уничтожал всех жителей палатки», – пишет исследователь Александр Шренк в своей книге «Путешествие к северо-востоку Европейской России».

И еще на одну странность свирепых хищников указывает Александр Иванович:

«…не щадя ни людей, ни северных оленей, они никогда не нападают на рогатую скотину, которая потому может бродить, где ей угодно»[7].

«Посещение Колвы во отпущение многих моих грехов»

При этом Колва в те далекие времена еще и оставалась таким труднодоступным селом, что посещающие ее епископы не могли здесь даже проводить богослужения из-за тягот путешествия! Поэтому часто владыки приезжали в Колву без свиты.

Так, с удивлением я узнала о том, что в позапрошлом веке епископ Архангельский и Холмогорский мог посещать Колву только через каждые четыре года. По обыкновению владыка жил в селе три дня, но не для проведения здесь служб, а… отдыхая от неудобств и трудов продолжительного пути.

В 1851 году Колвинскую церковь посетил епископ Архангельский и Холмогорский Варлаам, который отслужил здесь Божественную литургию и оставил в памятной книге свою запись об этом событии:

«“Но ради обозрения сия церкви нужно было проехать до 600 верст, потерпеть все возможные лишения по пустынным и ненаселенным местам”. И такое многотрудное путешествие епископ предпринимает “во отпущение многих моих грехов…”»[8].

Крещения в тундре

Зимняя Колва Зимняя Колва

Тем не менее священники Колвинской церкви продолжали в этих наитяжелейших условиях свой труд по приобщению самоедов к православной вере. Ведь на просторах Большеземельской тундры оставалось еще много некрещеных кочевников.

Для разъездов по тундре в 1840-е годы при церкви Колвы имелось до 300 оленей

Для разъездов по тундре в 1840-е годы при церкви Колвы имелось до 300 оленей, на которых зимой, а летом в лодках с подвижной церковью и со всем нужным для совершения обряда Святого Крещения духовенство продолжало выезжать к самоедским становьям.

Вот как описан пример успешного крещения туземцев тундры священником Колвинской церкви Алексеем Гривцевым в архивных материалах:

«Просвещены Святым Крещением обратившиеся из язычества самоеды Сомси 45 лет и Аркения 30 лет»[9].

Читая записи церковнослужителей Колвинского прихода о самоотверженной работе по обращению аборигенов тундры, мне захотелось подробнее узнать и о них.

Подвиг отца Азария

С 1878 года по 1905 колвинских прихожан окормлял отец Азарий Фирсов. Будущий священник родился в 1839 году в семье протоиерея. Окончил курс философских наук в Архангельской духовной семинарии и прошел долгий путь, прежде чем стать настоятелем Никольского храма села Колва.

Служил диаконом в Мезенском соборе, потом в Тельвисочном самоедском приходе Мезенского уезда. В 1867 году был рукоположен во священники Преосвященным Нафанаилом на тот же приход. И только в 1878 году был перемещен на Колвинский приход Печорского уезда.

Отец Василий Невский (во втором ряду второй справа) с другими священнослужителями Отец Василий Невский (во втором ряду второй справа) с другими священнослужителями

Батюшка оставил после себя много трудов по обращению самоедов-язычников в христианскую веру. Труды священника Фирсова были высоко оценены епархиальным начальством, за что и была объявлена ему благодарность.

За полезное служение церкви при очень хорошем поведении отец Азарий был награжден набедренником, а позже скуфьей.

Но есть в биографии колвинского священника событие, заслуживающее особого внимания: в 1869 году за участие в спасении части экипажа корабля «Елизавета», потерпевшего крушение в устье реки Печоры, Великобританское правительство пожаловало отцу Азарию золотые часы.

Удостоился батюшка и других ценных подарков – коронационного креста и серебряной медали в память царствования императора Александра III. А помимо этого отец Азарий воспитал шестерых сыновей, трое из которых пошли по его стопам – стали священнослужителями.

Священник-дворянин, отбывавший наказание в лагере

Отец Василий Невский Отец Василий Невский Изучая послужные списки священнослужителей Колвинского прихода, встретила я и батюшку из дворянского рода. Отец Василий Невский служил в Колве в 1905–1914 годах и был сыном потомственного дворянина Костромской губернии.

Окончил он Тотемскую учительскую семинарию. Работал учителем Лавельского сельского училища. В 1902 году был рукоположен во диаконы и определен в Ижемский приход, после рукоположения во священники трудился в Усть-Цилемском соборе и в Никольском храме села Колва.

А помимо этого являлся еще заведующим и законоучителем Колвинской церковноприходской школы. В 1906 году отцу Василию было преподано архипастырское благословение с грамотой за безмездные и усердные труды по преподаванию Закона Божия. Награжден был батюшка и серебряной медалью в память 25-летия церковных школ. С 1919 года он служил священником в Троицкой церкви Тойнокурского прихода.

А в 1930 году был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». В своих проповедях священник смело говорил о разорении церквей, о преследовании верующих и духовенства. По постановлению тройки ПП ОГПУ он был заключен в лагерь на пять лет. Дальнейшая судьба отца Василия неизвестна…

Колвинский исповедник

Дом Маврикия Едова в Колве Дом Маврикия Едова в Колве

Заинтересовала меня судьба и одного из псаломщиков Колвинского храма – Маврикия Едова. Он был уроженцем села Колва и несколько лет трудился псаломщиком в родном храме, а в 1930 году был арестован тройкой при ПП ОГПУ Северного края по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и противодействие мероприятиям советской власти) и приговорен к трем годам лишения свободы, которые отбывал в Ухто-Печорском исправительно-трудовом лагере.

Освободился в 1932 году. И в этом же году был отнесен к кулакам и лишен избирательных прав.

29 июня 1944 года был призван Усть-Усинским РВК. Предположительно служил на трудовом фронте. А в 1949 году Маврикий Едов уже работал избачом – заведующим избой-читальней села Колва.

Колва 20 лет назад

Прасковья Федоровна Прасковья Федоровна Рассказ о современной жизни бывшего самоедского села я начну с событий двадцатилетней давности. Ведь именно тогда я побывала в Колве впервые для того, чтобы собрать сведения для статьи в газету Усинского района. Но вряд ли в то время осознавала, у истоков каких исторических событий я стояла, каких уникальных людей довелось мне здесь увидеть и какие памятные места в селе посетить. А ведь мне тогда посчастливилось встретиться даже с последним старожилом Колвы – Прасковьей Федоровной Пьянковой!

Моя собеседница поведала о том, как кочевала вместе с родителями-оленеводами по тундре, после чего ее семья поселилась в Колве. Отсюда на фронт уходили ее братья. Здесь она трудилась в совхозе. И в Колве встретила своего супруга.

Удивило меня то, что Прасковья Федоровна знала и почитала все церковные праздники, а день свой начинала, перекрестившись на Восток, хотя и считала, что Колва в то время состояла в основном из неверующих людей.

Начало строительство храма

В Колве еще в то время можно было увидеть здание старинного храма, которое мне удалось запечатлеть на фотоаппарат. Но, по словам старожила Колвы, хотя церковь и сохранилась в селе, но в измененном виде.

Дело в том, что по решению райисполкома в 1930 году она была закрыта, а ее здание отведено под клуб. Колокола Никольского храма отправили в Ленинград на военные нужды.

Во время войны в храме хранили картошку. Потом до начала 1990 годов здесь снова располагался клуб, при котором открыли библиотеку. А с 1994 года здание уже не эксплуатировалось, так как требовало капитального ремонта.

И только в 2002 году по инициативе главы администрации муниципального образования «Город Усинск» Феликса Маркова началось восстановление церкви[10]. И вот это историческое событие мне и довелось увидеть!

Первый дом Колвы и его хозяин

А помимо этого, посетив Колву два десятилетия назад, увидела я и успела запечатлеть самый первый дом села. Он принадлежал Протасию Юсеву. Был он человеком решительным, обладал большой физической силой и смелостью. Но трагически сложилась его жизнь.

Дело в том, что Юсев открыто выступал против местного кулачества. На сходках, собираемых приезжающими уполномоченными советской власти, он смело высказывал свое мнение в поддержку новых порядков. Не боялся говорить и о некоторых исполкомовцах, идущих на поводу у богатой прослойки[11].

На бывшем приходском кладбище сохранилась только одна могила – Протасия Юсева и Григория Рочева На бывшем приходском кладбище сохранилась только одна могила – Протасия Юсева и Григория Рочева

Ранней весной 1921 года (середина мая) в Колву с верховьев Усы нагрянула банда. Главарем был белогвардейский офицер, ижемец Рочев. Протасий Юсев и народный милиционер Григорий Рочев были схвачены и в пяти-шести километрах от села и зверски замучены…[12]

Прах его и его товарища покоится в красивом сосновом бору в центре села. Над ними – двухметровый обелиск. Установлен он в год пятидесятилетия советской власти…[13]

Сегодня могила Протасия Юсева и Григория Рочева – единственное сохранившееся захоронение на бывшем приходском кладбище села Колва.

Бывшее приходское кладбище села Колва Бывшее приходское кладбище села Колва

Колва спустя 20 лет

Да, я и подумать не могла, что когда-нибудь вернусь в Колву. Но это произошло! В прошлом и позапрошлых годах я побывала здесь зимой и дважды летом. Стоит отметить, что в мое первое посещение усинского села оно так меня не впечатлило. Но в зимнее путешествие Колва словно открылась мне во всей своей красе.

Может, еще и потому, что время было выбрано для повторного знакомства с ней особенное – морозное, вечернее, на закате, и от этого зимняя Колва с необыкновенной силой восхищала нас, путешественников, словно бы учила острее и глубже воспринимать жизнь, постигать таинственную сторону бытия.

В бывшей церковноприходской школе Колвы в наши дни находился детский сад В бывшей церковноприходской школе Колвы в наши дни находился детский сад

Сегодня в Колве находится архиерейское подворье

За этими размышлениями я не заметила, как вместе с местным краеведом Татьяной Кожевиной мы подошли к историческому месту в селе – островку, где сохранились старинные здания: дом священника, церковноприходская школа, а в центре его возвышался современный храм, который был возведен на фундаменте старинной Колвинской церкви. А помимо того, что в Колве был достроен храм, сегодня здесь находится архиерейское подворье, и настоятелем этой малой сельской церкви является архиепископ Воркутинский и Усинский Марк (Давлетов).

Вид на дом священника с колокольни храма Вид на дом священника с колокольни храма

Но побывать здесь я смогла только в июне. Заранее договорилась с прикомандированным к храму священником – отцом Евфимием (Васильевым). Батюшка на вокзале города Усинска на машине встретил меня. И сразу мы отправились в Колву – к Никольскому храму.

Так выглядел 20 лет назад старинный храм Колвы, переживший гонения на Церковь Так выглядел 20 лет назад старинный храм Колвы, переживший гонения на Церковь

Знакомство с сельской святыней

Мироточивая икона Николая Чудотворца в храме села Колва Мироточивая икона Николая Чудотворца в храме села Колва Две иконы – святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского – встречают православных, которые собираются здесь на службы не только из села Колва, но и из города Усинска. В притворе храма я снова увидела икону святителя Николая. Образ современного письма, но именно у него мы ненадолго задерживаемся, и отец Евфимий сообщает потрясающую новость о том, что образ мироточит!

Батюшка рассказал мне о том, что все иконы в сельском храме современного письма.

– Заказывал я святые образы через наших прихожан. А вот иконостаса у нашего храма нет. Пока мы не можем собрать средства на то, чтобы его заказать.

«Пожалуйста, плотно закрывайте дверь»

Конечно, меня прежде всего интересовало то, как в северном храме решается вопрос с его отоплением, потому что одно из объявлений в церкви гласило: «Пожалуйста, плотно закрывайте дверь».

– Отопление в храме проведено, – сообщил батюшка.

В сельском храме, по словам батюшки, и в сильные морозы тепло В сельском храме, по словам батюшки, и в сильные морозы тепло

Но комфортно здесь прихожанам находиться еще и потому, что в церкви в качестве источника дополнительного отопления используются теплые полы.

Купель для крещения

Купель для Крещения Купель для Крещения

Отец Евфимий обратил мое внимание и на купель для крещения. Она находится здесь же, в храме.

– Такую купель для крещения полным погружением мы приобрели вместо прежней, которая стояла в центре храма и занимала много места, – рассказал отец Евфимий.

А в одном из подсобных помещений храма находится пластиковый бак, куда поступает вода из колодца, нагревается, после чего теплой водой через шланг наполняется купель.

В церковной лавке

Библиотека при Никольском храме Библиотека при Никольском храме Далее мы с настоятелем побывали в церковной лавке. Здесь на небольшом пространстве разместилась еще и библиотека православной книги. Ее собрали прихожане Никольского храма. А среди прочих православных изданий увидела я и книги, посвященные старинному селу Колва и истории Никольского храма, авторами которых являются местные краеведы.

На колокольне

Иеромонах Евфимий пригласил меня подняться на колокольню. Батюшка рассказал о том, что в дни богослужений звон колоколов разносится далеко по реке и наполняет музыкой Колву и ее окрестности.

Несмотря на то, что был холодный, пасмурный июньский день, отец Евфимий позволил мне распахнуть здесь все окна, чтобы полюбоваться видами старинного села и реки. С колокольни открывался изумительный вид и на новые купола и здание храма, которое было не так давно покрашено, и на старинный дом священника, для обстоятельного изучения которого я поспешила быстрее спуститься с колокольни, позабыв обо всех мерах предосторожности.

На колокольне Никольского храма На колокольне Никольского храма

Дом священника

Дом священника, сохранившийся в Колве до наших дней, был построен в 1886 году. Но до этого времени, в 1830 и 1831 годах, в этом небольшом селе были возведены не один, а два дома для священнослужителей. Оба дома разделялись на две равные половины, из которых каждая состояла из двух покоев с кладовым чуланом, отделенных от последних заборкою из досок[14].

В 1886 году один из этих домов был разломан за ветхостью, а на месте его в том же году выстроен на каменных «стульях» новый, прочный, двухэтажный, деревянный дом (из лиственного леса) на церковные средства, который мне и посчастливилось увидеть.

Дом составлял собственность церкви. В верхнем этаже для священника были отведены четыре чистые комнаты, коридор и поветь, на которой устроены два небольших чулана из досок.

На нижнем этаже располагались две чистые комнаты для причетника. Кроме того, в доме были одна кухня, два коридора, две кладовых, два хлева. Один – для жителей верхнего этажа. Дом был обшит тесом и выкрашен желтой масляной краской.

Хранитель памяти об исследователях земли Коми

Мемориальная доска на коми языке посвящена Кастрену Матиасу – ученому-лингвисту Мемориальная доска на коми языке посвящена Кастрену Матиасу – ученому-лингвисту

Одна из мемориальных досок на доме священника посвящена исследователю Коми – Василию Латкину Одна из мемориальных досок на доме священника посвящена исследователю Коми – Василию Латкину

На историческом здании я увидела и запечатлела на фотоаппарат две мемориальные доски. Одна из них посвящена достойному сыну Коми, общественному деятелю и исследователю края – Василию Николаевичу Латкину.

В Колве проходила работа лингвиста Кастрена Матиаса – одного из основоположников финноугроведения

Другая надпись выполнена на коми языке и посвящена Кастрену Матиасу – ученому-лингвисту, одному из основоположников финноугроведения и сравнительного языкознания.

В середине XIX века Кастрен Матиас побывал в Печорском крае, где собирал материал для своей книги «Первоначальные сведения о грамматике зырянского языка». Работа ученого проходила и в Колве.

Новейшая история старинного здания

Подробнее с новейшей историей старинного здания меня познакомила во время нашей встречи местный краевед Татьяна Кожевина.

Из беседы с ней я выяснила, что одно время в доме священника находилась сельская школа, а позже здесь еще долгое время жили колвинцы. И я это время еще застала, когда приезжала в Колву 20 лет назад. Осталась в моем архиве и фотография дома священника, сделанная в тот период.

– Но сейчас старинное здание принадлежит приходу Никольского храма, тем не менее оно закрыто и пока пустует, – сообщила Татьяна Анатольевна.

Требуется капитальный ремонт! Хотя прочность этого колвинского старожила по-прежнему восхищает. А с его восстановлением здесь могли бы разместиться и воскресная школа, и квартира для священника, который живет сейчас в городе Усинске, и помещение для отдыха и общения прихожан.

Церковноприходская школа

Следующее здание-старожил Колвы – это бывшая церковноприходская школа.

И хотя точная дата ее постройки и введения в эксплуатацию неизвестны, но краевед Томас Иосифович Семяшкин в исторической справке по зданию церковноприходской школы сообщал, что возведено оно было в 1912 году.

Уже в наше время здесь находились детский садик, начальные классы школы Колвы, а далее ребята до 7 класса продолжали учиться в школе, которая находилась в старинном доме священника.

Хозяин тайги в экспозиции музейно-выставочного центра города Усинска Хозяин тайги в экспозиции музейно-выставочного центра города Усинска

А с 1999 по 2008 год в здании бывшей церковноприходской школы работал даже сельский музей, который, к сожалению, закрылся.

После посещения исторического островка Колвы вместе с краеведом Татьяной Анатольевной я еще успела побывать на некоторых сельских улицах.

Небольшое село, а сколько улиц!

Протяженность Колвы всего километр, но здесь столько улиц!

– Рябиновая, Совхозная, Центральная, Молодежная, – перечисляет Татьяна Кожевина. – Еще есть Парковая, Набережная и переулки Снежный, Школьный.

Дорога молодых

В Колве охотно строят дома молодые семьи В Колве охотно строят дома молодые семьи

Особенно меня заинтересовала улица Рябиновая, которую я назвала «Дорога молодых». Ведь именно здесь свои дома построили и продолжают строить молодые семьи села. На Рябиновой я увидела и один из самых красивых домов, который возвела сельская молодежь. Он смотрелся в старинном селе как сказочный терем.

Семьи в Колве многодетные, а дома здесь в основном строят те, кто родился, вырос в селе и хочет жить рядом с родителями

А вообще современные дома в Колве легко узнать, они построены с использованием современных стройматериалов. И, как я выяснила, семьи в Колве многодетные, а дома здесь в основном строят те, кто родился, вырос в селе и хочет жить рядом с родителями.

Улица, где живет история

Бараки на улице Молодежная сохранились с совхозных времен Бараки на улице Молодежная сохранились с совхозных времен

Если улица Рябиновая – эта та, где «пишется» новая история Колвы, то Молодежная – та, где хранится ее прошлое, о котором напоминают бывшие совхозные бараки.

Добротные, прочные, строились они на долгие-долгие годы. Ведь сохранились в селе даже первые бараки, которые возводил для своих работников еще совхоз «Усть-Усинский» в 1970-х годах прошлого века.

Подробнее об этом мне рассказала моя спутница Татьяна Кожевина. Но должна отметить и такой приятный момент поездки в усинское село: даже если бы мне не удалось здесь ни с кем договориться о встрече, работа в Колве все равно бы состоялась.

История как на ладони

Колокол Памяти Колокол Памяти

Ведь центр Колвы оформлен так, что информацию по истории села, необходимую для начала работы, я смогла бы прочесть на ярких баннерах, установленных здесь. А также узнать о героях сельского поселения Колва. Ведь в центре села расположен мемориальный комплекс в виде Колокола Памяти, плит и стенда с фамилиями участников Великой Отечественной войны.

Стенд «Помним каждого…» был изготовлен при грантовой поддержке компании «Лукойл».

Колокол Памяти зимой Колокол Памяти зимой

«Вахта 40»

А о том, что Усинск – это город, куда приезжают жители всей России трудиться вахтовым методом, в Колве напоминает одно из зданий – «Вахта 40». Как я поняла, это сборно-разборное строение, предназначенное для временного проживания людей. Как объяснила Татьяна Анатольевна, когда в Колве закрыли школу, которая располагалась в бывшем церковном доме, то дети временно учились в этом вахтовом здании. Но и сейчас оно не пустует: здесь находятся администрация села и библиотека.

Сельский ФАП

Фельдшерско-акушерский пункт села Колва Фельдшерско-акушерский пункт села Колва

Побывали мы и у здания недавно открытого в селе фельдшерско-акушерского пункта. Такой подарок сельчане получили в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».

В селе недавно открылся фельдшерско-акушерский пункт

Несмотря на то, что эта маленькая больница открылась три года назад, но ее территория уже стала одной из самых уютных в Колве. В сквере ФАПа все обустроено для отдыха и даже прогулки его посетителей. Здесь царит свой особый мир – мир тепла и сельского гостеприимства.

Прием ведет фельдшер Виктория Цуканова, которая до работы в Колве возглавляла фельдшерско-акушерский пункт усинского поселка Парма. Несмотря на то, что Виктория Юрьевна в профессии недавно, колвинцы отзываются о ней с благодарностью и работой молодого специалиста довольны. А до Виктории Цукановой более 30 лет на страже здоровья сельчан стояла Антонина Канева.

Так завершилось мое зимнее путешествие по вечерней Колве. Удалось мне еще здесь побывать, как я сообщала ранее, в июне и в августе. В последнем месяце лета я встретилась и побеседовала с жителями Колвы – прихожанами Никольского храма.

«Чудесный лес» Натальи Ивановны

Каждое лето дворы колвинцев превращаются в цветущие сады Каждое лето дворы колвинцев превращаются в цветущие сады

– Каждое лето дворы наших жителей превращаются в цветущие сады, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Особенностью 2024 года стало то, что лето радовало теплыми и солнечными деньками редко, но наши сады все равно зацвели!

Наталья Сабарбаркиева и Татьяна Кожевина Наталья Сабарбаркиева и Татьяна Кожевина А на подворье Натальи Сабарбаркиевой порадовали еще и… розы. Этих капризных красавиц Наталья Ивановна посадила на своем живописном огороде в 2023 году, но «вздумалось» им зацвести только в августе 2024-го. Украшением участка собеседницы стали мальва и герань.

В теплице зрели помидоры, радовал в тот год и урожай кабачков и огурчиков. Под лучами северного солнца вырос на грядках «чудесный лес» лука, укропа, петрушки. А в целом подворье Натальи Ивановны – это сад и огород одновременно, который восхищает и кормит!

После небольшой экскурсии по своему участку Наталья Ивановна рассказала мне и о том, как она стала колвинской жительницей. Как выяснилось, собеседница переехала жить в Колву в 1996 году. И здесь, в селе, работала в местном отделении почтовой связи. Но до колвинского периода своей жизни она трудилась медработником в Тюменской области.

Кабачки Натальи Ивановны Кабачки Натальи Ивановны

– Но как же здесь, в Колве, оказались? – не терпится мне узнать.

– Мой муж погиб, а второй супруг оказался из Колвы. Поэтому я и переехала жить в это село. С тех пор миновало почти 30 лет!

За это время Наталья Ивановна создала во дворе своего дома в Колве оазис красоты, который стал местной достопримечательностью. А помимо этого бескрайний огород моей собеседницы кормит всю ее большую семью.

– Несмотря на то, что мы воспитали одного сына, у нас пятеро внуков, – сообщает Наталья Ивановна напоследок.

Мы тепло прощаемся с ней и идем дальше.

В гостях у Елены Васильевны: «город-сад»

Елена Карпова во дворе своего дома Елена Карпова во дворе своего дома

Хозяйкой другого уютного двора является Елена Карпова. По словам земляков, он стал еще одной достопримечательностью старинного села.

– По возможности каждое лето я добавляю в оформление своего участка что-то новое, – рассказывает Елена Васильевна. А моя спутница в путешествии по селу Колва, краевед Татьяна Кожевина, объясняет это тем, что наша собеседница – мастерица на все руки: шьет, вяжет и агроном она великолепный!

– Вот у меня гортензия зацветает! – сообщает тем временем маленькую домашнюю новость Елена Васильевна. И это на второй год после посадки, что несвойственно для такого капризного цветка. – Пока еще ее цветочки невзрачные, но скоро она порадует нас невероятно красивыми бело-розовыми соцветиями.

Календула и украшает двор Елены Карповой, и лечит соседей Календула и украшает двор Елены Карповой, и лечит соседей

А помимо гортензии радуют на участке Елены Васильевны гладиолусы, георгины, календула.

– Соседи, зная о том, что я выращиваю это лекарственное растение, приходят ко мне за ним, – улыбается собеседница.

Да, можно подумать, когда посещаешь двор Елены Карповой, что это один большой, нарядный и яркий цветник, но это только первое впечатление!

Огуречное царство

Также на подворье Елены Васильевны мной были замечены клубника, смородина, малина, морковь, укроп. Я прошу разрешения у хозяйки заглянуть еще и в ее теплицу. Можно сказать, что здесь у нее огуречное царство – богатый урожай огурцов радовал Елену Васильевну и ее близких.

– Помидоры тоже есть, и много. Но они еще зеленые, – жалуется собеседница.

Вызвал у меня восторг и урожай перцев. В «джунглях» теплицы Елены Карповой их красотой так приятно было любоваться, может быть, еще и потому, что я впервые увидела, как их выращивают. И где? На Крайнем Севере!

Новая жизнь старого дома

В следующей части нашей беседы с Еленой Васильевной мы поговорили о ее доме.

Как выяснилось, он был построен в 70-е годы прошлого века. А моя собеседница приобрела его в 1980 году.

– Сначала мы жили в этом доме, а потом четверть века провели в Усинске. Но, выйдя на заслуженный отдых, вернулись в свой сельский дом, однако сначала заново его перестроили, – рассказывает Елена Васильевна.

И далее мое знакомство с подворьем Елены Карповой продолжилось. Ведь здесь я увидела еще и добрых маленьких гномов, и пруд, рядом с которым «выросло» лягушачье царство.

– Наверное, у вас много внуков? – интересуюсь я у Елены Васильевны.

– Ну как много: одной 21 год, а другой восемь лет, – улыбается собеседница. Несмотря на то, что выросли и дети, и внуки, место для сказки всегда находится во дворе Карповых!

Несколько слов о родных и их роли в истории села

Напоследок Елена Васильевна подробнее рассказала о своей жизни в Колве и своих родных.

Так, выяснилось, что она много лет отработала в селе швеей, потом трудилась завхозом в колвинской школе. А дедушка ее супруга, Николай Степанович Карпов, был учителем и директором семилетней школы в Колве.

– Жил он на окраине села, за храмом. Потом его перевели в печорский поселок Кожву, где он заболел и умер, – сообщила подробности его биографии Елена Васильевна.

Поблагодарив Елену Васильевну за рассказ и экскурсию по своему подворью, мы отправляемся дальше.

Встреча с потомком священника Азария Фирсова

На встрече с потомком священника Азария Фирсова – Валентиной Басмановой На встрече с потомком священника Азария Фирсова – Валентиной Басмановой

В свое августовское путешествие в Колву встретилась я и с потомком священника Азария Фирсова, служившего в сельском храме с 1878 по 1905 год.

Валентина Басманова – прапраправнучка отца Азария, священника, чья биография меня особенно впечатлила

Валентина Басманова – прапраправнучка отца Азария, священника, чья биография меня особенно впечатлила. Конечно, при встрече с его родными мне хотелось выяснить, а сохранились ли в семье еще воспоминания, предания об отце Азарии? Но Валентина Вадимовна поделилась, что она мало что знает о священнике из их рода, немного рассказывала о нем и ее бабушка.

Валентина Вадимовна призналась, что даже его фото смогла увидеть только в книге «История Большеземельской Никольской церкви села Колва», авторами которой являются местные краеведы Татьяна Кожевина и Людмила Мишарина. Неизвестно ничего было моей собеседнице и о точном местонахождении могилы отца Азария.

Краевед Татьяна Кожевина сообщила о том, что отец Азарий скончался 26 апреля 1907 года и был погребен против алтаря Колвинской церкви – по правую сторону от священника Философа Леонтьевского. Но сегодня могилу священника Азария Фирсова отыскать невозможно, ведь церковное кладбище – могилы и памятники – не сохранились. А на весь погост установлен на территории Никольского храма один крест в память о погребенных здесь священнослужителях.

Колва в августе Колва в августе

Потомки отца Азария теперь продолжают жить в Колве. Их судьбы мне тоже интересно было узнать! Так, я выяснила, что в 2023 году Валентина Вадимовна приняла Крещение в Никольском храме и теперь является его прихожанкой. Много лет в Колве она отработала в детском саду, трудилась здесь и тогда, когда он еще находился в здании бывшей церковноприходской школы.

Воспоминания об этом времени жизни собеседница сохранила теплые, даже несмотря на то, что старинный дом отапливался печами, но при этом здесь сложился очень дружный коллектив. Трудилась Валентина Вадимовна уже и в современной школе и детском саду Колвы. По ее словам, четверть века она посвятила работе с детьми.

– И дети ее очень любили! Но дело в том, что Валентина Басманова получила медицинское образование и трудилась в детском саду сначала медработником, – дополнила биографию нашей собеседницы Татьяна Кожевина.

Старинный дом, где жила внучка отца Азария Фирсова и бабушка Валентины Басмановой – Клавдия Хатанзейская Старинный дом, где жила внучка отца Азария Фирсова и бабушка Валентины Басмановой – Клавдия Хатанзейская

Во время небольшой прогулки по летнему селу Татьяна Анатольевна показала мне старинный дом, где жила внучка отца Азария Фирсова и бабушка Валентины Басмановой – Клавдия Хатанзейская. И сегодня старое здание не пустует: его историю «пишет» уже новое поколение потомков легендарного священника…

Так же, как и другие колвинцы, родственники отца Азария много трудятся по благоустройству и украшению своих участков, которые летом превращаются в цветущие сады!

Так завершилась серия моих путешествий в старинную Колву. А статья о ней была подготовлена в 2025 году, когда село будет праздновать свое 200-летие!

Наталья Прокофьева
Фото автора. Исторические снимки взяты из книг «История Большеземельской Никольской церкви села Колва» Т. Кожевиной и Л. Мишариной и «Ижемское селение» Т. Артеевой и А. Артеевой.

25 марта 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 124 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Мишарина Л., Кожевина Т. История Большеземельской Никольской церкви села Колва. Сыктывкар, 2019. С. 9.

[2] Там же. С. 10.

[3] Там же. С. 11.

[4] Там же. С. 14.

[5] Там же. С. 15.

[6] Там же. С. 20.

[7] Там же. С. 68.

[8] Там же. С. 66–67.

[9] Там же. С. 24–25.

[10] Там же. С. 23.

[11] Семяшкин Т. И. Колва – коми-ненецкое село. Сыктывкар, 1991. С. 9.

[12] Там же. С. 10.

[13] Там же. С. 10.

[14] Мишарина Л., Кожевина Т. История Большеземельской Никольской церкви села Колва. С. 56–57.

Смотри также
«Смотрю: люди стоят со свечами. И песнопение чудесное раздается» «Смотрю: люди стоят со свечами. И песнопение чудесное раздается»
Воспоминания о 33-х годах в Доме Божием
«Смотрю: люди стоят со свечами. И песнопение чудесное раздается» «Смотрю: люди стоят со свечами. И песнопение чудесное раздается»
Воспоминания о 33-х годах в Доме Божием
Валентина Доронина
Песнопение, которое я ребенком услышала в той заколоченной церкви, нет-нет да и напомнит о себе. И на душе так спокойно и тихо становится. Всю жизнь оно со мной.
Сыня. Вера в бывшем режимном поселке Сыня. Вера в бывшем режимном поселке
Наталья Прокофьева
Сыня. Вера в бывшем режимном поселке Сыня. Вера в бывшем режимном поселке
Наталья Прокофьева
Боль от восприятия всего увиденного усиливали моменты, которые свидетельствовали о том, что здесь еще недавно были люди…
«Вокруг поселка повсюду были могилы» «Вокруг поселка повсюду были могилы»
История Набережного – бывшего островка ГУЛАГа
«Вокруг поселка повсюду были могилы» «Вокруг поселка повсюду были могилы»
История Набережного – бывшего островка ГУЛАГа
Наталья Прокофьева
Поселок возник на месте, которое, по сути, представляет собой одно большое кладбище. Здесь похоронены заключенные, строившие Печорский мост и железную дорогу.
Комментарии
Галина26 марта 2025, 07:55
Поздравляю, Наташа, с выходом новой статьи! Благодаря твоим кропотливым исследованиям, мы все больше и больше узнаем о нашем северном крае. Желаю дальнейших творческих успехов! Огромная благодарность коллективу портала Православие.Ru за содействие и поддержку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
Другие статьи автора Наталья Прокофьева

Новые материалы

Выбор читателей

×