Сто маленьких могильных холмиков Красного Яга

Как живёт бывший островок ГУЛАГа

Когда жители поселка Красный Яг Печорского района Коми назначили мне встречу у кладбища, меня это неприятно удивило. Уже позже я выяснила, что в Красном Яге находится один из островков ГУЛАГа – погост детей женщин-заключенных Печоржелдорлага. Но, несмотря на трагическую историю, связанную с этим местом, детское кладбище действительно располагается в центре поселка, рядом с магазином «Веста», и является главным ориентиром для встреч. Но стремилась я попасть в Красный Яг еще и потому, чтобы узнать, как организована духовная жизнь в поселке. Хотя предварительно выяснила, что ни храма, ни часовни здесь никогда не было...

Зимний день. Поселок Красный Яг, Печорский район, республика Коми. Фото: Игорь Подобаев / nat-geo.ru Зимний день. Поселок Красный Яг, Печорский район, республика Коми. Фото: Игорь Подобаев / nat-geo.ru

Особенности путешествия

Это путешествие в Красный Яг началось для меня с волнения. Ведь только на пристани реки Печоры я узнала, что добираться из города Печоры в поселок Красный Яг, от которого он находится всего в 8 километрах, придется на двух катерах – из-за того, что так за лето обмелела река. И вот с одного катера я, перебежав по деревянным мосткам, сразу пересела в другой. Автобуса в тот день в поселок не было, поэтому пришлось искать такси. Но на берегу быстро нашелся человек, который просто приехал полюбоваться рекой, а тут я свалилась ему на голову со своей просьбой: «Отвезите меня, пожалуйста, скорее в Красный Яг!» Но он тоже предупредил меня, что довезет до кладбища, а там я сориентируюсь.

Дорога в Красный Яг Дорога в Красный Яг

Карта схема Красного Яга с детским кладбищем и другими лагерными объектами и описание детского кладбища Карта схема Красного Яга с детским кладбищем и другими лагерными объектами и описание детского кладбища

«Скелет» баржи и крест

Однако первое, что я увидела по приезде в поселок, была старая ржавая баржа. Давным-давно предприниматель доставил ее сюда, хотел разобрать, да так и бросил. И вот сегодня она уже воспринимается как местная достопримечательность, став своего рода памятником ушедшему столетию. Здесь любят фотографироваться местные жители и гости поселка.

Старая баржа уже стала местной достопримечательностью Старая баржа уже стала местной достопримечательностью

Красный Яг Красный Яг

А рядом с ней я увидела островок соснового леса, который был расположен вдоль центральной улицы – Лесокомбинатовской, и крест, одиноко стоящий у дороги, – у его основания можно было заметить много мягких игрушек.

Елена Вайтекунене-Шахтарова и ее известный Волк Елена Вайтекунене-Шахтарова и ее известный Волк

Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!

– Не то чтобы сюда какие-то делегации приезжали из других городов, – рассказывает жительница Красного Яга Елена Вайтекунене-Шахтарова. – Это местные жители приносят ко кресту игрушки...

А когда мы зашли с Еленой вглубь леса, то сразу увидели и могильные маленькие холмики. Но не было на захоронениях ни крестов, ни имен погребенных здесь детей.

– Это сколько же здесь могил! – причитает моя спутница. – Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!

Освященный колодец как «информбюро»

Колодец, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца Колодец, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца Но, как я выяснила в ходе прогулки по поселку, кладбище – не единственная «достопримечательность» в Красном Яге. Еще я обнаружила здесь неожиданный источник информации. Но в его качестве в поселке выступает... колодец с ключевой водой, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца.

После совершения таинства в сентябре 2013 года священник Климент Лямин выразил надежду, что этот святой источник будет пользоваться популярностью среди жителей всего района.

Не знаю, как района, но в Красном Яге он является одним из самых посещаемых мест, потому что на стенах деревянного сооружения… размещается важная информация для красноягцев – разного рода объявления, расписания.

Например, одно из объявлений напоминало о том, что 16 июня в 10 часов состоится субботник на кладбище, и всем участникам необходимо захватить с собой грабли.

На святом колодце размещают разного рода объявления На святом колодце размещают разного рода объявления

Другое объявление и вовсе было похоже на крик души:

«Уважаемые жители п. Красный Яг! Просьба не заполнять мусорные баки нестандартными бытовыми отходами, а именно: телевизоры, диваны, доски, шифер. Лучше сложить их у мусорных баков. Нестандартный мусор вывезут дополнительно машиной. Мусорные баки только для пищевых отходов!!!»

Узнала я также и о том, что вакцинироваться от коронавируса жители Красного Яга могут в Кожвинской поликлинике.

Можно было здесь ознакомиться и с расписанием движения автобуса в Красный Яг.

Управление безопасности АО «Транснефть-Север» сочло не лишним предупредить земляков, что рядом с их домами проходит их магистральный нефтепровод, и попросить не разводить огонь, не проводить земляные работы вблизи трубопроводов и не повреждать оборудование. И всю эту информацию я прочла, напомню, на колодце со святой водой, но вот только о том, что этот колодец освящен во имя Покровителя воинства, напоминает едва заметная икона великомученика Георгия Победоносца.

А свое знакомство с поселком я продолжила в библиотеке.

«Мой красный лес – мой Красный Яг»

Библиотекарь Любовь Асюнькина Библиотекарь Любовь Асюнькина

– Будущего у Красного Яга, конечно, нет, – так началась наша беседа с местным библиотекарем Любовью Асюнькиной. – Потому что в поселке уже не работают ни школа, ни детсад. Но у нас есть уголочек ГУЛАГа, оставшийся после сельхозлага. Я, когда в поселок приехала, в 1973-м году, то здесь еще жили бывшие узники лагеря, но в то время не принято было об этом рассказывать, люди старались даже этот факт своей биографии скрывать.

В библиотеке Красного Яга В библиотеке Красного Яга

И только в 2010-м году я стала собирать историю Красного Яга, тогда уже мало осталось свидетелей тех драматических страниц нашей истории. За помощью я обращалась в Печорский историко-краеведческий музей и к местному краеведу Ирине Синцовой.

Именно из книги Любови Асюнькиной «Мой красный лес – мой Красный Яг» я и узнала о событиях, которые предшествовали возникновению места памяти и скорби в Красном Яге – детского кладбища – и вызывали не только ужас, но и удивление даже известных историков нашего края.

Как Красный Яг стал лагерем

Согласно преданию, деревня Красный Яг была основана в первой половине XVIII века, то есть свыше 320 лет назад, а свое название она получила из-за окружающего ее красивого соснового бора – таким образом, «Красный Яг» в переводе с коми означает «красный, красивый лес».

Первоначально деревня Красный Яг состояла из крепких крестьянских хозяйств. Ее жители растили ячмень, рожь, картофель, держали скот – коров и овец. Дома в деревне были большими, с ввозом для конных саней, встречались и двухэтажные избы. Но вот началась коллективизация, и людей погнали в колхозы. Был образован колхоз имени С. Кирова и в Красном Яге.

Жители деревни Красный Яг работали также и в Верхне-Печорском техучастке, где следили за обстановкой на реке и способствовали безаварийной проходимости судов, скорой перевозке грузов по реке Печоре[1].

11 декабря 1941 года Нарком Внутренних дел СССР Л.П. Берия издал приказ № 0013 «О выделении из состава Воркуто-Печорского лагеря самостоятельного ‟Управления Интинского строительства и Интинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР”».

Новый лагерь должен был осуществлять разведку и начать добычу каменного угля в районе поселка Большая Инта, для чего ему в подчинение передавались лагпункты, среди которых был и Красный Яг[2].

Великое переселение

И вот, в связи с быстрым ростом строительства интинских угольных рудников и угледобычи, для обеспечения возрастающей потребности в сельскохозяйственной продукции населения рудников Интстроя НКВД, было принято решение об организации подсобного хозяйства – молочно-овощного совхоза в районе деревни «Красный Яг» – на землях колхоза им. Кирова, а всех жителей Красного Яга переселить в деревню Бызовую.

Старожил Красного Яга Ульяна Ильинична Бажукова Старожил Красного Яга Ульяна Ильинична Бажукова

Что это значило? А то, что в один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую. Словами не описать, каким это глобальное переселение стало горем для жителей, которых вырвали с насиженных мест и буквально бросили на произвол судьбы, вывезя в другой населенный пункт. Подробнее об этих драматических событиях мне рассказала старожил Красного Яга Ульяна Бажукова, также ее воспоминания я прочла и в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг»[3]:

В один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую

«Я помню этот переезд. Это было как на войне. Овцы блеют, коровы ревут, бабы голосят, дети плачут. Страшно было оставлять родной дом и хозяйство, картошка в тот год обильно цвела, обещая богатый урожай. Всех колхозников со скудным скарбом погрузили на баржу и перевезли в Бызовую. Здесь обещали расселить по трем баракам, но бараки были недостроены. Кто пошустрее, тот по прибытии в Бызовую быстро вселились в готовые бараки. Остальные же красноягцы остались под открытым небом.

Хорошо, что у нас в Бызовой тетя жила – Ирина Андреевна Шомысова, она нас и приютила на время. Но как же тяжело было находиться в такой тесноте – семья-то у нас большая ... только детей у моей мамы было шестеро.

Доставшийся нам для проживания барак стоял без печки, пола, потолка и крыши, впрочем, такими были многие жилища. Достраивать их приходилось своими силами. Хотя и описываемые события происходили в июле, но ночами было холодно, и шли дожди. Наш барак находился в таком месте, где после дождей стояла вода, и весенние талые воды тоже собирались вокруг. Поэтому он быстро стал непригоден для жилья, но здесь еще какое-то время располагались клуб, медпункт и контора колхоза, а позднее и телятник. Но этот барак быстро пришел в негодность».

После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, дома и хозпостройки были переданы лагерю

После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, освободившиеся дома и хозпостройки были переданы лагерю. В 1944-м году 100 человек из Инталага были отправлены в Красный Яг. Высылался сюда в основном ослабленный контингент. Заключенные работали на полях, собирали урожай, доили коров.

В 1945-м году в Красном Яге работало уже 500 заключенных Инталага[4].

Детское кладбище

Детское кладбище представляет собой островок соснового леса Детское кладбище представляет собой островок соснового леса

А через год сюда был переведен Дом младенца женщин-заключенных Печоржелдорлага. Позже здесь появились воспитанники Дома младенца Инталага из Адака. А в октябре 1947 года и совхоз Красный Яг перешел в ведомство Печоржелдорлага.

А в центре поселка появилось детское захоронение – в Доме младенца была высокая смертность[5].

По данным, опубликованным в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг», детское кладбище представляет собой островок соснового леса площадью 75x25 м, 1900 квадратных метров.

Детское кладбище Красного Яга Детское кладбище Красного Яга

Табличка на кресте Табличка на кресте

На этом кладбище находится более ста могил. Но раньше в лагерные времена на могилах были металлические таблички с именем и фамилией и стояли кресты – женщины, как могли, обустраивали захоронения. Есть здесь и могилы взрослых, но немного. Сначала погост огородили, а потом забросили[6]. И уже в наши дни активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа.

Активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа

А другое кладбище в Красном Яге, на котором хоронили заключенных лагеря, не сохранилось: когда пришла буровая партия в 1970-е годы, здесь все снесли тракторами, на могилы никто не оглянулся...

Но вот, чтобы возвести в поселке с такой трагической историей хотя бы небольшую часовню в память обо всех убиенных и умерших в заточении узников лагеря, по словам местных жителей, не может идти и речи...

– Мы люди уже немолодые, и нам уже не по силам будет построить в поселке церковь, – объясняет библиотекарь Любовь Александровна.

Игрушки у основания креста на детском кладбище Игрушки у основания креста на детском кладбище

Захоронения на детском кладбище Красного Яга Захоронения на детском кладбище Красного Яга

Прошу в таком случае свою собеседницу немного рассказать о книжном царстве Красного Яга.

– Наша библиотека недавно переехала в здание бывших детсада и школы и занимает теперь площадь 100 квадратных метров, – продолжает Любовь Асюнькина.

– У вас, наверное, и читателей должно быть очень много, судя по просторным залам библиотеки? – интересуюсь у нее.

– 140 читателей записаны в поселковую библиотеку, – рассказывает Любовь Александровна. – А библиотечный фонд составляет 2800 книг.

– А какие книги пользуются особой популярностью?

– Это книга рассказов «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова). И, наверное, уже все наши жители прочли роман-хронику автора из Коми Натальи Дубской «Исповедь». Вот за этими двумя книгами у нас выстраивались даже очереди из читателей. Хорошо у нас читают и православную газету Севера России «Вера».

Следит за всеми новинками православной литературы, поступающими в библиотеку, наша жительница Наталья Федина.

Из воспоминаний Натальи Николаевны Фединой

Наталья Федина Наталья Федина

В тот же день мы встретились с Натальей Николаевной. Как выяснилось, живет она в поселке с 1950 года. Поэтому ее рассказ об истории Красного Яга для меня был важен.

Книга Любови Асюнькиной об истории поселка Книга Любови Асюнькиной об истории поселка – Но когда родители сюда приехали, мне было всего 2 года, – вспоминает Наталья Федина. – Когда повзрослела, то Красный Яг представлялся мне таким большим и хорошим поселком, где все работало. Только два детсада здесь было, да еще и ясли, куда детей отдавали в возрасте 2-х месяцев. Жили мы в то время дружно и весело, ходили в наши клубы на концерты.

Потом Наталья Николаевна работала зоотехником-бригадиром в местном отделении совхоза «Печора», потом «Луговом». И с гордостью рассказала мне о его почетных тружениках...

– А вот храма, часовни в нашем поселке никогда не было. Люди привыкли у нас обращаться к Богу только в крайнем случае. Но когда пожилые жители поселка умирают, всегда приглашают батюшку для отпевания.

Но другое дело – бабушка и дедушка моей собеседницы, которые за веру готовы были идти на смерть. О своих родных, пострадавших в годы гонения на Церковь, мне также рассказала Наталья Федина. Из беседы с ней мне стало и понятно, как ее семья оказалась на Коми земле.

Красноягцы своими силами облагородили территорию возле креста на детском кладбище Красноягцы своими силами облагородили территорию возле креста на детском кладбище – Очень интересна судьба моего деда Василия Берегового. До 1912 года он служил в кавалерии Русской Императорской армии, а после революции у Буденного, – сообщила Наталья Николаевна. – Но, когда в Россоши Воронежской области закрывали церковь, то мой дед Василий Иванович пытался помешать разрушать и грабить Божий храм, и за это его со всей семьей выслали в Вологду. Здесь заключенных держали в храме, куда загнали одновременно 70–80 семей. И так, в церкви, превращенной в тюрьму, мои родные прожили 2 года. Некоторые из узников сходили с ума, потому что людей даже по нужде выпускали только два раза в день – утром и вечером. Но, как рассказывала моя мама, вместе с родителями разделившая тяготы ссылки, за ними, детьми, конвоиры особенно не следили, и они незаметно по веревкам спускались из окон церкви на землю и бегали по округе, просили милостыню. А из Вологды моих дедушку и бабушку отправили в Архангельск. И только потом они оказались здесь, в Коми. Дедушка трудился на лесоповале, бабушка – на сельхозработах. Василий Иванович получил срок сначала 5 лет, а потом, после их окончания, ему еще 3 года добавили. По прошествии и этого времени его просто выставили и сказали идти на все четыре стороны. Мне известно, что в это время мои дедушка с бабушкой жили в деревне Кожва и работали в местной школе, при ней и жили... В Красный Яг они приезжали уже к своей дочери, которая жила в поселке после замужества. И многие еще в Красном Яге помнят мою бабушку – статную и высокую Ирину Петровну, приезжавшую навестить дочь. Как вы уже поняли, мои дедушка с бабушкой были глубоко верующие люди. Но вот нас, своих внуков, они не заставляли ни молиться, ни посты соблюдать. Но мы, когда к бабушке приезжали в гости, видели, что у нее в каждой комнате были иконы и лампадки. И когда становилась она на молитву, их зажигала. Бабушка всегда молилась в большой комнате, где мы спали. Несмотря на то, что была она женщиной тучной и высокой, молилась коленопреклоненно. А дедушка читал молитвы в своей комнате.

Василий и Ирина Береговые с детьми Василий и Ирина Береговые с детьми

Из рассказа моей собеседницы понятно, что воспитание внуков строилось в семье Василия и Ирины Береговых на личном примере...

Иконы бабушки в Красном углу дома Натальи Фединой Иконы бабушки в Красном углу дома Натальи Фединой Нет уже давно на этом свете любимых бабушки и дедушки, но у их внучки в каждой комнате я увидела иконы, а на кухне, где моя собеседница проводит больше времени, в Красном углу стоят еще бабушкины иконы, и везде перед святыми образами горят лампадки – все так же, как было принято и у Береговых.

– Вот только некуда нам в поселке на службу сходить да за родных помолиться, – сетует Наталья Николаевна.

– Вы знаете, мы воспряли духом, когда узнали, что в соседнем с Красным Ягом поселке Озерный стали строить церковь. Вот если бы в Озерном помогли достроить храм, мы тогда, конечно, будем посещать эту церковь. А здесь, в Красном Яге, навряд ли получится возвести даже часовню, – так завершилась наша беседа с Натальей Фединой.

Еленин двор

Побывала я в гостях и у прихожанки храма Иоанна Предтечи города Печоры Елены Вайтекунене-Шахтаровой. Но, по словам Елены, из-за сложности с дорогой церковь посещает она нечасто.

– Ждем, когда завершат строительство церкви в соседнем поселке Озерный, – заверяет меня и Елена.

И так же, как и другие мои собеседники, Елена тоже говорит о том, что Красный Яг постепенно покидают его жители. Но сама Елена переезжать из поселка в город не собирается: «Любовь к земле, к лесу держит здесь, в Красном Яге!» – признается женщина.

Хотя и живет она в поселке в одном из самых старых домов Красного Яга, сохранившихся еще со времен ГУЛАГа.

– Наш дом предположительно строили заключенные лагеря в конце 1940-х годов, – рассказывает женщина. – Это типовой барак, рассчитанный на 4 квартиры. Но сейчас он полностью наш. И если летом здесь еще можно жить, то зимой очень холодно, однако в город переезжать все равно не хочу, хотя и есть квартира в Печоре.

Эта любовь Елены к Красному Ягу даже барак из суровых лагерных времен сделала местной достопримечательностью. А точнее, ностальгия... по родине. Дело в том, что Елена родом из села Приуральское того же Печорского района. Но когда она вышла замуж, ей пришлось переехать в родной поселок мужа – Красный Яг. Вот Елена на своем дворе и стала постепенно создавать «островок» дорогого ее сердцу Приуральского и запечатлела на своем заборе, как на холсте, череду заснеженных хребтов Приполярного Урала, которыми она любовалась, пока жила в родном селе.

Впрочем, во дворике Елены можно не только увидеть пейзажи малой родины, но и посмеяться от души.

Ведь она изобразила на своем заборе и известного Волка – героя любимого многими мультфильма «Жил был пес», и даже начертала рядом уже ставшую крылатой его фразу: «Ты это, заходи, если чё».

Пластиковый сад во дворе дома Елены Пластиковый сад во дворе дома Елены

А из беседы с Еленой я узнала и о том, что она мечтала поступить в художественное училище, но по совету родителей выучилась на повара-кондитера. Работала сначала в школьной столовой Красного Яга.

Когда же школу закрыли, еще 6 лет до пенсии Елена трудилась дворником в городе Печоре. И за время своей работы она собрала огромное количество «стройматериала» для своего творчества – пластиковые бутылки. Постепенно весь этот «мусор» она превратила в пластиковый сад. И теперь пластиковые пальмы во дворе круглый год будут напоминать моей собеседнице о южных странах, которые Елена не сможет посетить из-за большого хозяйства. И пластиковые ромашки, колокольчики будут радовать всегда. Так получилось, что на участке Елены «зацвел» даже пластик, уход за которым особенный не требуется.

Елена показывает урожай тепличных огурцов Елена показывает урожай тепличных огурцов

А вот за остальными жителями «Изумрудного царства» глаз да глаз нужен постоянно. Например, за курочками, которые так и норовят полакомиться плодами с огорода Елены. Чего здесь только нет! Помимо всем известной картошки, еще обнаружила я здесь капусту, кабачки, свеклу, морковь, а сколько зелени! В теплице неженки-огурчики «прятались» в настоящих «джунглях». А сколько же у Елены ягод: черная и красная смородина, земляника, крыжовник, клубника, ирга, жимолость – все сумела опытный садовод вырастить у нас, на Крайнем Севере!

Питомцы Елены Питомцы Елены

Олицетворением уюта и тепла, украшением дома и сада стали и выращенные Еленой кустики герани. «Очень люблю эту цветочную коллекцию! – призналась собеседница. – К тому же никакого особенного ухода герань не требует – это самые неприхотливые цветы. У меня 8 видов этого растения, часть коллекции летом находится на улице, в саду. И все лето герань радует своим ярким и пышным цветением!»

Фрагмент коллекции гераней Елены Фрагмент коллекции гераней Елены

Культурные «секреты»

Знакомство с жизнью на бывшем островке ГУЛАГа я продолжила в Доме досуга поселка. Недавно он переехал из здания, построенного еще заключенными лагеря, в новое, бывшее ранее школой и детсадом. И теперь столько уютных кабинетов появилось у местного очага культуры, где практически в домашней обстановке идет подготовка поселковых мероприятий.

– И все жители это отмечают, что наши концерты домашние! – признается культорганизатор Наталья Терентьева.

А другой культорганизатор, Татьяна Терентьева, вызвалась провести для меня экскурсию и показала, в какой атмосфере тепла и уюта рождаются идеи концертов и иных мероприятий в доме досуга.

В доме досуга Красного Яга В доме досуга Красного Яга

– Вот в этой комнате мы с поселковой молодежью к 9 мая готовили театрализованную постановку по мотивам кинофильма «А зори здесь тихие», а перед работой смотрели саму киноленту, – рассказывает Татьяна и показывает мягкий диван, украшенный яркими подушечками, и компьютер.

– А вот здесь мы с женщинами поселка разучиваем песни, – подхватывает эстафету Наталья Николаевна и продолжает начатую коллегой экскурсию. – Учим слова, распеваемся. И каждый день наши женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний!

Культорганизаторы Дома досуга Наталья Терентьева и Татьяна Терентьева Культорганизаторы Дома досуга Наталья Терентьева и Татьяна Терентьева

Каждый день женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний

А в связи с тем, что появилось столько места для творчества, возникли и новые идеи для создания новых любительских объединений.

– Мы хотим под руководством нашей умелицы Елены Вайтекунене-Шахтаровой проводить мастер-классы по рукоделью. А Татьяна Терентьева в эти дни готовится к созданию группы здоровья для прекрасной половины Красного Яга.

А еще у нас в планах открытие клуба «Серебряный возраст». Его участников ждут викторины, игровые программы, а после этого песни и даже танцы! – завершает рассказ Наталья Николаевна.

«Мы замечательно живем!»

Марина Канева Марина Канева

Продолжила рассказ о том, как живет Красный Яг сегодня, секретарь местной администрации Марина Канева.

– В нашем Красном Яге более 360 жителей. И хотя основная часть населения – люди пенсионного возраста, но тем не менее в Красном Яге работают библиотека, Дом досуга, почта, – перечисляет Марина Канева. – А в фельдшерско-акушерском пункте Красного Яга трудятся сразу два медицинских работника! Активисты поселка следят за порядком в Красном Яге и его эстетическим видом, своими силами организуют и проводят субботники.

Детская площадка Красного Яга Детская площадка Красного Яга

И даже несмотря на то, что детей в поселке практически не осталось, но для приезжающих на лето к своим бабушкам и дедушкам внуков красноягцы постоянно обновляют детские площадки, а их в поселке я встретила сразу несколько, и все радовали своей яркостью и ухоженностью.

Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка

И надо сказать, что эти островки детства действительно летом не пустовали! Я видела, как детвора, приезжающая в поселок, с радостью проводила здесь время.

Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка. Так, Марина Николаевна рассказала и о том, что вместе со своей семьей – супругом и внуком – они огородили территорию вокруг поклонного Креста на детском кладбище.

– Я считаю, что мы, красноягские, еще молодцы: и за поселком следим, и мероприятия все проводим, единственное, чего у нас нет – это садика и школы. Но мы располагаемся близко к городу, и у нас 3 раза в неделю ходит автобус. Хотя перспектив у нашего поселка, конечно, нет... Но тот, кто хочет жить, он будет жить везде! – заключила Марина Николаевна.

Наталья Прокофьева
Фото автора и из архива Любови Асюнькиной

5 января 2022 г.

От автора: в связи с тем, что на территории поселка Красный Яг сохраняется и находилось ранее множество захоронений узников сельхозлага, я от имени жителей обращаюсь в Воркутинскую и Усинскую епархию и благочинному Печорского церковного округа с просьбой помочь возвести в поселке Красный Яг Печорского района Коми часовню в память обо всех убиенных и замученных в неволе узниках ГУЛАГа.

[1] Асюнькина Л.А. Мой красный лес – мой Красный Яг. Печора, 2011. С. 10–11.

[2] Там же. С. 16.

[3] Там же. С. 19.

[4] Там же. С. 21.

[5] Там же. С. 21, 23.

[6] Там же. С. 21.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы живем на костях» «Мы живем на костях»
Наталья Прокофьева
«Мы живем на костях» «Мы живем на костях»
Печали и радости малого прихода в бывшем гулаговском поселке
Наталья Прокофьева
Как священномученик Николай Тохтуев объединяет городское поселение Кожва Печорского района Коми, где строится храм, подмосковный Королев и Кыласово Пермского края.
Станция Фосфоритная Станция Фосфоритная
Андрей Орехов
Станция Фосфоритная Станция Фосфоритная
Андрей Орехов
Во сне я оказался на лугу, передо мной было расстелено льняное полотенце, на котором лежали распятие, земля и молитва, а по синему небу над головой плыли облака.
Абезь, Инта, Восточный... Абезь, Инта, Восточный...
Наталья Прокофьева
Абезь, Инта, Восточный... Абезь, Инта, Восточный...
Путешествие по местам политических репрессий Республики Коми
Наталья Прокофьева
Литовский бригадный генерал и супруг Анны Ахматовой, шведский архитектор Тамвелиус и русский философ Карсавин – судьба у всех одна, все они спаяны ГУЛАГом воедино.
Комментарии
Игорь17 января 2022, 12:21
Вот Она - настоящая Россия. Вся проутюженная, но живая. Спасибо автору. Спасибо вам, жители Красного Яга, спасибо тебе, Красный Яг.
Михаил 8 января 2022, 17:01
С Рождеством Христовым! Спаси вас всех, Господи! Держитесь! Без таких, как вы, Россия - не Россия...
Анатолий 6 января 2022, 15:40
Страшное прошлое скрывают многие города и веси нашей страны. Наш микрорайонрайон построен на костях умерших в лагере в 30-годы. Мы в детстве часто находили кости и черепа после стройки, а узнали историю намного позже. Людоедское было государство, к сожалению. Помяни Господи всех невинно умученных русских людей.
Ольга 6 января 2022, 08:46
А мне почему-то кажется, что поселок возродится. Дети, похороненные на кладбище, мученики. Их молитвами жизнь возродится.
Вячнслав 5 января 2022, 21:02
Статье плюс.
с. Ольга, Хельсинки. 5 января 2022, 12:18
Большое спасибо за интересный и подрбный рассказ! Как страшно государство ломало людские судьбы - и какие же люди Красного Яга труженики и молодцы! А у Елены - прямо дар божий творить, чудесная душа. Помогай вам всем Господь!
Вера Копытова 5 января 2022, 11:03
Спасибо большое за статью. Читаю и слёзы на глазах.Представляю как сорвали людей ни в чём не повинных, лишили дома, родного места и отправили начинать всё с нуля. Страшно! Я училась в этом посёлке в интернате, знала про кладбище, но подробности узнала из статьи Натальи. Надо обязательно постараться и увековечить память невинных жертв. Спасибо людям, что поддерживают порядок на кладбище. Но, как они сами говорят, что в посёлке в основном люди преклонного возраста. Дай Бог им долгих лет жизни! Но когда их не будет, кто будет хранить память о тех трагических годах? Надо приложить все силы и построит Часовню в память о всех невинно пострадавших.
Галина Лукашова 5 января 2022, 09:42
Прошлое, настоящее, будущее - всего одно мгновение в глазах Бога, и мы должны стараться жить у него на глазах (Оскар Уайльд). Поздравляю, Наташа, с выходом твоей статьи в наше далеко непростое время. БОЛЬШЕ ВСЕГО РАДА ЗА ЖИТЕЛЕЙ КОМИ ГЛУБИНКИ, ЧТО О КРАСНОМ ЯГЕ УЗНАЕТ НЕ ТОЛЬКО ВСЯ РОССИЯ, НО И ВЕСЬ МИР. Хотя бы частично решить проблемы людей, я думаю стоит обратиться в АО "Транс - Север". Уверена - они помогут! Честь и хвала порталу "Православие.Ru" за содействие и помощь уже в который раз.
ксения 5 января 2022, 08:35
Какая тоска. Людей оставили выживать, а мы живем.....Знаю деревню, где искусственно закрыли садик, т.к. город рядом, а потом и школу...нет деревни. Остались наши знакомые, она инвалид детства и сестра, которая ухаживает за ней. Зачем это все?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×