Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара? Эти и другие актуальные вопросы - в нашем интервью с протоиереем Серафимом Ганом, Управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.
– Отче, каково юрисдикционное положение православных Церквей в США?
– В грядущем году будет молитвенно отмечаться 225-летие Православия в Америке, которое распространилось на этой земле благодаря миссионерской делегации валаамских монахов. Здесь прославились валаамский подвижник преподобный Герман, Аляскинский чудотворец; митрополит Иннокентий (Вениаминов), великий святитель и равноапостольный просветитель Америки; Святейший Патриарх Тихон, будущий исповедник веры Христовой, укрепивший присутствие православных в США и усердно заботившийся об окормлении всех представленных здесь единоверных братских народов. Святитель Тихон много потрудился над переводом богослужения на английский язык. Он ставил архиереев и священнослужителей, входивших в Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви, для должного окормления сербов, арабов, греков и других православных, оказавшихся на чужбине. Знаменитый святитель Бруклинский Рафаил был поставлен во епископы будущим Патриархом Тихоном с целью управления антиохийскими приходами на территории Северной Америки. Епископ Рафаил, совершая богослужения при подведомственных ему приходах, служил на арабском, английском и даже на церковно-славянском. Его святые мощи, как и честные останки святителя Тихона, были обретены нетленными в 90-х годах минувшего века.
Из этого и многого другого видно, что святитель Тихон, продолжая святое дело своих предшественников, строил не только Американскую Русь, но и новую Поместную Церковь, вкусив сладость больших успехов как в миссионерском делании, так и в весьма сложном деле церковного строительства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы. Тем не менее, по разным причинам, мечта святителя Тихона о создании в Северной Америке Поместной Церкви не осуществилась. Здесь нет ни единой епархии, ни единой церковной структуры. Почти каждая Поместная Православная Церковь представлена в Америке своей диаспорой, объединенной в епархию или автономную часть своей родной Церкви. Некоторые автономные епархии Поместных Церквей в США управляются собственным Синодом во главе со своим Предстоятелем. Самой многочисленной и влиятельной церковной структурой в Штатах является Греческая Архиепископия Константинопольского Патриархата, возглавляемая архиепископом Димитрием. У Иерусалимского Патриархата есть свое подворье на Лонг-Айленде (Нью-Йорк). Американские приходы этой Церкви, находившиеся под омофором Патриарха Иерусалимского, вошли в состав Греческой Архиепископии несколько лет тому назад. Антиохийская Православная Церковь имеет свою автономную епархию в США и добилась внушительных результатов в миссионерском служении. У Сербской Православной Церкви есть несколько епархий в Северной Америке: Новограчаницкая, Западно-Американская, Восточно-Американская и Канадская. Старейшим архипастырем православных сербов здесь является преосвященный епископ Лонгин, который напоминает мне Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в том смысле, что он является человеком Церкви, пользуется в ней большим уважением за его монашеский дух, молитвенность и вселенское участие широкого архипастырского сердца в жизни всей Христовой Церкви.
У наследников святителя Тихона: Православной Церкви в Америке (бывшей Северо-Американской митрополии Русской Церкви), Русской Зарубежной Церкви и Патриарших приходов в США существуют сотни приходов, окормляющих как представителей различных волн эмиграции и их потомков, так и «туземцев», новообращенцев из местного населения. В одной Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви около 100 приходов. Крестовоздвиженский монастырь в Западной Вирджинии, входящий в состав этой епархии, был открыт в качестве небольшого скита известной Свято-Троицкой мужской обители в Джорданвилле (Нью-Йорк, США), считающейся «Зарубежной Лаврой», а теперь является самостоятельным быстрорастущим англоязычным монастырем, которому приходится расширять свои корпуса, дабы не отказывать людям, ищущим монашеского подвига.
Итак, каждая Православная Церковь окормляет своих эмигрантов и их потомков, сохраняя в сложных заграничных условиях свое лицо, свой дух, свои традиции и т. д., при этом поддерживая добрососедские отношения и евхаристическое единство с другими православными «юрисдицкиями». Интересно отметить, что здесь существуют и все расколы православия, в том числе и различного рода греческие старостильники, «филаретовцы» и другие украинские раскольники, формально вошедшие в состав Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, но, к сожалению, продолжавшие всегда поддерживать подрывную деятельность раскольничьих образований в Украине.
– Почему нет Единой Поместной Православной Церкви в США?
– Призывы к созданию независимой Поместной Церкви в США, исходящие от духовенства и мирян Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, полностью игнорируются Фанаром. По мнению многих авторитетных иерархов, священнослужителей и мирян, это связано с тем, что Греческая Архиепископия в США – основная часть паствы Константинополя, от которой последний зависит в финансовом отношении. Правда, на уровне епископской ассамблеи в США недавно была предпринята попытка административного объединения всех канонических структур на территории Северной Америки под омофором Константинопольского Патриарха. Многие представители Поместных Православных Церквей сочли подобное предложение несвоевременным, не говоря уже о том, что оно навязывалось Фанаром, как им казалось, не из церковно-пастырских соображений, а финансово-политических. А иерархи Русской Зарубежной Церкви указывали на невозможность поспешного административного объединения «юрисдикций», когда между ними продолжают существовать разногласия принципиального характера, в том числе и в вопросах пастырской практики. Кроме того, наши архипастыри с любовью относятся к истории православия в Америке и памяти подвижников Русской Церкви, посеявших здесь добрые семена веры.
Как известно, в 1970 г. Православной Церкви в Америке был предоставлен автокефальный статус, который до сих пор оспаривается как Константинопольским Патриархатом, так и некоторыми другими Поместными Церквами, несущими свое служение в США. Фанар считает епископат ПЦА «группой русских архиереев», а Северную Америку – своей канонической территорией. Поэтому, когда православные иерархи Северной Америки собираются для совместной молитвы и обсуждения вопросов, представляющих всеправославный интерес, Предстоятель Православной Церкви в Америке не первенствует на подобного рода встречах. Все возглавляет архиепископ Димитрий, старейший иерарх Греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата.
Фанар не предоставляет автокефалию Греческой Архиепископии в США потому, что это ему не выгодно. Кроме того, нет единомыслия по этому вопросу среди православных греков. А объединения в США православных в автономную Церковь под началом Константинопольского Патриарха не происходит оттого, что нет доверия к Фанару. Но, так или иначе, православные, проживающие в Америке, не готовы ни к автокефалии Греческой Архиепископии, ни к объединению всех православных юрисдикций в некую автономную часть Фанара. Проблем, которые препятствуют этому и требуют церковно-пастырского решения, слишком много. Думается, что Константинополь все это прекрасно понимает.
– Уместны ли попытки Константинопольского Патриархата создать «независимую Единую Поместную Церковь» на территории Украины, в то время как в США, где много приходов Константинополя, речь о создании единой независимой Церкви не идет?
– «Независимому государству – независимую Церковь» – это очень светский подход к сугубо церковному делу. Предоставление автокефалии должно быть не началом, а завершением длительного соборного процесса объединения в единую Церковь православных верующих. Судя по всему, на священных землях Украины православные не готовы к «независимой Единой Поместной Церкви». В деле церковного созидания необходим пастырский подход к людям, т. е. должно объединять людей, не разделять их. Дело Божие, касающееся вечного спасения душ, следует нести благоговейно, всячески охраняя в среде верующих «единство духа в союзе мира», решая все вопросы соборно и церковно, не единолично и безответственно, при этом нанося ущерб Церкви. Ведь как можно строить «Единую Поместную Церковь» на основании раскола? Как можно приносить в жертву каноническую Церковь, причем одну из самых многочисленных в мировом православии, ради скорейшего создания какой-то новой Церкви, которого добиваются внешние силы нецерковными путями?
Когда в русском рассеянии готовилось восстановление единства внутри Русской Православной Церкви, покойный митрополит Лавр позаботился о том, чтобы на епархиальных собраниях и съездах молодежи, на совещаниях духовенства и всякого рода церковно-общественных встречах проводились соответствующие дискуссии, во время которых разъяснялись все насущные вопросы, связанные с этим нелегким процессом. Покойный владыка Лавр, как и другие архипастыри Русской Зарубежной Церкви, посещая приходы, всегда старались отвечать на вопросы клира и мирян, разъясняя определения Священноначалия. В конечном итоге был созван IV Всезарубежный Собор с участием клира и мирян, на котором последние имели возможность не только задавать вопросы и делиться своим видением, но и участвовать в церковно-соборном делании. Кроме того, все «проблематичные клирики» как со стороны Отечественной, так и со стороны Русской Зарубежной Церкви, принесли покаяние и были восстановлены обоими Синодами, о чем было объявлено перед подписанием Акта о каноническом общении в 2007 г. Таким образом, вся наша Церковь готовилась к ответственному шагу восстановления полноты братского общения внутри Поместной Русской Церкви. А почему Константинопольский Патриарх самым вероломным и нецерковным образом лишает Украинскую Православную Церковь соборного подхода к столь важному делу, игнорируя ее опыт и тяжкие страдания? Почему Фанар игнорирует Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей?
Чем больше Фанар будет давить на Священноначалие, духовенство и верных чад канонической Церкви и продолжать игнорировать не только их нужды, но и их понимание церковных проблем, тем больше будет сопротивления как с их стороны, так и со стороны других Поместных Православных Церквей, не приявших незаконные действия Константинополя.
Выходит, что вмешательство Фанара в церковные дела Украины и единоличное предоставление автокефалии раскольникам не объединяет людей, а разделяет, причем не только православных в Украине, но и в других Поместных Церквах. Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? И если Константинополь так поступает ради оказания икономии по отношению к раскольникам, как его представители неоднократно заявляли, то почему другие не чувствуют теплой отеческой руки Патриарха Варфоломея? Во всем этом чувствуется полное отсутствие пастырской мудрости, столь необходимой для решения церковных проблем.
– Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара?
– Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви неоднократно выступал в поддержку Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, архипастырей, пастырей и боголюбивой паствы Украинской Православной Церкви, при этом осуждая вторжение Фанара на вверенную канонической Церкви территорию. Думаю, что наша Церковь готова всячески продолжать возвышать свой голос в защиту Украинской Православной Церкви, усердно молясь о ней и о смягчении ее гонителей.