Путеводитель по Великому посту, знакомство с основами духовной жизни – для детей и подростков

На нас, родителей, возложена особенная, апостольская миссия – учить своих детей вере. Читать Священное Писание, подавать пример того, как можно применить Закон Божий в жизни. Показывать детям устройство духовной жизни, воспитывать детей, по выражению святителя Иоанна Златоуста, как «борцов для Христа». Приводить детей к любви – любви к Богу, Его Слову, Его Церкви. Эту непростую тему я попробовала рассмотреть с разных сторон в предыдущей статье. А здесь расскажу, как, руководствуясь этим подходом, я попыталась построить небольшое практическое пособие для детей и подростков.

На нас, родителей, возложена особенная, апостольская миссия – учить своих детей вере

Мне показалось, что такое пособие лучше предлагать не отдельной, специальной книжкой, но привязать к чему-то, уже известному детям и при этом практическому. А именно – вписать темы духовной жизни в пособие по Великому посту.

1. Великий пост – повод поднять тему. Конечно, для любых разговоров такого рода необходимо найти нужное время, подобрать верные слова. И все же «естественное» время, специально созданное для таких тем, – это Великий пост. Если в семье хоть как-то постятся, если семья хоть как-то приобщена Церкви, «духовные» вопросы способны органично вплетаться в великопостный образ жизни. Поэтому мне показалось уместным сделать своего рода детско-подростковый «путеводитель по Великому посту», который бы заодно оказался простым, ненавязчивым и естественным знакомством с основными, «вводными» представлениями о духовной жизни.

2. Привычка к настенному календарю Великого поста – возможность привязать содержание к форме. Все дети разные, и даже в одной и той же семье – все разные. Один ребенок «сам собой» готов и жаждет что-то узнавать о жизни по вере, а другой вовсе не рвется изучать подобные темы. И как раз для того, кто «не рвется», хорошо предложить затронуть эти важные темы внутри известного, знакомого ребенку дела. И тут, как мне показалось, хорошая база – наш «Календарь на Великий пост», о котором я рассказывала на самых разных площадках с 2010 года и который уже несколько лет выходит в издательстве «Вольный Странник». Если дети привыкли к этому календарю, вполне можно ожидать, что они примут в свою жизнь и более серьезную версию «наглядного путеводителя по Великому посту».

Вообще, мой настенный календарь Великого поста – просто наглядное представление об устройстве поста. Самим фактом своего существования и видом «лесенки к небу» он уже указывает «вектор движения вверх», и в пост, и вообще. Я всегда предполагала, что, ориентируясь на этот календарь, родители сами говорят со своими детьми о духовной жизни – сообразуясь с возрастом и подготовкой каждого конкретного ребенка. Но, общаясь с родителями, которые используют этот календарь в жизни, я поняла, что «содержательного наполнения» многим не хватает. И вот по вышеперечисленным причинам к этому году я всерьез изменила наш традиционный календарь на Великий пост.

Это книга-путеводитель по Великому посту с чтениями на каждый день, настенный календарь – лишь приложение к книге

Итак, новость: книга «Великий пост. Шаг за шагом к Пасхе» вышла в свет. Теперь это не «настенный календарь на Великий пост» в сопровождении брошюры-описания. Теперь это книга-путеводитель по Великому посту с чтениями на каждый день поста и Страстной седмицы, настенный календарь со стикерами тоже есть в наборе, но он является лишь приложением к книге.

Настенный календарь Великого поста

Сначала скажу о настенном плакате. По задумке он остался тем же самым, каким и был: это гора, на которой расположены ступени-седмицы Великого поста, это путь, который ведет от земли на небо, от первого дня поста – к Пасхе. В наборе также остались наклейки, с помощью которых дети могут собирать этот календарь. Но в целом это совсем новый календарь. Его нарисовала та самая художница, которая делала иллюстрации к моей книжке про «Всенощную» – Ирина Шарикова. Новый плакат получился очень нежным, светлым, мне кажется – вдохновляюще-весенним. На календаре множество деталей, которые можно и нужно разглядывать – как в «виммельбухе»: Ирина кропотливо и с любовью прорисовала каждый элемент. Но это не просто украшения: каждая деталь имеет свой смысл, ведь каждый сюжет, каждый образ способен отослать и ребенка, и взрослого к самым настоящим «духовным» темам. К каким именно – об этом рассказано в книге.

Помимо всего прочего, новое в этом календаре – то, что он способен из «великопостного» превратиться в пасхальный. Ведь и у нас самих, и у многих моих друзей плакат-календарь продолжает висеть над столом или на холодильнике все пасхальные дни, вроде как «представление о том, что нам пришлось пройти». Уже давно я начала думать: как сделать «финал» более ярким, чтобы на Пасху в нем что-то резко изменилось. Однажды нечаянно придумалось: весь пост вершина горы – это пещера Гроба Господня, закрытая камнем, и этот запечатанный вход сторожат воины. А накануне Пасхи мы заклеим изображение закрытого гроба стикером, так, чтобы получилось – теперь гроб открыт, внутри видны лежащие пелены-плащаницу, камень теперь отвален, и на нем сидит ангел Воскресения. Вот так наглядно мы показываем это откровение и открытие, заодно – всего: и гроба, и дверей Царства Небесного.

Если кому-то из читателей нужен только плакат, а книга неинтересна, мне кажется, вообще не стоит тратиться на новую книгу: ведь можно самим сделать настенный календарь поста. Вообще, этот календарь и полезно, и интересно делать именно самим: расчертить лист А2, нанести на него календарную сетку, украсить своими рисунками или аппликациями. Как это сделать – не раз уже описывала, например, вот здесь: «Прожить Великий пост вместе с детьми». Если в прошлом году вы пользовались предыдущей версией моего календаря, можно использовать прошлогодний плакат повторно. Например, можно заклеить каждую «клетку-день» и надписать снова – название дней недели, проставить даты, подписать особенные праздники и вехи Великого поста. Впрочем, можно купить новую книгу, достать из набора плакат, а книгу отложить на абстрактное будущее – авось когда-нибудь кто-то заинтересуется. Вариантов много, тут главное – помочь своим детям увидеть устройство Великого поста, помочь им прожить это время если не «сознательно», то хотя бы примерно представляя, что это вообще за жизнь такая, великопостная. А как это сделать – уже вопрос десятый.

Книга-путеводитель

Моя новая наглядная книга-путеводитель по Великому посту рассчитана, что называется, на «всю семью»: и на дошкольников, и на детей младшего школьного возраста, и на подростков, и, надеюсь, может быть интересна и взрослым. Я сама не люблю книжки, рассчитанные только на один какой-то возраст: не очень понятно, как с ними жить и работать, если в семье несколько детей. Поэтому и все свои книги, адресованные детям, стараюсь делать так, чтобы они могли быть интересны людям любых возрастов. Так я делала и книгу «Я встречаю праздник», и книги-объяснения литургии, всенощной. Так что новая книжка – тоже «многоуровневая»: есть разделы для малышей, есть – ориентированные на подростков и взрослых. Но в целом я попробовала устроить ее так, чтобы ребенок мог потихоньку расти вместе с книжкой. Сейчас интересно и доступно одно, а потом постепенно открываются другие «уровни»: в этом году какая-то тема проходит мимо, а в следующем году эта же тема может раскрыться иначе; то, что в прошлом году прошло мимо, в следующем «цепляет».

Все свои книги, адресованные детям, я стараюсь делать так, чтобы они могли быть интересны людям любых возрастов

Малыши. Великий пост – время покаяния, время особенного внимания к духовной жизни. Поэтому содержательно Великий пост – тема не младенческая. Маленьких детей мы лишь вводим в «культуру» поста, показываем им, что пост вообще существует, потихоньку приучаем детей навыку управления самим собой, приучаем к тому, что в жизни должны быть и есть определенные ограничения. И, конечно, показываем внешнее устройство поста, помогаем им почувствовать буквально на вкус и цвет «культуру» поста – с помощью изменений в распорядке жизни дома, в интерьере, приобщением к народным традициям и, конечно, постепенно, посильно – к великопостным богослужениям. Как это вообще можно устроить – я уже не раз рассказывала, например, тут: «В первую седмицу Великого поста вместе с детьми». В новой книжке по каждому празднику поста тоже есть напоминания – как именно можно выделить тот или иной великопостный день в жизни семьи, иллюстрированные рецепты, например. И еще для детей дошкольного возраста – простые задания на каждой странице, которые отсылают к изображениям на плакате-календаре: что-то найти, что-то подсчитать. В общем, содержательно книга ориентирована на детей школьного возраста, и для малышей тут тоже много всего предусмотрено.

Дети школьного возраста и взрослые. Детям 7–8 лет пора уже всерьез говорить о вере, с этого возраста нужно переходить от формы к содержанию, и во время Великого поста – не только соблюдать какие-то внешние ограничения, но сопроводить эти ограничения хотя бы намеком на «работу над собой». С этого возраста пора начать ориентировать детей в духовной жизни, пора читать Священное Писание, а не детские пересказы, потихоньку начинать обращать детей к наследию святых отцов. Поначалу, в первые годы, на этапе начальной школы – просто предлагать какие-то темы, хотя бы иногда отсылать к творениям учителей Церкви. Это важно для того, чтобы постепенно выводить разговоры о вере за пределы «семьи» и даже «прихода», показывать, что это не «папино и мамино» учение, показывать, где именно можно и нужно искать источники вероучения. На этом этапе важно также связывать теорию и практику, то есть не просто говорить о «добродетели самой по себе», висящей в воздухе абстракции, но о добродетели как реальном и «моем личном» задании, прямо на сейчас, прямо на сегодня. Вот это все я и попробовала отобразить в своей новой маленькой и простой книжке-путеводителе. Так, чтобы младшим детям – просто показать темы, а детям постарше – предложить направление движения, опору, от которой можно оттолкнуться – и пойти дальше, за пределы этой и любой другой книжки – к первоисточникам и – в жизнь.

Чтобы эта непростая информация оказалась доступной, чтобы детям и подросткам было интересно все это читать, я постаралась предложить что-то очень короткое, чтобы – только по делу и без лишних слов. И по возможности – с иллюстрациями, которые могли бы и внимание к теме привлечь, и облегчить восприятие.

Образы Великого поста и духовной жизни

Книга-путеводитель по Великому посту состоит из нескольких разделов. Сначала – в целом о посте, о том, зачем он придуман и как устроен. Потом – «Образы Четыредесятницы: чтения на каждый день Великого поста», а затем еще про Пасху, про все шесть Пасхальных седмиц. В общем, это такое «сопровождение» вхождения в Великий пост, его проживания и празднования Воскресения Христова, как я уже сказала – для всей семьи.

Основной раздел – «Образы Четыредесятницы» – это отдельные страницы с теми или иными «образами» на каждый день поста

Главное же в книге – основной раздел: «Образы Четыредесятницы». Это отдельная страница с тем или иным «образом» на каждый день поста: по молитве преподобного Ефрема Сирина, по библейским великопостным чтениям, по канону преподобного Ефрема Сирина, то есть по темам, которые наша Церковь предложила нам именно в дни Святой Четыредесятницы. Чтобы разбудить внимание детей к этим темам, мне показалось методически верным взять на каждый день один такой образ и «покрутить» его с самых разных сторон. Показать каждый образ-тему так, чтобы привлечь внимание и ребенка-дошкольника, и младшего школьника, и подростка. Показать возможные пути для размышлений над каждой такой темой, чтобы хоть что-то – «зацепило», чтобы тема начала сама крутиться в голове. Постаралась в каждой такой теме показать те самые способы «привести теорию в практику», чтобы все это было не просто «информацией к размышлению», но становилось частью жизни. Очень непросто, конечно, сделать все это четко, ясно – и не слишком навязчиво. Чтобы вдохновить себя и ребенка на работу над самим собой, а не просто показать, «как великие святые совершают великие подвиги». Чтобы было не только слово, но и действие. Но надеюсь, что хоть что-то у меня получилось.

Среди таких «образов поста» – например, «бодрость», к которой призывает нас Христос: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24). Призыв к бодрости, к пробуждению от духовного сна – в каноне преподобного Андрея Критского: «Душе моя, восстани… воспряни». Все это показываем на одной странице, на одном из дней поста. Но чтобы «зацепить» внимание – нужен буквально образ, картинка, которая закрепит идею в памяти. Поэтому на каждый такой образ-тему я постаралась подобрать особое изображение, в этом случае у нас – петушок. Почему именно он – тут же рассказываю: это символ духовного пробуждения, в частности – по истории предательства и покаяния апостола Петра, которого разбудил от духовного сна «петел». Описываем этот сюжет, а маленьким детям предлагаем найти на календаре-плакате петушка. Вот так получается та самая «разноуровневая» подача материала: для дошкольника это просто сюжет и картинка с петушком, для младшего школьника – знакомство с некоторыми идеями Священного Писания, рассказ о богослужениях поста, для более старших детей – повод подумать о смыслах богослужебных текстов, о том, как важно каждое слово в этих текстах, как каждый образ Евангелия и богослужений живет и в культуре, и в Писании, и в жизни каждого из нас.

Или вот другой сюжет: «смерть». Трудная тема, особенно если мы говорим с детьми. Но никак не обойти стороной этот вопрос, да и нельзя обходить. В падшем мире смерть – к сожалению, часть жизни, и задача родителей – грамотно говорить с детьми на такие темы. К тому же о смерти мы неизбежно говорим, если вместе с детьми проживаем Великий пост и готовимся к Пасхе, ведь без смерти нет и не может быть воскресения. Мне показалось, что повод для такого разговора – праздник воскрешения Лазаря.

Как мы преподносим тему смерти детям, подросткам? Точно так же, как и самим себе. Входим в тему вот с этим тезисом: «Люди бессмертны. Когда приходит смерть – умирает тело, но душа остается жива. После второго пришествия, в конце времен, Бог сотворит все новое – новую землю, новое небо и даст душам умерших новые тела». Здесь ракурс: смерть – это не конец, смерти вообще по сути – нет. Святитель Иоанн Златоуст дает яркий образ: «Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде». И вот другой образ, который показывает смерть совсем иначе, но так же ярко и доступно, и так же – без страхов и тревог, с позиции вечности. Старец Иоанн (Крестьянкин) сравнивал жизнь человека с бабочкой: сначала человек живет на земле, как будущая бабочка – гусеница. Потом человек умирает, и это похоже на превращение гусеницы в куколку, неподвижную в коконе-гробе, будто мертвую. А потом человек воскреснет в новую жизнь – будто разорвался кокон, на свет явилась прекрасная бабочка, способная летать. Я попросила Ирину Шарикову нарисовать все эти этапы, чтобы было понятно, наглядно. И вот так тема смерти, да еще в контексте сюжета о воскрешении праведного Лазаря, оказывается вполне доступной для детей, вот так мы расставляем все акценты – и «конструктивно», и с позиции учения Церкви.

Сюжетные истории порой раскрывают смыслы лучше правильных определений

В некоторых случаях я призывала на помощь самые разные притчи, сюжеты из патериков и житий: сюжетные истории всегда интересны не только детям, но и взрослым, и порой раскрывают смыслы лучше правильных определений. Так, например, в теме «воздержание» – такой сюжет из жития святой великомученицы Ирины. Когда Ирине было двенадцать лет, к ней в комнату однажды влетел орел и положил на стол венок из разных цветов. Учитель девочки объяснил значение этого видения:

– Орел – образ царя и победителя, знамение, что ты будешь царствовать над своими страстями, и как орел побеждает других птиц, так и ты, возвысив свой дух размышлением о Боге, будешь побеждать невидимого врага, диавола. Венок же – образ награды от Царя Христа в Небесном Его Царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы.

И вот в качестве иллюстрации к теме воздержания – этот орел, и эта же птица с наградой за воздержание в клюве парит в небесах над нашей «горой Великого поста» на календаре-плакате. А значит, раз мы прочитали обо всем этом, до самого конца поста этот орел на плакате будет уже не просто симпатичной птичкой, но тем самым напоминанием о добродетели воздержания.

В некоторых темах я давала отсылки к литературным, совсем не обязательно прямо христианским сюжетам – но так пыталась показать разные грани преломления христианского учения и в жизни, и в культуре, а еще вот так пыталась связать темы духовной жизни с сюжетами, хорошо знакомыми ребенку. Например, говорим о грехе «любоначалие» – вспоминаем старуху из сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Примерно такой же эффект возникает в результате отсылок к народным пословицам и поговоркам. Это простые, звучные, порой очень хлесткие указания на самые серьезные духовные вопросы, иногда даже с отсылками к Писанию. Вот, например, в теме «терпение»:

  • На всякое хотенье есть терпение.
  • К большому терпению придет и умение.
  • Терпение гору валит, нетерпение благое дело развалит.
  • Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.

В «образах Четыредесятницы» в каждой теме я предлагала какие-то короткие и понятные высказывания святых отцов.

Во-первых, потому что отцы и правда очень здорово, просто и доступно формулировали многие «базовые» темы, это, в общем-то, и есть отличительная особенность людей, которых мы знаем в качестве церковных учителей. Между прочим, даже если я и не приводила прямые цитаты из отцов, все слова «от автора» все равно построила на творениях церковных писателей, таких как святители Филарет Московский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, на очень живых и жизненных советах святителя Николая Сербского, Луки (Войно-Ясенецкого), старца Иоанна (Крестьянкина) и других.

Даже если я и не приводила прямые цитаты из отцов, все слова «от автора» все равно построила на творениях церковных писателей

А во-вторых, прямые отсылки к святым отцам – это важная составляющая «христианского воспитания»: мы должны дать детям хотя бы представление о том, что существуют такие имена – святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст и прочие. Так мы показываем детям, что в нашей Церкви – не «отсебятина», показываем самими этими отсылками, собственно, важность таких отсылок.

Надеюсь, таким обращением к святым отцам я смогла показать, насколько все это читаемо, насколько подобные авторы могут быть доступны для понимания даже младших школьников. Если ребенок заинтересуется, если хоть как-то хоть что-то отложится в памяти – появляется шанс на следующий шаг, на то, что ребенок однажды захочет читать что-то дальше, больше, узнавать, что же еще писали эти святые авторы. Я знаю точно, утверждаю: не только в древности, но и сегодня бывает – живые, самые обычные дети, которые в возрасте начальной школы кое-где, «по кусочкам» знакомились с творениями святых отцов, в подростковом возрасте правда начинали что-то сами читать и вырастали потом верующими людьми. Ни в коем случае не утверждаю, что здесь есть хоть какие-то гарантии – это только про увеличение шансов, про те самые семена, которые могут взойти при благоприятных обстоятельствах.

Я старалась привязывать размышления о духовной жизни к тому, что в эти дни происходит в храме, к особенностям богослужения. Так, чтобы «частная» жизнь соединялась с церковной, чтобы было представление – как прямо сейчас Церковь помогает каждому из нас решать все эти великие и крошечные духовные задачи. Это переход от личного – к общественному. Так может быть реализована задача связать форму и содержание, так мы идем по знакомому пути-горе, поднимаемся к Пасхе – по возможности осознанно и, с другой стороны, работая над собой, не замыкаемся на себе, но проходим этот путь с Церковью.

Например, говорим о желании, стремлении человека быть с Богом – и вписываем эту тему в контекст разговора о преподобной Марии Египетской и сразу даем отсылку к богослужению, к тексту канона, и здесь же – рассказ о службе «Мариино стояние», которая сегодня совершается в каждом храме. Говорим о том, что Крест, выносимый из алтаря на Крестопоклонной неделе, подобен государственному знамени, символам царской власти (здесь отсылаю к ярким образам Синаксаря) – и сразу говорим о земных поклонах перед Крестом, и сразу – тропарь, который поется во время этого поклонения. Вот так получается не только «детский» интерактив с наклеиванием стикеров и подсчетом колосков на плакате, но и подлинный интерактив, то есть переход от информации – к действию, соединению слова и жизни.

***

Конечно, эта книжка никого ничему не учит и научить не может. Ибо учат учебники, а еще лучше – само Священное Писание и святые отцы. У меня же была задача – лишь обратить внимание на темы, образы и смыслы Великого поста, лишь показать вектор перехода от формы к содержанию, лишь предложить некоторые ориентиры: родителям – для начала разговора с детьми о духовной жизни, самим детям, подросткам – чтобы они сами задумались на эти темы. Просто задуматься, просто захотеть узнавать о духовной жизни – уже великое дело!

В общем, очень надеюсь, что хоть для кого-то эта моя новая книжка окажется не просто дополнением к настенному плакату-календарю, но и помощницей в сознательном проживании Великого поста. Помощницей и для моих родных детей, и для… всех других детей, не знакомых мне, но тоже – родных, ведь все мы, христиане, – буквально по Крови Христовой друг другу родные.

Анна Сапрыкина

6 марта 2024 г.

Приобрести календарь можно на сайте издательства «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Смотри также
Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста
Владимир Шишкин
Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста
Владимир Шишкин
Каноны Постной Триоди уникальны. Это целая всеохватывающая программа поста.
Детство и пост — две вещи несовместные? Детство и пост — две вещи несовместные?
Прот. Максим Первозванский
Детство и пост — две вещи несовместные? Детство и пост — две вещи несовместные?
Ответы протоиерея Максима Первозванского
Мера поста должна быть спокойной и для человека вполне посильной.
Великий пост с детьми Великий пост с детьми
Материнские заметки
Великий пост с детьми Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Детали интерьера, «постные календари», «постные» куклы, вроде греческой Кира Саракости, традиционная выпечка постных праздников – все это и многое другое поможет детям настроиться на пост, даст повод в игровой форме познакомить их с основами духовной жизни.
Комментарии
Татьяна 6 марта 2024, 18:31
Спасибо, Анна! Мне очень нравится то, что Вы делаете. Вы стараетесь сделать свою работу ещё лучше, ищите близкие и понятные взрослым и детям образы. Мне тоже не нравится читать книги для определенного возраста. Потому что я читаю книги всем (и себе тоже)). Получается так , что если мне что-то интересно и я хочу в этом разобраться, то и детям становится это интересно. Постараюсь в ближайшее время приобрести пособие по Великому посту.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×