Православный календарьПравославный календарь
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.

«Видите, чада, Каковое Тело вкусили мы»

Три древних евхаристических гимна

Евхаристическая вечеря. Фреска на западной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 1130—1140-е годы Евхаристическая вечеря. Фреска на западной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 1130—1140-е годы

Вниманию читателей предлагаются древние евхаристические гимны, восходящие к эпохе Вселенских Соборов. Гимн I дошел до нас на египетском остраконе (черепке) VI–VII в. Гимны II и III сохранились в Гротта-Ферратской рукописи XII в. По мнению замечательного исследователя православной гимнографии Панайотиса Трембеласа, по своему размеру, краткости и содержанию они напоминают т.н. тропари Авксентия Вифинского – и, соответственно, могли быть созданы в первой половине – середине V века.

Чем они для нас важны?

Во-первых, согласно изначальной вере Церкви, в них исповедуется тождество Евхаристического Тела и Крови с историческим Телом и Кровью Христа. В Евхаристиии мы принимаем То же Тело, Которого коснулась кровоточивая женщина и исцелилась. Мы приобщаемся Того же Тела, Которое осязал святой апостол Фома и воскликнул: «Господь мой и Бог мой»:

Этого тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.

Этого тела
Коснувшись, Фома
Воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог»[1].

Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века

Во-вторых, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века:

Мы кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную.

В-третьих, здесь важно видение Евхаристии как Хлеба Небесного и Ангельского Хлеба:

Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.

Наконец, через Кровь Христову даруется искупление, избавление, просвещение:

Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.

…Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.

Все эти смыслы заключены в этих прекрасных древних гимнах.

Египетский остракон Египетский остракон

Гимн I (из египетского остракона)

1. Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.

2. Хлеб мы восприняли
Благословенный –
Тело Господне
И Кровь драгоценную.

3. И Чашу всеспасительну,
Питье одушевленное,
Хлеб восприявшие,
Восхвалим Бога мы,
Творящего велие
По всей земле.

4. Хвалите Творца,
О народы все,
Тело приемля
И Кровь Христа.

Гимн ΙΙ (Из Гротта-Ферратского кодекса)

1. Это же Тело
Терния попаляет
Прегрешений.

2. Это же Тело
Людей просвещает
Всех души.

3. Этого Тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.

4. И Сие Тело
Дочь хананеянки,
Видев, от страсти
Исцеленье прияла.

5. К этому телу
Придя всей душою,
Блудница скверну
Оставила грязную
Своих грехов.

6. Этого тела
Коснувшись, Фома
воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог».

7.Это же Тело
Стало великим,
Превеличайшее,
Для нас спасительное.

Гимн III. (из Крипто-Ферратской рукописи)

1. Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.

2. Мы Кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную
И целящую
Всякую язву,
И освобождающую
Всякую душу.

3. Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.

4. Видите, чада,
Каковое Тело
Вкусили мы.
Видите, чада,
Кровь какую
Испили мы.

5. Видите, чада,
Какие обеты
Даем мы Богу.
Не постыдимся
В день воздаянья.

Рейтинг: 10 Голосов: 245 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Переводы с древнегреческого сделаны протодиаконом Владимиром Василиком с издания Τρεμπέλας Π.Ν.Εκλογή Ελληνικης Ορθοδόξου υμνογραφίας. Αθηναι, 2007. Σ. 169–170.

Смотри также
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Фаст
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Курс лекций о пастырстве. Встреча 6-я
Протоиерей Геннадий Фаст
Евхаристия – это собрание нас в Церковь. Если мы пришли на литургию просто помолиться, а не причаститься, то мы не собрались в Церковь.
Проповедь в Великий Четверток Проповедь в Великий Четверток
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Проповедь в Великий Четверток Первая таинственная вечеря любви Нового Завета
Проповедь в Великий Четверток
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Всмотримся в Церковь Тайной Вечери. В ней и Сам Христос, в ней и пламенный Петр, в ней и юный Иоанн. И в ней же – Иуда Искариотский.
«Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка «Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка
Лариса Маршева, Илья Ведищев
«Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка «Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка
Лариса Маршева, Илья Ведищев
За одним столом с Учителем сидит человек, который через несколько часов предаст Христа на смерть.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протодиакон Владимир Василик

Новые материалы

Выбор читателей

×