Когда жители поселка Красный Яг Печорского района Коми назначили мне встречу у кладбища, меня это неприятно удивило. Уже позже я выяснила, что в Красном Яге находится один из островков ГУЛАГа – погост детей женщин-заключенных Печоржелдорлага. Но, несмотря на трагическую историю, связанную с этим местом, детское кладбище действительно располагается в центре поселка, рядом с магазином «Веста», и является главным ориентиром для встреч. Но стремилась я попасть в Красный Яг еще и потому, чтобы узнать, как организована духовная жизнь в поселке. Хотя предварительно выяснила, что ни храма, ни часовни здесь никогда не было...
Зимний день. Поселок Красный Яг, Печорский район, республика Коми. Фото: Игорь Подобаев / nat-geo.ru
Особенности путешествия
Это путешествие в Красный Яг началось для меня с волнения. Ведь только на пристани реки Печоры я узнала, что добираться из города Печоры в поселок Красный Яг, от которого он находится всего в 8 километрах, придется на двух катерах – из-за того, что так за лето обмелела река. И вот с одного катера я, перебежав по деревянным мосткам, сразу пересела в другой. Автобуса в тот день в поселок не было, поэтому пришлось искать такси. Но на берегу быстро нашелся человек, который просто приехал полюбоваться рекой, а тут я свалилась ему на голову со своей просьбой: «Отвезите меня, пожалуйста, скорее в Красный Яг!» Но он тоже предупредил меня, что довезет до кладбища, а там я сориентируюсь.
Карта схема Красного Яга с детским кладбищем и другими лагерными объектами и описание детского кладбища
«Скелет» баржи и крест
Однако первое, что я увидела по приезде в поселок, была старая ржавая баржа. Давным-давно предприниматель доставил ее сюда, хотел разобрать, да так и бросил. И вот сегодня она уже воспринимается как местная достопримечательность, став своего рода памятником ушедшему столетию. Здесь любят фотографироваться местные жители и гости поселка.
Старая баржа уже стала местной достопримечательностью
А рядом с ней я увидела островок соснового леса, который был расположен вдоль центральной улицы – Лесокомбинатовской, и крест, одиноко стоящий у дороги, – у его основания можно было заметить много мягких игрушек.
Елена Вайтекунене-Шахтарова и ее известный Волк
Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!
– Не то чтобы сюда какие-то делегации приезжали из других городов, – рассказывает жительница Красного Яга Елена Вайтекунене-Шахтарова. – Это местные жители приносят ко кресту игрушки...
А когда мы зашли с Еленой вглубь леса, то сразу увидели и могильные маленькие холмики. Но не было на захоронениях ни крестов, ни имен погребенных здесь детей.
– Это сколько же здесь могил! – причитает моя спутница. – Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!
Освященный колодец как «информбюро»
Колодец, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца Но, как я выяснила в ходе прогулки по поселку, кладбище – не единственная «достопримечательность» в Красном Яге. Еще я обнаружила здесь неожиданный источник информации. Но в его качестве в поселке выступает... колодец с ключевой водой, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца.
После совершения таинства в сентябре 2013 года священник Климент Лямин выразил надежду, что этот святой источник будет пользоваться популярностью среди жителей всего района.
Не знаю, как района, но в Красном Яге он является одним из самых посещаемых мест, потому что на стенах деревянного сооружения… размещается важная информация для красноягцев – разного рода объявления, расписания.
Например, одно из объявлений напоминало о том, что 16 июня в 10 часов состоится субботник на кладбище, и всем участникам необходимо захватить с собой грабли.
На святом колодце размещают разного рода объявления
Другое объявление и вовсе было похоже на крик души:
«Уважаемые жители п. Красный Яг! Просьба не заполнять мусорные баки нестандартными бытовыми отходами, а именно: телевизоры, диваны, доски, шифер. Лучше сложить их у мусорных баков. Нестандартный мусор вывезут дополнительно машиной. Мусорные баки только для пищевых отходов!!!»
Узнала я также и о том, что вакцинироваться от коронавируса жители Красного Яга могут в Кожвинской поликлинике.
Можно было здесь ознакомиться и с расписанием движения автобуса в Красный Яг.
Управление безопасности АО «Транснефть-Север» сочло не лишним предупредить земляков, что рядом с их домами проходит их магистральный нефтепровод, и попросить не разводить огонь, не проводить земляные работы вблизи трубопроводов и не повреждать оборудование. И всю эту информацию я прочла, напомню, на колодце со святой водой, но вот только о том, что этот колодец освящен во имя Покровителя воинства, напоминает едва заметная икона великомученика Георгия Победоносца.
А свое знакомство с поселком я продолжила в библиотеке.
«Мой красный лес – мой Красный Яг»
– Будущего у Красного Яга, конечно, нет, – так началась наша беседа с местным библиотекарем Любовью Асюнькиной. – Потому что в поселке уже не работают ни школа, ни детсад. Но у нас есть уголочек ГУЛАГа, оставшийся после сельхозлага. Я, когда в поселок приехала, в 1973-м году, то здесь еще жили бывшие узники лагеря, но в то время не принято было об этом рассказывать, люди старались даже этот факт своей биографии скрывать.
И только в 2010-м году я стала собирать историю Красного Яга, тогда уже мало осталось свидетелей тех драматических страниц нашей истории. За помощью я обращалась в Печорский историко-краеведческий музей и к местному краеведу Ирине Синцовой.
Именно из книги Любови Асюнькиной «Мой красный лес – мой Красный Яг» я и узнала о событиях, которые предшествовали возникновению места памяти и скорби в Красном Яге – детского кладбища – и вызывали не только ужас, но и удивление даже известных историков нашего края.
Как Красный Яг стал лагерем
Согласно преданию, деревня Красный Яг была основана в первой половине XVIII века, то есть свыше 320 лет назад, а свое название она получила из-за окружающего ее красивого соснового бора – таким образом, «Красный Яг» в переводе с коми означает «красный, красивый лес».
Первоначально деревня Красный Яг состояла из крепких крестьянских хозяйств. Ее жители растили ячмень, рожь, картофель, держали скот – коров и овец. Дома в деревне были большими, с ввозом для конных саней, встречались и двухэтажные избы. Но вот началась коллективизация, и людей погнали в колхозы. Был образован колхоз имени С. Кирова и в Красном Яге.
Жители деревни Красный Яг работали также и в Верхне-Печорском техучастке, где следили за обстановкой на реке и способствовали безаварийной проходимости судов, скорой перевозке грузов по реке Печоре[1].
11 декабря 1941 года Нарком Внутренних дел СССР Л.П. Берия издал приказ № 0013 «О выделении из состава Воркуто-Печорского лагеря самостоятельного ‟Управления Интинского строительства и Интинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР”».
Новый лагерь должен был осуществлять разведку и начать добычу каменного угля в районе поселка Большая Инта, для чего ему в подчинение передавались лагпункты, среди которых был и Красный Яг[2].
Великое переселение
И вот, в связи с быстрым ростом строительства интинских угольных рудников и угледобычи, для обеспечения возрастающей потребности в сельскохозяйственной продукции населения рудников Интстроя НКВД, было принято решение об организации подсобного хозяйства – молочно-овощного совхоза в районе деревни «Красный Яг» – на землях колхоза им. Кирова, а всех жителей Красного Яга переселить в деревню Бызовую.
Старожил Красного Яга Ульяна Ильинична Бажукова
Что это значило? А то, что в один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую. Словами не описать, каким это глобальное переселение стало горем для жителей, которых вырвали с насиженных мест и буквально бросили на произвол судьбы, вывезя в другой населенный пункт. Подробнее об этих драматических событиях мне рассказала старожил Красного Яга Ульяна Бажукова, также ее воспоминания я прочла и в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг»[3]:
В один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую
«Я помню этот переезд. Это было как на войне. Овцы блеют, коровы ревут, бабы голосят, дети плачут. Страшно было оставлять родной дом и хозяйство, картошка в тот год обильно цвела, обещая богатый урожай. Всех колхозников со скудным скарбом погрузили на баржу и перевезли в Бызовую. Здесь обещали расселить по трем баракам, но бараки были недостроены. Кто пошустрее, тот по прибытии в Бызовую быстро вселились в готовые бараки. Остальные же красноягцы остались под открытым небом.
Хорошо, что у нас в Бызовой тетя жила – Ирина Андреевна Шомысова, она нас и приютила на время. Но как же тяжело было находиться в такой тесноте – семья-то у нас большая ... только детей у моей мамы было шестеро.
Доставшийся нам для проживания барак стоял без печки, пола, потолка и крыши, впрочем, такими были многие жилища. Достраивать их приходилось своими силами. Хотя и описываемые события происходили в июле, но ночами было холодно, и шли дожди. Наш барак находился в таком месте, где после дождей стояла вода, и весенние талые воды тоже собирались вокруг. Поэтому он быстро стал непригоден для жилья, но здесь еще какое-то время располагались клуб, медпункт и контора колхоза, а позднее и телятник. Но этот барак быстро пришел в негодность».
После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, дома и хозпостройки были переданы лагерю
После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, освободившиеся дома и хозпостройки были переданы лагерю. В 1944-м году 100 человек из Инталага были отправлены в Красный Яг. Высылался сюда в основном ослабленный контингент. Заключенные работали на полях, собирали урожай, доили коров.
В 1945-м году в Красном Яге работало уже 500 заключенных Инталага[4].
Детское кладбище
Детское кладбище представляет собой островок соснового леса
А через год сюда был переведен Дом младенца женщин-заключенных Печоржелдорлага. Позже здесь появились воспитанники Дома младенца Инталага из Адака. А в октябре 1947 года и совхоз Красный Яг перешел в ведомство Печоржелдорлага.
А в центре поселка появилось детское захоронение – в Доме младенца была высокая смертность[5].
По данным, опубликованным в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг», детское кладбище представляет собой островок соснового леса площадью 75x25 м, 1900 квадратных метров.
На этом кладбище находится более ста могил. Но раньше в лагерные времена на могилах были металлические таблички с именем и фамилией и стояли кресты – женщины, как могли, обустраивали захоронения. Есть здесь и могилы взрослых, но немного. Сначала погост огородили, а потом забросили[6]. И уже в наши дни активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа.
Активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа
А другое кладбище в Красном Яге, на котором хоронили заключенных лагеря, не сохранилось: когда пришла буровая партия в 1970-е годы, здесь все снесли тракторами, на могилы никто не оглянулся...
Но вот, чтобы возвести в поселке с такой трагической историей хотя бы небольшую часовню в память обо всех убиенных и умерших в заточении узников лагеря, по словам местных жителей, не может идти и речи...
– Мы люди уже немолодые, и нам уже не по силам будет построить в поселке церковь, – объясняет библиотекарь Любовь Александровна.
Игрушки у основания креста на детском кладбище
Захоронения на детском кладбище Красного Яга
Прошу в таком случае свою собеседницу немного рассказать о книжном царстве Красного Яга.
– Наша библиотека недавно переехала в здание бывших детсада и школы и занимает теперь площадь 100 квадратных метров, – продолжает Любовь Асюнькина.
– У вас, наверное, и читателей должно быть очень много, судя по просторным залам библиотеки? – интересуюсь у нее.
– 140 читателей записаны в поселковую библиотеку, – рассказывает Любовь Александровна. – А библиотечный фонд составляет 2800 книг.
– А какие книги пользуются особой популярностью?
– Это книга рассказов «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова). И, наверное, уже все наши жители прочли роман-хронику автора из Коми Натальи Дубской «Исповедь». Вот за этими двумя книгами у нас выстраивались даже очереди из читателей. Хорошо у нас читают и православную газету Севера России «Вера».
Следит за всеми новинками православной литературы, поступающими в библиотеку, наша жительница Наталья Федина.
Из воспоминаний Натальи Николаевны Фединой
В тот же день мы встретились с Натальей Николаевной. Как выяснилось, живет она в поселке с 1950 года. Поэтому ее рассказ об истории Красного Яга для меня был важен.
Книга Любови Асюнькиной об истории поселка – Но когда родители сюда приехали, мне было всего 2 года, – вспоминает Наталья Федина. – Когда повзрослела, то Красный Яг представлялся мне таким большим и хорошим поселком, где все работало. Только два детсада здесь было, да еще и ясли, куда детей отдавали в возрасте 2-х месяцев. Жили мы в то время дружно и весело, ходили в наши клубы на концерты.
Потом Наталья Николаевна работала зоотехником-бригадиром в местном отделении совхоза «Печора», потом «Луговом». И с гордостью рассказала мне о его почетных тружениках...
– А вот храма, часовни в нашем поселке никогда не было. Люди привыкли у нас обращаться к Богу только в крайнем случае. Но когда пожилые жители поселка умирают, всегда приглашают батюшку для отпевания.
Но другое дело – бабушка и дедушка моей собеседницы, которые за веру готовы были идти на смерть. О своих родных, пострадавших в годы гонения на Церковь, мне также рассказала Наталья Федина. Из беседы с ней мне стало и понятно, как ее семья оказалась на Коми земле.
Красноягцы своими силами облагородили территорию возле креста на детском кладбище – Очень интересна судьба моего деда Василия Берегового. До 1912 года он служил в кавалерии Русской Императорской армии, а после революции у Буденного, – сообщила Наталья Николаевна. – Но, когда в Россоши Воронежской области закрывали церковь, то мой дед Василий Иванович пытался помешать разрушать и грабить Божий храм, и за это его со всей семьей выслали в Вологду. Здесь заключенных держали в храме, куда загнали одновременно 70–80 семей. И так, в церкви, превращенной в тюрьму, мои родные прожили 2 года. Некоторые из узников сходили с ума, потому что людей даже по нужде выпускали только два раза в день – утром и вечером. Но, как рассказывала моя мама, вместе с родителями разделившая тяготы ссылки, за ними, детьми, конвоиры особенно не следили, и они незаметно по веревкам спускались из окон церкви на землю и бегали по округе, просили милостыню. А из Вологды моих дедушку и бабушку отправили в Архангельск. И только потом они оказались здесь, в Коми. Дедушка трудился на лесоповале, бабушка – на сельхозработах. Василий Иванович получил срок сначала 5 лет, а потом, после их окончания, ему еще 3 года добавили. По прошествии и этого времени его просто выставили и сказали идти на все четыре стороны. Мне известно, что в это время мои дедушка с бабушкой жили в деревне Кожва и работали в местной школе, при ней и жили... В Красный Яг они приезжали уже к своей дочери, которая жила в поселке после замужества. И многие еще в Красном Яге помнят мою бабушку – статную и высокую Ирину Петровну, приезжавшую навестить дочь. Как вы уже поняли, мои дедушка с бабушкой были глубоко верующие люди. Но вот нас, своих внуков, они не заставляли ни молиться, ни посты соблюдать. Но мы, когда к бабушке приезжали в гости, видели, что у нее в каждой комнате были иконы и лампадки. И когда становилась она на молитву, их зажигала. Бабушка всегда молилась в большой комнате, где мы спали. Несмотря на то, что была она женщиной тучной и высокой, молилась коленопреклоненно. А дедушка читал молитвы в своей комнате.
Василий и Ирина Береговые с детьми
Из рассказа моей собеседницы понятно, что воспитание внуков строилось в семье Василия и Ирины Береговых на личном примере...
Иконы бабушки в Красном углу дома Натальи Фединой Нет уже давно на этом свете любимых бабушки и дедушки, но у их внучки в каждой комнате я увидела иконы, а на кухне, где моя собеседница проводит больше времени, в Красном углу стоят еще бабушкины иконы, и везде перед святыми образами горят лампадки – все так же, как было принято и у Береговых.
– Вот только некуда нам в поселке на службу сходить да за родных помолиться, – сетует Наталья Николаевна.
– Вы знаете, мы воспряли духом, когда узнали, что в соседнем с Красным Ягом поселке Озерный стали строить церковь. Вот если бы в Озерном помогли достроить храм, мы тогда, конечно, будем посещать эту церковь. А здесь, в Красном Яге, навряд ли получится возвести даже часовню, – так завершилась наша беседа с Натальей Фединой.
Еленин двор
Побывала я в гостях и у прихожанки храма Иоанна Предтечи города Печоры Елены Вайтекунене-Шахтаровой. Но, по словам Елены, из-за сложности с дорогой церковь посещает она нечасто.
– Ждем, когда завершат строительство церкви в соседнем поселке Озерный, – заверяет меня и Елена.
И так же, как и другие мои собеседники, Елена тоже говорит о том, что Красный Яг постепенно покидают его жители. Но сама Елена переезжать из поселка в город не собирается: «Любовь к земле, к лесу держит здесь, в Красном Яге!» – признается женщина.
Хотя и живет она в поселке в одном из самых старых домов Красного Яга, сохранившихся еще со времен ГУЛАГа.
– Наш дом предположительно строили заключенные лагеря в конце 1940-х годов, – рассказывает женщина. – Это типовой барак, рассчитанный на 4 квартиры. Но сейчас он полностью наш. И если летом здесь еще можно жить, то зимой очень холодно, однако в город переезжать все равно не хочу, хотя и есть квартира в Печоре.
Эта любовь Елены к Красному Ягу даже барак из суровых лагерных времен сделала местной достопримечательностью. А точнее, ностальгия... по родине. Дело в том, что Елена родом из села Приуральское того же Печорского района. Но когда она вышла замуж, ей пришлось переехать в родной поселок мужа – Красный Яг. Вот Елена на своем дворе и стала постепенно создавать «островок» дорогого ее сердцу Приуральского и запечатлела на своем заборе, как на холсте, череду заснеженных хребтов Приполярного Урала, которыми она любовалась, пока жила в родном селе.
Впрочем, во дворике Елены можно не только увидеть пейзажи малой родины, но и посмеяться от души.
Ведь она изобразила на своем заборе и известного Волка – героя любимого многими мультфильма «Жил был пес», и даже начертала рядом уже ставшую крылатой его фразу: «Ты это, заходи, если чё».
Пластиковый сад во дворе дома Елены
А из беседы с Еленой я узнала и о том, что она мечтала поступить в художественное училище, но по совету родителей выучилась на повара-кондитера. Работала сначала в школьной столовой Красного Яга.
Когда же школу закрыли, еще 6 лет до пенсии Елена трудилась дворником в городе Печоре. И за время своей работы она собрала огромное количество «стройматериала» для своего творчества – пластиковые бутылки. Постепенно весь этот «мусор» она превратила в пластиковый сад. И теперь пластиковые пальмы во дворе круглый год будут напоминать моей собеседнице о южных странах, которые Елена не сможет посетить из-за большого хозяйства. И пластиковые ромашки, колокольчики будут радовать всегда. Так получилось, что на участке Елены «зацвел» даже пластик, уход за которым особенный не требуется.
Елена показывает урожай тепличных огурцов
А вот за остальными жителями «Изумрудного царства» глаз да глаз нужен постоянно. Например, за курочками, которые так и норовят полакомиться плодами с огорода Елены. Чего здесь только нет! Помимо всем известной картошки, еще обнаружила я здесь капусту, кабачки, свеклу, морковь, а сколько зелени! В теплице неженки-огурчики «прятались» в настоящих «джунглях». А сколько же у Елены ягод: черная и красная смородина, земляника, крыжовник, клубника, ирга, жимолость – все сумела опытный садовод вырастить у нас, на Крайнем Севере!
Олицетворением уюта и тепла, украшением дома и сада стали и выращенные Еленой кустики герани. «Очень люблю эту цветочную коллекцию! – призналась собеседница. – К тому же никакого особенного ухода герань не требует – это самые неприхотливые цветы. У меня 8 видов этого растения, часть коллекции летом находится на улице, в саду. И все лето герань радует своим ярким и пышным цветением!»
Фрагмент коллекции гераней Елены
Культурные «секреты»
Знакомство с жизнью на бывшем островке ГУЛАГа я продолжила в Доме досуга поселка. Недавно он переехал из здания, построенного еще заключенными лагеря, в новое, бывшее ранее школой и детсадом. И теперь столько уютных кабинетов появилось у местного очага культуры, где практически в домашней обстановке идет подготовка поселковых мероприятий.
– И все жители это отмечают, что наши концерты домашние! – признается культорганизатор Наталья Терентьева.
А другой культорганизатор, Татьяна Терентьева, вызвалась провести для меня экскурсию и показала, в какой атмосфере тепла и уюта рождаются идеи концертов и иных мероприятий в доме досуга.
– Вот в этой комнате мы с поселковой молодежью к 9 мая готовили театрализованную постановку по мотивам кинофильма «А зори здесь тихие», а перед работой смотрели саму киноленту, – рассказывает Татьяна и показывает мягкий диван, украшенный яркими подушечками, и компьютер.
– А вот здесь мы с женщинами поселка разучиваем песни, – подхватывает эстафету Наталья Николаевна и продолжает начатую коллегой экскурсию. – Учим слова, распеваемся. И каждый день наши женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний!
Культорганизаторы Дома досуга Наталья Терентьева и Татьяна Терентьева
Каждый день женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний
А в связи с тем, что появилось столько места для творчества, возникли и новые идеи для создания новых любительских объединений.
– Мы хотим под руководством нашей умелицы Елены Вайтекунене-Шахтаровой проводить мастер-классы по рукоделью. А Татьяна Терентьева в эти дни готовится к созданию группы здоровья для прекрасной половины Красного Яга.
А еще у нас в планах открытие клуба «Серебряный возраст». Его участников ждут викторины, игровые программы, а после этого песни и даже танцы! – завершает рассказ Наталья Николаевна.
«Мы замечательно живем!»
Продолжила рассказ о том, как живет Красный Яг сегодня, секретарь местной администрации Марина Канева.
– В нашем Красном Яге более 360 жителей. И хотя основная часть населения – люди пенсионного возраста, но тем не менее в Красном Яге работают библиотека, Дом досуга, почта, – перечисляет Марина Канева. – А в фельдшерско-акушерском пункте Красного Яга трудятся сразу два медицинских работника! Активисты поселка следят за порядком в Красном Яге и его эстетическим видом, своими силами организуют и проводят субботники.
И даже несмотря на то, что детей в поселке практически не осталось, но для приезжающих на лето к своим бабушкам и дедушкам внуков красноягцы постоянно обновляют детские площадки, а их в поселке я встретила сразу несколько, и все радовали своей яркостью и ухоженностью.
Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка
И надо сказать, что эти островки детства действительно летом не пустовали! Я видела, как детвора, приезжающая в поселок, с радостью проводила здесь время.
Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка. Так, Марина Николаевна рассказала и о том, что вместе со своей семьей – супругом и внуком – они огородили территорию вокруг поклонного Креста на детском кладбище.
– Я считаю, что мы, красноягские, еще молодцы: и за поселком следим, и мероприятия все проводим, единственное, чего у нас нет – это садика и школы. Но мы располагаемся близко к городу, и у нас 3 раза в неделю ходит автобус. Хотя перспектив у нашего поселка, конечно, нет... Но тот, кто хочет жить, он будет жить везде! – заключила Марина Николаевна.