Восхождение

Великий пост подходит к концу. Самое главное свое действие он уже произвел: поставил зеркало перед нашей самодовольной физиономией.

И это просто удивительно! То, что в другое время казалось неразрешимым вопросом духовной жизни, в пост стало вдруг просто и понятно. Как бы само собой разрешилось, встало на свои места, и осталось только не лениться, а исполнять все то, что прояснилось. Конечно же, это происходит не вследствие каких-то наших подвигов или трудов, а по соборной молитве всей Церкви и по благодати Божией.

Словно мутные очки спали с глаз, и все стало видно совершенно ясно. Это можно назвать частным случаем прозорливости – прозорливости по отношению к себе самому. Раньше было непонятно, с чего начинать и чем заканчивать самую главную битву за самую главную свободу – от греха. Теперь стало очевидно: начинается она с молитвы и заканчивается молитвой. Начинается с просительного вопля о помиловании, а заканчивается благодарением.

Еще месяц назад духовная жизнь виделась чем-то безумно сложным, как запутанный клубок, а оказалась проста и бесхитростна. Внимание к себе, противление страстным желаниям и помыслам, ненависть к ним и молитва. Воздержание как фундамент всей этой работы. Все просто. Осталось только следовать этому рецепту – и внутренний человек преобразится.

И именно в пост стало очевидно еще одно: мы всегда знаем, как спастись. И всегда не хотим трудиться. Ведь невозможно спастись наполовину, как и работать двум господам (см.: Мф. 6: 24). Невозможно внимать себе по графику, скажем, два через два. Два дня трезвиться и бодрствовать, а два – отдыхать от этого. Невозможно жить добродетельной жизнью до обеда, а после – лениво и праздно скотиниться. Невозможно иметь в сердце непрестанную молитву – и беспробудно смотреть сериалы, торчать в сети, балдеть на пляже, отрываться под музыку, объедаться и упиваться. А мы ведь хотим именно так – с ленцой, послаблением и отпуском. В пост мы возвращаемся к простому пониманию: так не получится. Ибо «до ревности любит Дух, живущий в нас! Но тем большую дает благодать» (Иак. 4: 5–6).

В пост мы возвращаемся к пониманию: восхождение – это не только семь недель Великого поста, а вся наша жизнь, хотим мы этого или нет. Об этом Церковь нам неустанно напоминает, а в Неделю преподобного Иоанна Лествичника даже изображает в картинках – для особо одаренных эрудитов XXI века.

Восхождение – это не только семь недель Великого поста, а вся наша жизнь

Восхождение – это труд. Труд на грани страдания и падения. Собственно, этот труд и есть страдание, истязание духом и волей злодейки-плоти и предательницы-души. И мы с вами, братья и сестры, все восходим – в горний Иерусалим. Правда, восходим невероятно медленно и периодически падаем снова вниз, прямо по пословице: шаг вперед и два назад. В чем же дело? Если восходим на гору – поучимся у альпинистов.

Никто не видел альпиниста, заталкивающего в гору рояль, потому что он любит живую музыку. Или несущего с собой в рюкзаке библиотеку, или взявшего в поход разных деликатесов, винца и фуа-гра, или даму, взбирающуюся на Эльбрус в бальном платье и с шикарной прической. Альпинист максимально облегчает свою ношу и имеет с собой только необходимое. Еды и воды – сколько нужно, причем почти все постное. Одежда – чтобы не замерзнуть и не промокнуть. С этой точки зрения альпинист – почти аскет. А при соло-подъеме – еще и анахорет. Главные его орудия – крюки да веревки.

Для нашего восхождения на гору богообщения нужно практически то же, что и альпинисту. Причем такое же простое и функциональное. Только вместо крюков и веревок у нас свои инструменты: молитва и воздержание.

Все остальное нужно оставить у подножия.

Для восхождения на гору богообщения нужны молитва и воздержание. Все остальное нужно оставить у подножия

А мы тянем с собой и платья, и фуа-гра, и рояль. И еще удивляемся: почему же я предпринимаю столько усилий и ничуть не продвигаюсь вверх по склону? Да потому, что груз тянет тебя вниз! И утянет совсем, и упадешь, и еще рояль сверху бабахнет.

Итак, рассуди сам, что тебя отвлекает от восхождения и, по сути, совершенно не нужно, – и выбрось. Тогда для важного и нужного сразу высвободятся и время, и силы.

Самое главное, для чего они понадобятся, – это молитва.

Молитва – это школа, в которой мы каждый день сдаем экзамен. Она в чем-то напоминает поиск грибов в лесу. Идет грибник с палкой и поднимает листву, раздвигает разросшуюся траву в надежде найти что-то ценное. В идеале – боровик. Тут многое зависит от внимательности и опытности. Опытный грибник знает места, где водятся благородные грибы. А неопытный, такой как я, ходит с лукошком, как потерянный, и берет что попало. А боровики попадаются нечасто. Часто – это про сыроежки и поганки.

Молитвенный поиск во многом подобен грибной охоте. Внимание, смирение и трудолюбие дают возможность обрести настоящий благодатный плод молитвы. В противном случае либо не найдешь ничего, либо повредишь себе. В молитве бывают и свои «ядовитые грибы», которые приводят к «прелести» – то есть бесовскому обольщению. Прелесть – порождение гордости.

Поэтому бредешь по зарослям сердца и раздвигаешь палкой Иисусовой молитвы папоротник, отваливаешь палый лист и камешки – ищешь благодать. Как назло – сплошь попадается все не то. Как назло, все отвлекает внимание – и нужное, и ненужное. Хотя даже нужное становится во время молитвы ненужным. Это после оно, возможно, и понадобится, но при молитвенном восхождении любая посторонняя мысль становится неподъемным роялем, который никак не затянешь на вершину. Только одно: стой в сердце и внимай словам молитвы. Остальное – прочь. Анафема – каждой чуждой мысли.

Конечно, все это тяжело, потому что требует напряжения воли, ума и даже тела. И это напряжение накапливается с каждым днем и утомляет нас, не привыкших к труду такого рода. А тут еще работа, дети и прочее. Как тут не воздохнуть и не пожаловаться самому себе: «Боже, как я устал!»

Конечно, устал! Шестая седмица поста! Четвертый или пятый десяток лет! А то и шестой, седьмой!

Устал.

А святые Богу угодили налегке? Или они досыта ели? Или досыта спали? Или трудились меньше? Вот ерундой занимались меньше, пустословили меньше, глаза распускали в разные стороны гораздо меньше. И при этом не жаловались.

Так, может, мы устали совсем не от молитвы и поста? А от того, что заботу о теле превратили в похоти (см.: Рим. 13: 14)? Устали от того, что дух – не мирен, что нет совершенного упования на Бога, и поэтому всё надеемся решить своими силами, а их, естественно, не хватает.

Мы устали совсем не от молитвы и поста. Устали от того, что дух – не мирен, что нет совершенного упования на Бога

Устал и я. Кажется, что уже скоро оторвутся ноги и руки, треснет и рассыплется спина, расплавятся глаза и голова.

Устал и я – от постоянных метаний от греха к Богу и от Бога к греху. Устал, потому что не могу всецело вступить на стезю Господню и постоянно оступаюсь и падаю в грязь. Я устал до последней степени от самого себя, от своей противной природы, развращенной души и ненасытной плоти. От собственного внутреннего Содома и Гоморры, где каждое божественное помышление тут же растлевается злобными помыслами, которые уж и непонятно кто генерирует: то ли мой поверженный ум, то ли другие низверженные умы.

Одно только пристанище, где я могу укрыться, – это молитва, но и туда они норовят влезть своими мерзкими свиными рылами, смрадной вонью и соблазнительными образами.

Эта брань утомляет много больше, чем физический или интеллектуальный труд, она изматывает и опустошает, если нет подпитки Божественной благодати и Причащения.

Но я все равно иду к Тебе, Господи! – так хочется завопить. Однако, вставая к молитве, уже чувствуешь, как от тебя отваливаются целые куски. Ноги не держат, спину ломит, руки отяжелели. Это бесы мучают меня в течение дня бесполезной работой, чтобы я не смог Тебе помолиться чисто. Но я все равно доковыляю, приплетусь, доползу, даже без ног, рук и спины, и начну плакать перед Тобой, чтобы Ты помиловал меня, Господи!..

Что же еще оставить у подножия, чтобы не мешало восхождению на гору Моисееву?! Может быть, саму опостылевшую плоть? Она первая мешает и всё ноет и ноет: дай то, дай это. Не удивительно, что она осуждена на гниение перед преображением.

«О род неверный и развращенный, доколе буду с тобой и буду терпеть тебя!» (ср.: Лк. 9: 41). Шестая седмица поста – самое время крикнуть это своей плоти. Через неделю все это забудется, и даже плоть застынет в ужасе перед страшным таинством Креста. Но пока она еще воюет, еще мечется.

Что сказать ей, нашей постоянной спутнице и предательнице? Ненавижу тебя. Люблю же Господа Бога моего. И снова и снова буду карабкаться вверх. С упрямством, под смех и гогот зевак – все равно буду продолжать. Пусть руки обдираются в кровь и отваливается спина, пусть через метр я оступлюсь, сползу вниз и в ужасе зависну над пропастью, но верую Богу моему – Он не оставит меня.

Священник Сергий Бегиян

22 апреля 2021 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Сергей Комаров
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Для чего нужен пост? В чем он состоит? Что можно, что нужно и чего нельзя во время поста? История возникновения Великого Поста. В чем главное содержание и смысл Великого Поста?
Можно ли не соблюдать Великий пост? (ВИДЕО) Можно ли не соблюдать Великий пост? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Можно ли не соблюдать Великий пост? (ВИДЕО) Можно ли не соблюдать Великий пост? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
О Великом посте как обязанности каждого православного христианина.
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
Профессор Лариса Маршева, Денис Миронюк
Глубокий смысл тропарей помогает нам сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, осознать всю мерзость греха и встать на путь исправления.
Комментарии
Людмила26 апреля 2021, 12:35
Простите, не со всем соглашусь. Тело - это храм для души и относиться к нему как к уникальному творению Божию. Без фанатизма, но бережно. Как к дару Бога на всю человеческую земную жизнь.
Татьяна25 апреля 2021, 13:05
Спасибо, батюшка. Очень люблю ваши статьи. Всегда понятно, просто и в то же время актуально. Я вот недавно в очередной раз,как в первый), поймала себя на мысли, что действительно, устаем мы больше не от физических усилий, а от себя, от того, что с ропотом делаем работу, например. А надо с молитвой и благодарением, тогда и силы вдруг появятся, и время.. это благодать божия приходит на помощь.
Катя24 апреля 2021, 15:56
Очень похоже на мои ощущения..спасибо за статью, дает надежду. Сравнение с альпинистом помогает отрезвиться и подумать, что сейчас действительно важно, а что лучше оставить.
Ирина23 апреля 2021, 08:27
Батюшка, простите, но это уже слишком. Человек не может и не должен жить в такой ненависти к себе. Это святые отцы-титаны духа достигли святости тяжкими трудами. Но мы, современные слабаки, непрестанное покаяние и бесстрастие так не стяжаем, а вот невроз запросто заработаем. Откуда столько ненависти к плоти? Почему мы должны испытывать чувство вины за нормальные, да-да, нормальные потребности? Только не говорите мне про крайности, я не об этом. Одно дело-вообще никак не трудиться, делать все, что хочешь, другое дело-трудиться на пределе, да еще и постоянно убеждать себя, какой плохой и ничего не делаю, уничижать весь свой труд и в итоге просто сломаешься
Елена22 апреля 2021, 23:46
Лишь сейчас, к завершению поста, "втянулась" наконец в этот такой правильный и такой ..дарящий свободу, что ли, ритм и режим - от питания и до прочих сопутствующих упражнений, что кажется: как по-другому?
Виктор22 апреля 2021, 13:40
В гордыне своей думаешь, что особенный - мне трудней всех, стараешься, а кажется, что препятствия на твоём пути - уникальны, только у тебя такие кочки. А потом прочтёшь, а твои мысли и тяжести с препятствиями уже давно известны всем. Становится легче, раз дорога пройдена не раз, известны все трудности, то есть возможность пройти. Тем более вершина видна всем, она прекрасна.
Ирина22 апреля 2021, 13:16
Спасибо Вам за эту статью! И мысли посторонние и падения которым нет конца и жаление себя любимой и чувство лицемерия, когда без молитвы уже не можешь, а мысли одолевают, все про меня! Помоги нам всем Господи!
р.Б. Наталия22 апреля 2021, 10:34
А я думала, что это только про меня.
Раба Божия Ольга 22 апреля 2021, 06:06
Спасибо огромное. Всё списано с меня грешной. Прости Господи и помилуй меня и помоги мне в этой нелёгкой борьбе с грехами и страстями. Пост заканчивается, а я ещё и не начала борьбу с грехами. Помоги Господи.
Евгения22 апреля 2021, 03:37
Помоги вам Господь, о. Сергий, и нам всем, всё так и есть
Андрей22 апреля 2021, 02:01
Спаси Господи батюшка за столь точные и нужные слова в нужное время. Все именно так сейчас и происходит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×