9 апреля 2025 г. в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря г. Москвы состоялось отпевание раба Божия Ильи (Ильяса) Сафиуллина (10.11.1968–02.04.2025), жестоко убитого в этом же храме уроженцем Ферганской области Узбекистана.
Илья был прихожанином и сотрудником храма Пророка Божия Илии на бывшем Новгородском подворье г. Москвы (на Ильинской улице в Китай-городе, недалеко от Красной площади), но в связи с проведением там реставрационных работ его духовенство и прихожане совершают богослужения и молятся в храме Спаса, где и произошла трагедия.
На заупокойной службе соборно сослужили: настоятель храма Пророка Божия Илии на Новгородском подворье протоиерей Андрей Речицкий, клирик того же храма иерей Андрей Якубов, настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в поселке Горки-8 архимандрит Дорофей (Вечканов), клирик храма Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла за Яузой (Сербское подворье) диакон Владислав Соколов. Также на отпевании присутствовал клирик храма Прп. Пимена Великого в Новых Воротниках, ответственный за работу с молодежью Центрального викариатства г. Москвы иерей Димитрий Федоров[1].
Отпевание Ильи Сафиуллина в храме Всемилостивого Спаса
Трагедия в Скорбященском монастыре
В некрологе, опубликованном на сайте Ильинского храма, сказано:
«2 апреля 2025 года на 57-м году жизни трагически погиб прихожанин и труженик нашего храма Ильяс Сафавич Сафиуллин. Ильяс (в Крещении Илия) был добрым и отзывчивым человеком – всегда был готов помочь своим трудом и храму, и его прихожанам. На протяжении восьми лет он принимал участие в богослужениях и крестных ходах, регулярно причащался Святых Христовых таинств. Ильяс также постоянно помогал в ремонте храма… не боясь никакой работы. Несколько лет курировал группу анонимных алкоголиков при храме, любил готовить и угощать всех вкуснейшими блюдами, в том числе бездомных... Помимо нашего храма, Ильяс был членом Московской татарской православно-христианской общины. А также занимался живописью, музыкой, театром и историческими танцами»[2].
Ильяс Сафиуллин В своем соболезновании приходу Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Илья Сафиуллин «явил себя добрым воином Христовым, стремившимся исполнять Евангельскую заповедь о деятельной любви к ближним и помогать нуждающимся…»[3].
Поскольку следствие еще не окончено, формально мотивы убийства формулируются обтекаемо: «на почве личных неприязненных отношений». Хотя в сообщении Следкома говорится о «множественных ударах ножом», уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 1 ст. 105 УК РФ (убийство)[4], т.е. без отягчающих обстоятельств, предусмотренных в части 2 («с особой жестокостью» (д), «по мотивам… национальной или религиозной ненависти или вражды» (л) и т.п.)[5]. Однако многие публичные фигуры и СМИ уже высказали мнение, что преступление было обусловлено религиозными причинами.
Многие публичные фигуры и СМИ уже высказали мнение, что преступление было обусловлено религиозными причинами
Лично знавший убиенного доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик сказал в интервью:
«Произошло неслыханное злодеяние – убит замечательный православный христианин Ильяс Сафиуллин. Он был некогда мусульманином, но 8 лет тому назад перешёл из ислама в Православие и явился активным деятелем православного движения среди татар… Ильяс поражал своей доброжелательностью, почтительностью по отношению к духовенству и своей какой-то удивительной духовной радостью. Чувствовалось, что он удивительно деятельный и удивительно светлый человек. …У прихожан ощущение, что в их приходе появился мученик за Христа. Иначе объяснить это убийство трудно. Это убийство произошло на чисто религиозной почве. И я заявляю об этом ответственно, понимая все последствия сказанного»[6].
Большая подборка фактов и суждений разных лиц приводится газетой «Завтра»[7], на сайте канала «Царьград»[8] и другими изданиями.
На телеканале «Спас» убиенному Илье была посвящена передача с говорящим названием: «Смерть за Христа. Алтарник Илья Сафиуллин зарезан в храме»[9]. Генеральный директор ТВ «Спас» Б. Корчевников опубликовал в соцсетях пост, который разошелся по многим СМИ[10] и Интернет-ресурсам, включая сайт «Православные татары»[11].
Автор пишет:
«Убивали Илью страшно. Убийца разбивал ему голову огнетушителем, связал руки, перерезал горло и потом просто изрешетил ножом всё некрупное тело мученика. Это произошло 2 апреля – в день, когда Церковь вспоминает святых мучеников, погибших так же, как погиб Илья: свв. Сергия, Иоанна и других, в обители Саввы [сарацинами] убиенных. <…> Все они… уверен, встречали нового мученика Илью сразу, как тот, переступил порог вечности под ножом нового сарацина. <…> Илью убили за Христа! За служение Ему и ближнему»[12].
Ильяс Сафиуллин с выносной иконой Божией Матери в помещении храма Ответственный за сектор по работе с мигрантами Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви, член Союза православных татар и Московской татарской православно-христианской общины Евгений Бухаров рассказал:
«Перед тем, как убить Ильяса, убийца снял обувь при входе в храм, связал нашему Ильясу руки и жестоко убил, нанёс множественные ножевые удары, а потом бегал по храму и искал батюшку, скорее всего, искал отца Андрея Якубова, который тоже православный нижегородский татарин, как и убитый Ильяс. При этом убийца бегал с иконой, которую забрал у убитого, и выкрикивал какие-то религиозные и политические лозунги. Сейчас адвокат убийцы пытается ‟съехать” на психическое расстройство и невменяемость, но это не отменяет факта религиозной мотивации убийства. Так что Ильяс стал новым мучеником за Христа!»[13]
Собственно, собратья Ильи по крови и православной вере не сомневаются в его мученичестве. Именно поэтому называют прощание с ним «отпеванием новопреставленного мученика Ильяса»[14].
Те, кто был на отпевании, обратили внимание, что в гробу Ильяс лежал с ликом, покрытым белым церковным платом. Очевидно, страшные следы смертельных ударов невозможно было скрыть иначе. Нисходя к нашей человеческой немощи, лицо Ильяса закрыли. Не дано нам, малодушным, понести лицезрение последствий того, что Илья выстрадал своим телом и душой от рук убийцы…
«Христови сраспнемся»
Последнее целование. Прощание с Ильей Сафиуллиным Ильяс Сафиуллин принял мученическую смерть на Пятой седмице Великого поста. В это особенное время церковного года Православная Церковь обращается к Богу и к своим чадам словами Триоди Постной. Стихиры, каноны, седальны и другие тексты этой книги написаны преподобными отцами – известными гимнографами, аскетами, исповедниками за веру, как например преподобный Феодор Студит, претерпевший страшные пытки и избиения от еретиков-иконоборцев за защиту иконопочитания. Эти святые отцы знали на своём опыте – жизненном, церковном, духовном, – о чем писали.
Вчитаемся и вдумаемся в их тексты. О чем они?
О нашем покаянии – избавлении от греховных страстей – и о нашем уподоблении Господу Иисусу Христу. В чем? В добродетелях, праведности и… в страданиях за истину. Последняя мысль, по-разному формулируемая, проходит красной нитью через всю Триодь, начиная с подготовительных седмиц и заканчивая Страстной.
В среду Сырной седмицы Церковь поет самогласен дня:
«От брашен постящися душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением… но непоколебима к стремлением безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради распеншемуся, вопиющи к Нему: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»[15].
К подражанию Себе призывал Господь Своих учеников в Евангелии: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Таковые войдут за Ним в Его Царство: «и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12, 26).
Сын Божий призывает каждого из нас взять свой крест и идти за Ним (ср. Мк. 8, 34). А Он идет на Голгофу. С самого Рождества в Вифлеемской пещере Его жизненный путь – это путь на Страсти, как и жизнь христианина Великим постом – это дорога к Страстной седмице. И потому уже в начале Триоди ее молитвословиями мы просим Бога сподобить нас дожить до «Страсти Христовой», на протяжении всего этого пути имея перед своим мысленным взором Его крест, тем понуждая себя к очищению от греха. Именно об этом напоминает Церковь в «веселую Масленицу» – в Сырный четверток:
«Господень крест, неуклонно кланяющимся ему… закон воздержания: ибо непрестанно взирающии на пригвожденнаго на нем, распинают плоть со страстьми и похотьми. От них же и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся [Христу], человеколюбно [нам] присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество нам подавшему…»[16].
Сын Божий уподобил Свою совершенную человеческую природу несовершенной нашей – испорченной грехом («страстьми и похотьми») – в Своих безгрешных страданиях. Только в них мы подобны Ему – в голоде, жажде, усталости, чувстве боли – телесной и душевной, да и то тогда только, когда в наших страданиях нет примеси себялюбия, озлобления, ненависти, зависти и прочих несовершенств. Подобное соединяется с подобным. Не имея добродетелей, мы имеем общение со своим Спасителем только в безгрешных страданиях. И постепенно, живя в доброделании, в исполнении заповедей Христовых, с Его помощью христианин уподобляется своему Спасителю, подающему ему «Своего безстрастия естество»[17]. И лучше всех это знали преподобные отцы, запечатлев свой опыт в том числе в текстах Триоди Постной – нам в назидание и поучение.
Таков и апостол Павел, потрудившийся и пострадавший ради Евангелия паче многих и дерзновенно сказавший:
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19–20).
«Живет во мне Христос» значит, что
«в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он всё совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью»,
– поясняет блаженный Феофилакт Болгарский.
«Сораспятие» означает, прежде всего, умерщвление в себе греха, о чем апостол пишет в другом послании:
«Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6).
К такому сораспятию раз за разом призывает нас Постная Триодь:
«Целомудрием украсивше житие, и мудростию сохранивше веру, правды нравы взыщем, да в мужестве споследующе, Христови сраспнемся»[18].
В сораспятии Господу заключается наше уготовление себя к жизни вечной. И потому, когда Господь с великой славой входит в Иерусалим в Вербное воскресенье, и мы приветствуем Его в храме «ваиями добродетелей», Церковь вновь напоминает, что Христос идет пострадать и умереть, а нас призывает уподобиться Ему:
«Готовися душе прежде исхода, устрой себе ко оному житию: и Христу тебе ради пострадати тщащемуся, да тя прославит, потщися спострадати, и сраспятися, и умрети»[19].
О том же Церковь учит и в начале Страстной седмицы:
«Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим в Иерусалим, и предастся Сын Человеческий… Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним…»[20].
Тут Триодь как бы вторит апостолу Павлу: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11). Павел знал, о чем говорил. Во время проповеди в Листре толпа, возбужденная иудеями, побила его камнями и вытащила «за город, почитая его умершим». Но он ожил и, проходя по городам, где остались его ученики, утверждал их души, «увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 19–22).
Потому, видно, в Церкви и появилась краткая поговорка: в Раю нераспятых нет.
«Сраспятися, и жити во веки»
Все это я пишу, чтобы подойти к главному – к осмыслению смерти брата нашего во Христе Ильи Сафиуллина.
Он был убит в среду Пятой седмицы Великого поста, когда Церковь в текстах Постной Триоди призывает каждого православного христианина:
«Пиянство страстей отрини… и потщися, пригвоздившемуся тебе ради на древе Христу сраспятися, и жити во веки»[21].
Илье было суждено исполнить этот призыв почти буквально, до крови пострадав за Христа.
Жестоко ли это?
По обычным человеческим меркам – да. Думается, даже сухое заключение судмедэкспертизы с перечислением ран на теле Ильи – чтение не для слабонервных, не говоря уже о фотографиях с места преступления, залитого его кровью. Нам достаточно и того, что попало в открытую печать. И вот что подумалось. Ведь муки и раны Ильи в чем-то действительно подобны Христовым. Как и Господь, Илья был связан, получил удары по главе, тело его и руки пронзены орудием пытки и казни…
Муки и раны Ильи подобны Христовым. Как и Господь, Илья был связан, получил удары по главе, тело его и руки пронзены орудием пытки и казни
Жестоко, бесчеловечно… Да, как и все страдания мучеников Христовых, Ему уподобившихся и за это вошедших в Его Царствие, на брачную вечерю Агнца (ср. Откр. 19, 9).
Именно так говорит Церковь.
В начале Страстной седмицы сразу после канона поется печальное песнопение о том, что грешный человек не может войти в брачный чертог Жениха Христа, не имея светлой одежды праведности:
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя».
А в Великий вторник поется стихира, которая объясняет, «коею ценою» просвещается одеяние падшей человеческой души:
«Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовной чертога Твоего, нелепый[22] мой зрак[23] прегрешений совлецы[24] причастием страданий Твоих, и одеждею славы украсив, Твоея красоты сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко милосерд»[25].
Ключевые слова здесь последние. От лица каждого христианина Церковь взывает к милосердию Христа, чтобы Он удостоил нас пострадать – стать причастниками Его страданий – и так совлечься одежды своих прегрешений и получить брачные одежды Его славы. По обычной человеческой логике, называть страдание милосердием абсурдно. Однако это не более абсурдно, чем наше поклонение и любовь к Богу, ставшему человеком, чтобы быть распятым на кресте и тем привлечь к Себе сердца миллионов людей.
Мученичество надо заслужить. На него нельзя напрашиваться – это гордыня, наказываемая падением
Очевидно, такую милость Господь подает не всем. Мученичество надо заслужить. На него нельзя напрашиваться – это гордыня, наказываемая падением, о чем повествуют многие жития святых. Мученичество надо смиренно принять, когда придет время.
Илья – принял. Умер со Христом, чтобы жить с Ним вечно.
Бог знает Своих святых. И не нам, грешным, указывать, кто есть кто. Но себе в пример и назидание указать на достойного мы обязаны. Святые – люди смиренные, и потому считают себя грешниками. Поэтому, думается, Илья простит нам прошения об отпущении ему Богом грехов, звучавшие на отпевании. А мы уже сейчас можем просить Илью: «Аще имеешь дерзновение у престола Божия, моли Бога о нас!»
Суд
Илья умер за Христа, за веру в Него, во всеобщее Воскресение мертвых в конце времен, в Страшный суд Божий, на котором пред «Агнцем, закланным от создания мiра» (Откр. 13, 8), предстанут все: праведники и грешники; те, кто убивал, и те, кого убивали. Они посмотрят друг другу в глаза.
Именно тогда с несомненной ясностью станет видна всем победа Христа над смертью и над мiром, дотоле лежащем во зле.
А пока для нас остаются актуальными слова Спасителя:
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11).
Святитель Андрей Кесарийский поясняет:
«Да не думается, что сими словами Христос поучает и поощряет к неправде, обидам и осквернениям. Но, желая указать на свободу воли и сохраняя ее непринужденность, Он как бы так сказал: ‟пусть каждый поступает по своему желанию, а я не принуждаю произволения”; и, показав, что за каждым деянием последует соответствующий конец, добавляет:
‟Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (Откр. 22, 12)».
Маран-афа!
«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).