На нас, родителей, возложена особенная, апостольская миссия – учить своих детей вере. Читать Священное Писание, подавать пример того, как можно применить Закон Божий в жизни. Показывать детям устройство духовной жизни, воспитывать детей, по выражению святителя Иоанна Златоуста, как «борцов для Христа». Приводить детей к любви – любви к Богу, Его Слову, Его Церкви. Эту непростую тему я попробовала рассмотреть с разных сторон в предыдущей статье. А здесь расскажу, как, руководствуясь этим подходом, я попыталась построить небольшое практическое пособие для детей и подростков.
На нас, родителей, возложена особенная, апостольская миссия – учить своих детей вере
Мне показалось, что такое пособие лучше предлагать не отдельной, специальной книжкой, но привязать к чему-то, уже известному детям и при этом практическому. А именно – вписать темы духовной жизни в пособие по Великому посту.
1. Великий пост – повод поднять тему. Конечно, для любых разговоров такого рода необходимо найти нужное время, подобрать верные слова. И все же «естественное» время, специально созданное для таких тем, – это Великий пост. Если в семье хоть как-то постятся, если семья хоть как-то приобщена Церкви, «духовные» вопросы способны органично вплетаться в великопостный образ жизни. Поэтому мне показалось уместным сделать своего рода детско-подростковый «путеводитель по Великому посту», который бы заодно оказался простым, ненавязчивым и естественным знакомством с основными, «вводными» представлениями о духовной жизни.
2. Привычка к настенному календарю Великого поста – возможность привязать содержание к форме. Все дети разные, и даже в одной и той же семье – все разные. Один ребенок «сам собой» готов и жаждет что-то узнавать о жизни по вере, а другой вовсе не рвется изучать подобные темы. И как раз для того, кто «не рвется», хорошо предложить затронуть эти важные темы внутри известного, знакомого ребенку дела. И тут, как мне показалось, хорошая база – наш «Календарь на Великий пост», о котором я рассказывала на самых разных площадках с 2010 года и который уже несколько лет выходит в издательстве «Вольный Странник». Если дети привыкли к этому календарю, вполне можно ожидать, что они примут в свою жизнь и более серьезную версию «наглядного путеводителя по Великому посту».
Вообще, мой настенный календарь Великого поста – просто наглядное представление об устройстве поста. Самим фактом своего существования и видом «лесенки к небу» он уже указывает «вектор движения вверх», и в пост, и вообще. Я всегда предполагала, что, ориентируясь на этот календарь, родители сами говорят со своими детьми о духовной жизни – сообразуясь с возрастом и подготовкой каждого конкретного ребенка. Но, общаясь с родителями, которые используют этот календарь в жизни, я поняла, что «содержательного наполнения» многим не хватает. И вот по вышеперечисленным причинам к этому году я всерьез изменила наш традиционный календарь на Великий пост.
Это книга-путеводитель по Великому посту с чтениями на каждый день, настенный календарь – лишь приложение к книге
Итак, новость: книга «Великий пост. Шаг за шагом к Пасхе» вышла в свет. Теперь это не «настенный календарь на Великий пост» в сопровождении брошюры-описания. Теперь это книга-путеводитель по Великому посту с чтениями на каждый день поста и Страстной седмицы, настенный календарь со стикерами тоже есть в наборе, но он является лишь приложением к книге.
Настенный календарь Великого поста
Сначала скажу о настенном плакате. По задумке он остался тем же самым, каким и был: это гора, на которой расположены ступени-седмицы Великого поста, это путь, который ведет от земли на небо, от первого дня поста – к Пасхе. В наборе также остались наклейки, с помощью которых дети могут собирать этот календарь. Но в целом это совсем новый календарь. Его нарисовала та самая художница, которая делала иллюстрации к моей книжке про «Всенощную» – Ирина Шарикова. Новый плакат получился очень нежным, светлым, мне кажется – вдохновляюще-весенним. На календаре множество деталей, которые можно и нужно разглядывать – как в «виммельбухе»: Ирина кропотливо и с любовью прорисовала каждый элемент. Но это не просто украшения: каждая деталь имеет свой смысл, ведь каждый сюжет, каждый образ способен отослать и ребенка, и взрослого к самым настоящим «духовным» темам. К каким именно – об этом рассказано в книге.
Помимо всего прочего, новое в этом календаре – то, что он способен из «великопостного» превратиться в пасхальный. Ведь и у нас самих, и у многих моих друзей плакат-календарь продолжает висеть над столом или на холодильнике все пасхальные дни, вроде как «представление о том, что нам пришлось пройти». Уже давно я начала думать: как сделать «финал» более ярким, чтобы на Пасху в нем что-то резко изменилось. Однажды нечаянно придумалось: весь пост вершина горы – это пещера Гроба Господня, закрытая камнем, и этот запечатанный вход сторожат воины. А накануне Пасхи мы заклеим изображение закрытого гроба стикером, так, чтобы получилось – теперь гроб открыт, внутри видны лежащие пелены-плащаницу, камень теперь отвален, и на нем сидит ангел Воскресения. Вот так наглядно мы показываем это откровение и открытие, заодно – всего: и гроба, и дверей Царства Небесного.
Если кому-то из читателей нужен только плакат, а книга неинтересна, мне кажется, вообще не стоит тратиться на новую книгу: ведь можно самим сделать настенный календарь поста. Вообще, этот календарь и полезно, и интересно делать именно самим: расчертить лист А2, нанести на него календарную сетку, украсить своими рисунками или аппликациями. Как это сделать – не раз уже описывала, например, вот здесь: «Прожить Великий пост вместе с детьми». Если в прошлом году вы пользовались предыдущей версией моего календаря, можно использовать прошлогодний плакат повторно. Например, можно заклеить каждую «клетку-день» и надписать снова – название дней недели, проставить даты, подписать особенные праздники и вехи Великого поста. Впрочем, можно купить новую книгу, достать из набора плакат, а книгу отложить на абстрактное будущее – авось когда-нибудь кто-то заинтересуется. Вариантов много, тут главное – помочь своим детям увидеть устройство Великого поста, помочь им прожить это время если не «сознательно», то хотя бы примерно представляя, что это вообще за жизнь такая, великопостная. А как это сделать – уже вопрос десятый.
Книга-путеводитель
Моя новая наглядная книга-путеводитель по Великому посту рассчитана, что называется, на «всю семью»: и на дошкольников, и на детей младшего школьного возраста, и на подростков, и, надеюсь, может быть интересна и взрослым. Я сама не люблю книжки, рассчитанные только на один какой-то возраст: не очень понятно, как с ними жить и работать, если в семье несколько детей. Поэтому и все свои книги, адресованные детям, стараюсь делать так, чтобы они могли быть интересны людям любых возрастов. Так я делала и книгу «Я встречаю праздник», и книги-объяснения литургии, всенощной. Так что новая книжка – тоже «многоуровневая»: есть разделы для малышей, есть – ориентированные на подростков и взрослых. Но в целом я попробовала устроить ее так, чтобы ребенок мог потихоньку расти вместе с книжкой. Сейчас интересно и доступно одно, а потом постепенно открываются другие «уровни»: в этом году какая-то тема проходит мимо, а в следующем году эта же тема может раскрыться иначе; то, что в прошлом году прошло мимо, в следующем «цепляет».
Все свои книги, адресованные детям, я стараюсь делать так, чтобы они могли быть интересны людям любых возрастов
Малыши. Великий пост – время покаяния, время особенного внимания к духовной жизни. Поэтому содержательно Великий пост – тема не младенческая. Маленьких детей мы лишь вводим в «культуру» поста, показываем им, что пост вообще существует, потихоньку приучаем детей навыку управления самим собой, приучаем к тому, что в жизни должны быть и есть определенные ограничения. И, конечно, показываем внешнее устройство поста, помогаем им почувствовать буквально на вкус и цвет «культуру» поста – с помощью изменений в распорядке жизни дома, в интерьере, приобщением к народным традициям и, конечно, постепенно, посильно – к великопостным богослужениям. Как это вообще можно устроить – я уже не раз рассказывала, например, тут: «В первую седмицу Великого поста вместе с детьми». В новой книжке по каждому празднику поста тоже есть напоминания – как именно можно выделить тот или иной великопостный день в жизни семьи, иллюстрированные рецепты, например. И еще для детей дошкольного возраста – простые задания на каждой странице, которые отсылают к изображениям на плакате-календаре: что-то найти, что-то подсчитать. В общем, содержательно книга ориентирована на детей школьного возраста, и для малышей тут тоже много всего предусмотрено.
Дети школьного возраста и взрослые. Детям 7–8 лет пора уже всерьез говорить о вере, с этого возраста нужно переходить от формы к содержанию, и во время Великого поста – не только соблюдать какие-то внешние ограничения, но сопроводить эти ограничения хотя бы намеком на «работу над собой». С этого возраста пора начать ориентировать детей в духовной жизни, пора читать Священное Писание, а не детские пересказы, потихоньку начинать обращать детей к наследию святых отцов. Поначалу, в первые годы, на этапе начальной школы – просто предлагать какие-то темы, хотя бы иногда отсылать к творениям учителей Церкви. Это важно для того, чтобы постепенно выводить разговоры о вере за пределы «семьи» и даже «прихода», показывать, что это не «папино и мамино» учение, показывать, где именно можно и нужно искать источники вероучения. На этом этапе важно также связывать теорию и практику, то есть не просто говорить о «добродетели самой по себе», висящей в воздухе абстракции, но о добродетели как реальном и «моем личном» задании, прямо на сейчас, прямо на сегодня. Вот это все я и попробовала отобразить в своей новой маленькой и простой книжке-путеводителе. Так, чтобы младшим детям – просто показать темы, а детям постарше – предложить направление движения, опору, от которой можно оттолкнуться – и пойти дальше, за пределы этой и любой другой книжки – к первоисточникам и – в жизнь.
Чтобы эта непростая информация оказалась доступной, чтобы детям и подросткам было интересно все это читать, я постаралась предложить что-то очень короткое, чтобы – только по делу и без лишних слов. И по возможности – с иллюстрациями, которые могли бы и внимание к теме привлечь, и облегчить восприятие.
Образы Великого поста и духовной жизни
Книга-путеводитель по Великому посту состоит из нескольких разделов. Сначала – в целом о посте, о том, зачем он придуман и как устроен. Потом – «Образы Четыредесятницы: чтения на каждый день Великого поста», а затем еще про Пасху, про все шесть Пасхальных седмиц. В общем, это такое «сопровождение» вхождения в Великий пост, его проживания и празднования Воскресения Христова, как я уже сказала – для всей семьи.
Основной раздел – «Образы Четыредесятницы» – это отдельные страницы с теми или иными «образами» на каждый день поста
Главное же в книге – основной раздел: «Образы Четыредесятницы». Это отдельная страница с тем или иным «образом» на каждый день поста: по молитве преподобного Ефрема Сирина, по библейским великопостным чтениям, по канону преподобного Ефрема Сирина, то есть по темам, которые наша Церковь предложила нам именно в дни Святой Четыредесятницы. Чтобы разбудить внимание детей к этим темам, мне показалось методически верным взять на каждый день один такой образ и «покрутить» его с самых разных сторон. Показать каждый образ-тему так, чтобы привлечь внимание и ребенка-дошкольника, и младшего школьника, и подростка. Показать возможные пути для размышлений над каждой такой темой, чтобы хоть что-то – «зацепило», чтобы тема начала сама крутиться в голове. Постаралась в каждой такой теме показать те самые способы «привести теорию в практику», чтобы все это было не просто «информацией к размышлению», но становилось частью жизни. Очень непросто, конечно, сделать все это четко, ясно – и не слишком навязчиво. Чтобы вдохновить себя и ребенка на работу над самим собой, а не просто показать, «как великие святые совершают великие подвиги». Чтобы было не только слово, но и действие. Но надеюсь, что хоть что-то у меня получилось.
Среди таких «образов поста» – например, «бодрость», к которой призывает нас Христос: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24). Призыв к бодрости, к пробуждению от духовного сна – в каноне преподобного Андрея Критского: «Душе моя, восстани… воспряни». Все это показываем на одной странице, на одном из дней поста. Но чтобы «зацепить» внимание – нужен буквально образ, картинка, которая закрепит идею в памяти. Поэтому на каждый такой образ-тему я постаралась подобрать особое изображение, в этом случае у нас – петушок. Почему именно он – тут же рассказываю: это символ духовного пробуждения, в частности – по истории предательства и покаяния апостола Петра, которого разбудил от духовного сна «петел». Описываем этот сюжет, а маленьким детям предлагаем найти на календаре-плакате петушка. Вот так получается та самая «разноуровневая» подача материала: для дошкольника это просто сюжет и картинка с петушком, для младшего школьника – знакомство с некоторыми идеями Священного Писания, рассказ о богослужениях поста, для более старших детей – повод подумать о смыслах богослужебных текстов, о том, как важно каждое слово в этих текстах, как каждый образ Евангелия и богослужений живет и в культуре, и в Писании, и в жизни каждого из нас.
Или вот другой сюжет: «смерть». Трудная тема, особенно если мы говорим с детьми. Но никак не обойти стороной этот вопрос, да и нельзя обходить. В падшем мире смерть – к сожалению, часть жизни, и задача родителей – грамотно говорить с детьми на такие темы. К тому же о смерти мы неизбежно говорим, если вместе с детьми проживаем Великий пост и готовимся к Пасхе, ведь без смерти нет и не может быть воскресения. Мне показалось, что повод для такого разговора – праздник воскрешения Лазаря.
Как мы преподносим тему смерти детям, подросткам? Точно так же, как и самим себе. Входим в тему вот с этим тезисом: «Люди бессмертны. Когда приходит смерть – умирает тело, но душа остается жива. После второго пришествия, в конце времен, Бог сотворит все новое – новую землю, новое небо и даст душам умерших новые тела». Здесь ракурс: смерть – это не конец, смерти вообще по сути – нет. Святитель Иоанн Златоуст дает яркий образ: «Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде». И вот другой образ, который показывает смерть совсем иначе, но так же ярко и доступно, и так же – без страхов и тревог, с позиции вечности. Старец Иоанн (Крестьянкин) сравнивал жизнь человека с бабочкой: сначала человек живет на земле, как будущая бабочка – гусеница. Потом человек умирает, и это похоже на превращение гусеницы в куколку, неподвижную в коконе-гробе, будто мертвую. А потом человек воскреснет в новую жизнь – будто разорвался кокон, на свет явилась прекрасная бабочка, способная летать. Я попросила Ирину Шарикову нарисовать все эти этапы, чтобы было понятно, наглядно. И вот так тема смерти, да еще в контексте сюжета о воскрешении праведного Лазаря, оказывается вполне доступной для детей, вот так мы расставляем все акценты – и «конструктивно», и с позиции учения Церкви.
Сюжетные истории порой раскрывают смыслы лучше правильных определений
В некоторых случаях я призывала на помощь самые разные притчи, сюжеты из патериков и житий: сюжетные истории всегда интересны не только детям, но и взрослым, и порой раскрывают смыслы лучше правильных определений. Так, например, в теме «воздержание» – такой сюжет из жития святой великомученицы Ирины. Когда Ирине было двенадцать лет, к ней в комнату однажды влетел орел и положил на стол венок из разных цветов. Учитель девочки объяснил значение этого видения:
– Орел – образ царя и победителя, знамение, что ты будешь царствовать над своими страстями, и как орел побеждает других птиц, так и ты, возвысив свой дух размышлением о Боге, будешь побеждать невидимого врага, диавола. Венок же – образ награды от Царя Христа в Небесном Его Царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы.
И вот в качестве иллюстрации к теме воздержания – этот орел, и эта же птица с наградой за воздержание в клюве парит в небесах над нашей «горой Великого поста» на календаре-плакате. А значит, раз мы прочитали обо всем этом, до самого конца поста этот орел на плакате будет уже не просто симпатичной птичкой, но тем самым напоминанием о добродетели воздержания.
В некоторых темах я давала отсылки к литературным, совсем не обязательно прямо христианским сюжетам – но так пыталась показать разные грани преломления христианского учения и в жизни, и в культуре, а еще вот так пыталась связать темы духовной жизни с сюжетами, хорошо знакомыми ребенку. Например, говорим о грехе «любоначалие» – вспоминаем старуху из сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Примерно такой же эффект возникает в результате отсылок к народным пословицам и поговоркам. Это простые, звучные, порой очень хлесткие указания на самые серьезные духовные вопросы, иногда даже с отсылками к Писанию. Вот, например, в теме «терпение»:
- На всякое хотенье есть терпение.
- К большому терпению придет и умение.
- Терпение гору валит, нетерпение благое дело развалит.
- Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.
В «образах Четыредесятницы» в каждой теме я предлагала какие-то короткие и понятные высказывания святых отцов.
Во-первых, потому что отцы и правда очень здорово, просто и доступно формулировали многие «базовые» темы, это, в общем-то, и есть отличительная особенность людей, которых мы знаем в качестве церковных учителей. Между прочим, даже если я и не приводила прямые цитаты из отцов, все слова «от автора» все равно построила на творениях церковных писателей, таких как святители Филарет Московский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, на очень живых и жизненных советах святителя Николая Сербского, Луки (Войно-Ясенецкого), старца Иоанна (Крестьянкина) и других.
Даже если я и не приводила прямые цитаты из отцов, все слова «от автора» все равно построила на творениях церковных писателей
А во-вторых, прямые отсылки к святым отцам – это важная составляющая «христианского воспитания»: мы должны дать детям хотя бы представление о том, что существуют такие имена – святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст и прочие. Так мы показываем детям, что в нашей Церкви – не «отсебятина», показываем самими этими отсылками, собственно, важность таких отсылок.
Надеюсь, таким обращением к святым отцам я смогла показать, насколько все это читаемо, насколько подобные авторы могут быть доступны для понимания даже младших школьников. Если ребенок заинтересуется, если хоть как-то хоть что-то отложится в памяти – появляется шанс на следующий шаг, на то, что ребенок однажды захочет читать что-то дальше, больше, узнавать, что же еще писали эти святые авторы. Я знаю точно, утверждаю: не только в древности, но и сегодня бывает – живые, самые обычные дети, которые в возрасте начальной школы кое-где, «по кусочкам» знакомились с творениями святых отцов, в подростковом возрасте правда начинали что-то сами читать и вырастали потом верующими людьми. Ни в коем случае не утверждаю, что здесь есть хоть какие-то гарантии – это только про увеличение шансов, про те самые семена, которые могут взойти при благоприятных обстоятельствах.
Я старалась привязывать размышления о духовной жизни к тому, что в эти дни происходит в храме, к особенностям богослужения. Так, чтобы «частная» жизнь соединялась с церковной, чтобы было представление – как прямо сейчас Церковь помогает каждому из нас решать все эти великие и крошечные духовные задачи. Это переход от личного – к общественному. Так может быть реализована задача связать форму и содержание, так мы идем по знакомому пути-горе, поднимаемся к Пасхе – по возможности осознанно и, с другой стороны, работая над собой, не замыкаемся на себе, но проходим этот путь с Церковью.
Например, говорим о желании, стремлении человека быть с Богом – и вписываем эту тему в контекст разговора о преподобной Марии Египетской и сразу даем отсылку к богослужению, к тексту канона, и здесь же – рассказ о службе «Мариино стояние», которая сегодня совершается в каждом храме. Говорим о том, что Крест, выносимый из алтаря на Крестопоклонной неделе, подобен государственному знамени, символам царской власти (здесь отсылаю к ярким образам Синаксаря) – и сразу говорим о земных поклонах перед Крестом, и сразу – тропарь, который поется во время этого поклонения. Вот так получается не только «детский» интерактив с наклеиванием стикеров и подсчетом колосков на плакате, но и подлинный интерактив, то есть переход от информации – к действию, соединению слова и жизни.
***
Конечно, эта книжка никого ничему не учит и научить не может. Ибо учат учебники, а еще лучше – само Священное Писание и святые отцы. У меня же была задача – лишь обратить внимание на темы, образы и смыслы Великого поста, лишь показать вектор перехода от формы к содержанию, лишь предложить некоторые ориентиры: родителям – для начала разговора с детьми о духовной жизни, самим детям, подросткам – чтобы они сами задумались на эти темы. Просто задуматься, просто захотеть узнавать о духовной жизни – уже великое дело!
В общем, очень надеюсь, что хоть для кого-то эта моя новая книжка окажется не просто дополнением к настенному плакату-календарю, но и помощницей в сознательном проживании Великого поста. Помощницей и для моих родных детей, и для… всех других детей, не знакомых мне, но тоже – родных, ведь все мы, христиане, – буквально по Крови Христовой друг другу родные.