«Вокруг поселка повсюду были могилы»

История Набережного – бывшего островка ГУЛАГа

Печорский поселок Набережный возник на месте, по сути, представляющем собой одно большое кладбище – кладбище заключенных лагеря, которые строили Печорский мост и железную дорогу.

Со временем здесь вырос населенный пункт, в котором уже ничего не напоминает о бывшем островке ГУЛАГа – нет здесь ни мемориальной таблички, ни храма, ни часовенки, нет даже Поклонного креста…

А горожане и гости Печорского района едут в Набережный для того, чтобы запечатлеть главный его символ – Печорский мост. Потому что он находится на территории этого поселка, и, следовательно, лучшие его виды можно сфотографировать именно здесь. Собственно, для этого сюда однажды приехала и я…

Мост через реку Печора у Набережного Мост через реку Печора у Набережного

Всюду бегут дороги

В день моего приезда в поселок меня встретила здесь заведующая местным домом культуры Виктория Григоришина и провела часовую экскурсию по Набережному. Мы посмотрели на некогда градообразующее предприятие – Печорскую нефтебазу. Обратили внимание и на то, что в поселке строится много домов – не дачных, а основательных, то есть возведенных по принципу «мой дом – моя крепость». Как рассказала Виктория Владимировна, многие молодые семьи желают поселиться в этом живописном уголке Печорского района.

Нефтебаза Нефтебаза

И хотя у Набережного такое «речное» название, но складывается ощущение, что он весь состоит из железных дорог – по крайней мере, мне в ходе прогулки по поселку часто приходилось идти по рельсам.

– Эта дорога ведет на Печорскую нефтебазу, по этой ходят пригородные поезда, на которых мы добираемся в Печору, всего 10 минут езды, и мы в городе, – рассказала собеседница.

В поселке работают дом культуры, школа и детсад, есть даже свой фельдшерско-акушерский пункт

А другая дорога и Печорский мост связывают маленький поселок Набережный со всей Россией! И после посещения труднодоступных сел и деревень Припечорья мне подумалось, как же повезло этим людям, которые живут рядом с рекой, но и по железной дороге могут добраться куда угодно. Главное – они ценят то, что их окружает, и не стремятся покинуть родной поселок! А помимо этого в поселке работают дом культуры, школа и детсад, есть даже свой фельдшерско-акушерский пункт.

Можно увидеть в поселке и ветхие дома, которые являются сверстниками 85-летнего Набережного. Но что еще удивило меня в Набережном – это благоустроенные многоэтажки, которые строила для своих работников Печорская нефтебаза.

Как выяснилось, есть в Набережном и своя музейная комната, которая была открыта в местном Доме культуры. Идея его создания принадлежит творческим жительницам поселка Марине Ивановне и Екатерине Алексеевне Артеевым. Родом они из села Усть-Цильма и частицу своей малой Родины принесли и в поселок Набережный, создав здесь со временем музей. Основу его экспозиции составляют предметы быта, которыми испокон веков пользовались предки основательниц этого хранилища истории. А мне так понравилось, что все экспонаты подписаны!

Музейный уголок Набережного Музейный уголок Набережного

– Это потому, что в наш музей часто приезжают гости, – сообщила Виктория Владимировна.

Помимо этого в поселковом очаге культуры работают семь клубных формирований и уже известный и полюбившийся многим фольклорный коллектив «Устьцилёмочка», солистками которого и являются основательницы музея в Набережном – Марина и Екатерина Артеевы.

Нина Артемьевна Артеева Нина Артемьевна Артеева

Но вот так съездила я в Набережный, рассказала о своем путешествии в соцсетях, сделала снимки Печорского моста и на этом хотела остановиться, так как не нашла здесь интересной темы для своей статьи, но постучалась в дом жителей Набережного «беда».

«В поселке закрывают школу! Помогите!»

Школа поселка Набережный Школа поселка Набережный

Спустя время ко мне обратились педагоги и родители школы поселка Набережный с просьбой оказать содействие в сохранении местной школы, которую печорские чиновники решили закрыть. А как я уже в одной из своих статей, опубликованных на портале «Православие.Ru», делилась, журналист, работающий в северной глубинке, – это в понимании ее жителей человек, который способен помочь в решении сложной проблемы. И вот я снова отправилась в Набережный, чтобы на этот раз встретиться с учителями, родителями и учениками школы.

Местная школа является одной из лучших в районе

Потом несколько месяцев я работала с материалами этой беседы и анализировала работу школы, которая, как удалось мне выяснить, является одной из лучших в районе. Учителя этой малой «страны знаний» участвуют в конкурсах профессионального мастерства – и побеждают в них; кроме этого школа успешно участвует в грантовых конкурсах, которые проводит ПАО «ЛУКОЙЛ». А на выигранные средства приобретает оборудование для экологических исследований, занимательных опытов и т.д.

Столовая в школе поселка Набережный – одна из лучших в республике Столовая в школе поселка Набережный – одна из лучших в республике

Также одной из лучших, по результатам конкурса, проводимого среди образовательных организаций в Коми, была признана и столовая школы поселка Набережный.

А проблема местной «страны знаний» заключалась в том, что в соседних населенных пунктах есть образовательные организации, куда родители Набережного все чаще стали отправлять своих детей, полагая, что там, возможно, ребенок получит образование еще лучше. А своя родная школа таким образом стала терять учеников.

Пока продолжалась моя работа над собранными в ходе посещения школы материалами, я посоветовала своим героям молиться Божией Матери, и вот почему.

Забытая икона Божией Матери «Скоропослушница»

В одном из школьных кабинетов можно увидеть икону Божией Матери «Скоропослушница» В одном из школьных кабинетов можно увидеть икону Божией Матери «Скоропослушница»

Дело в том, что директор образовательной организации Вера Коковкина и завуч Вера Галашева провели для меня экскурсию по школе, которая недавно отметила свое двадцатилетие, то есть это практически новое и современное здание. Я побывала в красиво оформленных школьных кабинетах, миниатюрной библиотеке, в которой тем не менее имеется вся необходимая литература, и в уютной столовой, в которой даже розы цветут.

В школьной библиотеке В школьной библиотеке

Вот мы пришли с Верой Владимировной в кабинет английского языка, истории и, судя по глобусам на шкафчике, географии, и вдруг среди школьного инвентаря я заметила икону Божией Матери, именуемую «Скоропослушница». Как известно, в городе Печоре есть и монастырь, освященный во имя этой иконы Божией Матери.

Директор школы поселка Набережный Вера Коковкина Директор школы поселка Набережный Вера Коковкина

– Но почему она находится именно здесь, в школе поселка Набережный? – недоумевала я.

– Дело в том, что раньше в этом классе размещался школьный музей, и икона осталась еще с тех, музейных, времен, несмотря на то, что хранилище истории сейчас находится в доме культуры, – пояснила моя собеседница.

А я рассказала Вере Владимировне о том, что к этой образу Богородицы обращаются и о помощи в делах, если они продиктованы благими намерениями. И Божия Матерь слышит каждого из нас, оттого образ так и назван – «Скоропослушница», то есть скорое слышание, скорое исполнение наших просьб. Поэтому я героям своим и посоветовала молиться перед этой иконой Божией Матери о сохранении школы.

И 1 сентября поселковая «страна знаний» распахнула двери для своих учеников! На сегодняшний день работа школы в Набережном продолжается!

Решила и я продолжить свою теперь уже поисковую работу

Людмила Валентиновна Удовенко Людмила Валентиновна Удовенко

Я тоже решила продолжить свою, но только теперь поисковую работу в поселке, полагая, что неслучайно вернулась сюда еще раз, и попросила учителя начальных классов Людмилу Удовенко организовать мне в Набережном встречи с его старожилами и православными христианами. Кто-то пришел для беседы в фельдшерско-акушерский пункт, а кто-то пригласил и домой.

Так мне посчастливилось побывать в доме старожилов Набережного и записать их воспоминания о ГУЛАГовском прошлом этого сегодня дивного уголка Припечорья.

От ссылки в Коми до строительства родового гнезда в Набережном

Бесценными для меня оказались воспоминания жительницы поселка Нины Артеевой. Но, как я выяснила, Нина Артемьевна родом из Кировской области.

– Но как здесь, в Коми, оказались? – поинтересовалась я во время нашей беседы во дворе ее дома

– Это долгая история, – улыбается собеседница. – Мне два года было, когда в 1942 году меня привезли в северный край. Дело в том, что мой отец пропал без вести, вот маму и выслали из-за этого на Север. А мой папа был участником еще финской войны, а когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт, а в 1942 году бесследно исчез… Потом отца нашли, и нам с мамой разрешили вернуться на Родину. Да только возвращаться уже было некуда – дом наш заняли родственники. Да и не на чем нам было ехать в Кировскую область – нас же сюда на лошадях привезли! А в то время железная дорога только открылась, и первый товарняк пошел. Так Север стал для нас Родиной, и народ коми нас очень хорошо и тепло принял.

До Набережного Нина Артеева жила в деревне Усть-Кожва До Набережного Нина Артеева жила в деревне Усть-Кожва

– Нина Артемьевна, а помните вы таких же, как и вы с мамой, ссыльных? Какими были эти люди? – продолжаем мы беседу.

О том, что они тоже были сосланы, люди, как правило, не говорили

– По фамилиям я уже никого не помню. О том, что они тоже были сосланы, как правило, не говорили. Но люди очень хорошие и добрые были, – с теплотой вспоминает моя собеседница. – Вскоре мама получила похоронку на отца, потом вторую. Через некоторое время она снова вышла замуж, и мы переехали жить в деревню Усть-Кожва.

А школу моя собеседница посещала в нынешнем поселке Набережный, который находится рядом с Усть-Кожвой. Меня интересовало, что тогда представлял собой поселок.

– Вокруг поселка повсюду были могилы, – вспоминает Нина Артемьевна. – И одно из массовых захоронений я видела на нынешней улице Первомайской, а также много безымянных могил встречала на повороте, как в наш поселок идти. Крестов на захоронениях не было, одни холмики.

По свидетельству Нины Артеевой, здесь, на повороте, она видела безымянные могильные холмики По свидетельству Нины Артеевой, здесь, на повороте, она видела безымянные могильные холмики

– Нина Артемьевна, как вам удалось сохранить в памяти такие подробности, если вы в то время еще ребенком были?

– Так мы, дети, везде бегали и много что видели! – пояснила собеседница.

Родовое гнездо

Впоследствии Нина Артемьевна переехала жить в Набережный. И пока муж служил в армии, сумела построить здесь дом!

– А место, на котором ваш дом возведен, тоже имеет печальную историю?

Жители Набережного рассказывали мне и такие истории, когда при строительстве своих домов или когда участки разрабатывали, находили человеческие кости.

– Вот о своем участке ничего не могу сказать. Когда я начинала свой дом строить, здесь еще лес был.

Дом Нины Артеевой в Набережном Дом Нины Артеевой в Набережном

После такой познавательной беседы во дворе родового гнезда Нина Артемьевна пригласила нас в дом на чаепитии и отдых. Но мне было не до этого. Пока рассматривала старые фото родных собеседницы, размещенные на стенах старого дома, обратила внимание на Евангелие и красные углы, они в доме Нины Артеевой были повсюду.

– Нина Артемьевна, так вы у нас помимо того, что хранитель истории Набережного, еще и православная христианка? – восклицаю я.

– Да! Верую с детства! – продолжает удивлять меня собеседница. – У меня все крещеные и православные: и дети, и внуки, и правнуки. Но кого-то мы крестили в Малмыже – городе Кировской области, кого-то в храме города Клинцы Брянской области. И меня моя мама, Агафья Алексеевна, крестила еще в детстве в одном из храмов Кировской области.

О часовне в поселке

Поговорили мы с Ниной Артемьевной и о строительстве в поселке Набережный часовни в память об убиенных в годы репрессий узниках лагеря и установке Поклонного креста.

– Ой, не знаю… – начинает причитать собеседница. – Конечно, это дело ваше, но я думаю, что… зря.

Будучи сама верующим человеком, Нина Артемьевна все же считает, что в поселке с ГУЛАГовским прошлым не стоит возводить часовню.

– Почему? – с грустью спрашиваю у нее.

– Сейчас дети, подростки какие! Они не такие, какими мы были. Они же никого не слушают – ни родителей, ни учителей, сквернословят. Они могут начать безобразничать в часовне, и крест тоже надо будет охранять от них, – уточнила Нина Артемьевна.

«Из-за большого объема домашней работы храм часто не посещала»

Но, может, еще и в другом дело. Нина Артемьевна сообщила о том, что часто она храма не посещала.

Жители поселка, в котором никогда не было храма, привыкли уже обходиться без него

– У меня трое детей, а всего в нашем доме проживало шестеро человек. Дрова пилить надо, стирать приходилось вручную для всех, придешь с работы домой, надо в магазин бежать, а еще запасы на зиму делать – грибы и ягоды собирать. Летом за день я несколько раз в лес по грибы ходила, – удивляет собеседница. – Мы с мужем до начала рабочего дня успевали тихо поохотиться и после окончания трудовой смены тоже в лес спешили. А в субботу и воскресенье меня из леса невозможно было выгнать. Если собирала грибы в ближайшем лесу, то одно ведро наполню и за другим домой бегу. Поэтому для посещения храма времени не оставалось, хотя церковь и открылась в 1990-х годах недалеко от нас – в соседнем поселке Кожва. Храм был и в железнодорожной части города Печоры. Внуков мы там и крестили.

Зимний Набережный Зимний Набережный

Так, из беседы с Ниной Артемьевной я сделала вывод о том, что жители поселка, в котором никогда не было храма, привыкли уже обходиться без него.

Домовая церковь Надежды Петровны

В один из своих приездов в Набережный я встретилась с Надеждой Герасимович. Надежда Петровна – глубоко верующий человек, который уже не может посещать храмы в других населенных пунктах района из-за состояния здоровья, поэтому и обустроила подобие церкви… в своей квартире!

Храм священномученика Германа (Ряшенцева) в поселке Путеец, который посещают жители Набережного Храм священномученика Германа (Ряшенцева) в поселке Путеец, который посещают жители Набережного

Так, в комнате и на кухне у нее я увидела красные углы, а в зале и вовсе иконы были повсюду – в шкафах, на полках и стенах. В основном, как рассказала Надежда Петровна, святые образы она приобретала, когда бывала в Скоропослушническом Богородицком женском монастыре и храмах города Печоры и поселка Путеец, расположенного рядом с городом и в котором тоже есть храм во имя священномученика Германа (Ряшенцева).

Надежда Герасимович Надежда Герасимович

– А как давно вы к вере пришли? – продолжаем мы беседу.

– С детства. Моя бабушка – Татьяна Артеева – была староверкой, а жила она в деревне Усть-Кожва. Там и я родилась. И пока бабушка здравствовала, я с ней жила и веру от нее переняла. Думаю, что бабушка меня и крестила, хотя точно не могу сказать – не помню.

Потом уже, когда начала посещать православный храм и поведала нашему батюшке Михаилу свою историю, он сказал мне о том, что нужно перекреститься в Православие, что я и сделала, но уже в преклонном возрасте.

Семья Нины Артеевой Семья Нины Артеевой

– А почему у вас так много икон в доме?

– Я люблю иконы. Первую икону Иисуса Христа я приобрела в поселке в то время, когда работница женского монастыря привозила святые образы в наш Набережный, – объяснила собеседница.

И вот вроде бы Надежда Петровна в отсутствии храма в Набережном и нашла выход, создав подобие домашней церкви в своей квартире, но все же:

– Если у нас в поселке построят церковь, я каждый день ее буду посещать, – тихо заметила женщина на прощание.

Из католичества в Православие

Людмила Иосифовна Филиппова Людмила Иосифовна Филиппова

Встретилась я в Набережном и с еще одной прихожанкой храма священномученика Германа (Ряшенцева) поселка Путеец Людмилой Филипповой. Только прежде она была наречена родителями Людвикой.

– Откуда такое необычное у вас имя? – поинтересовалась я.

– Мама с папой мне его дали, а встретились мои родители и поженились в печорском поселке Талый, куда были сосланы. Папа – Иосиф Викентьевич Коновка – родом из Белоруссии, а мама – Алдона Августовна – из Литвы. Они и строили этот поселок, – вспоминает Людмила Иосифовна. – Мои родители были католиками.

– А как же вы в таком случае оказались в Набережном, да еще и с православным именем Людмила? – не терпится мне узнать продолжение истории жизни моей собеседницы.

– Да очень просто! – улыбается женщина. – После окончания Сыктывкарского культпросветучилища меня отправили по распределению сначала в печорский поселок Каджером, а потом заведующий отделом культуры Иван Артеменко посоветовал мне ехать в Промкомбинат – так сначала назывался наш Набережный. «Как Печорский мост проедешь, то сразу выходи», – предупредил меня Иван Захарович. Так я и оказалась в Набережном, а было мне тогда всего 19 лет.

Много испытаний выпало на долю моей собеседницы как хранительницы местного очага культуры, но все равно она не перестает удивляться и по сей день, каким поселок в то время был многонациональным.

– У нас и грузины, и чеченцы жили, – перечисляет Людмила Иосифовна. – Многие здесь находились на «химии» на поселении. Вот как заезжаешь в Набережный, раньше у них находился целый поселок, в котором даже свои магазины были.

И из дальнейшей беседы с Людмилой Филипповой я выяснила, что колония-поселение располагалась сразу за автобусной остановкой Набережного и напротив школы, а сегодня на этом месте я увидела чистое поле, где ничто уже не указывало на то, что тут когда-то находилось исправительное учреждение открытого типа.

– Все такое многонациональное население поселка собиралось в доме культуры на танцы. И как только танцы в клубе завершались, мне приходилось ходить с ковшом воды и заливать ею в щели в полу, куда посетители клуба бросали окурки. Так мы пытались сохранить здание от пожара… – продолжаем мы беседу.

Но случались, по ее словам, в клубе и драки, и кто-то посоветовал юной Людмиле Иосифовне в таких ситуациях становиться между конфликтующими…

– Ну что, я так и поступила! – смеется собеседница. – И тогда будущий муж схватил меня за шиворот и с криком: «Ты что ж это делаешь!» – заставил меня подняться на второй этаж и там закрыл в одном из кабинетов. А во дворе дома культуры все штакетники сорвали. На следующий день народ просится в клуб на танцы, а я не открываю. «Открывай, мы тебе забор поставим!» – пообещали мне. Так этот неприятный инцидент разрешился, а у клуба появился новый забор, – завершает Людмила Иосифовна череду своих воспоминаний о культурной жизни в поселке в прошлом веке. А вот храма и часовни за восемь десятилетий существования поселка здесь так и не построили.

Но Людмила Иосифовна является прихожанкой, как я уже ранее сообщила, храма в поселке Путеец. А чтобы у нее была такая возможность – посещать православную церковь – она перекрестилась из католичества в Православие.

«Почему ты католичка, а ходишь в православный храм?» – часто приходилось слышать мне

– Готовиться к этому важному событию в моей жизни мне даже не нужно было! Дело в том, что из-за прогрессирующей болезни глаз – на одном глаукома, другой на сегодняшний день только 30 процентов видит – я заранее многие православные молитвы выучила наизусть. Но все равно перед принятием решения долго размышляла, а как я перекрещусь из католичества в Православие? Ведь католичество – это вера моих родителей и многих родственников… А батюшка меня и не торопил, а только сказал, чтобы приходила на таинство Крещения, как только буду готова. Но при этом, будучи католичкой, я продолжала посещать и православный храм, где на меня уже косо смотрели прихожане: «Почему ты католичка, а ходишь в православный храм?» – часто приходилось слышать мне.

И в какой-то момент такая на меня печаль напала, а тут матушка Наталья – супруга священника – позвонила мне и удивилась, услышав мой расстроенный голос. И вот уже сам батюшка мне звонит и сообщает: «Все, Людмила, приходи на праздник Петра и Павла в храм, будем тебя перекрещивать!» Вот он меня перекрестил в Православие, и мне сразу на душе легче стало. Но после этого важного события в моей жизни стала меня осуждать моя католическая родня… А мне никакой веры, кроме Православной, уже и не надо было. Перед таким важным событием у меня сложилась очень тяжелая ситуация в семье – муж в возрасте 55 лет умер, сын находился на грани жизни и смерти. Но после принятия Православия я получила Божественное утешение…

За порядком в часовне некому будет следить

Тем не менее Людмила Иосифовна при всей своей любви к Православию тоже считает, что в Набережном строить часовню не стоит, а надо достраивать церкви в соседних поселках Изъяю и Озёрном, куда смогут приезжать на службы и жители Набережного.

– А в нашем поселке за порядком в часовне некому будет следить, – комментирует Людмила Иосифовна. – Мы – люди преклонного возраста – уже не сможем это делать. А молодежь сейчас какая? Захотят покурить и выпить, и не дай Бог в часовне все это произойдет.

В завершение нашей беседы Людмила Филиппова показала нам красные углы, обустроенные в ее квартире. И так же, как и у других моих собеседниц из Набережного, у Людмилы Иосифовны они есть в каждой комнате.

Столик с иконами и портретами близких людей у Людмилы Иосифовны Филипповой Столик с иконами и портретами близких людей у Людмилы Иосифовны Филипповой

А рядом с образами святых поместила женщина и портреты близких и дорогих ее сердцу людей, которых ей сейчас так не хватает…

– Здесь у меня уголочек обустроен для молитв, тут же, рядом с иконами, стоит и портрет мужа. Батюшка, когда освящал квартиру, удивился тому, что я додумалась поставить фото мужа рядом с иконами, – улыбается женщина. – А родители у моего покойного супруга были глубоко верующими людьми, жили они в двухэтажном доме в деревне Бакур Ижемского района Коми, и у них очень много старинных икон было. А батюшка подарил мне для моего домашнего красного угла образ Божией Матери «Неопалимая Купина».

Рядом с иконами увидела я тексты молитв, набранные большим шрифтом, чтобы Людмила Иосифовна смогла их прочесть.

– Это сын нашего батюшки, Александр, распечатал для меня тексты молитв и духовных стихов, – уточнила собеседница.

В гостях у Марии Антоновны

Мария Антоновна Порубаева Мария Антоновна Порубаева

В Набережном состоялась моя встреча со старейшей его жительницей Марией Порубаевой. Выяснилось, что Мария Антоновна родом из села Сизябск (Ижемского района Коми), а после войны мама привезла ее в печорское село Усть-Кожву.

– Здесь у нее брат жил, и вот он пригласил ее к себе и помог устроиться на работу, –сообщила Мария Антоновна.

В Набережный, а тогда еще он назывался по-другому и не так красиво – «Промкомбинат», собеседница переехала уже после замужества в 1971 году.

– Я вышла замуж за Георгия Васильевича Порубаева – участника Великой Отечественной войны.

– А ваш супруг где в Набережном работал? – интересуюсь у собеседницы.

– Сначала трудился киномехаником в нашем старом клубе. А еще мы в клубе собирались на танцы и на концерты местных артистов, –рассказывает Мария Антоновна. – Да… поселок в те годы другой был… больше! И жителей было много. Работали в те далекие годы в Набережном четыре магазина: хозяйственный, промтоварный, два продуктовых. Дома в основном деревянными были и с печным отоплением, а кирпичные – это уже нефтебаза стала строить для своих работников.

Верность родному предприятию

Все, что осталось от известного швейного цеха поселка Набережный Все, что осталось от известного швейного цеха поселка Набережный

Всю жизнь, как я выяснила из нашей беседы, Мария Антоновна трудилась бухгалтером в швейном цехе Набережного, а это 32 года!

– Оттуда и на пенсию вышла. После этого цех еще какое-то время работал. А потом наших мастеров перевели в город Печору, – сообщает подробности Мария Антоновна.

«С радостью буду посещать храм или часовню в нашем поселке!»

И вот, казалось бы, обо всем мы уже побеседовали со старожилом Набережного Марией Порубаевой, но пришло время и с ней поговорить о главном – о строительстве в поселке часовни. А в доме у собеседницы так же, как и у других моих героев из Набережного, в каждой комнате я увидела красные углы.

– В душе мы все веруем, – отмечает женщина. – А без Бога как жить-то? Когда родные идут куда-то, обязательно их перекрещу. Вот и вам, когда уходить будете, тоже скажу: «Хранит вас Бог!»

– Мария Антоновна, но у вас в поселке ни храма, ни часовенки даже нет, чтобы помолиться о родных, затеплить за них свечу и побывать на службе…

– Да я и раньше в храм не особо ходила. Хотя у нас поблизости была церковь, но я ее не посещала. А сейчас с возрастом тем более уже не смогу поехать в храм. Дома помолюсь у икон и всё… Но вот если бы у нас, в Набережном, построили часовенку или храм, я с удовольствием их посещала бы! – как-то внезапно заявила Мария Антоновна.

Встреча в ФАПе

По поводу строительства часовни и увековечивания памяти об узниках ГУЛАГа собрались мы и на встречу с жителями в фельдшерско-акушерском пункте. Он размещается в бывшей конторе нефтебазы, поэтому кабинетов здесь много: есть и зал ожидания, и кабинет приема, и процедурная, и даже хватит еще места для работы приезжих из города специалистов. Также я обратила внимание на то, что и здесь в каждом кабинете иконы. А хозяйка ФАПа Светлана Евдоченко является прихожанкой одного из храмов Печорского района.

Собравшиеся на прием к Светлане Ивановне жители побеседовали со мной о необходимости строительства в поселке часовни, которую хотели бы посвятить Божией Матери.

– И место для строительства часовенки есть – рядом с нашим дачным участком в Набережном находится живописный пустырь на высоком берегу реки Печора, – отметила пришедшая на встречу в ФАП Вера Галашева.

Но вот так поговорили-поговорили мы с жителями о возрождении духовной жизни в поселке, да на том дело пока и стало. Действительно, недалеко от Набережного, в соседних поселках, строятся два храма, но я также увидела, что в Набережном проживает немало людей преклонного возраста, которым уже, увы, их не посетить. Тем не менее инициативную группу людей, которые сообща взялись бы за это благое дело – строительство в Набережном часовенки или установки Поклонного креста – собрать не удалось.

По местам памяти и скорби Набережного

В завершение работы в Набережном вместе с его жительницей Людмилой Удовенко мы прошлись по местам памяти и скорби, о которых нам рассказали старожилы поселка.

И уже в начале нашего похода спутница показала мне холм, мимо него проходишь, когда идешь от станции в поселок, который и представляет собой захоронения. Сегодня здесь находятся симпатичные поселковые строения.

И там, где я останавливалась для того, чтобы запечатлеть красоту этого уголка Печорского района, Людмила Валентиновна напоминала мне о том, что, по свидетельству старожилов Набережного, на этих местах и находились могилы заключенных лагеря, которые строили Печорский мост.

Жизнь в Набережном проходит на фоне Печорского моста Жизнь в Набережном проходит на фоне Печорского моста

Другим ориентиром для поиска таких мест скорби для нас стало разрушенное здание клуба. Недалеко от него, как рассказывали очевидцы событий Людмиле Валентиновне, тоже хоронили заключенных.

Клуб в нашем поселке долго не мог начать свою работу, и многие связывали это с тем, что построен он был на кладбище

– Когда привезли заключенных на баржах, то высадили их на берег, где они жили и строили железную дорогу и мост. Умерших было очень много, и их не отвозили далеко, чтобы похоронить, – сообщает подробности Людмила Удовенко. – И на самом месте, где стоял дом культуры, тоже были захоронения. Клуб в нашем поселке ведь долго не мог начать свою работу, и многие связывали это с тем, что построен он был на кладбище…

Сообщила Людмила Валентиновна и о том, что попытки построить храм и установить крест в Набережном в прошлом уже предпринимались. Председатель поссовета был тогда заинтересован в этом, и жители загорелись его идеей. Даже нашли место для установки креста, но все тогда остановилось из-за нехватки финансов…

Вот и сейчас мне не удалось сподвигнуть жителей Набережного на благое дело, которое могло быть сделано во имя всех упокоенных на этой многострадальной земле мучеников ГУЛАГа. Но при этом удалось продвинуться в восстановлении истории поселка и создать фотоархив материалов бывших стихийных захоронений заключенных и других мест скорби, знают о которых сегодня только старожилы Набережного.

Наталья Прокофьева
Фото автора

29 февраля 2024 г.

Смотри также
«Либо ты медведя, либо он тебя…» «Либо ты медведя, либо он тебя…»
История поселка Кедровый Шор
«Либо ты медведя, либо он тебя…» «Либо ты медведя, либо он тебя…»
История поселка Кедровый Шор Республики Коми
Наталья Прокофьева
Иеромонах Димитрий даже не был заключенным лагеря. Его просто привезли в Кедровый Шор и оставили на пустом месте.
Усть-Кожва, некогда старообрядческая деревня, и ее покровитель Иоанн Кронштадтский Усть-Кожва, некогда старообрядческая деревня, и ее покровитель Иоанн Кронштадтский
Наталья Прокофьева
Усть-Кожва, некогда старообрядческая деревня, и ее покровитель Иоанн Кронштадтский Усть-Кожва, некогда старообрядческая деревня, и ее покровитель Иоанн Кронштадтский
Наталья Прокофьева
Читая документы, я не могла поверить своим глазам: причтовый дом в Усть-Кожве строился на средства Иоанна Сергиева, протоиерея Кронштадтского!
Сто маленьких могильных холмиков Красного Яга Сто маленьких могильных холмиков Красного Яга
Наталья Прокофьева
Сто маленьких могильных холмиков Красного Яга Сто маленьких могильных холмиков Красного Яга
Как живёт бывший островок ГУЛАГа
Наталья Прокофьева
Я помню этот переезд. Это было как на войне. Овцы блеют, коровы ревут, бабы голосят, дети плачут. Всех колхозников со скудным скарбом погрузили на баржу и перевезли в Бызовую.
Комментарии
Галина Лукашова 5 марта 2024, 10:56
Более 3000 просмотров! Браво, Наташа! Какой интерес к маленькому Печорскому поселку, полезная и нужная статья. Значит есть смысл лишний раз напомнить ... Отдельное спасибо редакции портала "Православие Ru" за внимание и содействие!
Алла 3 марта 2024, 20:26
Олег, вы из какого века пишите? Католический Запад это 15 век, уже в 16 случилась Реформация. Ну а ныне он вообще скорее безбожный.
Олег 2 марта 2024, 17:53
Людмила29 февраля 2024, 06:10 При Советской власти, против которой ведётся наша пропаганда в угоду католическому Западу, так и было как вы написали.
Галина29 февраля 2024, 09:44
Спасибо всем!!! Цель твоей поездки, Наташа, помочь сохранить школу в поселке Набережном. Программа максимум выполнена и это главное!!!
Людмила29 февраля 2024, 06:10
спасибо очень интересно но жаль что не нашлось среди учителей краеведа я училась в школе в Кировской области в 60е годы и наша учительница по географии Евдокия Егоровна Дресвянникова развила такую кипучую деятельность среди учащихся что даже некоторых родителей привлекло и многие стали интересоваться и не только школа а стали помогать все предприятия города Народ кто не интересуется своей историей не сможет стать сплоченным и своё родное место могут полюбить тогда если своими руками что то построено например--.... посажен парк... очищен запущенный пустырь...построена спортивная площадка для школы детского садика .... и дети не будут ломать они ведь там сами трудились
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×