Протоиерей Серафим Ган с прихожанами Свято-Серафимовского собора в Си-Клиф
Протоиерей Серафим Ган, настоятель Свято-Серафимовского собора в американском городе Си-Клиф, рассказал мне удивительную историю о том, как он появился на свет благодаря молитвам его родителей святому Серафиму Саровскому.
На первый взгляд, рассказ этот изобилует совпадениями. Но в жизни верующего человека случайностей не бывает. И все дороги в этом повествовании словно невзначай ведут к преподобному Серафиму. А вернее, я думаю, через него – ко Христу.
Во время беременности у мамы что-то пошло не так, и врачи посоветовали ей сделать аборт
Так получилось, что во время беременности у мамы что-то пошло не так, и врачи посоветовали ей сделать аборт.
«Мама мне не раз рассказывала об этом. После того как врачи порекомендовали ей пойти на такой шаг, она решила поговорить со своим свекром и моим дедушкой – отцом Ростиславом Ганом, который как раз в это время приехал в Америку из Австралии для участия во Всезарубежном соборе, – поделился батюшка. – Он посоветовал маме выбрать святого и молиться ему, а потом назвать сына в честь этого святого. В то время ни дедушка, ни мама не знали, кто родится, но отец Ростислав именно так и сказал – сына. Мама хотела назвать ребенка в честь преподобного Серафима и потому стала молиться именно ему».
По словам батюшки, совет отца Ростислава помог маме отказать врачам. «Молитва дала ей силы и помогла надеяться на лучшее, – сказал он. – Сначала папа хотел мне дать какое-то другое имя, я даже не знаю, какое. Но когда он зашел в палату роддома, мама просто поставила его перед фактом, что уже назвала меня Серафимом. Она даже уже заполнила какие-то бумаги, так что вопрос решился очень просто».
Отец Серафим предположил, что раз мама обратилась именно к Саровскому чудотворцу, значит, он ей и раньше помогал. Подробностей батюшка не знает, а потому я решил расспросить его маму.
К моему журналистскому сожалению, Елена Юрьевна Ган призналась, что не готова делиться своими переживаниями и эмоциями, связанными как с той самой историей, так и с общением с преподобным. Я принял это с пониманием: не каждый готов поделиться внутренним миром с незнакомым репортером, а через него – с огромной аудиторией. Кроме того, за годы общения в Церкви я убедился, что «раскрутить» на интервью священников, привыкших быть на «передовой» общения с паствой и смиренно воспринимающих такие беседы как послушание, порой гораздо проще, чем их матушек и мам. Верные спутницы, они стараются оставаться на втором плане, чтобы не отвлекать от главного – от Бога.
Мне показалось, что так получилось и в моем общении с мамой отца Серафима. Но, к счастью, она согласилась поделиться своей историей о преподобном Серафиме – хотя бы в фактах.
***
«С Серафимом Ростиславовичем Ганом мы обвенчались в 1968 году 31 июля – в канун праздника преподобного Серафима Саровского, – поделилась Елена Юрьевна. – Вскоре у нас родилась дочь, но в восемь недель она заболела. Доктор сказал, что у ребенка менингит и девочка умрет. Он предложил самим выбирать, везти ли ее домой или в больницу. Что-то подсказало мне, что надо ехать в больницу.
Там мы провели несколько дней, и в праздник святого Серафима Саровского доктора решили, что никакого менингита нет, а есть только воспаление легких, и она будет жить.
Затем у нас родился мальчик, Вадим, который теперь служит протодиаконом. Мы решили его крестить на 9-й день, но как раз в это время из Австралии прилетел свекор, отец Ростислав. Конечно, мы захотели, чтобы таинство совершил он, но ему удалось это сделать только на 10-й день, который выпал на… праздник преподобного Серафима.
Вскоре после этого мы переехали в маленький городок Монтерей в Калифорнии, где находится храм преподобного Серафима Саровского. Надо сказать, что мой муж был из очень церковной семьи, и мы регулярно посещали все богослужения, он обучал детей Закону Божьему и молитвам с раннего возраста, так что дочь уже в 5 лет начала петь в хоре, а сын стал прислуживать в алтаре, когда ему не было и 4-х.
В то время я очень часто болела ангиной, и доктора решили мне вырезать гланды. В больнице меня прооперировали, напичкали всякими лекарствами, но я все равно как-то не поправлялась. Таблеток давали все больше, а толку не было никакого.
В конце концов, хирург сказал, что с горлом у меня все в порядке и причина недомогания в чем-то другом. Как оказалось, я была беременна, и врач предложил сделать аборт. Он уверял, что из-за всех тех лекарств, которые мне давали, ребенок родится неполноценным.
Через неделю после этого из Австралии на заседание Синода в Нью-Йорк прилетел отец Ростислав. На обратном пути он отслужил литургию у нас в Монтерее, после которой подошел ко мне, взял за руку и сказал: “Выбери себе святого и молись ему, а потом в его честь назови сына”.
Заметьте: в те времена еще и речи не было об УЗИ, и никто не мог заранее определить пол ребенка.
Стояли мы тогда с отцом Ростиславом перед большой иконой преподобного Серафима. Вот так и родился у меня сын Серафим, который теперь стал отцом Серафимом».
***
После такого незамысловатого, но проникновенного рассказа мне было важно узнать, чему именно моя собеседница научилась благодаря общению с Саровским чудотворцем.
«Преподобный Серафим лично меня научил доверяться Богу, и через него Сам Господь откроет нам правильный путь», – сказала она.
Весь собор наполнился благоуханием, как только открыли крышку гроба, где находились мощи преподобного Серафима
Ответ этот поразил меня до глубины души. Дело в том, что я и сам сейчас, пожалуй, больше всего на свете прошу у Бога научиться доверять Ему. И словно само собой случилось так, что молиться о помощи в этом я стал… преподобному Серафиму. Возможно, сыграли свою роль любимые мною его слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». С другой стороны, как-то невзначай и без видимых усилий с моей стороны разные люди рассказывали о своих взаимоотношениях со святым Серафимом, причем многие из них просили у него смирения. Тот же отец Серафим Ган поведал мне о том, как помощь преподобного всегда сопутствовала его семье, как его дальний родственник – будущий архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин) – в юности принимал участие в торжествах по прославлению Саровского чудотворца. Особое впечатление на отца Серафима произвел рассказ его бабушки о том, что весь собор наполнился благоуханием, как только открыли крышку гроба, где находились мощи святого.
Вот теперь и я молюсь преподобному, чтобы помог мне научиться доверять Богу, увериться, что Господь любит меня и предлагает мне тот путь, который Он приготовил именно для меня. Как в молитве: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя…»
И я очень надеюсь, что эта история – маленький кирпичик на этом пути…