«Видите, чада, Каковое Тело вкусили мы»

Три древних евхаристических гимна

Евхаристическая вечеря. Фреска на западной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 1130—1140-е годы Евхаристическая вечеря. Фреска на западной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 1130—1140-е годы

Вниманию читателей предлагаются древние евхаристические гимны, восходящие к эпохе Вселенских Соборов. Гимн I дошел до нас на египетском остраконе (черепке) VI–VII в. Гимны II и III сохранились в Гротта-Ферратской рукописи XII в. По мнению замечательного исследователя православной гимнографии Панайотиса Трембеласа, по своему размеру, краткости и содержанию они напоминают т.н. тропари Авксентия Вифинского – и, соответственно, могли быть созданы в первой половине – середине V века.

Чем они для нас важны?

Во-первых, согласно изначальной вере Церкви, в них исповедуется тождество Евхаристического Тела и Крови с историческим Телом и Кровью Христа. В Евхаристиии мы принимаем То же Тело, Которого коснулась кровоточивая женщина и исцелилась. Мы приобщаемся Того же Тела, Которое осязал святой апостол Фома и воскликнул: «Господь мой и Бог мой»:

Этого тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.

Этого тела
Коснувшись, Фома
Воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог»[1].

Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века

Во-вторых, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века:

Мы кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную.

В-третьих, здесь важно видение Евхаристии как Хлеба Небесного и Ангельского Хлеба:

Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.

Наконец, через Кровь Христову даруется искупление, избавление, просвещение:

Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.

…Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.

Все эти смыслы заключены в этих прекрасных древних гимнах.

Египетский остракон Египетский остракон

Гимн I (из египетского остракона)

1. Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.

2. Хлеб мы восприняли
Благословенный –
Тело Господне
И Кровь драгоценную.

3. И Чашу всеспасительну,
Питье одушевленное,
Хлеб восприявшие,
Восхвалим Бога мы,
Творящего велие
По всей земле.

4. Хвалите Творца,
О народы все,
Тело приемля
И Кровь Христа.

Гимн ΙΙ (Из Гротта-Ферратского кодекса)

1. Это же Тело
Терния попаляет
Прегрешений.

2. Это же Тело
Людей просвещает
Всех души.

3. Этого Тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.

4. И Сие Тело
Дочь хананеянки,
Видев, от страсти
Исцеленье прияла.

5. К этому телу
Придя всей душою,
Блудница скверну
Оставила грязную
Своих грехов.

6. Этого тела
Коснувшись, Фома
воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог».

7.Это же Тело
Стало великим,
Превеличайшее,
Для нас спасительное.

Гимн III. (из Крипто-Ферратской рукописи)

1. Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.

2. Мы Кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную
И целящую
Всякую язву,
И освобождающую
Всякую душу.

3. Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.

4. Видите, чада,
Каковое Тело
Вкусили мы.
Видите, чада,
Кровь какую
Испили мы.

5. Видите, чада,
Какие обеты
Даем мы Богу.
Не постыдимся
В день воздаянья.

[1] Переводы с древнегреческого сделаны протодиаконом Владимиром Василиком с издания Τρεμπέλας Π.Ν.Εκλογή Ελληνικης Ορθοδόξου υμνογραφίας. Αθηναι, 2007. Σ. 169–170.

Смотри также
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Фаст
Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Евхаристия в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Курс лекций о пастырстве. Встреча 6-я
Протоиерей Геннадий Фаст
Евхаристия – это собрание нас в Церковь. Если мы пришли на литургию просто помолиться, а не причаститься, то мы не собрались в Церковь.
Проповедь в Великий Четверток Проповедь в Великий Четверток
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Проповедь в Великий Четверток Первая таинственная вечеря любви Нового Завета
Проповедь в Великий Четверток
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Всмотримся в Церковь Тайной Вечери. В ней и Сам Христос, в ней и пламенный Петр, в ней и юный Иоанн. И в ней же – Иуда Искариотский.
«Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка «Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка
Лариса Маршева, Илья Ведищев
«Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка «Егда славнии ученицы…»: комментарий к тропарю Великого Четвертка
Лариса Маршева, Илья Ведищев
За одним столом с Учителем сидит человек, который через несколько часов предаст Христа на смерть.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×