«Старчество – это духовная гениальность»

Истории протоиерея Серафима Гана

Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священный сан. Сан-Франциско, 1996 г. Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священный сан. Сан-Франциско, 1996 г.

Протоиерей Серафим Ган в родном храме в Си-Клиффе в старом облачении своего деда, протоиерея Ростислава Гана Протоиерей Серафим Ган в родном храме в Си-Клиффе в старом облачении своего деда, протоиерея Ростислава Гана

Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк), представитель известной церковной династии в Русской Зарубежной Церкви, делится своими воспоминаниями про архиепископа Антония (Медведева). Другие беседы с отцом Серафимом Ганом – здесь: «Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана» и «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог».

«Если хочешь – я буду твоим дедушкой»

Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) был для меня не только духовным наставником и архипастырем, который рукоположил меня в священный сан, – он был для меня родным человеком. Помню, будучи отроком, как-то посетовал ему:

– Так много мне рассказывают интересного бывшие харбинцы и шанхайцы про моего дедушку, протоиерея Ростислава Гана, а вот я совсем его не помню, потому что умер он рано.

И тогда владыка Антоний сказал мне:

– Если хочешь – я буду твоим дедушкой.

Я запомнил его взгляд, когда он говорил мне эти слова – его глаза были наполнены такой любовью, что этот момент навсегда сохранился в моем сердце.

Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган в Австралии Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган в Австралии

Духовная дружба

Мой дед, как я уже рассказывал, был рукоположен в сан священника в 1936 году в Харбине, служил настоятелем нескольких русских храмов, был сподвижником святителя Иоанна Шанхайского и уехал из Китая в Австралию в 1953 году вместе с моей бабушкой и тремя сыновьями, одним из которых был мой папа. В Австралии дедушка служил настоятелем Покровского прихода в Кабраматта (один из южных районов Сиднея) до конца своей жизни. Вместе с прихожанами они построили прекрасный храм.

А владыка Антоний (Медведев) был викарным епископом Мельбурнским в Австралии с 1956 по 1968 годы и очень сблизился с моим дедушкой. Они были почти ровесники: дед родился в 1911 году, а владыка Антоний в 1908 году. Папа рассказывал мне, как владыка Антоний приходил к ним в гости и засиживался в беседах с дедом даже до глубокой ночи. У них было много общего, их объединяли темы святоотеческие, церковные, богослужебные, они любили вспоминать об иерархах, о духовенстве, о людях, с которыми сталкивались на жизненном пути.

Владыка Антоний говорил, что отец Ростислав, мой дед, был для него одним из самых близких людей в жизни

Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган часто служили вместе и были одного духа. Впоследствии владыка Антоний говорил, что отец Ростислав был для него одним из самых близких людей в жизни. Владыка очень любил и сыновей своего духовного друга, заботился о нас.

Протоиерей Ростислав Ган с Курской-Коренной иконой Божией Матери, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) – будущий Первоиерарх РПЦЗ, епископ Мельбурнский Антоний (Медведев) – будущий архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Сидней, Австралия, 1964 г. Протоиерей Ростислав Ган с Курской-Коренной иконой Божией Матери, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) – будущий Первоиерарх РПЦЗ, епископ Мельбурнский Антоний (Медведев) – будущий архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Сидней, Австралия, 1964 г.

Слева направо: Протоиерей Ростислав Ган, епископ Филарет (Вознесенский), епископ Антоний (Медведев). Сидней, 1964 г. Слева направо: Протоиерей Ростислав Ган, епископ Филарет (Вознесенский), епископ Антоний (Медведев). Сидней, 1964 г.

«Если бы в России было десять таких архиереев – не было бы никакой революции»

Владыка Антоний передал отцу Ростиславу свою любовь к архиепископу Виталию (Максименко; 1873–1960), который возглавлял обитель преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (Словакия) – именно туда перешел молодой иеромонах Антоний (Медведев) из Милькова монастыря после смерти своего духовного отца, схиархимандрита Амвросия (Курганова;1894–1933).

Владыка Антоний часто вспоминал о владыке Виталии – тот был печатником Почаевским и сумел превратить печатный цех монастыря в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. До революции будущий владыка Виталий очень много сделал для русских людей на Волыни, был председателем Союза русского народа, создавал крестьянские банки, заботился о людях, укреплял церковно-патриотические настроения в народе.

Он отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения

В годы Первой мировой служил духовником в действующей армии и бесстрашно посещал окопы на передовой, а узнав об отречении императора, отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения. С 1934 по 1946 год архиепископ Виталий (Максименко) являлся настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Владыка Антоний вообще много рассказывал деду про архиепископа Виталия, так что отец Ростислав, слушая эти рассказы, тоже полюбил его и даже часто повторял о нем:

– Если бы в дореволюционной России было десять таких архиереев, то не было бы никакой революции…

Архиепископ Восточно-Американский Виталий (Максименко), 1950-е гг. Архиепископ Восточно-Американский Виталий (Максименко), 1950-е гг.

Монах от юности своей

Мой второй дед, со стороны мамы, Юрий Владимирович Изместьев, в юности учился вместе с будущим владыкой Антонием в кадетском корпусе, который был эвакуирован из Крыма в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Югославия).

Они вместе жили в кадетском корпусе, и дед вспоминал, что владыка Антоний, еще будучи отроком, жил по-монашески. Он редко принимал участие в карточных играх и прочих юных развлечениях, а все больше читал святых отцов и серьезную художественную литературу, мог наизусть цитировать Достоевского, Пушкина и других классиков.

Владыка Антоний с юности был любознательным, многогранным, интересным и глубоким человеком.

Его вдохновенные слова зажигали сердца людей

Я помню, как владыка Антоний преподавал в Кирилло-Мефодиевской гимназии при кафедральном соборе в Сан-Франциско, где я учился. У владыки был дар поэтический и дар проповеди, красноречия – он очень красиво и глубоко излагал свои мысли. Его вдохновенные слова зажигали сердца людей. Очень сердечные и красивые были у него послания – в них чувствовалась любовь к людям и Церкви.

Он преподавал нам историю Русской Церкви и говорил с такой любовью о Кирилле и Мефодии, о наших новомучениках, что его любовь передавалась нам, его ученикам, покоряла наши юные умы и сердца. И в результате такой его любви Церковь приобрела многих новых священнослужителей.

Все свои рассказы владыка сопровождал собственными воспоминаниями

На наших уроках все свои рассказы о святых и святынях владыка Антоний (Медведев) сопровождал собственными воспоминаниями. Например, вспоминал, как мальчиком побывал в Киево-Печерской лавре, как монах со свечой водил его по пещерам и показывал ему святые мощи и мироточивые главы. Нам все это было безумно интересно.

Рассказывая нам об истории Русской Церкви, владыка вспоминал, как отроком вместе с отцом посетил в Крыму перед Великим исходом митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), будущего первого Первоиерарха нашей Русской Зарубежной Церкви.

Митрополит Антоний рассказал своим гостям, что в соседней зале находится гроб с недавно почившим митрополитом Петроградским и Ладожским Питиримом (Окновым; 1858–1920) (по мнению общественности он был близко связан с Григорием Распутиным). Митрополит Антоний взял мальчика за руку и вместе с ним пошел ко гробу, объясняя по пути, что усопший скончался, исповедовавшись и причастившись.

Рассказывая обо всем этом много лет спустя нам, гимназистам, владыка Антоний (Медведев) вспоминал, что митрополит Питирим лежал красиво, благолепно в полном облачении, лицо его было покрыто воздухом (церковным покрывальцем), по обе стороны от гроба горели дикирий и трикирий. Еще владыка Антоний вспоминал, что будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви очень тепло с ним говорил.

Это была первая встреча будущего владыки Антония (Медведева) с митрополитом Антонием (Храповицким), который потом совершал его монашеский постриг в Мильковом монастыре в Сербии. Так что владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни митрополита Антония (Храповицкого). Очень чтил его и называл «горой любви».

Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1917 г. Художник – Михаил Нестеров Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1917 г. Художник – Михаил Нестеров

Владыка Антоний был одним из последних архиереев – свидетелей жизни митрополита Антония (Храповицкого)

И это свидетельство того, что владыка Антоний (Медведев) для нас действительно являлся живым преданием. Он помнил очень многих церковных деятелей – и тех, кто остался служить в Отечестве, и тех, кто стоял у истоков Зарубежной Руси. И это еще одно подтверждение того, что в Зарубежье были люди, которые не понаслышке знали историю Матери-Церкви.

Своих предшественников по Западно-Американской кафедре, архиепископа Тихона (Троицкого) и святителя Иоанна Шанхайского, владыка Антоний называл «духовными гигантами». Про тогда еще молодого владыку Лавра (Шкурла) говорил: «Надежда нашего младшего епископата». И эта «надежда» исполнилась в полной мере. Все, кого я упомянул, были одного – монашеского духа.

Слева направо: архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), архиепископ Тихон (Троицкий), епископ Антоний (Медведев) с Сан-Францисской паствой Слева направо: архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), архиепископ Тихон (Троицкий), епископ Антоний (Медведев) с Сан-Францисской паствой

Дар миротоворца

Владыка Антоний (Медведев) с юности был миротворцем. Предлагая его кандидатуру на епископство, митрополит Анастасий (Грибановский; 1873–1965), второй Первоиерарх РПЦЗ, очень ценил его миротворческий дар. Говорил, что владыка Антоний умеет умиротворять и примирять людей.

На сложных церковных собраниях владыка мог взять на себя чужую вину и попросить прощения ради того, чтобы были мир и единство в делах Церкви. Да, владыка был духовным человеком и брал на себя вину за то или иное ради преодоления каких-то кризисов. Это его качество очень притягивало к нему людей и внушало к нему доверие, потому что сразу становилось понятно, что он не думает о себе, а думает в первую очередь о Церкви.

Он мог взять на себя чужую вину ради того, чтобы мир и единство царили в делах Церкви

Миротворчество владыки Антония – это был особый дар от Господа, и этот дар потом очень ярко проявился, когда владыка сумел умиротворить многих враждующих.

Примирение враждующих

Приведу только один пример. Два близких друг другу прихожанина кафедрального собора в Сан-Франциско очень серьезно поссорились и никак не могли примириться. Между тем, оба были почитателями еще не прославленного тогда архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

И вот владыка Антоний придумал такой способ примирения: он позвонил по очереди тому и другому и объявил, что вечером собирается служить панихиду в усыпальнице архиепископа Иоанна Шанхайского. Оба почитателя, конечно, явились вечером в собор, встретились у гробницы, а владыка Антоний (несомненно, предварительно помолившись) встал между ними и предложил им примириться у места погребения их общего духовного отца и вместе послужить панихиду. По его горячей молитве Господь растопил лед в сердцах давно враждующих людей, и примирение состоялось, дружеские отношения были восстановлены.

Просьба о самом заветном

Когда человек принимает монашеский постриг, рукополагается в священный сан или бывает хиротонисан во епископа, он посвящает себя Господу, и Господь в этот момент так близко, что можно просить Его о самом заветном.

Принимая хиротонию во епископа, Антоний (Медведев) тоже попросил о самом заветном: чтобы Господь даровал ему сердца его паствы. Он просил и получил просимое с избытком: завоевал сердца и австралийской, и американской паствы, будучи сначала епископом Мельбурнским (с 1956 по 1968 годы), а потом архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским (с 1968 по 2000 годы).

«Старчество – это духовная гениальность»

Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Старчество – это благодатный дар, это духовная гениальность». Старец-духовник помогает духовному чаду «вырасти за пределы той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями». Если следовать этим словам, то владыка Антоний (Медведев) был настоящим старцем.

В личной жизни владыка был строгий к себе аскет, великий схимник, ставший схимником еще до архиерейства, но в отношениях с другими людьми – любвеобильный отец и милостивый архипастырь с широким сердцем, в котором не тесно было не только его пастве, но и всем православным.

Святейший Патриарх Сербский Павел и владыка Антоний

Владыка Антоний (Медведев) очень любил сербов. Он своими глазами видел, как гонители рубили головы сербским священникам. Помнил, как сербы оказали после революции приют гонимым русским беженцам, Русской Церкви и ее пастырям.

Когда в 1992 году в Сан-Франциско приезжал Патриарх Сербский Павел, владыка Антоний встретил его с такой любовью, что Святейший почувствовал себя у нас как дома. После службы в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость», который построил владыка Иоанн Шанхайский, а расписал и украсил владыка Антоний, Святейший Патриарх Павел захотел послужить литию у мощей архиепископа Иоанна Шанхайского, который тогда еще не был прославлен.

Он своими глазами видел, как гонители рубили головы сербским священникам

Усыпальница находилась под собором, в котором Святейший до того ни разу не был, но он словно знал, где эта усыпальница расположена, поскольку отправился туда быстрыми шагами сам, не спрашивая дорогу. Он совершил литию, а потом воспел общий для всех святителей тропарь – и вся его свита подхватила этот тропарь.

Это очень растрогало и умилило владыку Антония – то, что на самом высоком уровне священноначалия Сербской Церкви существует такое горячее почитание архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И это стало одним из первых шагов к прославлению святителя Иоанна, инициатором и вдохновителем которого и был наш владыка Антоний (Медведев).

Позднее, в 1996 году, я с владыкой Лавром (Шкурла), тогда архиепископом, приезжал к Святейшему Патриарху Павлу, и он вспоминал о владыке Антонии, расспрашивал о нем и назвал его «великим молитвенником Русской Церкви».

Святейший Патриарх Сербский Павел Святейший Патриарх Сербский Павел

Владыка Лавр (Шкурла) и протоиерей Серафим Ган в Почаеве Владыка Лавр (Шкурла) и протоиерей Серафим Ган в Почаеве

Священник должен быть молитвенником за всех своих прихожан

Многие сейчас рассказывают о том, что владыка Антоний помнил дни Ангела и дни памяти огромного количества людей – живых и усопших. Он никогда не забывал поздравить или помянуть всех своих прихожан. Я учился в средней школе – просто мальчишка, а он звонил мне в день Ангела, иногда даже ночью, и мама будила меня:

– Владыка Антоний тебе звонит, хочет тебя поздравить!

Я был мальчишкой-школьником, а владыка звонил мне, чтобы поздравить с днем Ангела

Но он не просто поздравлял, не просто звонил именинникам, но и молился за них. Служил молебны о здравии живущих и панихиды в день памяти усопших. Подавал пример того, что священник должен быть молитвенником и ходатаем перед Престолом Божиим за всех своих прихожан. Подавал пример ответственности за усопших.

Все молебны и панихиды он служил не формально, а с большим усердием и любовью. Это было очень красиво и поучительно для меня – сначала молодого диакона, потом молодого священника.

Толковая Псалтирь была подарена протоиерею Серафиму Гану владыкой Антонием (Медведевым) с дарственной надписью Толковая Псалтирь была подарена протоиерею Серафиму Гану владыкой Антонием (Медведевым) с дарственной надписью

Наставления и забота владыки Антония

Когда я еще был диаконом, владыка Антоний наставлял меня, как правильно потреблять Святые Дары после литургии. Сила Божия отражается в каждой капле Святых Даров, и потреблять Их следует с большим благоговением и очень молитвенно. Нельзя отвлекаться даже мысленно. Как человек причащается с большим благоговением, так и потреблять Святые Дары нужно с большим благоговением.

Еще владыка наставлял меня, что в этот момент Господь особенно близок, и поэтому можно и нужно молиться, причем не только о своих собственных нуждах, но и обо всех нуждающихся в молитве, ходатайствовать о людях, которые просят твоих молитв.

Когда я, будучи двадцатилетним диаконом, служил сорокоуст и потреблял после литургии Святые Дары, владыка Антоний мог уже уйти из храма и отдыхать, тем более что ему на тот момент исполнилось 87 лет. Но он всегда в этот момент стоял за моей спиной, со страхом Божиим и трепетом в присутствии Святых Даров, и молился с большим усердием – и я чувствовал его молитвенную поддержку.

Он никогда не имел келейника, готовил себе сам, и приготовленные им завтраки были очень вкусные и… сердечные

Затем владыка служил молебен или панихиду, а потом приглашал меня к себе на завтрак. Он никогда не имел келейника, готовил себе сам, и приготовленные им завтраки были аскетические, но очень вкусные и теплые, сердечные, если можно так выразиться о пище.

Владыка Антоний заботился обо мне, внуке своего духовного друга, так, словно действительно заменил мне рано ушедшего деда и сам стал мне дедушкой.

Владыка Антоний благословляет отцу Серафиму надеть рясу и говорит напутственное слово. Кафедральный собор «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1995 г. Владыка Антоний благословляет отцу Серафиму надеть рясу и говорит напутственное слово. Кафедральный собор «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1995 г.

Как владыка Антоний рукополагал меня во священники

В 1996 году, на Введение во храм Пресвятой Богородицы, владыка Антоний рукоположил меня в священный сан. Насколько я помню, владыка не рукополагал ставленников в белом облачении, считая это не русской, а греческой традицией. Так что меня рукополагали в голубом облачении. При рукоположении владыка Антоний вручил мне тот самый служебник, который архиепископ Ювеналий (Килин), мой двоюродный прадедушка, вручил моему деду, отцу Ростиславу, в 1936 году при его рукоположении.

Помню, пока пели «Аксиос», владыка Антоний перед самым вручением открыл этот служебник и, увидев в нем заметки отца Ростислава, обрадовался. А потом, закрыв служебник, благословил меня им и провозгласил «Аксиос». При рукоположении он возложил на меня и серебряный дореволюционный крест отца Ростислава, который тот получил от владыки Ювеналия.

Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священники в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1996 г Владыка Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана во священники в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, 1996 г

Сила молитвы владыки притягивала молящихся

Для меня всегда глубоко поучительно было наблюдать, как владыка Антоний относился к литургии. Его молитвенное предстояние Богу, его радость молитвы, его благоговение передавалось всем, кто находился в этот момент в храме: священникам и прихожанам, церковному хору. Это задавало тон общецерковной молитве, ведь на это реагировал хор, который пел более благолепно, и прихожане молились усерднее, чем обычно, – словно сила горячей молитвы владыки Антония становилась могучими крыльями для их собственных молитв и несла их прямо к Престолу Божию. Сила молитвы владыки притягивала молящихся.

Представьте себе мирянина, который работает пять-шесть дней в неделю и испытывает всякого рода искушения и на работе, и в жизни. И вот такой человек приходил на службу, где служил владыка Антоний, и переживал радость молитвы, умиление, благодать – и все это очень поддерживало и укрепляло его в ежедневном крестоношении.

Дети чувствовали в нем не просто доброго дедушку, а настоящего святого

Так что владыка притягивал к себе людей не только миротворчеством, не только своей любовью и заботой, но и силой своей молитвы – молитвы архипастыря и старца. Его радость на Пасху зажигала сердца людей. Особенно чутко реагировали на его чистую радость дети. Когда он восклицал: «Христос воскресе!» – дети отвечали громче всех. Они чувствовали в нем не просто доброго дедушку, а настоящего святого.

Таким и остался в нашей памяти незабвенный владыка Антоний (Медведев).

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), нынешний Первоиерарх РПЦЗ, и протоиерей Серафим Ган, секретарь Первоиерарха РПЦЗ Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), нынешний Первоиерарх РПЦЗ, и протоиерей Серафим Ган, секретарь Первоиерарха РПЦЗ

Протоиерей Серафим Ган
Подготовила Ольга Рожнёва

1 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог» «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог»
Истории протоиерея Серафима Гана
«Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог» «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог»
Истории протоиерея Серафима Гана
Ольга Рожнёва
В утро кончины протоиерея Ростислава в спальне его друга вдруг само собой открылось окно...
Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана
Ольга Рожнёва
Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана
Ольга Рожнёва
Бабушка увидела сон: приходит она на отцовскую могилу и слышит его голос: «Готовься к 26 мая».
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Прот. Петр Перекрестов
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Протоиерей Петр Перекрестов
Он стоит у Престола Божия и ходатайствует за всех, кто обращается к нему за молитвенной помощью.
Комментарии
Ovanes 4 октября 2021, 01:35
Spasibo boļšoe, Olga Rozhneva! Vse, čto Vy pišite, i v tom čisle o svjatyh ljudjah Russkoj pravoslavnoj Cerkvi Zagranicej, ocheņ duhonosno, polezno, nazidateljno, peredaet ljubovj Boga i svjatyh čitateljam.
Читательница (Подмосковье) 3 октября 2021, 16:15
/продолжение/ А из века 20-го свт. Игнатию вторит архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Думаю, что тех старцев, которых ищете вы, нынче нет» (Архим. Иоанн (Крестьянкин). Советы старца духовным чадам). Нередко старцев создают люди, страдающие леностью ума, патологией воли и духовной расслабленностью. Сами старцы никогда не дерзали считать себя таковыми. Замечательно раскрывает тему старчества, наставничества и послушания ныне здравствующий профессор А.И. Осипов. Царство Небесное и вечная память владыке Антонию (Медведеву).
Читательница (Подмосковье) 3 октября 2021, 16:12
«Частота же гениев...исчисляется величиной 1:10 000 000...» (В.М.Эфроимсон. Генетика гениальности). В унисон этой статистике звучат из 19-го века слова свт. Игнатия: «Прекрасно ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец...» (Свт. Игнатий(Брянчанинов). Собрание писем).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×