Абезь, Инта, Восточный...

Путешествие по местам политических репрессий Республики Коми

Сегодня, в день памяти жертв политических репрессий, в городах и районах Республики Коми проходят митинги, служатся заупокойные литии и звучат имена пострадавших в годину репрессий. Но для населенных пунктов Крайнего Севера – города Инты и поселка Абезь – этот день особый, ведь их история создавалась узниками суровых северных лагерей. В Абези в разные годы находились в заключении философ Лев Карсавин, искусствовед Николай Пунин, протоиерей Константин Шаховской, искусствовед и поэт Виктор Василенко, советский писатель и журналист Роберт Штильмарк, советский археолог, историк Древнего Востока, действительный член Академии наук СССР Михаил Коростовцев и многие другие выдающиеся люди прошлого столетия. В канун дня памяти жертв политических репрессий я посетила места Коми края, связанные с историей ГУЛАГа.

В поселке Абезь В поселке Абезь

Абезь. Первые впечатления

Несмотря на то, что печально известный поселок Абезь знают сегодня во всем мире, поезд здесь стоит лишь несколько минут, поэтому я и мои спутники едва успеваем спрыгнуть с подножки вагона на мерзлую землю, как состав уже трогается. Несмотря на воскресный день, в это хмурое и холодное утро на станции нас встретил экскурсовод «Абезьского мемориального комплекса» Александр Мерзликин.

«Ваш приезд сюда связан с немалыми трудностями – физическими, моральными и материальными, поэтому мы встречаем в поселке делегации в любое время», – объясняет Александр Дмитриевич свое гостеприимство.

Вероятно, сказалась бессонная ночь, проведенная в дороге, но поселок Абезь сначала показался мне унылым, даже мрачным. Но так в моем представлении и должен был выглядеть населенный пункт, историю которого создавали заключенные Абезьского лагеря.

Абезь – это не только трагические страницы истории, но и великолепная природа Крайнего Севера

Однако дальнейшее погружение в жизнь поселка показало, что это было только первое впечатление утомленного дорогой человека.

На самом деле в поселке проживает около 400 любящих свою малую родину людей, которые его не променяют ни на один другой, даже самый лучший город земли.

По словам экскурсовода Александра Мерзликина, Абезь – это не только трагические страницы нашей истории, увековеченные в «Абезьском мемориальном комплексе», но и великолепная природа Крайнего Севера.

Детсад поселка Абезь Детсад поселка Абезь

Центром жизни населенного пункта является школа-интернат, где учатся и живут ребятишки из окрестных сел и деревень. Так как с каждым учебным годом школьников становится все меньше, в школе-интернате «поселились» поселковая библиотека, фельдшерско-акушерский пункт и музей.

Не пустует и местный детсад, где сегодня весело проводят время 20 воспитанников. Как оказалось, в поселке проживает немало молодых семей, работающих на железной дороге.

Здесь можно увидеть даже кирпичные двухэтажные благоустроенные дома, но много в Абези и ветхих, однако еще «живых» зданий. Так, дом постройки 1941 года до сих пор населяют люди.

Дом 1941 года постройки поселка Абезь Дом 1941 года постройки поселка Абезь

Руины некогда процветающего сельхозпредприятия поселка Абезь напоминают развалины старинного замка... По словам Александра Дмитриевича, прежде здесь находились казармы охранников Абезьского лагеря.

Абезьский лагерь

В музее поселка Абезь В музее поселка Абезь
Абезьский лагерь – это вся территория поселка Абезь. Согласно справке музея поселка Абезь, первоначально здесь находился пересыльный пункт Ухтпечлага. С 1932 – Воркутлага.

В мае 1940 года на базе четвертого отделения строительства железной дороги здесь был открыт новый лагерь – Печжелдорлаг, отвечавший за строительство железной дороги Кожва-Воркута.

С 1949 года, после создания в Инте на базе Интинского лагеря первого в СССР особого режимного лагеря под кодовым названием Минлаг, лагерь в поселке Абезь подчинялся ему.

После войны и до середины 1950-х годов в поселке Абезь находился инвалидный лагерь Минлага.

В поселке Абезь сохранилось кладбище Минлага, которое получило статус мемориального и вошло в состав «Абезьского историко-мемориального комплекса».

«Пылающий крест»

Памятник скорби Пылающий крест в Абези Памятник скорби Пылающий крест в Абези
Первая наша остановка на пути к лагерному кладбищу – памятный знак «Пылающий крест». Он установлен на пустынном месте перед входом на гражданское кладбище поселка. Надписи на памятнике – «Невернувшимся» – выполнены на русском, литовском, коми и английском языках.

Историю появления этого монумента поведал мне старший научный сотрудник Интинского краеведческого музея Николай Баранов.

На Абезьском лагерном кладбище был похоронен бригадный генерал армии Литовской республики Юодишюс. В 1989-м году из Литвы в Абезь прибыла большая делегация – два сына генерала, профессор медицины, архиепископ, пресса, – чтобы перевезти прах своего земляка на родину.

Но во время проведения эксгумации прах генерала не был обнаружен ни в той могиле, где по данным архива, его похоронили, ни в соседних захоронениях. Решено было оставить все как есть. Сыновья генерала на следующий год установили здесь памятник скорби «Рассеченный крест», или «Пылающий крест», – автором проекта скульптуры является младший сын похороненного на Абезьском кладбище генерала, скульптор И. Юодишюс.

На лагерном кладбище

Александр Мерзликин Александр Мерзликин
Когда мы миновали гражданское кладбище поселка Абезь, экскурсовод Александр Мерзликин предупредил нас, чтобы мы осторожно шли за ним след в след, потому что вокруг нас простиралось болото. «Не волнуйтесь, здесь хороший настил», – успокоил нас проводник.

Лагерное кладбище поселка Абезь находилось за дренажной канавой, поэтому идти пришлось по мосту.

– Первый мост здесь рухнул – кто-то из местных жителей проехал по нему на снегоходе, – рассказывает Александр Дмитриевич, – и мне пришлось с помощью техники затащить сюда буровые трубы и уже на них сделать настил.

Другой мост, который нам пришлось переходить, сделал местный краевед Виктор Ложкин.

Нет пока на номерном мемориальном кладбище поселка Абезь ни указателей, ни табличек, поэтому найти места захоронений самим, без помощи местных жителей, вряд ли нам удалось бы.

Вход на бывшее лагерное кладбище поселка Восточный Вход на бывшее лагерное кладбище поселка Восточный

Главным ориентиром служит колокол и инсталляция «Жизнь в неволе»

Главным ориентиром для нас служит колокол и инсталляция «Жизнь в неволе», автором которых является один из первых исследователей истории Абезьского кладбища – Виктор Васильевич Ложкин. «Все, мы пришли!» – торжественно объявляет Александр Дмитриевич.

Следующая наша остановка – на интернациональной аллее, у крестов с табличками на украинском, русском, польском, литовском, белорусском языках, установленных делегациями разных стран в память об упокоенных на Абезьском кладбище земляках.

Деревянные колышки на могилах заключенных заменили на металлические Деревянные колышки на могилах заключенных заменили на металлические

Колокол на номерном мемориальном кладбище поселка Абезь Колокол на номерном мемориальном кладбище поселка Абезь
Бывшее лагерное кладбище, а ныне номерное мемориальное, занимает площадь около 4 гектаров. Наш экскурсовод Александр Мерзликин условно делит место захоронений около 2000 человек (по данным архивов) на западную и восточную части. На кладбище сохранилась старая лежневая дорога, по которой трупы заключенных на телегах доставлялись к местам захоронений.

По расположению металлических столбиков с литерами можно было предположить, что хоронили заключенных в длинных траншеях. Мою догадку подтвердил и сотрудник Интинского краеведческого музея Николай Баранов: «Для похорон заключенных особорежимного лагеря рыли длинные траншеи и отмечали их буквами от А до Я. А для обозначения могил заключенных использовали цифры: А–1, А–2. Поэтому кладбище и называется номерным. Кто похоронен под литерами с цифрами, можно выяснить в архивах».

Деревянные обозначения могил тех лагерных лет, конечно, уже сгнили и уже в наше время были заменены на металлические.

На могилах Льва Карсавина и Николая Пунина

Могила Л.П. Карсавина на кладбище поселка Абезь Могила Л.П. Карсавина на кладбище поселка Абезь
Рассказ о мемориальном кладбище поселка Абезь Александр Мерзликин начинает с посещения могилы Льва Карсавина. Так получилось, что наш экскурсовод подвел нас к памятнику Льва Платоновича и оставил на некоторое время, чтобы мы действительно осознали, что это не могила однофамильца Карсавина, а того самого религиозного философа, историка-медиевиста и поэта Льва Платоновича Карсавина, профессора Петербургского, Каунасского и Вильнюсского университетов.

9 июля 1949 года Карсавин был арестован, а в марте 1950 года приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. По состоянию здоровья он был отправлен в инвалидный лагерь поселка Абезь, где и скончался от туберкулеза.

Поражает мужество и сила духа заключенных Абезьского лагеря: истощенные болезнями и голодом люди еще и думали о том, как потомкам передать сведения об упокоенных в безвестных могилах выдающихся узниках.

В морге в тело Карсавина была вложена капсула с эпитафией, чтобы потомки узнали, кем был этот человек

Подробности погребения Льва Карсавина сообщил редактору одной из газет Коми Владас Шимкунас, который работал заведующим стационаром лагерной больницы в Абези. При вскрытии в лагерном морге в тело Карсавина была вложена капсула с эпитафией, чтобы когда-нибудь потомки узнали, кем был этот человек, захороненный в безымянной могиле. Впоследствии обнаружить место захоронения Льва Платоновича удалось аспиранту Ленинградского института культуры Владимиру Шаронову, которому в поисках помогли как факты, сообщенные врачом-литовцем, так и воспоминания и рукописи Анатолия Ванеева, бывшего заключенного Абезьского лагеря, автора эпитафии Льву Карсавину и книги «Два года в Абези».

Историю этого исследования, проведенного Владимиром Шароновым, можно прочесть на сайте журнала республики Коми «Регион».

Памятник Н.Н. Пунину на мемориальном кладбище поселка Абезь Памятник Н.Н. Пунину на мемориальном кладбище поселка Абезь
Местом упокоения номерное кладбище поселка Абезь стало и для искусствоведа Николая Пунина, преподавателя Института живописи, скульптуры, архитектуры, Ленинградского университета, художественного критика, профессора, исследователя, музейного работника, идеолога и пропагандиста авангардных течений. 15-ю годами брака с Николаем Пуниным была связана Анна Ахматова. И благодаря заступничеству Анны Андреевны (она написала письмо Сталину) первый арест для Николая Николаевича завершился освобождением.

Но в 1949-м году Николай Пунин был арестован во второй раз и приговорен к 10 годам лагерей. Его жизнь оборвалась 21 августа 1953 года в лагерной больнице поселка Абезь…

Очищаем от снега его могилу, потому что портрета на памятнике из-за снежной шапки почти не было видно, и несколько минут стоим молча... Как грубо, жестоко была оборвана жизнь интереснейших людей прошлого столетия. Больно, что последний приют они обрели на лагерном кладбище маленького поселка Коми, куда так трудно даже в наши дни добраться…

Вокруг – безымянные могилы…

На бывшем лагерном кладбище поселка Восточный На бывшем лагерном кладбище поселка Восточный

Только на двух захоронениях – Льва Карсавина и Николая Пунина – были установлены памятники, но большинство могил бывшего лагерного кладбища – безымянные, обозначенные только металлическими столбиками с литерами и цифрами. На иных холмиках рядом с металлическими столбиками установлены кресты и таблички с именами похороненных здесь людей.

– Кресты заказываем здесь, а таблички с именами высылают родные, – объясняет Александр Дмитриевич.

Некоторые деревянные кресты, установленные давно, уже покосились, краска, покрывавшая их, осыпалась, но неизменными остались металлические таблички с именами людей, за упокой души которых мы молимся.

На одном из крестов даже был прикреплен небольшой портрет погребенного здесь человека. То, что люди пытаются добраться сюда и как-то обозначить место погребения бывших узников Абезьского лагеря, особенно трогает после того, как сама здесь побываешь.

– А много ли сегодня на номерном мемориальном кладбище бывает посетителей? – интересуюсь у Александра Дмитриевича.

– Раньше график посещений кладбища делегациями разных стран был очень напряженный – группы из Прибалтики, немцы, из Австралии даже приезжали. Но чем дальше от тех страшных лет, тем меньше посетителей. Сегодня приезжают поклониться и почтить память пяти-шести человек, похороненных здесь, а остальные могилы заключенных Абезьского лагеря – это холмики с безымянными металлическими колышками, но судьба у всех одна, все они спаяны ГУЛАГом воедино.

В музее поселка Абезь

Смотритель музея п. Абезь Наталья Старцева (слева) Смотритель музея п. Абезь Наталья Старцева (слева)

Жизнь супругов – это тихий и незаметный подвиг сохранения памяти об узниках

Следующая наша остановка после посещения мемориального кладбища – Абезьский музей. Сегодня это хранилище истории располагается в школе-интернате поселка. Основная его экспозиция посвящена Абезьскому лагерю.

Посуда заключенных Абезьского лагеря Посуда заключенных Абезьского лагеря
Находиться в музее очень тяжело. Смотритель Наталья Старцева объясняет, что это, возможно, связано с тем, что практически все экспонаты музея – подлинные, лагерные. Экспозицию тускло освещал лагерный уличный фонарь, и казалось, что и посуда, и буржуйка, и одежда заключенных, и скамейка и стул еще источали боль и хранили память о страданиях узников сурового северного лагеря.

На фото и картинах можно было увидеть, как первоначально выглядело Абезьское кладбище и лагерь и какие страшные находки были обнаружены, когда местный совхоз принялся возделывать бывшие лагерные земли.

Здесь, в маленьком музее поселка Абезь, я попрощалась со своими собеседниками – Александром Мерзликиным и Натальей Старцевой, супругами, чья жизнь – это тихий и незаметный подвиг сохранения памяти об узниках, чьей родиной стала вечная мерзлота лагерного кладбища поселка Абезь.

«Кольцо покаяния»

Инта - красивый и современный город Инта - красивый и современный город

После поселка Абезь мой путь лежал в Инту. Еще находясь в поезде, я уже готовилась увидеть умирающий город, потому что в связи с закрытием шахт и предприятий из более 70 тысяч жителей в Инте осталось только 25.

Но город меня настолько удивил необычными архитектурными решениями – есть Инта деревянная, каменная и кирпичная. Это город больших площадей и уютных двориков, но меня интересовала Инта периода ГУЛАГа.

В течение 5 часов с сотрудником Интинского краеведческого музея Николаем Барановым я знакомилась с местами памяти политических репрессий, которые входят в «Кольцо покаяния». Ежегодно, 30 октября, у памятников и памятных знаков, входящих в «Кольцо покаяния», возлагаются цветы и зажигаются поминальные свечи, священники служат литии.

Dzimtenei, памятник заключенным латышам на кладбище поселка Восточный Dzimtenei, памятник заключенным латышам на кладбище поселка Восточный

Сюда в день памяти жертв политических репрессий несут цветы и возжигают свечи

В «Кольцо покаяния» входит посещение кладбища поселка Восточный, на котором хоронили заключенных Интинского лагеря, а позже – вольнонаемных. Сегодня кладбище имеет вид стихийно расположенных ржавых железных памятников, покосившихся крестов, но с ухоженными островками на месте захоронения латышских заключенных Интинского лагеря. На месте их упокоения в 1956-м году (когда система ГУЛАГа еще действовала) политзаключенные латыши установили памятник «Dzimtenei» («Родине).

Памятный знак Rūpintojėlis, посвященный заключенным литовцам на кладбище п. Восточный Памятный знак Rūpintojėlis, посвященный заключенным литовцам на кладбище п. Восточный
А 8 августа 1990 года по инициативе Вильнюсского общества политссыльных на кладбище поселка Восточный был открыт памятник «Rūpintojėlis» («Скорбящий Спаситель»). Эти два памятника на бывшем лагерном кладбище сегодня являются самыми посещаемыми интинцами, сюда в день памяти жертв политических репрессий несут цветы и возжигают свечи.

Торжественный митинг и заупокойная лития сегодня проходят и у закладного камня «Жертвам сталинизма», расположенного на улице Мира.

Вместе с Николаем Барановым мы посетили еще один памятный знак – одиноко стоящий деревянный крест, установленный и освященный в память о тех заключенных, которые не были похоронены и отпеты с 1938 по 1940 годы.

Памятник ГУЛАГу

Подробнее с ГУЛАГовской историей города можно познакомиться в Музее истории политических репрессий. Это необычное хранилище истории располагается в здании бывшей водонапорной башни, которая была построена 60 лет назад заключенными лагерей. А сегодня 50-метровое сооружение является символом Инты. Примечательно, что сами строители называли эту башню «Вавилонской», ведь ее возводили узники свыше 60 национальностей! Она строилась для снабжения водой двух- и трехэтажных домов, где жили вольнонаемные.

В Музее истории политических репрессий Инты В Музее истории политических репрессий Инты
А сегодня башня служит высокой миссии – «рассказывает» интинцам и гостям города об Интинском ГУЛАГе. Но в центре всей экспозиции – история строительства самой башни с тайным посланием потомкам автора проекта здания, политрепрессированного шведского архитектора Артура Тамвелиуса.

Вокруг макета башни, установленного в центре музея, располагаются подлинные предметы быта и личные вещи заключенных – строителей Инты.

– В письмах родным заключенным не разрешалось писать, где они находятся, поэтому, когда они строили бараки, то оставляли послания своим родственникам прямо на бревнах. А в конце 1990-х годов, когда интинцы разбирали ветхие бараки, то находили такие «автографы» заключенных и приносили в Интинский краеведческий музей, – рассказывает Николай Андреевич.

Музей истории политических репрессий Инты Музей истории политических репрессий Инты
Интересно мне было познакомиться и с символикой Музея истории политрепрессий. Ее описание я обнаружила на официальном сайте хранилища истории. Так я выяснила, что элементом художественного оформления, выражающим концепцию всей экспозиции, являются многочисленные стилизованные фигурки людей, размещенные в пространстве верхнего яруса так, чтобы образовать арки-«колонны», создающие иллюзию купола, в центре которого находится объемное стилизованное изображение земного шара с обозначенным на нем СССР. Стены в верхней части первого яруса по периметру оформлены лозунгами периода ГУЛАГа и граффити с изображением видов старой Инты.

Долго стою у экспозиции музея «Окна в прошлое», где можно увидеть реконструкцию жилой среды одного из отдельных лагерных пунктов особого лагеря «Минеральный». Реконструированная среда состоит из отдельных комплексов: «Сторожевая вышка», «Кабинет сотрудника МГБ», «Барак для заключенных».

Покидала я музей истории политических репрессий, когда на улице уже смеркалось. Но долго еще на темном небе видела силуэт звезды, венчающей уникальное сооружение Инты – башню, которая стала памятником всем узникам Интинского ГУЛАГа и их посланием, запечатленным в камне – родным, близким, всем нам.

Наталья Прокофьева

30 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна 17 ноября 2018, 10:17
Республика Коми буквально пропитана печальной памятью о ГУЛАГе. Заброшенное кладбище литовских заключенных, недалеко от поселка Первый Горный Инты, где я жила, - первое мое детское воспоминание, связанное с трагической страницей истории страны. Потом в школе рассказали подробности появления парка отдыха на острове в Инте. Оказалось, что остров - создание рук женщин-заключенных, которые лопатами выкопали русло реки. Просто их надо было чем-то занять, так как в шахтах работали только мужчины. Этот рассказ поверг меня в шок. И знаменитая водонапорная башня - для меня печальный символ истории Инты, к которой, мне кажется, уважительно относится каждый интинец.
протоиерей Борис Прокофьев 7 ноября 2018, 14:39
Некоторые источники (первые, что нашел в интернете) о цифрах потерь населения России в годы красного террора:
Платонов О.А. Воспоминания о народном хозяйстве. М., 1990. С. 97-98.
Курганов И.А. Три цифры // Посев. Франкфурт-на Майне, 1977. № 12.
Но они приводят данные с 17 по 50-е г.г. и цифры уничтожения народа ужасны: 156 миллионов человек прямых и косвенных потерь населения. Из них в невоенное время (террор и репрессии) : 66 миллионов человек!
А как это происходило можно еще у С. Мельгунова почитать, кроме Н. Жевахова.
Иоанна_ 6 ноября 2018, 18:45
/Великий хаос, который случился в нашей стране к октябрю 17-го только и мог что окончиться репрессиями... Неисправимыми друг друга считали себя обе стороны и безжалостно уничтожали.// Вадим, какие ОБЕ стороны? Обе стороны закончились в 1921 году, а репрессии продолжались беспрерывно всё время до самого 1956 года. Даже во время войны не было легче. На Бутовском полигоне увеличение числа расстрелов пришлось как раз на лето 1941 года - "всё для фронта, всё для победы"?..
Вячеслав 6 ноября 2018, 13:41
прот. Борис
Откуда Вы взяли эту цифру?
прот. Борис 5 ноября 2018, 13:15
С 1917 по 1921 годы в Росси было уничтожено 18% населения, это миллионы людей! Зверства того времени описывает Н. Д. Жевахов в Воспоминаниях. Самую точную и трезвомысленную оценку событий 1917 г., думаю, дал И.Л. Солоневич в своей книге "Народная монархия".
Арина 5 ноября 2018, 01:26
Лидия 2 ноября 2018, 22:57, ещё могу добавить, что не видела желающих делать селфи на кладбище на фоне могил и крестов. А вот на фоне орудий пыток натуральных или аутентичных полно, извините, "ржущих" туристов в Европе повидала. На сайте была статья о Дохау, тоже говорилось о желающих сделать селфи на фоне печей. Если мы все делаем "как в Европе", то это только вопрос времени, когда получим такой же результат. Память погибших увековечивали у нас возведением храмов, часовен, которые дают утешение и надежду, а не сохранением ужасов преступлений в назидание "нерадивым" потомкам.
Арина 4 ноября 2018, 21:48
Лидия 2 ноября 2018, 22:57, а Вы специально выбираете только то, что подтверждает Вашу "правоту" или еще хуже передергиваете? Молодежь не понимает, чем плох памятник альпийскому стрелку. Или Вы тоже не знаете, кто это? Так дочитайте до конца мой комментарий, это тот самый "неизвестный фашист", которому памятник установлен в Воронежской области. И полякам не хотите свой вопрос адресовать?
Иоанна_ 3 ноября 2018, 15:04, Вы в самом деле считаете, что при крепостном праве требовались общие гулаги, когда они были при каждом поместье? Вы прокомментируйте лучше часть относительно шайки, захвалившей власть в феврале 1917, а то Вы всегда опускаете этот факт, будто до и прсле 37г. ничего не было.
Алла 4 ноября 2018, 17:40
И., а вы сначала разберитесь в вопросе, а потом говорите про лозунги. Вот, что писалось о кулаках до революции. Словарь Даля, середина 19 века: "Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; || перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером;" Определение Энгельгардта, 1870-е: "настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… Всё у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает." Не надо тут сказок о хороших мироедах.
Вадим К. 4 ноября 2018, 14:23
Иоанна, я писал не о причинах революции, а о причинах 37-го года. При всем при этом никто не может сказать, что эти даты не связаны. Очень даже тесно связаны. Великий хаос, который случился в нашей стране к октябрю 17-го только и мог что окончиться репрессиями. Непримиримость и нетерпимость одних в 1917 году умножала то же самое у других и неисправимыми друг друга считали себя обе стороны и безжалостно уничтожали. Как раз память тех жертв и требует не старых обвинений друг друга и повторения всей этой вражды, а понимания, почему все так произошло и что делать, чтобы не повторилось нечто подобное в будущем. Враждовать проще простого, но оканчивается это взаимным истреблением, Гал(5, 15).
Иван 4 ноября 2018, 02:26
Вадим К. 1 ноября 2018, 11:54 "Помнить о 37-м годе нужно, но нужно и понимать, что он был в нашей истории неспроста". Вадим, верно, конечно немалая доля так называемых "жертв" 37 года это те самые "пламенные революционеры", "ленинская гвардия". Т.е. самые отъявленные негодяи и русофобы, запалившие пожар 17 года. Все эти Каменевы-Розенфелды, Зиновьевы-Апфельбаумы и прочие бухарины... И в этом есть, безусловно, историческая справедливость. Но нельзя забывать что одновременно продолжал уничтожаться и простой русский народ, крестьяне, священники. Т.е. гибли как виновные так и безвинные. И последних, увы, было значительно больше...
И. 3 ноября 2018, 18:39
Алла, вы что такое пишите? Цитируете лозунги с большевистских агитплакатов времён военного коммунизма? Кулаки, в понимании большевиков, это просто непьющие работящие крестьяне. Вот их оббирали и высылали на голодную смерть в казахские степи. А власть доверяли вновь созданным комбедам, "комитетам бедноты" созданным из сельских пьяниц и бездельников. Мою пробабушку, воспитывавшую в одиночку четверых детей и пахавшую как ломовая лошадь, раскулачили за то, что у них была корова. И таких было великое множество.
В.А. 3 ноября 2018, 18:26
Алла, ну так по вашей же логике, если народу всегда виднее, то значит поделом что от СССР остались рожки да ножки. Свалили ваш СССР в одночасье. И не вышел народ на его защиту. Значит народу виднее, видать не нужна ему эта кровавая лагерная система уничтожения собственного народа.
Иоанна_ 3 ноября 2018, 15:04
Арина 2 ноября 2018, 12:05. Сознательно, планомерно, массово уничтожать свой же народ-кормилец, причём, самых лучших, самых трудолюбивых, самых умных в первую очередь, чем занимались советские карательные органы и подчинённая им СИСТЕМА ГУЛаг - такого не было ни при крепостном праве, ни раньше, да и нигде в мире, кроме, пожалуй, Китая и Камбоджи (под теми же коммунистическими лозунгами).
Алла 3 ноября 2018, 11:53
Иоанна, богачи и не были социально близкими для обычных людей. Не пишите "крестьяне", пишите "кулаки" - обычные крестьяне их ненавидели. Как и дворян и всяких нуворишей. Народ поддержал большевиков, потому что социальная несправедливость довела его до ручки. Можете сколько угодно сказки про бандитов рассказывать, но народу было виднее, чем вам. Поэтому белых народ не привечал - они были не своими для него.
Иоанна_ 3 ноября 2018, 10:15
Вадим, статья посвящена не анализу причин революции, а ТОЛЬКО памяти наших отцов, погибших в лагерях. Но почему-то даже само упоминание о лагерях и жертвах, о том, что кто-то их помнит и старается сохранить эту память, немедленно вызывает "зубную боль в сердце" у некоторых читателей. Если я вас ошибочно к таковым причислила - прошу вас простить меня. Всего доброго!
Вадим К. 3 ноября 2018, 09:26
Иоанна, надо читать так, как написано, а предположения, что подразумевается под написанным что-то иное, прежде проверять, правильны ли они и только потом обвинять. Иначе у Вас самой получится тот самый 37-й. По-Вашему выходит, что изучать ничего не надо и закономерности не нужны, кроме одной: если кто-то коммунист, конечно же враг и прочее уже не важно. Жестокостей же хватало во все времена и совершалась она не только коммунистами и она всегда бывает сатанинской, а не только у них...
Иоанна_ 3 ноября 2018, 06:03
/Такой упрощенный подход к своей истории...// Вот-вот, Вадим, всюду ищем "закономерности", как нас учили. ДЛЯ ЧЕГО? Для оправдания сатанинской жестокости?
Лидия 2 ноября 2018, 22:57
Арина писала:"В Коми литовцы памятники ставят...Молодежь встает и не понимает "а что в этом плохого? а кому они мешают?" Арина, а Вам действительно "мешает" памятник репрессированным литовцам? Вот это у меня вообще в голове не укладывается. Вы статью то читали? У нормального человека после прочтения этого волосы дыбом встают. От ужаса. От осознания того, что было содеяно сов.властью с собственным народом. Тут бы воздохнуть о своих, русских, умученных большевиками. А Вас только возмущает что литовские христиане чтут память свои умученных предков. Вот это и есть самое страшное наследие 70-летнего рабства - равнодушие к памяти своих умученных сограждан и агрессивная озлобленность ко всем иным
Арина 2 ноября 2018, 12:05
Иоанна_ 1 ноября 2018, а крепостное право, наверное, инопланетяне, а не дворяне православные насадили в России. И монархию инопланетяне же свергли, установив свое временное правительство. Это ж только две тысячи лет назад одни и те же люди могли кричать и "осанна" и "распни", и ближайшие ученики могли разбежаться и отречься, а мы ни-ни, только проклятые оккупанты вынуждают.
Вадим К., Иоанне 2 ноября 2018, 11:47
Шайка бандитов захватила вдруг власть в самой большой стране мира со 150 млн. населения... Потом еще выиграла кровопролитную войну со своими противниками, а еще через 20 лет с внешним врагом, который занял всю Европу. Такой упрощенный подход к своей истории уже стоит нам угрозе ядерных ракет где-нибудь в г. Харькове. Допустим, это были действительно бандиты, но как им позволили все это сделать и власть, которая была до них, и сам по-Вашему неповинный ни в чем народ? Впрочем, зачем еще и в 25-й раз начинать все заново и может быть правильно говорится: история учит, что она многих ничему не учит...
Петр 2 ноября 2018, 00:22
Вячеслав, ну и заодно можете почитать как большевики гигантские территории русской Южной Сибири, с миллионами русских людей передали сначала Киргизской АССР, а потом Казахской ССР! СССР строился в ущерб и за счет именно русского народа. Примеров того как искусственно большевики ослабляли русский народ - великое множество. Уже потом, в момент распада СССР мы с удивлением "вдруг" осознали что в сказку про "дружбу народов" верили только русские. Это была идеологема для обработки исключительно русского народа. Осознали это мы когда русских стали гнать из вчерашних "братских республик". Но главный удар по русскому народу был нанесен большевиками именно по Церкви, как по средоточию духа народа.
Петр 1 ноября 2018, 23:03
Вячеслав 1 ноября 2018 "До революции царь казакам земли горцев давал". Вячеслав, учите историю, а не фантазируйте. Гребенские казаки поселились на Кавказе когда Кавказ ещё не входил в состав Российской Империи. Так что царь ничего им дать не мог. Большевики просто отобрали у них землю и передали горцам. Это земли на равнинах, на которой горцы никогда не жили. Так называемая передача земель сопровождалась резней мирного русского населения (горцы грабили станицы и вырезали славянское население) при попустительстве (поощрении) советской власти. Казаков намеренно уничтожали, возник даже термин - расказачивание. Автор идеи расказачивания - Янкель Мовшевич Свердлов. Это исторический факт.
Иоанна_ 1 ноября 2018, 21:35
/Вадим К. 1 ноября 2018, 11:54
Помнить о 37-м годе нужно, но нужно и понимать, что он был в нашей истории неспроста...// Конечно НЕСПРОСТА, Вадим: шайка бандитов бандитскими методами захватила власть и по своим бандитским правилам стала управлять страной. Опять же НЕСПРОСТА в лагерях уголовники, то есть убийцы, воры, насильники именовались "социально близкими", в отличие от дворян, интеллигенции, священников, крестьян, мещан, просто честных и порядочных людей из любого сословия, которые именовались "контрой" и считались НЕИСПРАВИМЫМИ. И от которых по этой причине предстояло избавиться...
Вячеслав 1 ноября 2018, 14:30
Петр31 октября 2018, 23:07
Какие агитки? Земли взяли у казаков и отдали горцам? Казаки это нация? Нет-сословие, сословие упразднили, они стали как все остальные граждане, у горцев прав стало ровно столько же сколько и у казаков. До революции царь казакам земли горцев давал, после революции уравняли. Казаки начали бунтовать, отделяться идти против власти к ним в ответ репрессии (как и при царе было, тогда казачьи земли дворянам раздавали, вы знаете об этом?). Украина отделилась фактически от РИ, Кавказ, Азия, как их назад собирать тогда надо было? Вот и придумали как объединить. А вот через 70 лет что будет никто не знал.
Пора уже перстать жить легендами зарубежных братьев.
Вадим К. 1 ноября 2018, 11:54
Помнить о 37-м годе нужно, но нужно и понимать, что он был в нашей истории неспроста и не по одной злой воле двух или трех людей. После развала в 1917 г. и разгула свободы все последующее было уже естественной расплатой за ошибки. И еще. Плохо ли, хорошо ли, но тот год был осужден самой партией, о чем борцы с коммунизмом почему-то забывают и все время жалеют, что ее не судили так же, как не раскаявшихся нацистов.
Петр31 октября 2018, 23:07
Вячеслав, я тоже предлагаю Вам самостоятельно изучать историю, а не повторять агитки из советских учебников. Ознакомьтесь с тем, что представляла из себя национальная (русофобская) политика большевиков. Как исконные русские земли нарезали и раздавали другим народам. Именно поэтому в последствии русским людям пришлось бежать со своих исконных земель, подаренных большевиками "братским народам". Казаков уничтожали, а земли отдавали горцам. Даже то, что происходит сейчас на Донбасе, это ведь тоже мина замедленного действия заложенная большевиками - в 1920 году эти территории были переданы для "укрепления промышленного потенциала Украины и увеличения значимости в ней промышленного пролетариата".
Вячеслав31 октября 2018, 19:29
Петр31 октября 2018, 13:01
Перестройка это детище предателей интересов советского народа, просочившихся наверх, в ЦК.
А насчет бомбы замедленного действия... предлагаю вам самостоятельно разобраться в этом вопросе, а не повторять модную точку зрения. Намекну даже как дело было, временное правительство настолько хорошо правило, что очень быстро начался развал РИ, который большевики и прекратили чуть позже.
Арина31 октября 2018, 15:05
Вячеслав30 октября 2018, 08:15, соглашусь с Вами. Что недавно было, за что есть кому ответить - не интересует, зато готовы судить предков, пустить на свою землю кого угодно, чтобы те поставили свои памятники и научили нас нашей истории и "примирению". В Коми литовцы памятники ставят, в Воронежской области альпийские стрелки. Только вчера на канале Звезда была передача о захоронении и памятнике "неизвестному фашисту". Молодежь встает и не понимает "а что в этом плохого? а кому они мешают?", а официальные лица выступают "за примирение". Лучший памятник жертвам репрессий - крест на могиле и молитва живущих. Остальное увековечивает не жертвы, а грехи человеческие.
Петр31 октября 2018, 13:01
Вячеслав30 октября 2018, 08:15 "А где памятники жертвам перестройки? Где памятник русским людям которых выгоняли из своих домов национальные правительства?" Ну, во первых, сама перестройка это детище ЦК КПСС. Замысливалась и реализовывалась она "под чутким руководством Партии и правительства". Так что все вопросы к руководству СССР. А вот так называемые "национальные образования" в рамках СССР - это мина замедленного действия, заложенная лично тов. Лениным (к слову, люто ненавидевшим историческую Россию и русский народ). Это он и его подельники, "пламенные революционегы", дербанили Россию и нарезали десятки нац.образований, никогда ранее не существовавших...
Галина Лукашова31 октября 2018, 12:32
Поздравляем, Наташа! Результат экспедиции - путешествия не пропал даром! Отдельная благодарность "Православию RU" за своевременный выпуск статьи 30 октября 2018 года, в день памяти жертв политических репрессий.
ирина31 октября 2018, 10:15
Упокой,Господи души всех умерших политзаключенных,имена Ты их Господи знаешь...Царствие им Небесное
Александр В31 октября 2018, 07:04
Замечательная статья. Спаси Господи!

Вячеславу

Дорогой брат, плюют на свою историю и страну те, кто отрицает, какое зло богоборческая власть во главе с Лениным и Сталиным принесла многострадальному русскому народу. Никакие достижения советской власти не могу оправдать гонения на православную веру, а также страдания и гибель сотен тысяч невинных людей.
Наталья30 октября 2018, 23:54
Родилась и выросла в Инте. В 1976 году уехала в Ульяновск. И только сейчас узнала о лагере в Абези. Хотела бы все увидеть своими глазами и детям показать, ведь это наша история, горькая правда жизни. Огромное спасибо за статью
Tatiana30 октября 2018, 23:42
Spasibo za statju.My-pamjatnik,my vystojali v perestrojku,vyzhili,sohranilisj,zhivem zdesj,hotja tozhe mogli sginutj.My pomnim zavody,fabriki,doma,ljudej,skazki,byliny.Staraemsja vse eto peredatj svoim detjam.
Виктор30 октября 2018, 20:30
Да, все это весьма печально... Аналогичное кладбище я наблюдал в 2000г в пос.Кожим (ныне заброшенном) Интинского района.
Сергей30 октября 2018, 19:20
Очень рад, что есть еще в России журналисты, который выбирают такие сложные, спорные направления для освещения в своих статьях и едут для их разработки в непопулярные и сложные регионы. А впечатление такое после прочтения, что побывал у величайших православных святынь.
Валерия30 октября 2018, 15:07
Наташа, прочитав твою статью, вспомнила путешествие на Джинтуй(Джынтуй), насколько та поездка, оказывается, произвела неизгладимое впечатление на меня, аж сердце защемило...
И вот снова как будто с вами проехала по этим прекрасным и жутким местам.

Людмила 30 октября 2018, 11:38
Когда изучала наследие Л.П. Карсавина узнала, что он похоронен на кладбище инвалидного лагеря поселка Абезь. А вот увидела место захоронения выдающегося религиозного философа только сейчас. Мне очень понравилось, что автор дает описание самого населенного пункта, ведь очень интересно узнать и увидеть, как живет поселок с такой трагической историей сегодня. Спасибо большое за статью, ощущение такое сейчас, что я сама побывала в Абези!
Надежда 30 октября 2018, 11:00
Спасибо за статью! За память о жертвах политических репрессий! Жаль, что, кроме простых людей, никто не смотрит за состоянием кладбища, не помогают восстановить имена людей, похороненных в Абези!
Вячеслав30 октября 2018, 08:15
А где памятники жертвам перестройки? Где памятник русским людям которых выгоняли из своих домов национальные правительства? Где памятники заводам которые кормили сотни тысяч а потом были разрезаны на металлолом? А их нету, давайте и дальше плевать в свою историю, давайте дальше плевать в Сталина и разваливать свою страну.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×