Швейцария при первом знакомстве производит благоприятное впечатление. Чувствуется порядок, организованность и высокий уровень жизни. В этих краях изумительно красивая горная природа с многочисленными достопримечательностями переплетается с возможностью безопасного и комфортного передвижения на общественном транспорте, чистотой улиц, качественной питьевой водой и хорошими продуктами питания. Цены, правда, раза в три выше, чем в Беларуси, но и зарплаты местных жителей превышают средние белорусские доходы в несколько раз.
За внешним католико-протестантским фасадом скрывается печальный процесс утраты христианской идентичности
Для многих соотечественников Швейцария ассоциируется с католичеством и в немалой степени – с протестантством, ведь в Женеве жил и творил Кальвин, а в Цюрихе – Цвингли (они стали основателями новых направлений Реформации). На улицах швейцарских городов и деревень возвышаются колокольни католических и протестантских храмов, которым нередко много сотен лет – всё же страна живёт мирной жизнью два столетия, не зная войн, катаклизмов и масштабных кризисов (и не зная катастрофических военных разрушений и нелёгкого послевоенного восстановления). Правда, за внешним католико-протестантским фасадом скрывается печальный процесс утраты христианской идентичности. И не только потому, что всё меньше людей молится и посещает богослужения (сегодня треть швейцарцев вообще не принадлежит ни к какой конфессии), но и по той причине, что в Швейцарии приняты и одобряются либеральные законы в области морали и нравственности. Здесь дозволены аборты, однополые «браки» и эвтаназия – в общем, «полный набор», за который ратуют либеральные «прогрессисты». «Туризм смерти» (за эвтаназией) – это, увы, одна из причин, почему некоторые люди едут в страну на Альпах.
Но есть и иная Швейцария – пусть не столь известная, но всё же открывающаяся тому, кто желает увидеть её с другой, более духовной, благословенной стороны. Это страна, в которой учреждаются новые православные приходы, а уже существующие пополняются как приезжими мигрантами, так и местными жителями. Это Швейцария, подарившая миру множество святых, канонизированных Православной Церковью. Помолиться этим святым, приложиться к их мощам можно в разных регионах страны, особенно там, где не прошёлся протестантский каток борьбы со святынями. Андерматт, Делемон, Сен-Морис – вот лишь несколько населённых пунктов, где православный верующий может преклонить колени у мощей местных святых.
Для меня первое знакомство со швейцарскими святыми состоялось в городе Кур (Chur), что в восточной части страны (кантон Граубюнден). Город небольшой (40 тысяч жителей), но посещаемый туристами (именно отсюда стартует знаменитый Бернинский экспресс) и (в меньшей степени) паломниками. Здесь, в крипте Церкви св. Лукия, находится ковчежец с мощами курских святых – священномученика Лукия и мученицы Эмериты (II век от Рождества Христова). Согласно преданию, Лукий был первым епископом Кура. Есть также мнение (хотя оно оспаривается некоторыми историками), что ранее Лукий был королём Британии (где и принял христианство), а затем уехал со своей родины, чтобы проповедовать Евангелие в Реции (провинция в Римской Империи, которая включала территорию нынешнего Граубюндена). Здесь он был схвачен язычниками и по решению римского губернатора провинции приговорён к смерти. Епископа обезглавили в крепости Мартиора. Его мученическая кончина относится к концу второго века, по некоторым данным это произошло около 180 года от Рождества Христова. Мученица Эмерита была сестрой св. Лукия и вместе с ним проповедовала Евангелие в Реции. В Триммисе (поселение недалеко от Кура) она была подвергнута мучениям и сожжена. Память мучеников празднуется 15 (сщмч. Лукий) и 17 (мц. Эмерита) декабря.
Интерьер церкви св. Лукия (Кур, Швейцария)
Храм св. Лукия в Куре построен на месте погребения святого. Церковь расположена на холме, в южной части города, примерно в 20-ти минут ходьбы от вокзала. Чтобы подойти к мощам, паломнику нужно спуститься в крипту под главным алтарём (крипта, по некоторым данным, построена в VI веке), где находится ещё один алтарь. По обе стороны нижнего алтаря расположены входные лестницы в полукруглый туннель. В середине туннеля открывается вход в ещё один небольшой алтарь, на престоле которого покоится ковчежец-мощевик. Под землёй царит темнота, но паломник может включить освещение (выключатели расположены у правого входа в туннель). Церковь св. Лукия открыта в течение дня, причём доступ в неё свободный, для всех желающих.
Реликварий с мощами сщмч. Лукия и мц. Эмериты (Кур, Швейцария)
Правда, при молитве у святыни следует проявить благоосторожность: католики поместили в ковчежец не только частицы мощей свв. Лукия и Эмериты, но и останки своих «святых» – Фиделия Сигмарингенского (XVI век) и Никлауса из Флюэ (XV век). Поэтому не все православные священники благосклонно относятся к совершению здесь молебнов. Кстати, вопреки суждениям, которые порой распространяются в различных источниках, в кафедральном соборе Кура нет мощей святых, почитаемых православными. Это подтвердил и настоятель, которого я случайно встретил вблизи храма. В музее сокровищ собора (Domschatzmuseum) находятся реликварии, но и они сейчас пустые – мощей святых в них нет.
Курские святые молятся за свой народ, за Швейцарскую землю и за всех, кто просит их молитвенного заступничества
Впрочем, независимо от того, как устроены мощевики в Куре, мы прекрасно понимаем, что курские святые, предстоящие у Престола Божия, молятся за свой народ, за свою землю и за всех, кто просит их молитвенного заступничества. Думаю, совсем не случайно, что единственный православный приход в Куре уже много лет собирается именно в Церкви св. Лукия. Почти каждое воскресенье священник Богдан Мэреу (из Румынии) совершает там Божественную литургию, объединяющую православных верующих Граубюндена в молитвенном обращении ко Христу, вместе со всеми курскими святыми.