Триодь постная. Вторая четверть XVI века
Вот и заканчивается Вторая седмица Великого поста. С одной стороны, она, конечно же, намного легче первой.
С другой, думаю, многие замечали, что на Первой седмице тебя словно подхватывает мощный поток – и мчит, увлекает за собой. Дни идут неспешно, величаво – Чистый понедельник, Чистый вторник; прозрачно-светлые, хрустальные, воистину весенние, и волей-неволей боишься внести в эти дни какую-то нечистоту, от накопившейся бы избавиться. Подступают сумерки, звучит канон Андрея Критского, снова и снова напоминая: особое время, особые дни, спеши, душа, проснись, пора, пора!
Но вот начинается Вторая седмица, и будто пропадает бодрый ритм, мы сбиваемся, поникаем, расслабляемся, снижается молитвенный тонус, понедельник уже мало чем отличается от среды или четверга, а вторник от пятницы. Словно убрали стержень, и потихонечку наши великопостные собранность и целеустремленность начинают остывать и опадать. Нет, на Крестопоклонной мы получим еще один мощный импульс, а там уже и рукой подать до великих дней Страстной.
Но все же, все же – хотелось бы и промежуточные седмицы проводить «бодро, собранно, внимательно».
Оказывается, есть небольшой секрет, как этого добиться. Даже сверхусилий это не потребует. Всего-то и надо, что:
- найти тексты Постной Триоди;
- отыскать положенные на каждый день седмицы каноны-трипеснцы;
- включить в свое ежедневное правило.
Кто-то скажет: но у нас уже есть каноны. Да, но каноны Постной Триоди уникальны. И, кроме того, они меньше обычных – всего по три песни, а не по 8–9 привычных нам.
Попробуем открыть навскидку каноны Второй седмицы?
«Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, прилежание к молитве, слезы с умилением и об убогих попечение Христос в писаниях завещал».
Да это же целая всеохватывающая программа поста! И – заметили? – ни слова о пище. Это важно именно заметить.
Увы, ни для кого, думаю, уже давно не секрет, что легче бороться с коварно проникшей в хлеб молочной кислотой, чем с гневом; проще выловить яичный белок (000.1%) в галете, чем яд осуждения в собственных речах; сподручнее воевать с каплей масла в салате, чем с равнодушием и безразличием.
Сподручнее воевать с каплей масла в салате, чем с равнодушием и безразличием
Но вот с такими текстами перед глазами (да еще каждый день обновляющимися) нам будет гарантированно намного сложнее свести пост к желудку.
«Имуще Духа Святого, поста Гостителя, дарований Его насытимся и богатно насладимся, воспевающе Его яко Бога нашего».
Вот это планка! Неет, куда нам так высоко, это путь орлов, а мы потихонечку побредем по земле, вздохнем мы.
Хорошо, тогда вот программа-минимум:
«Истинным постом постимся, как от пищи воздерживаемся, так отчуждимся от языка, ярости и лжи и всякой иной страсти, да чистыми Пасху увидим».
Вроде дела-то вполне простые, но и они уже дают нам возможность чисто увидеть Воскресшего Христа. За дело?
Да, а ведь еще каноны Триоди очень помогают держать себя, по терминологии святителя Феофана, в «добром напряжении».
Еще бы. Ведь если не прочитаешь канон вторника Второй седмицы сегодня, то завтра уже положен канон среды. Волей-неволей появляется ощущение неповторимости каждого дня поста, его ценности. Начинаешь переживать: не упустить бы. Не опоздать. Как там говорил паровозик из Ромашково, помните?
Это уже не говоря о том, как поэтичны и емки эти удивительные тексты. Недаром Н.В. Гоголь, этот изумительный мастер слова, советовал Н. Языкову:
«Читай церковные книги, останавливайся там, где поразит тебя величавое нежданное слово или оборот. Это будет дверью на великую дорогу».
Ну что, попробуем? Святой Феодор Студит и другие авторы канонов Триоди нам в помощь!