В первую седмицу Великого поста вместе с детьми

Материнские заметки

Первые семь дней Великого Поста – Первая седмица – вхождение в Великую и святую Четыредесятницу

Как нам справиться с этой задачей: войти в этот мир, в эту эпоху церковного календаря? Как встретить первую седмицу Великого поста, когда у нас семья, дети, работа и прочее житейское попечение, когда условия и обычаи нашего общества далеки от ритма церковной жизни? Этот вопрос каждая семья решает, конечно, по-своему.

Я расскажу о том, как это бывает в нашей семье. Просто как зарисовки «из жизни».

Не может быть универсального плана для каждого дома на все случаи жизни. Когда в семье двое-трое младенцев – это один ритм жизни, когда пятеро подростков – другой. Когда дети здоровы – одна ситуация, когда больны – другая. Если муж священник, то у матушки свои трудности. Муж неверующий – другие проблемы. Все это – целые миры, разные миры, все это – разные условия задачи, и решения к этим задачам будут разными.

Но если условия похожи, если задачи общие, то решения могут быть схожими. И когда цель – соединить дом с Церковью, войти в пост всем домом, вместе с детьми, в любом случае понадобятся, на мой взгляд, такие три вещи:

  1. Родители сами должны жить церковной жизнью, в частности, сами должны поститься.
  2. Детям нужно объяснять, «что происходит», а не просто вталкивать их в гущу событий.
  3. Соблюдать «принцип наглядности» и «связи обучения с жизнью».
  4. Все остальное уже зависит от принятых в семье традиций, от культуры и отношений внутри семьи, от того, насколько близко родители соединены с жизнью Церкви, и вообще от желания родителей быть вместе – и друг с другом, и со своими детьми.

Понедельник первой седмицы Великого Поста
Интерьер дома

Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н. Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н. Этот день в народе называли еще «Чистым понедельником». Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так описывает этот день:

«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят…

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия… зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи…

Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи…».

Все описанное здесь – внешние атрибуты «постной жизни». Но это внешнее помогает выстраивать и внутреннее. Вчера была Масленица – а сегодня ребенок просыпается и видит, именно видит: наступило другое время, другая эпоха. Пост.

Пост в интерьере – это и есть «наглядность». И это – часть церковной традиции. Облачения, украшения икон, даже алтарная завеса – все меняется в дни Великого Поста. Черные и фиолетовые «строгие» украшения настраивают нас на «строгость» этого времени.

«Великопостный интерьер» в квартире XXI века – вещь вполне реальная

«Великопостный интерьер» в квартире XXI века – вещь вполне реальная. Не обязательно по Шмелеву. Ориентир здесь, скорее, интерьер храма, коему мы и уподобляем наш дом и сейчас, и вообще.

Украсим иконы домашнего иконостаса лентой широких черных кружев – это уже настроит наш дом на «лад» поста. Можно купить в церковной лавке женский шарфик черного цвета и использовать его как рушник, которым украшают иконы. Это легко и просто.

Еще мы в этот день вместе с детьми убираем некоторые украшения дома. Например, еще в начале Рождественского поста мы повесили на окна светодиодные лампочки-гирлянды. Они так и горят у нас до Масленицы: темнеет рано, и мигающие лампочки в гостиной делают зимнюю жизнь веселой и нарядной. А вот с началом поста мы эти гирлянды снимаем. Во-первых, дом сразу теряет «праздничность», получается эта постная «нагота», которую описывает Шмелев. Во-вторых, как раз наступает весна, и самое время окончательно убрать все зимнее и рождественское. Так что все логично получается.

Традиционная народная уборка дома в этот день выглядит тоже вполне логичной. Особенно если учесть, что накануне было заговенье на пост, и, может быть, в последний день Масленицы приезжали гости… И сегодня мы уберемся, встретим пост чистотой и порядком – как будто праздник. А после уборки повесим на иконы эти черные украшения, зажжем лампадки.

Утренние молитвы

Утром Великого понедельника наши дети, как обычно, идут в школу. Утреннее правило у них – только начальные молитвы: «Богородице, Дево, радуйся» и «Спаси Господи, люди Твоя». А сегодня – новое, постное: добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...». Эту молитву дети заранее написали для себя большими четкими буквами. Но если и забыли подготовить текст – не страшно. Эту молитву мы будем весь пост прочитывать и утром, и вечером, и уже скоро дети запомнят ее наизусть.

В храме в этот день служатся особые службы. В наших храмах это – утреня, часы и вечерня. Наверное, чтобы попадать на утренние богослужения этого дня, надо быть монахиней или одинокой, но энергичной и при этом обеспеченной… Но и такие родители, как я, занятые на работе и в семье, могут приобщиться к сегодняшнему богослужению. Хотя бы вспомнить, что оно имеет место быть.

Например, в перерывах между рабочими и домашними делами можно прочитать кое-что из утренней службы. А может быть, времени на эти молитвы не найдется. Чаще всего так и случается. Но если прочитать хотя бы одну молитву – много времени это не займет, зато поможет направить мысли в правильную сторону.

Вот такие слова, например:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоте́й отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный.

Или вот еще:

Всечестное воздержание начнем све́тло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение, осиявающее нетление миру.

Две минуты на такие вещи найти можно. А потом «носить» их в голове, выполняя текущие дела.

Книга Бытия

А когда дети вернутся из школы, за обедом мы прочитаем вместе с ними кое-что из Священного Писания. Ведь Великим Постом наша Церковь предлагает нам для ежедневного чтения тексты из Ветхого Завета. Это явно повод для приобщения к Библии. Явно повод для обучения детей.

    

В понедельник первой седмицы Великого Поста Церковь предлагает нам для чтения Книгу Бытия: Быт. 1, 1–13. – самое начало, о сотворении мира, до четвертого дня творения. Это очень короткий текст. Если дети совсем не знакомы со Священным Писанием, то сегодняшний день – самый логичный повод начать рассказывать детям о Боге, о создании мира. Если уже знакомы – сегодняшнее чтение будет прекрасным «повторением пройденного».

Может быть, за обедом не будет времени: надо будет бежать на самбо, собираться в музыкальную школу и вкушать прочие радости детского образования. Тогда перенесем это чтение на время ужина или почитаем Библию, когда будем укладывать детей спать. На это дело уйдет минут пять (не больше – я засекала). Если обсудить – то всего минут 15–20. Если еще и посмотреть иллюстрации к этому чтению, то при наличии книг под рукой или Интернета – еще 15 минут.

А можно отнестись к делу серьезнее. Самим почитать толкования святых отцов на эти места Писания. «Закрепить» пройденное с малышами изготовлением поделок. Об этом я уже рассказывала отдельно: http://www.pravoslavie.ru/88793.html.

В сокращенном виде эти занятия занимают примерно полчаса. Но за это время мы сделаем несколько невероятно важных дел.

Во время такого занятия с детьми мы сами прочитаем те паремии, которые сегодня предлагает для чтения Церковь.

Мы позанимаемся с нашими детьми важнейшим из уроков.

Сделаем свой дом пространством православной культуры

Сделаем свой дом пространством «образовательного общения» и православной культуры.

  

Притчи Соломоновы

Может быть, найдется время и для другой паремии – с этого дня Церковь предлагает нам начать чтение Притчей Соломоновых. Это тоже вполне доступная для детей книга Священного Писания, многие изречения Соломона – общеизвестные короткие афоризмы. Если мы читали Бытие за ужином, Притчи можно почитать на ночь. Если будем заниматься с детьми, можно им предложить выписать некоторые слова Премудрого Соломона. Например, сделать закладочки для книг с этими фразами или повесить на стену в красиво оформленном виде.

    

В первый понедельник Великого Поста Церковь предлагает, среди прочего, такие слова (Притч. 1, 1–20):

Начало премудрости – страх Господень.
Только глупцы презирают мудрость и наставление.
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Канон Андрея Критского

А еще в понедельник святой Четыредесятицы на Великом Повечерии, во время вечерней службы, читается первая часть Великого Канона преподобного Андрея Критского.

Попасть на это богослужение с маленькими детьми совсем непросто. Если и получится выбраться в храм, то, может быть, дети дадут нам постоять на службе, но, скорее всего, будут мешать другим людям. По крайней мере, такое часто случается с моими детьми.

Поэтому на Канон Андрея Критского мы с мужем ходим по очереди. Например, в понедельник – только папа с кем-то из старших детей, а во вторник тогда – мама, с другим старшим ребенком. В среду– снова папа еще с одним ребенком… Тот, кто идет в храм, берет с собой текст Канона. Иначе бывает очень тяжело следить за службой. Мы берем на Канон детей не раньше, чем с семи-восьми лет: служба строгая, текст непростой…

Вообще здорово, когда нам, родителям, получается попасть в первые дни поста в храм на Канон Андрея Критского. Общее церковное богослужение – это лучшее «вхождение в пост». И даже когда не очень хорошо слышно, когда нет под рукой текста Канона, все равно побывать на таком богослужении в храме – лучше, живее, ближе, чем тот же текст прочитать дома.

Но все-таки семейно-детская жизнь предполагает, что кто-то из родителей остается дома… И тогда этот оставшийся читает положенные на сегодня слова Канона Андрея Критского перед домашними иконами.

В таком случае я собираю тех детей, которые не пошли в храм. Напоминаю им о том, что сегодня в православных храмах читается Великий Канон. Можно открыть записи в Интернете, включить видео, где этот канон читается в каком-то монастыре, или где Канон читает Святейший. Слушаем, как хор поет в темноте храма: «Помощник и покровитель…». Смотрим недолго: только чтобы напомнить детям, что это за служба. Чтобы получить общее впечатление. А потом предлагаю детям вместе со мной почитать начало этого Канона. Зажигаем свечи перед иконами, выключаем свет. И вместе поем первый ирмос – тот, который только что слышали в записи:

«Помощник и покровитель, бысть мне во спасение. Сей мой Бог»

Я читаю тропари Канона. Дети поют припев:

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Второй ирмос уже не поем, совместную «домашнюю службу» на этом заканчиваем. Вряд ли малыши четырех-пяти-шести лет смогут действительно осознанно или хотя бы внимательно дальше слушать эти молитвы.

Но если дети просят почитать еще, сами просят – продолжаем читать вместе. Такое случается с детьми достаточно взрослыми, которые уже умеют читать. Так что читаем по очереди. Например: вместе поем ирмос. Я читаю все тропари, кто-то из младших, например, семилетний, повторяет припев. Кто-то постарше, кто читает получше, читает тропари на «Слава» и «И ныне». А кто еще постарше, может на следующей песне прочитать тропари сам. Как только я вижу, что дети начинают отвлекаться, я уже настойчиво предлагаю им закончить.

Есть и такой вариант: когда мы спели и прочитали первую песнь все вместе, и кто-то из старших просит тоже помолиться, то я даю ему текст Канона, и он сам читает перед иконами. Столько, сколько захочет и сможет.

Я люблю и чту молитвы на церковнославянском языке, и наши дети с детства, с рождения буквально растут в нем. Но тем не менее не все тексты оказываются понятными на этом великом и древнем языке. И Канон преподобного Андрея Критского – тому пример. Не всегда легко «раскрутить» витиеватый синтаксис тропарей этого Канона. Не всегда даже достаточно начитанный человек поймет отсылки к ветхозаветным героям, коими изобилует текст этого Канона, «училища покаяния». Некоторые издания этого Канона дают удобный параллельный перевод, а также небольшие комментарии к сюжетам из Ветхого Завета. Вот по таким книжкам наши дети и читают Канон Андрея Критского в том случае, если они молятся в эти дни дома.

Такое чтение – возможность не только помолиться, но и понять, чему же нас учит Церковь на великопостных богослужениях. А еще – познакомиться с замечательным толкованием многих библейских сюжетов. Ради таких моментов мы и занимаемся с нашими детьми изучением и повторением библейских текстов.

Когда дети так подготовлены дома, они смогут более осознанно участвовать в церковном богослужении. Мало того: и видеозаписи, и общая домашняя молитва, и самостоятельное чтение – все это помогает детям захотеть попасть на эту службу в храм. И в таком случае, однажды – завтра, или в среду, или в четверг, или в следующем году – этому ребенку будет разрешено пойти в храм на Канон Андрея Критского.

И ребенок окажется в храме не потому, что его родители затащили, не потому, что ему деваться некуда, а потому, что он давно мечтал побывать на этой службе.

А потом участие в таком богослужении, посещение храма в первую седмицу великого поста становится уже потребностью, частью жизни ребенка. Частью жизни взрослеющего, взрослого христианина, человека, сознательно выбирающего для себя такую жизнь – жизнь в Церкви. Жизнь, без которой он уже не сможет себя мыслить.

Впрочем, не всегда все получается легко.

Например, когда дети маленькие, когда на руках младенец, трудно найти время для того, чтобы сосредоточенно, с вниманием прочитать всю часть Канона, положенную для понедельника. В таком случае я читаю его частями. Прочитала одну-две песни – надо бежать к детям, отвлекаться на домашние дела. Но как только появится малейшая возможность, перерыв – можно прочитать еще две песни. Можно кормить малыша грудью лежа и, если малыш позволяет, во время кормления еще почитать. Можно читать сидя в кресле, когда ребенок сидит или лежит на коленях…

А можно все сделать несколько иначе: одну песнь прочитать во время общих вечерних молитв. Потом, укладывая детей спать, поговорить с ними о Творении мира или почитать Притчи Соломоновы (сегодняшние паремии). А потом выключить свет и вслух, нараспев, дочитать Канон Андрея Критского; можно сидя на кровати с малышом. Скорее всего, это чтение подействует на детей усыпляюще. Дети будут уложены, а родители закончат чтение Канона.

Если есть еще силы и желание, если дети вовремя уложены, можно вдвоем с мужем почитать еще книгу пророка Исаии – это чтение Церковь также предлагает для начала Великого Поста. А можно, конечно, и не читать или почитать что-то другое. На пост мы с мужем обычно планируем чтение святых отцов: например, берем книгу поучений аввы Дорофея или один из томов творений Златоуста – и читаем каждый день на ночь. Всего по одному «слову» или даже по абзацу. Это уж как получается. Зато за пост успеваем реально что-то осилить.

Главное, чтобы это все было не насилием над самим собой и друг над другом, а радостью. Ведь все эти вещи Церковь дает нам на помощь, а не в нагрузку. И если мы все это принимаем – то помощь правда будет ощутимой.

    

Во вторник первой седмицы Великого поста

Все то же самое, что в понедельник. Только без уборки.

Утром можно открыть текст службы вторника первой седмицы – то, что сейчас читается в храме. И это снова может быть не все богослужение, а только несколько великопостных, написанных святыми отцами песней:

Постящеся братие телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропо́тная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость.

Добродетельми Илия возшед на колесницу божественную, постом просветився, возношашеся на высоту небесную, сему поревнуй, смиренная душе моя, и постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя: яко да болезни лютыя избегнеши, вечнующия геенны, вопиющи Христу: Господи, слава Тебе.

Продолжаем читать Библию – Быт. 1, 14–23, о четвертом и пятом дне Творения. Такими крошечными шажочками продолжаем вместе с детьми изучать Священное Писание. Сегодняшние Притчи Соломоновы – Притч. 1, 20–33.

Тот, кто принимает обличение от Премудрости, кто выбирает для себя жизнь в страхе Божием – тот будет жить без страха, безопасно и спокойно.

В среду первой седмицы Великого Поста

В этот день по монастырскому уставу полагается впервые поесть. Пусть на такие вещи мы даже не замахиваемся – но вспомнить об этом можно. Чтобы представить, насколько облегченно мы постимся, какой бы строгой ни была наша мера поста. Впрочем, такую страшную информацию мы своим детям не сообщаем. Я боюсь, как бы они не вздумали голодать первые дни поста. Отнесем это в разряд информации 18+.

Сегодня служится первая литургия Преждеосвященных Даров за этот Великий Пост. Но утром идти в храм для работающе-детных родителей может быть делом непростым. Ведь в таком случае надо будет и утром попасть на службу, и вечером читать Канон Андрея Критского. Поэтому мы обычно в этот день не бываем на литургии. Но вспоминаем: хотя бы однажды за этот пост надо будет причаститься за такой службой.

А сегодня утром мы можем просто после утренних молитв, скорее всего, без детей, и, скорее всего, даже между рабочими делами, на несколько минут вернуться мысленно к посту, к храму. И прочитать еще одну-две песни из службы среды первой седмицы:

Светотворное время, егоже ныне освятил еси, и даровал еси нам воздержания, Господи, Ты сподоби нас во умилении всех чисте прейти ми́рствующих, Креста крепостию, едине Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Постом помышлений страсти приидите порабо́тим, духовными себе крилы покрывше: да вражию движимую бурю, легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закла́ннаго волею Сына Божия, и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца.

А еще продолжаем читать паремии – сегодня завершается рассказ о сотворении мира, о сотворении человека и о седьмом дне творения, когда Господь «почил от трудов Своих»: Быт. 1, 24 – 2, 3. Продолжаются и «уроки по изучению наследия царя Соломона» – Церковь предлагает нам для чтения Притч. 2, 1–22.

Вечером продолжаем чтение Канона – часть, положенную на среду.

В четверг первой седмицы Великого Поста

Все то же, что и в предыдущие дни.

Из утреннего богослужения четверга:

Господи, мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припа́даю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох единому Многомилостивому.

Якоже виноград на древе, Спасе, ви́ся, вином напоил еси нетления, Христе, концы. Темже вопию: пиянством мя греховным люте омрачаема присно, сладостию умиления истиннаго напоив, поститися мя ныне от сластей укрепи, Спасе, яко Благ и Человеколюбец.

Продолжаем читать Библию вместе с детьми – Быт. 2, 4–19: снова о творении человека, об устройстве жизни на земле в первые дни нашего мира, о том, как был устроен Едем, рай. О первой заповеди, которую Бог дал человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Первая заповедь – о послушании, о посте, о воздержании… Кстати, не только читаем саму Библию, но и толкования святых отцов.

Снова открываем и Премудрого Соломона: Притч. 3, 1–18. О том, что мудрость – древо жизни для тех, которые приобретают ее. И слова, важные для наших детей, но еще более важные для нас, для меня самой:

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Не будь мудрецом в глазах твоих.

Можно предложить детям написать эти слова по-церковнославянски, красиво оформить: аппликацией, пластилином, рисунками. Так у наших детей будет изобразительное творчество, всякая мелкая моторика, а заодно они будут приобщены к церковнославянскому языку. Заодно и выучат слова Священного Писания и, может быть, что-то запомнят. И даже, может быть, что-то поймут.

А потом мы эту поделку повесим где-то у себя перед глазами – и будут эти слова Соломоновы наставлять нас весь пост. Неспроста ведь наша Церковь дает нам это чтение в святую Четыредесятицу.

Кстати, в школу в эти дни поста наши дети ходят, как обычно. Хорошо грекам – у них такие дни выходные… Наши дети будут пропускать занятия на Благовещение, в Великий Четверг, на Светлой – а сейчас у детей их обычный учебный график, в который встроены описанные здесь домашние занятия и молитвы.

***

Вот примерно так все и получается. Иногда что-то меняется. Добавляется и убавляется. Заболел ребенок – весь этот красивый план летит. А устроят в школе карантин или каникулы, выпадет на эти дни очередная Восьмая Марта – и тогда получается сделать больше, чем можно было надеяться.

Но если все складывается, то этот план может принести такие результаты:

  1. И родители, и дети приобщаются церковным богослужениям, даже если не удается выбраться в храм.
  2. Пост оказывается временем «образовательного» общения детей и родителей.
  3. Пост становится «учебным периодом» изучения Священного Писания для детей и родителей.

Главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, семья жила жизнью Церкви

Впрочем, не так важно, как именно получится «вхождение в пост» – главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, наша семья жила жизнью Церкви.

Чтобы были хотя бы попытки соединиться друг с другом в единое целое.

Чтобы было хотя бы стремление соединить свой дом с Церковью.

Чтобы хотя бы идея такая была – повернуть свою семью к Богу…

Если всего этого нет – может быть, начало Великого Поста и есть тот самый пресловутый понедельник, с которого мы попробуем начать новую жизнь?

Анна Сапрыкина

24 февраля 2017 г.

Смотри также
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
Как сделать праздник частью жизни семьи? Как рассказать детям о значении православных праздников, постах и богослужении? Об этом – новая книга Анны Сапрыкиной, представленная автором на онлайн-презентации.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье»
Издательство «Вольный Странник» и портал Православие.ru объявляют фотоконкурс «Православные праздники в современной семье». Давайте поделимся идеями, как можно создать праздничную атмосферу!
Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной
скоро выйдут в издательстве «Вольный странник»

«Литургия. Самая главная служба. Текст с объяснениями для детей и взрослых» и «Православные праздники в современной семье» – новые книги Анны Сапрыкиной, автора публикаций и изданий о православном семейном образовании.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Комментарии
Наталия21 февраля 2018, 13:17
Огромное спасибо! Спаси Господь Анна, вашу семью.)) очень нравится то, что Вы пишете.
Мария28 марта 2017, 00:38
Анна, огромное спасибо за Ваши статьи!!! Продолжайте)
Лидия 4 марта 2017, 20:37
Анна!Я Вам так благодарна за Ваш опыт!Ещё с прошлого года стала применять Ваши советы по проведению поста.Жизнь с детками во время поста преобразилась, стали второй год рисовать календарь,вешать госпожу поста,читать Библию с детьми и многое другое.Спаси Господь Вашу семью!
валентина майданская 4 марта 2017, 00:35
Огромное спасибо Анна!Вы даже себе представить не можете какое вы доброе дело сделали.Храни Вас Господь и всю вашу семью.
Мама 2 марта 2017, 00:34
Спасибо Вам! У меня 5-ро. Хотя и в храм ходим, а вот не хватало ума вот так поступить. А совесть мучает - чего-то не доделываю с детьми. Теперь попробуем, хоть и с опозданием. Но лучше поздно, чем никогда...
Ольга28 февраля 2017, 00:59
Анна, спасибо большое за статью! У меня настал тот самый пресловутый понедельник, это мой первый осознанный пост ) Написано просто и понятно, а самое главное для меня, что описан практический опыт, а не только теория.
Делитесь, пожалуйста, опытом и дальше! Спаси Вас Бог!
Татиана27 февраля 2017, 21:10
Спасибо огромное!!! С Великим постом Вас и Вашу семью! Милости Божией Вам!!!Уже написала красочно притчи Соломоновы, сбросила сестрёнке ваш рассказ, ...На душе радостно и торжественно... И был сегодня Храм и Канон.Храм у нас маленький, окраина г. Челябинска, все родные и близкие, и после прочтения Вашей заметки ощущается общность,- все мы, - сестры и братья. Спаси Боже Вас!Будем ждать в гости наших четверых внуков, и вместе с ними вспомним и Притчи Соломоновы и напишем и, Бог даст, зёрнышки упадут к ним в души...
ТаняСем27 февраля 2017, 14:14
Очень согласна с коммент Михайловой Татьяны 24 февраля 2017!!!Сама также борюсь с немощами своими и каждый раз с 6-ти летней доченькой хочу войти в Пост как Господь того желает,но увы....Мало того что ничего не успеваю,так еще и ответить-то незнаю как своему ребенку на вопросы о Посте и Господе,ведь сто тысяч "почему" возникают на разные события Поста,укрепи нас,Боже и помилуй!!!
Анастасия27 февраля 2017, 10:20
Анна, храни Вас Господь! Такие замечательные заметки! Очень полезно и очень доступно для всех. Спасибо!
Елена27 февраля 2017, 02:04
Интересно, под каким предлогом дети пропускают занятия на Благовещение и Великий Четверг? и если под истинным, то как к этому относятся учителя?
Олеся Василевская26 февраля 2017, 21:30
Очень полезная и актуальная информация,спасибо!
Ирина26 февраля 2017, 19:52
Спасибо. Очень хочется продолжения. Полезная информация и для меня самой.
Домна Матвевна26 февраля 2017, 16:42
Спаси Господи Вас, Анна! Интересно! Необходимо! Важно! Спасительно! Для каждого члена семьи в отдельности и для всей семьи в целом.Это уж по-разному бывает! ...НО так хочется, чтобы это стало необходимо всей семье!!! Всем этого желаю!
Марфушенька Душенька26 февраля 2017, 11:08
Спасибо, Ваш опыт очень ценен для многих
Любовь26 февраля 2017, 09:53
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО, ЗА ПРЕКРАСНУЮ СТАТЬЮ, ЭТО ПРЕКРАСНО, ЧТО И ВАШИ ДЕТКИ С РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИУЧЕНЫ К МОЛИТВЕ И К ЖИЗНИ ПО ЗАКОНУ БОЖЬЕМУ, ЖАЛЬ, ЧТО МОЕ ПОКОЛЕНИЕ ТАК МАЛО ИМЕЛО ИНФОРМАЦИИ НА ТАКИЕ ТЕМЫ, НА ТЕМЫ ПРАВОСЛАВИЯ.
Анна26 февраля 2017, 05:24
Поклон вам за такую замечательную, практичную статью! Пишите побольше!
Фотиния26 февраля 2017, 00:29
Спаси Вас Бог, Анна!
OE25 февраля 2017, 23:44
Спасибо за статью! Очень хорошый пример и дает много идей для своей семьи. На интернете есть очень много занятий для детей раннего и дошкольнего возраста на тему поста- чаще всего из материялов церковно-приходских школ. Я много находила просто делая поиск на гугле.
Не знаю как на русском, на английском языке есть учебники с каждедневными занятиями для детей, идет по церковному календарю, учебники используются для тех, кто учит детей дома. В сев. америке и в других странах есть немало Православных семей которые так учатся (а протестанских и не-христиан огромное количество). Есть например garden of the Theotokos из Америки, classical Learning Resource centre, это от Антиохийской Церкви.
Ксения25 февраля 2017, 21:31
Сколько читаю статьи Анны, восхищаюсь и думаю что она какойто сверхчеловек:так все успевать и организовывать.
Юлия25 февраля 2017, 20:41
Анна, спасибо. Дети уже выросли. И как не хватала такого обмена опытом в то время! Но и для бездетных людей, на мой взгляд, много полезного в этой статье. И спасибо за структурированность изложения. С началом поста
Любовь Лебедева25 февраля 2017, 19:24
АННА,БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ...ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ !
Светлана25 февраля 2017, 19:21
Спасибо большое. Для меня очень интересная статья.
Евгений Лин25 февраля 2017, 15:53
Спаси Вас Христос!
Марина25 февраля 2017, 15:45
Анна, спасибо большое! Как счастливы Ваши детки! Рада за Вас! Храни Господь!
Ольга25 февраля 2017, 14:57
Спасибо огромное за статью, ценна во всех отношениях! Пишите, пожалуйста, еще!
Анастасия 25 февраля 2017, 10:53
Спасибо! Вдохновляет!
Спасибо, что без нравоучительства, в этот раз))
Ольга Губа25 февраля 2017, 09:43
Как далека я и моя семья от такой духовности! Но душа плачет! Хочет понимания церковной жизни! И как не просто ломать себя! Дай Бог, чтобы больше было таких семей, как у Анны!
Михайлова Татьяна24 февраля 2017, 20:31
Какая прекрасная статья Анна!Буду ее перечитывать во время Великого Поста,надеюсь она укрепит меня и вдохновит,ведь чревоугодие,невоздержание мой главный грех,который тянет за собой остальные:леность,откладывать на завтра и т.д.
Калинина Татьяна24 февраля 2017, 19:29
Понравилось!!!
Кроты-И Хомяки24 февраля 2017, 15:33
Анна, спасибо! Как интересно, познавательно и поучительно. А можно продолжить эту тему? Мы же многие в этом плане совсем темные.
Ольга24 февраля 2017, 14:47
Анна! Какая же Вы умничка!Спаси БОГ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×