Малиновый звон

Слово, сказанное при расставании с митрополитом Сергием (Полёткиным)

Митрополит Сергий (Полёткин) Митрополит Сергий (Полёткин)

Владыка Сергий (Полёткин) расстается со своей паствой – ей он отдавал свое сердце, заботы, труды, а главное – неустанные молитвы за 31 год, которые он прослужил, возглавляя Самарскую кафедру Русской Православной Церкви. Не один раз он говорил и писал, что Самара стала для него родным городом, что этот волжский край вошел в его сердце крепко, сильно, навсегда, что здесь вершились главные дела его жизни.

Автору этих строк довелось встретиться с владыкой, когда он только что приехал к нам – высокий, статный, волосы густы и черны, взгляд умный, твердый и в то же время располагающий, несущий то духовное обаяние, которое сразу берет в плен. Подумалось: да это наверняка человек из дворянской семьи, наследник, наверное, ученых, деятелей искусства или духовенства.

Он – крестьянский сын, девятый ребенок в семье, из рязанской деревни, из есенинских заповедных мест

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он – крестьянский сын, девятый ребенок в семье, из рязанской деревни, из есенинских заповедных мест. Позже приехала к нему его мама, Евгения Ивановна. Владыка уже присмотрелся ко мне, разрешил и писать, и снимать сюжеты для телевидения и кино про православное возрождение и в России, и в Самарском крае, и про его семью. Евгения Ивановна рассказала мне, как на Пасху шли по гатям, по ледяной весенней воде, добираясь с сыном в церковь, соседнюю с их деревней. Промокли, сняв мокрую обувку, шли босые, но все равно успели на праздничную службу.

С той поры он и вошел в храм, впустил в свое сердце Христа и пронес Его через всю жизнь.

На все памятные даты, будни и праздники, юбилеи, все книги и фильмы, что создавались за тридцать лет о православной жизни в Самарской губернии, мне неизменно пришлось принимать самое активное участие в их создании. Десять лет довелось вести одну из первых в России православных телепрограмм «Путь» на негосударственном телеканале «Скат» (Самарское кабельное телевидение) и одновременно руководить общественной организацией «Самара Православная». Говорю об этом потому, чтобы вы поняли, почему я взял на себя смелость сказать это слово при расставании с владыкой.

На съемках передачи «Путь» — одной из первых православных программ в РФ. Самара, 1996 г. На съемках передачи «Путь» — одной из первых православных программ в РФ. Самара, 1996 г.

Четыре года назад, на 70-летие владыки, мне довелось побывать на его родине. Он привез нас с оператором на мыс, где стояла порушенная церковь. Отсюда в три разные стороны по воде разносился колокольный звон, созывающий людей трех деревень. Название реки, текущей к Оке, – Пра, что значит праматерь, прародительница. И когда владыка сказал, что одна из любимых его песен «Малиновый звон», сразу стало понятно, почему он привез нас на этот мыс, к порушенному храму, за которым погост, где похоронена почти сотня родственников владыки, в том числе и мать его Евгения Ивановна, и отец, и братья.

И сразу в сердце зазвучала за душу берущая мелодия, и вспомнились заповедные слова песни:

…От материнских окон
От той неяркой звезды
Да от минувшей беды.
Пыльный затепленный шлях,
Где мы бродили в полях,
Где на заре, как сквозь сон,
Слышен малиновый звон…

Речка Пра впадает в Оку, Ока в Волгу, так и жизнь владыки протекла от чистого истока – к нам, на берега Волги.

Что же за эти годы произошло у нас в Самаре и губернии?

Назову лишь несколько цифр: к приезду владыки у нас было приходов 91 – стало 459; священников 101 – стало 329: монастырей 1 – сейчас мужских 4, женских 3.

Владыка Сергий в своем рабочем кабинете за работой. Самара, 1994 г. Владыка Сергий в своем рабочем кабинете за работой. Самара, 1994 г.

Не правда ли, красноречивые цифры? Но главное, что стоит за ними, – это изменение духовного климата в губернии. Купола в Самаре, городах и селах крыты золотом, меняют не только облик нашей земли, но и сияют, прославляя нашу Родину, укрепляя её силу, веру и само Отечество.

Как же можно забыть об этом?

Блаженная Мария Матукасова сказала, показывая на него, идущего с другом по двору Покровского собора: «Вон, архиерей идет»

Да, на пути этих и других свершений пройден очень нелегкий путь. Немало противников было у владыки на этом пути, порой самых неожиданных. Легко ли было выстоять и в девяностые годы, и в так называемые «нулевые»? Легко ли не ошибаться?

В Википедии вставлены словечки о «конфликтах» при строительстве храмов, но почему-то не сказано о победе справедливости и добра, духа святого над пошлостью и рутиной тех лет. И вел к этой победе, через ухабы и завалы, через неграмотность и безбожие, владыка, снискавший заслуженный авторитет у четырех губернаторов, сменившихся за это время.

Когда еще студентом духовных школ в Троице-Сергиевой лавре студент Виктор Полёткин приехал с товарищем по Академии в Самару, блаженная Мария Матукасова, почитаемая многими как святая, сказала, показывая на него, идущего с другом по двору Покровского собора: «Вон, архиерей идет».

Владыка Сергий — семинарист, иподиакон ректора духовных школ Троице-Сергиевой лавры, впоследствии Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Владыка Сергий — семинарист, иподиакон ректора духовных школ Троице-Сергиевой лавры, впоследствии Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана)

Один из самых замечательных новых храмов, построенных под руководством владыки, – храм Святой Софии. На площадке перед храмом, ближе к Волге, воздвигнут памятник святому равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси. Расстаемся с владыкой как раз 28 июля, в День памяти святого Владимира.

Видится и в этом Промысл Божий.

Близкие мне священнослужители, бывало, говорили, что владыка к ним излишне строг, незаслуженно наказывает.

В эти дни эти же самые священники, узнав, что владыку отправили на покой, благодарили его совершенно искренне, со слезами, говоря, что он помог им преодолеть гордыню, излишнюю самоуверенность, открыть в своей душе новые родники веры в Бога.

Сергей Есенин, наш национальный гений, любимый в том числе и владыкой, его земляк, прощаясь с миром, кровью написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди,
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

Он был зодчим нашей самарской земли – зодчим духа, а не только строителем храмов и монастырей

Понимаете: расставанье – предназначенное, и оно обещает встречу впереди.

И владыка Сергий, уезжающий от нас к себе, на рязанскую заповедную землю, также останется в наших сердцах. И мы скажем в эти дни, что он был зодчим нашей самарской земли – зодчим духа, а не только строителем храмов и монастырей.

И вместе с памятью о пастыре нашем будет в наших сердцах звучать и мелодия его любимой песни, как колокольный звон, который раздался в Дивеево, когда отошел ко Господу митрополит Иоанн (Снычев), прослуживший у нас тоже тридцать лет:

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон.
Этот малиновый звон…

Алексей Солоницын, писатель,
почетный гражданин города Самары

31 июля 2025 г.

Смотри также
О митр. Николае (Кутепове) и его корнях О митр. Николае (Кутепове) и его корнях
Андрей Емельянов
О митр. Николае (Кутепове) и его корнях О митрополите Николае (Кутепове) и его корнях
Андрей Емельянов
Приветливость и доброта были визитной карточкой митрополита. Он обладал каким-то особым даром располагать и притягивать к себе всех людей.
Митр. Иона (Васильевский): от сына дьячка до Экзарха Грузии Митр. Иона (Васильевский): от сына дьячка до Экзарха Грузии
Мария Тоболова
Митр. Иона (Васильевский): от сына дьячка до Экзарха Грузии Митрополит Иона (Васильевский; 1763–1849): от сына дьячка до Экзарха Грузии
Мария Тоболова
Преосвященный Иона отличался нестяжательством. После его кончины не осталось никакого имущества, а гроб и поминальный обед были сделаны неизвестными почитателями...
«Суть Православия – в благородстве» «Суть Православия – в благородстве»
Воспоминания Ирины Пеннер об архиеп. Агапите (Горачеке)
«Суть Православия – в благородстве» «Суть Православия – в благородстве»
Воспоминания Ирины Пеннер об архиепископе Агапите (Горачеке)
Спросишь, бывало: исповедует ли? – медленно шел в алтарь, надевал поручи, епитрахиль и буквально плелся к аналою выслушивать наши беды. Никогда не отказывал.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.