Евхаристическая вечеря. Фреска на западной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 1130—1140-е годы
Вниманию читателей предлагаются древние евхаристические гимны, восходящие к эпохе Вселенских Соборов. Гимн I дошел до нас на египетском остраконе (черепке) VI–VII в. Гимны II и III сохранились в Гротта-Ферратской рукописи XII в. По мнению замечательного исследователя православной гимнографии Панайотиса Трембеласа, по своему размеру, краткости и содержанию они напоминают т.н. тропари Авксентия Вифинского – и, соответственно, могли быть созданы в первой половине – середине V века.
Чем они для нас важны?
Во-первых, согласно изначальной вере Церкви, в них исповедуется тождество Евхаристического Тела и Крови с историческим Телом и Кровью Христа. В Евхаристиии мы принимаем То же Тело, Которого коснулась кровоточивая женщина и исцелилась. Мы приобщаемся Того же Тела, Которое осязал святой апостол Фома и воскликнул: «Господь мой и Бог мой»:
Этого тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.
Этого тела
Коснувшись, Фома
Воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог»[1].
Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века
Во-вторых, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы приобщаемся Голгофской Жертве, принесенной единожды, но актуальной до скончания века:
Мы кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную.
В-третьих, здесь важно видение Евхаристии как Хлеба Небесного и Ангельского Хлеба:
Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.
Наконец, через Кровь Христову даруется искупление, избавление, просвещение:
Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.
…Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.
Все эти смыслы заключены в этих прекрасных древних гимнах.
Гимн I (из египетского остракона)
1. Хлеб, сошедший с небес,
Им Он даровал.
И Ангельский хлеб
Вкушал человек.
2. Хлеб мы восприняли
Благословенный –
Тело Господне
И Кровь драгоценную.
3. И Чашу всеспасительну,
Питье одушевленное,
Хлеб восприявшие,
Восхвалим Бога мы,
Творящего велие
По всей земле.
4. Хвалите Творца,
О народы все,
Тело приемля
И Кровь Христа.
Гимн ΙΙ (Из Гротта-Ферратского кодекса)
1. Это же Тело
Терния попаляет
Прегрешений.
2. Это же Тело
Людей просвещает
Всех души.
3. Этого Тела
Кровоточивая
Жена, прикоснувшись,
Страсти избавилась.
4. И Сие Тело
Дочь хананеянки,
Видев, от страсти
Исцеленье прияла.
5. К этому телу
Придя всей душою,
Блудница скверну
Оставила грязную
Своих грехов.
6. Этого тела
Коснувшись, Фома
воскликнул, глаголя:
«Ты еси мой Господь!
Ты еси мой Бог».
7.Это же Тело
Стало великим,
Превеличайшее,
Для нас спасительное.
Гимн III. (из Крипто-Ферратской рукописи)
1. Кровь ныне эта
За нас изливаема
И раздаваема
Нам в оставление
Согрешений.
2. Мы Кровь испили,
Возлюбленные,
Святую, бессмертную,
От ребра
За нас излиянную
И целящую
Всякую язву,
И освобождающую
Всякую душу.
3. Мы Кровь испили,
Чрез нее искуплены,
Чрез нее освобождены,
Чрез нее мы познаны
И просвещены.
4. Видите, чада,
Каковое Тело
Вкусили мы.
Видите, чада,
Кровь какую
Испили мы.
5. Видите, чада,
Какие обеты
Даем мы Богу.
Не постыдимся
В день воздаянья.