Вся жизнь протоиерея Серафима Гана крепко связана с преподобным Серафимом Саровским. В детстве он прислуживал в Серафимовском храме в калифорнийском Монтерее, и уже 20 лет возглавляет одноименный приход в городе Си-Клифф близ Нью-Йорка. Да и Серафимом-то он был наречен не просто так, а по обетованию.
– Отец Серафим, быть настоятелем прихода во имя своего небесного покровителя – это особая честь, благословение, ответственность?
– Я бы сказал, что это милость Божия. В течение всей моей жизни, да и вообще в жизни нашей семьи, преподобный Серафим всегда присутствовал своей помощью и молитвой. Я всегда к нему обращался, как к своему небесному покровителю. Но с тех пор как 20 лет назад стал настоятелем нашего прихода, обращаюсь к нему еще и как к его хозяину.
Когда возникают проблемы, искушения, беспокойства, я стараюсь обращаться к нему – и вижу, как он участвует не только в нашей приходской жизни, но и в жизни тех, кто просит его. Наши прихожане почитают его, обращаются к нему со своими нуждами, и он отзывается.
Так что для меня это большая радость и милость Божия – иметь своего небесного покровителя хозяином прихода, потому что он такой скорый помощник. И в радостях, и при искушениях, при испытаниях он всегда присутствует и дает о себе знать. Это для нас очень приятно.
– Как он дает о себе знать?
– В нашей семье всегда существовало почитание преподобного Серафима. Наш предок архиепископ Ювеналий (Килин), который рукополагал моего деда, протоиерея Ростислава Гана, даже был на прославлении преподобного Серафима, присутствовал на омовении его мощей в 1903-м году.
Наши прихожане почитают преподобного, обращаются к нему со своими нуждами, и он отзывается
У нас всегда была обращенность к преподобному во всех обстоятельствах. Я помню, как в моем детстве родители просили его о помощи. И, став настоятелем, я не раз обращался к нему с конкретными просьбами, чтобы он помог разрешить, например, какие-то хозяйственные вопросы. В частности, в 2012-м году я очень переживал об одной проблеме на приходе, и в то время как раз поехал в составе делегации Русской Зарубежной Церкви для участия в праздновании 5-летия единства Русской Православной Церкви. Тогда мы посетили Дивеево и служили там литургию и молебен с акафистом у раки с мощами преподобного Серафима.
Находясь там и молясь перед его мощами, я пришел к нему со своими конкретными просьбами. А вернувшись домой, увидел, что все эти вопросы начали очень быстро разрешаться. Можно сказать, с тех пор я постоянно обращаюсь к преподобному Серафиму, чтобы он помогал нам, укреплял наш приход. Чтобы он помогал нам сохранять и приумножать то наследие, которое нам передано предыдущими поколениями клира и прихожан. Чтобы мы и дальше продолжали служить радостью и утешением для людей, которые связывают свою духовную жизнь с нашим храмом. И чтобы преподобный Серафим помог не только нынешним прихожанам, но и тем, кто еще не пришел к нам, кого мы еще ждем.
– Я слышал, что вы – дитя обетованное, и Серафимом вас нарекли не просто так. Расскажете эту историю?
– Мне мама рассказывала эту историю. Ей делали операцию, во время которой выяснилось, что она беременна. Доктора стали убеждать ее, что необходимо сделать аборт. В то время в США как раз проходил Третий Всезарубежный Собор, и приехал мой дедушка, протоиерей Ростислав Ган. Он посоветовал маме не делать аборт, а выбрать святого и молиться ему о том, чтобы родился здоровый ребенок. И потом назвать дитя в честь этого святого.
Мама сражу же выбрала преподобного Серафима и стала молиться ему. И когда я родился, она нарекла меня в его честь.
– Говоря светским языком, вы – Серафим Серафимович.
– Да, мой папа тоже был наречен в его честь. Меня он хотел назвать в честь другого святого, но мама опередила его и очень уверенно нарекла меня Серафимом.
Папа же был назван в честь преподобного Серафима, потому что мой дед в Китае был настоятелем храма Преподобного Серафима Саровского в Тяньзине. По-моему, этот приход входил в Русскую духовную миссию в Китае.
– Вы же ведь и крещены были в Серафимовском храме – в Монтерее, в Калифорнии.
– Да, меня там крестил его первый настоятель – отец Григорий Кравчина. Это был замечательный и очень богомольный батюшка, который многое пережил – и гонения на Церковь, и войну, и скитания. Наконец, в 1950-м году он обосновался в Монтерее и открыл там этот приход в честь Преподобного Серафима.
Это был святой жизни человек. В детстве я прислуживал ему и видел, как он молился, как совершал богослужения. Он был нашим соседом и часто приходил к нам, беседовал с нами. Добрый пастырь, который был очень доступным даже для маленьких мальчиков и рассказывал нам о своем детстве в Почаевской лавре.
Перед смертью отец Григорий сказал мне, что я пойду в семинарию и стану священником. Это было в начале августа 1988 года. Конечно, я тогда не знал, что это наш последний разговор.
Чувствуется забота преподобного. Он и поддерживает, и направляет, и всегда слышит наши молитвы
– Получается, история всей вашей семьи, по крайней мере в ХХ веке, крутится вокруг преподобного Серафима. У вас два Серафима и два настоятеля Свято-Серафимовских храмов.
– Да, так интересно выходит (смеется).
– Эта преемственность в семье как-то ощущается?
– Я бы сказал, чувствуется забота преподобного. Он и поддерживает, и направляет, и всегда слышит наши молитвы.
– Чем сейчас живет ваш приход?
– Главным образом, наш приход состоит из старых эмигрантов и их потомков, а также из новых эмигрантов. Я бы сказал, их теперь очень много, они приезжают из разных стран бывшего Советского Союза. Если раньше в нашем городке, Си-Клиффе, было 200 или 250 русских домов, то теперь наши прихожане разбросаны по всему Лонг-Айленду и Квинсу, и даже из Бруклина к нам приезжают. Думаю, это связано с тем, что мы стараемся сохранять в своей деятельности церковнославянский и русский язык. Так что многие из тех, кто ищет традиционное русское православное богослужение, тянутся в наш храм.
– А как идет приходская жизнь? Какие у вас задачи, надежды, мысли? Удается ли сохранять паству в наше не такое уж просто время?
– Да, время у нас очень непростое. И город Нью-Йорк непростой. Из-за этого бывают сложности. Нью-Йорк, и особенно Лонг-Айленд, известны своими пробками, а кроме того, люди работают, и очень много. Это своего рода препятствие для какой-либо активной деятельности среди недели. Конечно, мы и служим в будние дни, и устраиваем мероприятия, но очень сложно собирать людей – именно из-за расстояний и рабочих графиков. Тем не менее мы стараемся. И я думаю, то, что мы держимся крепкой и дружной семьей, помогает нам сохраняться в единстве в такие сложные времена.
На нашем приходе всегда была очень семейная атмосфера, которую насаждали не только мои предшественники по настоятельству, но и очень добрые люди, которые любили и ценили все, что относится к нашей истории, истории Церкви. Этим мы и держимся – любовью к Русской Церкви, к нашим традициям, и, конечно, поддержкой друг друга. У нас есть очень добрые прихожане, очень доброе и заботливое сестричество. Когда у кого-то возникает беда, все охотно отзываются, протягивают руку помощи. Меня это очень утешает.
Например, если человек заболеет, вызывают батюшку. И мне очень приятно видеть, как прихожане иногда опережают меня. Я прихожу в больничную палату, и там уже есть несколько человек наших. Они тоже только что узнали – и сразу пришли в больницу, чтобы сказать доброе слово и поддержать больного. Это очень утешительно.
Когда у кого-то возникает беда, все охотно отзываются, протягивают руку помощи
Такая доброта людей, которые стараются жить христианской жизнью и чувствуют себя частью приходской семьи, очень воодушевляет. И я думаю, это тоже привлекает людей. Мне не раз говорили, что у нас очень добрые прихожане, которые подойдут, спросят, кто вы и откуда, пригласят на трапезу или просто предложат познакомиться с батюшкой, показать святыни. Это очень много значит. И это служит нашему единению и укреплению других в вере.
– Вы упомянули о святынях. Какие главные святыни у вас в храме?
– У нас есть храмовая дореволюционная икона с частицей мощей преподобного Серафима. Она принадлежала Великой княгине Ольге Александровне, сестре Императора Николая II. Есть иконы из Ипатьевского дома, которые там нашел следователь Николай Соколов. Сначала он вывез их в Китай, потом перевез в Париж, а затем передал их другой сестре Николая II, Великой княгине Ксении Александровне.
Конечно, у нас есть очень много мощей различных угодников Божиих, в том числе и святителя Иоанна, Архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, который служил в нашем храме в 1960-х годах. Даже есть видео его служения у нас. Частица его мощей была нам передана, как раз когда я становился настоятелем – 20 лет назад. С тех пор она пребывает в написанной специально именно для нее иконе. У нас также есть великопостная митра святителя Иоанна, которая пребывает на престоле в алтаре.
Кроме того, я временно оставил в храме и нашу семейную святыню – камилавку отца Иоанна Кронштадтского, которую в свое время получил владыка Ювеналий (Килин). Когда я стал священником, эта святыня перешла мне. Поскольку за годы моего служения было очень много случаев помощи отца Иоанна людям, которые обращаются к нему и прикладываются к этой камилавке, я решил временно оставить ее в храме.
– Вы уже упоминали о важности единства семьи. А ваш храм является храмом-памятником в честь воссоединения Русской Церкви. Расскажите об этом.
– Да, нашему храму присвоили статус храма-памятника восстановлению единства внутри Русской Церкви после того, как мы начали уникальный проект росписи, который посвящен ее многовековому пути и восстановлению единства в ней.
Эта мысль о единстве, о примирении людей внутри Церкви проходит красной нитью через всю роспись нашего храма. Когда отмечалось 5 лет восстановления единства, на уровне двусторонней Комиссии по укреплению единства нашей Церкви поднимался вопрос о создании храма-памятника в России и о подобном храме в зарубежье. Архиерейский Синод остановился на нашем храме – именно благодаря этой росписи, которую мы постепенно осуществляли в течение 10 лет – с 2009 года. Идея посвятить данный проект примирению внутри нашей Церкви пришла потому, что в 2008-м году отошли в вечность и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр, и Святейший Патриарх Алексий II. Нам хотелось увековечить память – не только о них, но и о том великом деле, которое они совершили под конец своей жизни.
В Москве же храмом-памятником этому событию будет служить храм в честь Курской Коренной иконы Божией Матери. По-моему, его строительство еще не завершили, и он не освящен, но на его территории есть временная церковь, в которой совершаются богослужения.
– В этом году у вас юбилей.
– (смеется) Да, в феврале исполнилось 50.
– О чем просите святого Серафима в этой связи?
– Прошу мудрости, смирения, терпения, чтобы дальше служить Богу и людям. Я не прошу ничего особенного, что касается нашего прихода – просто чтобы он помог нам продолжать то дело, которое мы унаследовали от наших предшественников. Чтобы быть достойными этого дела, нести Свет Христов всем, кто ищет Бога и жизни в Церкви, стремится к добру. Чтобы мы могли помочь им в их крестоношении. Для нас это самое главное.
И еще я всегда прошу, чтобы, подходя к своей могиле, я бы стал по-настоящему христианином и священником. А если это не получится, то хотя бы благоразумным разбойником.