Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священный сан. Сан-Франциско, 1996 г.
Протоиерей Серафим Ган в родном храме в Си-Клиффе в старом облачении своего деда, протоиерея Ростислава Гана
Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк), представитель известной церковной династии в Русской Зарубежной Церкви, делится своими воспоминаниями про архиепископа Антония (Медведева). Другие беседы с отцом Серафимом Ганом – здесь: «Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана» и «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог».
«Если хочешь – я буду твоим дедушкой»
Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) был для меня не только духовным наставником и архипастырем, который рукоположил меня в священный сан, – он был для меня родным человеком. Помню, будучи отроком, как-то посетовал ему:
– Так много мне рассказывают интересного бывшие харбинцы и шанхайцы про моего дедушку, протоиерея Ростислава Гана, а вот я совсем его не помню, потому что умер он рано.
И тогда владыка Антоний сказал мне:
– Если хочешь – я буду твоим дедушкой.
Я запомнил его взгляд, когда он говорил мне эти слова – его глаза были наполнены такой любовью, что этот момент навсегда сохранился в моем сердце.
Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган в Австралии
Духовная дружба
Мой дед, как я уже рассказывал, был рукоположен в сан священника в 1936 году в Харбине, служил настоятелем нескольких русских храмов, был сподвижником святителя Иоанна Шанхайского и уехал из Китая в Австралию в 1953 году вместе с моей бабушкой и тремя сыновьями, одним из которых был мой папа. В Австралии дедушка служил настоятелем Покровского прихода в Кабраматта (один из южных районов Сиднея) до конца своей жизни. Вместе с прихожанами они построили прекрасный храм.
А владыка Антоний (Медведев) был викарным епископом Мельбурнским в Австралии с 1956 по 1968 годы и очень сблизился с моим дедушкой. Они были почти ровесники: дед родился в 1911 году, а владыка Антоний в 1908 году. Папа рассказывал мне, как владыка Антоний приходил к ним в гости и засиживался в беседах с дедом даже до глубокой ночи. У них было много общего, их объединяли темы святоотеческие, церковные, богослужебные, они любили вспоминать об иерархах, о духовенстве, о людях, с которыми сталкивались на жизненном пути.
Владыка Антоний говорил, что отец Ростислав, мой дед, был для него одним из самых близких людей в жизни
Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган часто служили вместе и были одного духа. Впоследствии владыка Антоний говорил, что отец Ростислав был для него одним из самых близких людей в жизни. Владыка очень любил и сыновей своего духовного друга, заботился о нас.
Протоиерей Ростислав Ган с Курской-Коренной иконой Божией Матери, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) – будущий Первоиерарх РПЦЗ, епископ Мельбурнский Антоний (Медведев) – будущий архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Сидней, Австралия, 1964 г.
Слева направо: Протоиерей Ростислав Ган, епископ Филарет (Вознесенский), епископ Антоний (Медведев). Сидней, 1964 г.
«Если бы в России было десять таких архиереев – не было бы никакой революции»
Владыка Антоний передал отцу Ростиславу свою любовь к архиепископу Виталию (Максименко; 1873–1960), который возглавлял обитель преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (Словакия) – именно туда перешел молодой иеромонах Антоний (Медведев) из Милькова монастыря после смерти своего духовного отца, схиархимандрита Амвросия (Курганова;1894–1933).
Владыка Антоний часто вспоминал о владыке Виталии – тот был печатником Почаевским и сумел превратить печатный цех монастыря в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. До революции будущий владыка Виталий очень много сделал для русских людей на Волыни, был председателем Союза русского народа, создавал крестьянские банки, заботился о людях, укреплял церковно-патриотические настроения в народе.
Он отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения
В годы Первой мировой служил духовником в действующей армии и бесстрашно посещал окопы на передовой, а узнав об отречении императора, отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения. С 1934 по 1946 год архиепископ Виталий (Максименко) являлся настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Владыка Антоний вообще много рассказывал деду про архиепископа Виталия, так что отец Ростислав, слушая эти рассказы, тоже полюбил его и даже часто повторял о нем:
– Если бы в дореволюционной России было десять таких архиереев, то не было бы никакой революции…
Архиепископ Восточно-Американский Виталий (Максименко), 1950-е гг.
Монах от юности своей
Мой второй дед, со стороны мамы, Юрий Владимирович Изместьев, в юности учился вместе с будущим владыкой Антонием в кадетском корпусе, который был эвакуирован из Крыма в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Югославия).
Они вместе жили в кадетском корпусе, и дед вспоминал, что владыка Антоний, еще будучи отроком, жил по-монашески. Он редко принимал участие в карточных играх и прочих юных развлечениях, а все больше читал святых отцов и серьезную художественную литературу, мог наизусть цитировать Достоевского, Пушкина и других классиков.
Владыка Антоний с юности был любознательным, многогранным, интересным и глубоким человеком.
Его вдохновенные слова зажигали сердца людей
Я помню, как владыка Антоний преподавал в Кирилло-Мефодиевской гимназии при кафедральном соборе в Сан-Франциско, где я учился. У владыки был дар поэтический и дар проповеди, красноречия – он очень красиво и глубоко излагал свои мысли. Его вдохновенные слова зажигали сердца людей. Очень сердечные и красивые были у него послания – в них чувствовалась любовь к людям и Церкви.
Он преподавал нам историю Русской Церкви и говорил с такой любовью о Кирилле и Мефодии, о наших новомучениках, что его любовь передавалась нам, его ученикам, покоряла наши юные умы и сердца. И в результате такой его любви Церковь приобрела многих новых священнослужителей.
Все свои рассказы владыка сопровождал собственными воспоминаниями
На наших уроках все свои рассказы о святых и святынях владыка Антоний (Медведев) сопровождал собственными воспоминаниями. Например, вспоминал, как мальчиком побывал в Киево-Печерской лавре, как монах со свечой водил его по пещерам и показывал ему святые мощи и мироточивые главы. Нам все это было безумно интересно.
Рассказывая нам об истории Русской Церкви, владыка вспоминал, как отроком вместе с отцом посетил в Крыму перед Великим исходом митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), будущего первого Первоиерарха нашей Русской Зарубежной Церкви.
Митрополит Антоний рассказал своим гостям, что в соседней зале находится гроб с недавно почившим митрополитом Петроградским и Ладожским Питиримом (Окновым; 1858–1920) (по мнению общественности он был близко связан с Григорием Распутиным). Митрополит Антоний взял мальчика за руку и вместе с ним пошел ко гробу, объясняя по пути, что усопший скончался, исповедовавшись и причастившись.
Рассказывая обо всем этом много лет спустя нам, гимназистам, владыка Антоний (Медведев) вспоминал, что митрополит Питирим лежал красиво, благолепно в полном облачении, лицо его было покрыто воздухом (церковным покрывальцем), по обе стороны от гроба горели дикирий и трикирий. Еще владыка Антоний вспоминал, что будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви очень тепло с ним говорил.
Это была первая встреча будущего владыки Антония (Медведева) с митрополитом Антонием (Храповицким), который потом совершал его монашеский постриг в Мильковом монастыре в Сербии. Так что владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни митрополита Антония (Храповицкого). Очень чтил его и называл «горой любви».
Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1917 г. Художник – Михаил Нестеров
Владыка Антоний был одним из последних архиереев – свидетелей жизни митрополита Антония (Храповицкого)
И это свидетельство того, что владыка Антоний (Медведев) для нас действительно являлся живым преданием. Он помнил очень многих церковных деятелей – и тех, кто остался служить в Отечестве, и тех, кто стоял у истоков Зарубежной Руси. И это еще одно подтверждение того, что в Зарубежье были люди, которые не понаслышке знали историю Матери-Церкви.
Своих предшественников по Западно-Американской кафедре, архиепископа Тихона (Троицкого) и святителя Иоанна Шанхайского, владыка Антоний называл «духовными гигантами». Про тогда еще молодого владыку Лавра (Шкурла) говорил: «Надежда нашего младшего епископата». И эта «надежда» исполнилась в полной мере. Все, кого я упомянул, были одного – монашеского духа.
Слева направо: архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), архиепископ Тихон (Троицкий), епископ Антоний (Медведев) с Сан-Францисской паствой
Дар миротоворца
Владыка Антоний (Медведев) с юности был миротворцем. Предлагая его кандидатуру на епископство, митрополит Анастасий (Грибановский; 1873–1965), второй Первоиерарх РПЦЗ, очень ценил его миротворческий дар. Говорил, что владыка Антоний умеет умиротворять и примирять людей.
На сложных церковных собраниях владыка мог взять на себя чужую вину и попросить прощения ради того, чтобы были мир и единство в делах Церкви. Да, владыка был духовным человеком и брал на себя вину за то или иное ради преодоления каких-то кризисов. Это его качество очень притягивало к нему людей и внушало к нему доверие, потому что сразу становилось понятно, что он не думает о себе, а думает в первую очередь о Церкви.
Он мог взять на себя чужую вину ради того, чтобы мир и единство царили в делах Церкви
Миротворчество владыки Антония – это был особый дар от Господа, и этот дар потом очень ярко проявился, когда владыка сумел умиротворить многих враждующих.
Примирение враждующих
Приведу только один пример. Два близких друг другу прихожанина кафедрального собора в Сан-Франциско очень серьезно поссорились и никак не могли примириться. Между тем, оба были почитателями еще не прославленного тогда архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
И вот владыка Антоний придумал такой способ примирения: он позвонил по очереди тому и другому и объявил, что вечером собирается служить панихиду в усыпальнице архиепископа Иоанна Шанхайского. Оба почитателя, конечно, явились вечером в собор, встретились у гробницы, а владыка Антоний (несомненно, предварительно помолившись) встал между ними и предложил им примириться у места погребения их общего духовного отца и вместе послужить панихиду. По его горячей молитве Господь растопил лед в сердцах давно враждующих людей, и примирение состоялось, дружеские отношения были восстановлены.
Просьба о самом заветном
Когда человек принимает монашеский постриг, рукополагается в священный сан или бывает хиротонисан во епископа, он посвящает себя Господу, и Господь в этот момент так близко, что можно просить Его о самом заветном.
Принимая хиротонию во епископа, Антоний (Медведев) тоже попросил о самом заветном: чтобы Господь даровал ему сердца его паствы. Он просил и получил просимое с избытком: завоевал сердца и австралийской, и американской паствы, будучи сначала епископом Мельбурнским (с 1956 по 1968 годы), а потом архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским (с 1968 по 2000 годы).
«Старчество – это духовная гениальность»
Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Старчество – это благодатный дар, это духовная гениальность». Старец-духовник помогает духовному чаду «вырасти за пределы той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями». Если следовать этим словам, то владыка Антоний (Медведев) был настоящим старцем.
В личной жизни владыка был строгий к себе аскет, великий схимник, ставший схимником еще до архиерейства, но в отношениях с другими людьми – любвеобильный отец и милостивый архипастырь с широким сердцем, в котором не тесно было не только его пастве, но и всем православным.
Святейший Патриарх Сербский Павел и владыка Антоний
Владыка Антоний (Медведев) очень любил сербов. Он своими глазами видел, как гонители рубили головы сербским священникам. Помнил, как сербы оказали после революции приют гонимым русским беженцам, Русской Церкви и ее пастырям.
Когда в 1992 году в Сан-Франциско приезжал Патриарх Сербский Павел, владыка Антоний встретил его с такой любовью, что Святейший почувствовал себя у нас как дома. После службы в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость», который построил владыка Иоанн Шанхайский, а расписал и украсил владыка Антоний, Святейший Патриарх Павел захотел послужить литию у мощей архиепископа Иоанна Шанхайского, который тогда еще не был прославлен.
Он своими глазами видел, как гонители рубили головы сербским священникам
Усыпальница находилась под собором, в котором Святейший до того ни разу не был, но он словно знал, где эта усыпальница расположена, поскольку отправился туда быстрыми шагами сам, не спрашивая дорогу. Он совершил литию, а потом воспел общий для всех святителей тропарь – и вся его свита подхватила этот тропарь.
Это очень растрогало и умилило владыку Антония – то, что на самом высоком уровне священноначалия Сербской Церкви существует такое горячее почитание архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И это стало одним из первых шагов к прославлению святителя Иоанна, инициатором и вдохновителем которого и был наш владыка Антоний (Медведев).
Позднее, в 1996 году, я с владыкой Лавром (Шкурла), тогда архиепископом, приезжал к Святейшему Патриарху Павлу, и он вспоминал о владыке Антонии, расспрашивал о нем и назвал его «великим молитвенником Русской Церкви».
Святейший Патриарх Сербский Павел
Владыка Лавр (Шкурла) и протоиерей Серафим Ган в Почаеве
Священник должен быть молитвенником за всех своих прихожан
Многие сейчас рассказывают о том, что владыка Антоний помнил дни Ангела и дни памяти огромного количества людей – живых и усопших. Он никогда не забывал поздравить или помянуть всех своих прихожан. Я учился в средней школе – просто мальчишка, а он звонил мне в день Ангела, иногда даже ночью, и мама будила меня:
– Владыка Антоний тебе звонит, хочет тебя поздравить!
Я был мальчишкой-школьником, а владыка звонил мне, чтобы поздравить с днем Ангела
Но он не просто поздравлял, не просто звонил именинникам, но и молился за них. Служил молебны о здравии живущих и панихиды в день памяти усопших. Подавал пример того, что священник должен быть молитвенником и ходатаем перед Престолом Божиим за всех своих прихожан. Подавал пример ответственности за усопших.
Все молебны и панихиды он служил не формально, а с большим усердием и любовью. Это было очень красиво и поучительно для меня – сначала молодого диакона, потом молодого священника.
Толковая Псалтирь была подарена протоиерею Серафиму Гану владыкой Антонием (Медведевым) с дарственной надписью
Наставления и забота владыки Антония
Когда я еще был диаконом, владыка Антоний наставлял меня, как правильно потреблять Святые Дары после литургии. Сила Божия отражается в каждой капле Святых Даров, и потреблять Их следует с большим благоговением и очень молитвенно. Нельзя отвлекаться даже мысленно. Как человек причащается с большим благоговением, так и потреблять Святые Дары нужно с большим благоговением.
Еще владыка наставлял меня, что в этот момент Господь особенно близок, и поэтому можно и нужно молиться, причем не только о своих собственных нуждах, но и обо всех нуждающихся в молитве, ходатайствовать о людях, которые просят твоих молитв.
Когда я, будучи двадцатилетним диаконом, служил сорокоуст и потреблял после литургии Святые Дары, владыка Антоний мог уже уйти из храма и отдыхать, тем более что ему на тот момент исполнилось 87 лет. Но он всегда в этот момент стоял за моей спиной, со страхом Божиим и трепетом в присутствии Святых Даров, и молился с большим усердием – и я чувствовал его молитвенную поддержку.
Он никогда не имел келейника, готовил себе сам, и приготовленные им завтраки были очень вкусные и… сердечные
Затем владыка служил молебен или панихиду, а потом приглашал меня к себе на завтрак. Он никогда не имел келейника, готовил себе сам, и приготовленные им завтраки были аскетические, но очень вкусные и теплые, сердечные, если можно так выразиться о пище.
Владыка Антоний заботился обо мне, внуке своего духовного друга, так, словно действительно заменил мне рано ушедшего деда и сам стал мне дедушкой.
Владыка Антоний благословляет отцу Серафиму надеть рясу и говорит напутственное слово. Кафедральный собор «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1995 г.
Как владыка Антоний рукополагал меня во священники
В 1996 году, на Введение во храм Пресвятой Богородицы, владыка Антоний рукоположил меня в священный сан. Насколько я помню, владыка не рукополагал ставленников в белом облачении, считая это не русской, а греческой традицией. Так что меня рукополагали в голубом облачении. При рукоположении владыка Антоний вручил мне тот самый служебник, который архиепископ Ювеналий (Килин), мой двоюродный прадедушка, вручил моему деду, отцу Ростиславу, в 1936 году при его рукоположении.
Помню, пока пели «Аксиос», владыка Антоний перед самым вручением открыл этот служебник и, увидев в нем заметки отца Ростислава, обрадовался. А потом, закрыв служебник, благословил меня им и провозгласил «Аксиос». При рукоположении он возложил на меня и серебряный дореволюционный крест отца Ростислава, который тот получил от владыки Ювеналия.
Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священники в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1996 г
Сила молитвы владыки притягивала молящихся
Для меня всегда глубоко поучительно было наблюдать, как владыка Антоний относился к литургии. Его молитвенное предстояние Богу, его радость молитвы, его благоговение передавалось всем, кто находился в этот момент в храме: священникам и прихожанам, церковному хору. Это задавало тон общецерковной молитве, ведь на это реагировал хор, который пел более благолепно, и прихожане молились усерднее, чем обычно, – словно сила горячей молитвы владыки Антония становилась могучими крыльями для их собственных молитв и несла их прямо к Престолу Божию. Сила молитвы владыки притягивала молящихся.
Представьте себе мирянина, который работает пять-шесть дней в неделю и испытывает всякого рода искушения и на работе, и в жизни. И вот такой человек приходил на службу, где служил владыка Антоний, и переживал радость молитвы, умиление, благодать – и все это очень поддерживало и укрепляло его в ежедневном крестоношении.
Дети чувствовали в нем не просто доброго дедушку, а настоящего святого
Так что владыка притягивал к себе людей не только миротворчеством, не только своей любовью и заботой, но и силой своей молитвы – молитвы архипастыря и старца. Его радость на Пасху зажигала сердца людей. Особенно чутко реагировали на его чистую радость дети. Когда он восклицал: «Христос воскресе!» – дети отвечали громче всех. Они чувствовали в нем не просто доброго дедушку, а настоящего святого.
Таким и остался в нашей памяти незабвенный владыка Антоний (Медведев).
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), нынешний Первоиерарх РПЦЗ, и протоиерей Серафим Ган, секретарь Первоиерарха РПЦЗ