Лет семь назад я начала читать Великим постом книжечку святителя Феофана Затворника «Мысли на каждый день года». И из года в год, подходя к положенному на последний день Четыредесятницы тексту, я буквально сгорала от стыда. Ну опять все про меня.
«Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль?.. Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица».
Обещала себе – проведу следующий пост лучше. И снова все повторялось. Начинается Великий пост всегда бодро, с воодушевлением, с энергией. А затем все куда-то исчезает, и вот приходишь в себя лишь на шестой неделе, с ужасом понимая: опять весь пост проспала!
Определите себе духовную программу на Великий пост и придерживайтесь ее
Но год назад мне попался на глаза совет человеку, который, подобно мне, жаловался на расслабленность:
«Определите себе духовную программу и придерживайтесь ее».
Я ухватилась за эти слова, составила такую программу и честно попыталась внедрить ее сперва в свой личный Великий пост, затем – с согласия домочадцев – в общесемейный.
И – это была ощутимая разница. Появилось ощущение какого-то ровного, плавного движения, без скачков и простоев. Появились собранность и проистекающая отсюда умиротворенность. Наконец стала пропадать привычка все время откладывать духовные упражнения на завтра.
В этом году мы всей семьей заранее составили еще одну программу, что-то взяв из прошлогодней, что-то изменив, что-то добавив. В итоге получилось четыре смысловых блока.
1. Поддержание духовного тонуса (или, говоря языком Постной Триоди, «трезвения», «внимания», «доброго напряжения», «бодрости душевной», «теплого усердия») – ежечасное, ежедневное, еженедельное.
Ежечасный тонус – тут очень помогает простая молитва, хотя бы такими словами:
«Господи, помоги, научи меня, как мне надлежит прожить следующий час/три часа/день».
Постепенно появляется то, что святитель Феофан именует так: «Научитесь всегда иметь Господа перед глазами». А это оживляет все, что делаешь, и придает совсем другой вкус духовной, да и бытовой, жизни.
Ежедневный тонус поддерживается чтением, хотя бы совсем понемногу, фрагментов Постной Триоди. Открываем (утром, днем или вечером, как получится) и прочитываем хоть малую толику того, что в это утро читается в храме. Можно заранее как-то подготовить, ну хоть 5–6 тропарей, стихир. Это займет, я засекала, от силы 3–4 минуты. Но это будет подключать нас к живой жизни, богослужебной жизни Церкви. Это очень ценно. Понятно, вычитывать утреню не станем, но что-то же можно себе позволить? Даже одна-единственная стихира способна резко повысить нашу духовную мотивацию, встряхнуть или, напротив, подарить мир и укрепление.
«Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением.
Вот, время (покаяния), вот день спасительный – вступление в пост. Душа, бодрствуй и страстям входы затвори, ко Господу взирая.
Пришло ныне, наступило время подвигов, поприще поста; усердно все его начнем, Господу как дары добродетели принося.
Господь, проведший в посте время в сорок дней, ныне освятил и очистил эти дни, достигнув которых, мы восклицаем: “Благословляйте и превозносите Христа вовеки!”
Ныне настало время святого поста; начнем его с добрым поведением: ибо со спорами и ссорами не поститесь, Господь говорит.
Сон отринь, душа, тяжкого нерадения, и бодрствуя, будь усердной к Божественным заповедям: приближается Жених, поспеши выйти со светильником Ему навстречу.
Души нашей радость показывая во время поста, не будем угрюмыми, ожидая прекращения этих желанных дней, ибо воссиял нам свет подвигов благочестия».
Наша семья второй год будет погружаться в атмосферу Триоди, вместе с Церковью проживать каждый день, приближаясь к Пасхе
Я сделала наиболее загруженным членам семьи выдержки на каждую седмицу поста: выделила по 8–10 тропарей и несколько стихир, напечатала, раздала, и теперь наша семья второй год будет погружаться в атмосферу Триоди, вместе с Церковью проживать каждый день, приближаясь к Пасхе.
Еженедельный тонус – каждую неделю поста проживать, твердо помня и держа в сознании ее итог. Скажем, во вторую неделю уже с понедельника молиться, чтобы Господь (в нашу нищенскую, конечно, меру) позволил и нам причаститься его Божественной Благодати, стать участниками Просвещения.
Третью начать и провести в памяти о приближающемся поклонении Кресту.
Четвертую прожить, заглядывая в «Лествицу» или особенно усердно изучая иную, более приближенную к нашим временам, святоотеческую книгу.
Пятую провести, помня, что посту осталось совсем немного, а истинное покаяние – перемена – все еще от нас далеки.
Шестую прожить в доме Лазаря, ожидая приближения Христа.
И каждый день поста помнить, что его цель – Воскресение.
2. Молитва. Тут все, в принципе, понятно. Тем более что выше уже сказано о Постной Триоди.
День, разумеется, начинаем всегда с молитвы, освящая его начало. «По начатку дня я узнаю все его течение», – говорит Иоанн Лествичник. Если уж для великого подвижника важно начать день с верной ноты, тем более это актуально для нас, слабеньких и духовно тщедушных.
Тут есть еще такой момент: как бы мы ни торопились, в начале молитвы хорошо бы положить хоть два-три поклона. Водится за нами такой грех, привычка схватить молитвослов, «вычитать» молитвы и бегом, бегом по делам. Хотя всем уже давно известно, что лучше одну молитву с сердечным вниманием произнести, чем десять отбарабанить. Но все же. А несколько поклонов как-то автоматически выдергивают из круговерти, остепеняют, и молитвословие, каким бы кратким оно по недостатку времени ни было, все же получается более трезвенным и собранным.
О чтении Постной Триоди сказано выше.
К вечерним молитвам прекрасно было бы ввести дополнение в виде Иисусовой молитвы. Даже самое малое число молитв уже согревает сердце…
3. Чтение Священного Писания и святых отцов. Святой Паисий Афонский говорил, что духовное чтение и молитва – это витамины, которые нужны душе ежедневно. Особенно это важно, конечно же, в дни поста.
Я как-то услышала, что сретенские семинаристы в конце первого курса непременно сдают переписанное от руки Евангелие. Мне очень понравилась эта идея. Ведь написанное от руки очень глубоко входит в память, пронизывает ее. Это очень важный процесс, который, к сожалению, уходит из нашей жизни.
Можно завести блокнот и каждый день поста выписывать хотя бы по два-три евангельских стиха
Можно завести блокнот и каждый день поста выписывать хотя бы по два-три евангельских стиха. Вот, например, текст о том, как Петр шел ко Христу по волнам. Я его утром или накануне вечером выписала, а днем столкнулась с бурей местного значения или во мне самой вспыхнул шторм гнева, а я тут же, вспомнив утренний прочитанный и выписанный текст, мысленно зову с Петром: «Господи, спаси меня, погибаю, тону!»
Так евангельский текст уже вошел в мою жизнь и ее немного, но вполне реально изменил!
К концу поста у нас будет как минимум 40 текстов, которые мы к тому же потренировались ввести в свою жизнь. Это будет вполне осязаемым результатом!
И, конечно же, постом начинаем усиленно читать святоотеческую литературу. А еще как замечательно поделиться прочитанным! Всякий раз, когда мы читаем и делимся святоотеческой мудростью, нашими незримыми собеседниками, а если дело происходит за столом, то и сотрапезниками, становятся Иоанн Златоуст, апостол Павел, преподобный Сергий Радонежский, авва Пимен, владыка Антоний[1].
4. Анализ прошедшего дня и самоиспытание. Хорошо бы завести еще один блокнот и вечером перед молитвой вспомнить и записать, что накопилось на душе за день. И уже после с этим листком перед глазами приступить к молитве, не просто каясь: «Вот, Господи, еще один день сикось-накось прошел», а прося прощения за конкретные грехи и помощи: «Господи, я тут и тут согрешил, тут и тут подумал, сказал, сделал. Не сделал, не заметил, не потрудился. Прости, очисти и помоги исправить это в завтрашней моей жизни».
Без этого учета, как мы все, увы, знаем, очень легко массу грехов вообще за собой не замечать, а ведь они так и скапливаются в душе, опутывают будто паутиной, лишают воздуха, света. Повседневное «сосчитывание со своей совестью» очищает и проветривает дом души. Времени на это много не требуется – требуются только решимость и дисциплинированность. Но вкус и качество духовной жизни сразу резко изменятся.
Вот, пожалуй, и все. Такая вышла программа.
Эти упражнения должны не наполнять душу унынием и тяготой, а облегчать, окрылять, веселить
В завершение вот что хочется подчеркнуть. Цель всех этих упражнений – осмысленное и живое, насыщенное и трезвенное проживание поста. Они должны не наполнять душу унынием и тяготой, а облегчать, окрылять, веселить. Недаром же пост именуется веселым временем, а правильное покаяние – радостотворным.
«Вре́мя яви́лось благо́е, боже́ственное души́ весе́лие, приди́те, ве́село его прии́мем, посто́м и моли́твою предочища́ющеся».
«Великий пост – это начало подготовки к самой радостной и долгожданной встрече в жизни – встрече человека с Богом», – пишет Денис Ахалашвили.
Эти слова созвучны святителю Феофану Затворнику:
«Только не принимайте пасмурного вида, не помрачайте лица своего. Все делайте с охотою, с добрым и радостным расположением духа. Так проводите время, как проводят его те, которым предстоит быть на пиру у царя. У этих только о том и мысли, и речи, как будет этот пир, как встретиться с царем, что сказать, как он приветит, как бы получше нарядиться и не ударить лицом в грязь и прочее. Но вам предлежит несравненно лучшее и высшее – предлежит пир не у земного, но у Небесного Царя. Если вы потрудитесь принарядиться и приготовиться так, что Царю понравитесь, то будете Им приласканы, получите то, чему цены нет, и обрадованы несказанно».
Мы тоже приглашены на Великий пир, пасхальный пир Агнца, дарующего нам Жизнь вечную.
«Трапеза обильна, – насыщайтесь все; Телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», – услышим мы всего через семь недель.
Времени совсем немного, и как было бы хорошо подойти к последнему дню Четыредесятницы в числе «внимательных и бодренных постников, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившихся», пусть и в последних рядах.