Великий пост подошел к концу, оставшись лишь светлым воспоминанием в душах верующих. Как время приготовления к достойной встрече Пасхи, он исполнил свою роль, уступив место торжеству и ликованию о воскресшем Христе. Пасха с ее торжественной и радостной вестью, вместе с черными облачениями полностью вытеснила все скорбно-покаянные мотивы. Но значит ли это, что теперь в безудержном веселии можно забыть про все предосторожности и опасности, подстерегающие христианина на его духовном пути? Конечно, нет. Скорее, наоборот. Для многих Великий пост стал очередным проваленным тестом на христианскую профпригодность. И это, можно сказать, первый вывод, который делает практически каждый христианин после прохождения Великого поста.
Действительно, подведение итогов всегда важно, но в духовной области это важно в вечной степени. И одним из первых выводов, который делает человек после прохождения Великого поста, есть принятие того факта, что пост не соблюден как должно. Каждый кормит своего зверя, и для каждого вынесенные уроки будут своими. У кого-то победило чрево. Еда, пусть даже и постная, одержала верх над стремлениями духа. Ведь пост – это не про качество пищи, а про отношение к ней. Кто-то, повторяя за преподобным Ефремом молитву о хранении уст, так и не смог воплотить эту заповедь в жизнь. А у кого-то в битве между молитвой и Интернетом безоговорочную победу одержал Интернет с бесконечными новостями и сенсациями. Каким бы многообразием ни отличались примеры нашей неверности Христу, в одном все мы совершенно одинаковы: никто из нас не заслужил Пасху. Это абсолютный Божий дар, ниспосланный нам не за наши заслуги и труды, но единственно по неизреченной милости Творца.
Однако, поражение в битве не значит поражение в войне, а отрицательный опыт – тоже опыт. Поэтому христианин, чьей целью является вечное спасение, не только не опускает рук после неудач, но, напротив, фиксирует свои слабости и усиливает бдительность на этих направлениях. Неслучайно именно Великий пост является временем обострения страстей и усиления искушений. Это обусловлено святостью и величием предстоящего праздника. Как на войне, чем важнее и значимее цель, тем большие силы кидает на эту цель враг и тем на больший принцип он идет. Так же и в духовной брани. А когда речь идет о празднике праздников – Святой Пасхе, враг будет использовать весь свой арсенал, чтобы, если и не сразить христианина, то хотя бы смутить его совесть и осквернить праздник. Поэтому именно великопостное время есть лучшее время для познания своей немощи и обнаружения своих слабостей.
Вместе с покаянием пост является лучшим учителем терпения. С одной стороны, христианин полон непримиримой решимости бороться с греховными пожеланиями, но, с другой, до поры вынужден терпеть свои слабости и немощи. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41), – сказал Господь. Однако у нас, христиан последнего времени, и плоть, и дух равно немощны и больны. Страсти стали частью нашей природы. Осуждение, празднословие, высокоумие, самонадеянность, самооправдание, мечтательность и многое другое для людей стало настолько естественно, что многие вообще не обращают на это внимания. И для многих Великий пост как раз становится временем болезненного принятия этого факта. Здесь требуется немалая доля терпения и мужества принять себя таким, каков ты есть, – со всеми твоими немощами, страстями и несовершенствами. Да, мы должны терпеть не только немощи ближних, но и свои собственные: «Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя почти никто не обращает на это внимания» (свт. Феофан Затворник). Терпеть себя вовсе не означает смириться с «неизбежностью» греха и тем самым оправдать свою духовную лень. Терпеть себя – это хладнокровно признать в себе последствия грехопадения и вступить с ними в решительную борьбу, не смущаясь случающимися поражениями. Именно поэтому для многих время поста есть время укрепления своих надежд и упований в Боге как единственном своем Помощнике и Спасителе. Ведь, по Апостолу, мы становимся сильны именно в немощи, так как, теряя надежду на себя, обретаем надежду на Бога, могущего воскрешать мертвых.
Кроме этого пост учит нас жить правильно (праведно) не 40 дней в году, а все 365. Добродетель молитвы, поста, молчания уст, прощения ближних, милосердия и прочие не ограничиваются лишь днями поста. Ни подвиг покаяния, ни Иисусова молитва не теряют своей актуальности после наступления Пасхи. Образ Креста Христова, который красной нитью проходит через весь Великий пост, не просто призывает христианина к благоговейному отношению ко Кресту, но пробуждает в нем чувство ответственности, сопричастности к происходящему на Голгофе. Ведь и за мои грехи Господь пролил Свою Кровь, а значит и моя вина есть в том, что Спаситель вознесен на Крест. Это чувство верующий проносит через всю свою жизнь, а не только вспоминает об этом в период черных облачений. Неслучайно многие верующие не желают оставлять установившийся режим после завершения Великого поста. Именно после поста человек понимает, что много общаться с Богом и мало с людьми, воздерживаться от развлечений и с радостью идти в храм на длинные службы – это обычная норма христианской жизни. И наоборот, тот, кто воспринимает пост как досадное ограничение его привычного ритма, ограничение его свободы или как нежелательную плотину в его искрометном водопаде жизни, еще не пришел к пониманию смысла поста, а, вероятно, и других основ православной веры.
Одним из достоинств Великого поста без сомнения являются его замечательные службы. Многие из великопостных служб имеют уникальный характер, так как в течение года больше нигде не повторяются. И верующие очень любят эти службы, ждут их с нетерпением и с радостью спешат на них. Великий канон Андрея Критского, Литургия Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Торжество Православия, поклонение Кресту, Севастийские мученики, Мариино стояние, Похвала Пресвятой Богородицы, чтение Страстных Евангелий и другие отличительные события Великого поста и Страстной седмицы отзываются сердечным участием и любовью в душе каждого верующего. Сложно переоценить ту пользу от великопостных богослужений, которую приобретает каждый верующий за это время. Неслучайно отцы сравнивали храм с небом. «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним» (на утрени Великого поста), – поет святая Церковь. Но и после наступления Пасхи христианин не изменяет своей верности церковным службам. Любовь к богослужению становится естественным выражением любви к Богу. Тот, кто полюбил богослужение, начинает любить Бога не только в храме, но и по жизни при отсутствии внешних религиозных атрибутов, когда из свидетелей только его совесть. Как говорят святые отцы, великую цену имеет вошедший в привычку добрый навык. И тот, для кого частое участие в богослужениях стало нормой, гораздо легче и быстрее движется к Богу, потому что храм – это корабль: кто-то гребет, а плывут все.
Великий пост, Страстная седмица и венчающая их Пасха – это словно наша жизнь в миниатюре. Всю жизнь мы движемся вперед, ограничиваем себя, познаём свои немощи, преодолеваем разные этапы и вступаем наконец в Страстную седмицу, восходя на нашу собственную Голгофу скорбей и болезней. А дальше – смерть и встреча с Богом. Какой будет эта встреча, зависит от степени нашей любви. «Кто много любит, тому много простится; а кому мало прощается, тот мало любит», – сказал Господь (Лк., 7:47). В этом смысле Великий пост похож на школу любви. Любовь, как известно, выражается в делах. Это жертва своего и себя самого ради любимого. За время поста открывается, насколько сильно мы любим Бога и как далеко мы готовы следовать за Христом по пути исполнения заповедей, вершиной которых является любовь. Именно поэтому пост важен не сам по себе, так как он и не является самоцелью, но лишь в контексте достижения главной цели христианина – стяжания любви к Богу и ближнему. А Пасха – своего рода ежегодный зачет, контрольная, где будущие выпускники сдают промежуточный экзамен своей совести, готовясь к главному экзамену своей жизни – к встрече с Богом.