Протоиерей Серафим Ган служит венчание в храме своего дедушки, протоиерея Ростислава Гана. Австралия
Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк), представитель известной церковной династии, внук протоиерея Ростислава Гана (1911–1975), почитаемого пастыря Русской Зарубежной Церкви, сподвижника святителя Иоанна Шанхайского. Другие беседы с отцом Серафимом Ганом – здесь:
- Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана
- «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог»
- «Старчество – это духовная гениальность»
Протоиерей Ростислав Ган в Сиднее, 1953 г.
Знакомство с прихожанами моего дедушки
Я уже рассказывал, как в феврале 1997 года, будучи молодым, недавно рукоположенным священником, отправился через океан в далекую Австралию, чтобы служить в храме, построенном моим покойным дедом, протоиереем Ростиславом Ганом (1911–1975). Так я стал настоятелем Свято-Покровской церкви в Кабраматта, где служил дедушка, и познакомился с его клиром и паствой, приехавшей в Австралию из Харбина и Шанхая в годы, когда к власти в Китае пришли коммунисты.
Протоиерей Ростислав Ган в Китае с прихожанами
Необычное многолетие одного отца-диакона
Одним из первых, с кем я познакомился, был такой же молодой, как и я сам, диакон N., обладавший сильным и красивым тенором, бывший харбинец. Он частенько разъезжал с правящим архиереем Австралийско-Новозеландским и любил по окончании трапез, когда архипастырь обычно выражал благодарность потрудившимся сестрам, накормившим по случаю престольного праздника или иного торжества собравшееся духовенство и многочисленных богомольцев, торжественно провозглашать сестрам многолетие. При этом все вставали и после возгласа диакона пели «Многая лета», а потом – благодарственную молитву и «Исполла эти деспота».
В РПЦЗ церковные сестричества играют очень важную роль – эта традиция в самой России была утрачена в годы гонений
Тут нужно заметить, что в Русской Зарубежной Церкви церковные сестричества традиционно играют очень важную роль – эта традиция в самой России была утрачена в годы гонений на Церковь. Сестричества при приходах Русской Зарубежной Церкви действуют очень активно, и в них самоотверженно трудятся наши прихожанки – они занимаются благотворительностью, заботятся о благолепии храма Божия и об устройстве трапез в праздники и иные дни.
По приходскому уставу, принятому в Русской Зарубежной Церкви, старшая сестра приходского сестричества является членом приходского совета, имеет право голоса и даже отчитывается о деятельности возглавляемой ею организации на общеприходских собраниях. Практически после каждой литургии прихожане не расходятся по домам, а собираются все вместе на трапезу, организацией которой и занимается сестричество. Ну, это такое небольшое отступление, а продолжение моей короткой истории следующее.
Однажды после подобной трапезы на одном приходе традиционное многолетие нашего молодого отца-диакона вышло совсем иначе, чем обычно, а именно так:
– Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, старшей сестре твоей Татьяне и всем сестрам святаго храма сего!
Следует отметить, что участники трапезы, услышав сию еретическую формулировку, с большим трудом удержались от смеха и спели-таки дорогим сестрам «Многая лета».
Протоиерей Ростислав Ган с архимандритом Феодором (Пудашкиным) и группой прихожан за праздничной трапезой
«Советские чудотворцы»
У моего деда и в Харбине, и в Австралии служил другой диакон, которого все любили за его веру, христианскую любовь и благочестие, но над которым иногда дружески подсмеивались за часто совершаемые им ошибки во время богослужений. Как-то раз он служил с отцом Ростиславом обычную полиелейную утреню по случаю дня памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
На молитве «Спаси, Боже, люди Твоя», когда перечисляются не только наиболее почитаемые угодники Божии, но и святые, «ихже есть день», этот благоговейный диакон помянул святых так:
– Преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, советских чудотворцев!
Говорят, мой дед, покраснев, с трудом удержал смех и еле-еле справился с последующим за этой молитвой возгласом «Милостию и щедротами»…
Рассуждая о таких случаях, думаешь: для чего Господь попускает иной раз благочестивым и ревностным людям совершать такие оговорки? Может быть, для того, чтобы мы смирялись и не гордились своим благочестием, ревностью по Бозе, прекрасным слухом и голосом и прочими, с нашей точки зрения, большими достоинствами?
Ну а преподобные угодники Божии, Зосима и Савватий Соловецкие, вряд ли огорчились подобной нечаянной оговоркой, а, возможно, весело улыбнулись и помолились от души за незадачливого, но такого старательного и любящего их диакона.
Отец Ростислав Ган с прихожанами на фоне строящегося Свято-Покровского храма в пригороде Сиднея – Кабраматта
Несколько слов о чувстве юмора
Незадачливый диакон торжественно помянул «святых и праведных мытаря и фарисея, ихже память ныне совершаем»
Рассказывают, что тот же диакон в канун первого подготовительного воскресенья к Великому посту после умилительного пения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» опять-таки на «Спаси, Боже, люди Твоя» торжественно помянул «святых и праведных мытаря и фарисея, ихже память ныне благочестно совершаем».
И тут, думаю, с улыбкой не справились ни певчие, ни мой дед, которому положено было произнести вышеупомянутый возглас.
Считаю благословением Божиим, что застал обоих этих диаконов, ставших потом протодиаконами, да и других священнослужителей, служивших с моим дедом. Многие из них отличались благочестием, благоговением, смирением и чувством юмора. Последнее свидетельствовало об их христианском смирении, любви и понимании ближнего, а это немаловажно.
Свято-Покровский храм, Кабраматта
«Завтра начнем организованную жизнь»
В кафедральном соборе города Сан-Франциско успешно действовала Кирилло-Мефодиевская Русская церковная гимназия, освященная подвигом и трудами многих деятелей как из духовенства, так и из мирян, всем сердцем любивших нашу веру, культуру, историю и язык. В ней занимались по вторникам и четвергам в вечерние часы, а по субботам – с утра до обеда. Перед началом уроков совершалась общая молитва в так называемом «новом» зале собора, потом дети (а их было 120–150) расходились по классам. В этом зале находилась уникальная икона равноапостольных братьев, покровителей гимназии.
По окончании уроков все снова собирались у этой святыни для краткой общей молитвы, которую возглавлял сам владыка Антоний (Медведев), преподававший нам катехизис, историю Русской Церкви и другие предметы. После молитвы владыка обычно говорил краткое слово, а потом благословлял всех, в том числе преподавателей и родителей, приехавших за своими детьми, для каждого находя доброе слово.
Владыка Антоний часто опаздывал, извиняясь потом за рассеянность. Помню, он как-то опоздал на урок катехизиса или истории Русской Церкви и, улыбаясь, сказал:
– Простите, дорогие мои детки! Даст Бог, завтра начнем организованную жизнь!
Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско
«Налейте, пожалуйста, на пять долларов»
Даже в такого рода шутках архиерей показывал пример того, что священник должен быть близок к своей пастве
Как-то владыка Антоний был в гостях у своих прихожан, и хозяева дома предложили ему какое-то очень дорогое вино. Бутылка стоила, кажется, чуть ли не 100 долларов. Владыка, согласившись, сказал:
– Хорошо. Только налейте, пожалуйста, на пять долларов.
Даже в такого рода шутках архиерей своим клирикам и будущим служителям Церкви показывал пример того, что священнослужитель должен быть близок к своей пастве, но при этом во всем умеренным. Так что получилось смешно и назидательно.
Владыка Антоний (Медведев) с прихожанами
Похвала для левого клироса
Как-то, будучи семинаристом в Джорданвилле, я приехал домой на каникулы и решил первым делом зайти в наш Сан-Францисский кафедральный собор на вечернее богослужение, а также приложиться к гробнице приснопамятного архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича), великого чудотворца Русского рассеяния, в то время мощами своими почивавшего в усыпальнице под главным алтарем собора. Возможно, это было в канун дня преставления тогда еще не прославленного святителя.
Владыка любил наши богослужения и особенно радовался, когда в них участвовала молодежь
Владыка Антоний, увидев меня и некоторых других представителей молодежи, обладавших слухом и голосами, в последнюю минуту решил совершить вечерню и утреню, что называется, «на два клироса». На правом клиросе пели наши старые священнослужители, в том числе и маститые протопресвитеры Илья Вень и Иоанн Шачнев, служившие еще в Китае. К ним присоединились протодиакон Николай Поршников, ныне покойный, и младшие клирики собора. Владыка Антоний руководил правым клиросом, канонаршил, читал «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши». А на левом клиросе пели мы с моим братом Вадимом, будущим протодиаконом Николаем Триантафилидисом, ныне покойным, и друзьями. Как приятно было нам доставить старцу-архиепископу такую радость!
В будний день вечером спели антифонное богослужение на два клироса (в кафедральном соборе это обычно делалось только на субботних всенощных и под праздники). Владыка нас особо приветствовал после службы, вспомнив первые свои монашеские шаги во Введенской Мильковой обители в Сербии, антифонное пение в ней и ее богослужебный устав, а потом с улыбкой отметил, указывая на нас, что «в церкви обычно поют “правым подобает похвала”, а сегодня – “левым подобает похвала”».
Владыка любил наши богослужения и особенно радовался, когда в них участвовала молодежь.
Вот такие случаи из старой жизни нам вспомнились, и мы будем рады, если вы улыбнетесь и ваше настроение станет хоть немного лучше!
Пасха 2018 года в соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско