Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Насквозь личное письмо апостола Павла

Апостол отправлял письма лично Тимофею, Титу и Филимону. Эти послания мы можем считать личными письмами. Но не про них сейчас разговор. Дело в том, что впечатление глубоко личного письма оставляет у наблюдательного человека Первое послание к Фессалоникийцам.

Казалось бы, послание адресовано целой городской христианской общине. Многим, а не кому-то одному. Всё правильно, только из пяти глав этого послания целых три главы сосредоточены на весьма личных взаимоотношениях апостола и солунской (фессалоникийской) общины. И только в последних двух главах апостол переходит к вопросам общего характера. Перед нами личное письмо, это ясно. Письмо показывает нам апостола Павла на очень близком расстоянии. Позволяет подойти к первоверховному апостолу вплотную.

Для апостола Павла солунская община стала источником неиссякаемой радости. Вот какие их связывали отношения! О себе и о своих помощниках апостол пишет в Фессалоники: Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах (1 Фес 1:2).

Судьба молодой греческой общины живо напоминала апостолу его собственную судьбу, была ему близка. Солуняне обратились к Христу и тут же подверглись гонениям со стороны местных языческих активистов. Подобно этому и сам Павел сразу после встречи с Христом претерпел жестокие нападки от соплеменников.

Однако гонения не могли помрачить огромное счастье быть с Христом (1 Фес 1:6). Радость, как солнце, сияла сквозь самые скорбные обстоятельства его жизни. Радость побуждала благодарить Бога. И это благодарение не прекращалось. Апостол настойчиво повторяет: мы непрестанно благодарим Бога (εὐχαριστοῦμεν τῷ θεῷ ἀδιαλείπτως, 1Фес 2:13, 1:2-3). Как это понимать? Буквально. Человек благодарит Бога в молитве, постоянно. Такое непрестанное благодарение означает непрестанную молитву к Богу.

Письмо в Фессалоники отправилось по многим причинам. Одна из причин в том, что среди солунян стали распространяться неверные учения – о конце времен. Апостол отправил свое письмо, чтобы и этот местный солунский вопрос прояснить. Вопросы общецерковного значения мы найдем в последних двух главах письма. Общецерковные вопросы в первом послании даются с привязкой к конкретному адресату и с опорой на личный духовный опыт апостола. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь, – заповедует солунянам их наставник (1Фес 5:16-17). Эта строчка очерчивает духовный облик апостола Павла – делателя непрестанной молитвы.

Православные подвижники понимали слова о непрестанной молитве как аскетическую заповедь. В своем понимании подвижники опирались на традицию, идущую от апостолов, и на свой личный опыт Иисусовой молитвы.

Непрестанную сердечную молитву не прерывает ни сон, ни предельная усталость, ни напряженные размышления на «посторонние» темы

Делание Иисусовой молитвы начинается с устной и умной молитвы. Потом, если Бог благословит, подвижник переходит к умно-сердечной молитве. И вот сердечная молитва Иисусова может взойти на высокую ступень непрестанной молитвы. В буквальном смысле непрестанную сердечную молитву не прерывает ни сон, ни предельная усталость, ни напряженные размышления на «посторонние» темы. Исихасты называли непрестанную молитву самодвижной. Она идет как бы сама собой, без особых усилий. Она продолжает совершаться, что бы вокруг ни происходило, чем бы человек ни был занят.

Иногда заповедь апостола понимают в обычном, «слабом» смысле: «Солуняне, молитесь регулярно. Ежедневное молитвенное правило надо исполнять. Не позволяйте себе отменять его под разными предлогами». Такое понимание возможно, и все-таки не забудем, что апостол указывает и на очень высокую духовную цель, когда призывает духовных чад: «Непрестанно молитесь».

Едва ли все солуняне, читавшие письмо, взошли к указанной высокой цели. А те, кто взошли, разве они в одночасье получили дар непрестанной сердечной молитвы? Путь к непрестанной молитве не такой близкий, как может показаться.

Целый ряд важных понятий в православной аскетике имеют не один, а сразу несколько смыслов. Думается, что непрестанная молитва принадлежит к числу многозначных понятий. Чаще всего под непрестанной молитвой понимают определенную ступень Иисусовой молитвы. Находится она между ступенями сердечной молитвы и благодатной молитвы. Это непрестанная молитва ума в сердце, непрестанная сердечная молитва, высокое делание безмолвников, великое чудо Божье. Это на молитвенной высоте. А внизу находится непрестанная молитва в «слабом» смысле слова – обычное неотменимое ежедневное молитвенное правило. Между обычным правилом и непрестанной сердечной молитвой находятся промежуточные ступени.

Одну из таких промежуточных ступеней можно бы назвать непрестанной умной молитвой. Что это за опыт и причем тут Послание к Фессалоникийцам?

Не прекращать внимательной молитвы все время, пока идет панигир, может только усердный подвижник

Фессалоники от Афона отделяют 100 км. В афонских монастырях есть обычай на чтимый праздник с вечера до утра служить панигир. Трудно выдержать молитвенное бдение панигира продолжительностью около 14 часов. Не прекращать внимательной молитвы все время, пока идет панигир, может только усердный подвижник. А что обычный паломник? Он выходит на часок из храма попить чаю и перемолвиться словечком с собратьями. Вернувшись в храм заметно приободренным, через три часа он уже борется с навалившимся на него сном. Предрассветный час перемещает службу из храма на улицу, здесь освящают воду. Сонливость снова исчезает. После молебного пения служба входит в храм и поднимается к самой вершине панигира – люди торжествуют Божественную Литургию. Вот и служба закончилась. Паломник покидает храм и отправляется на праздник в трапезную. А в это время у него в уме звучит песнопение вечерни: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи». Служба завершилась, хор перестал взывать ко Господу в пространстве церкви. А молитва, которую хор пел, не перестает эхом отдаваться в уме паломника. Многократно повторенные хором молитвы повторяются в уме паломника как бы сами собой, снова и снова.

После панигира остается своего рода непрестанная умная молитва. Она длится часами, не останавливаясь. Человек чувствует, насколько легко ему молиться. Наконец день завершается, солнце проваливается за горизонт, пора отходить ко сну. Утром паломник с сожалением замечает, что самодвижное звучание молитвы стихло. И вспоминает, как через весь праздничный день после панигира он пронес непрестанную молитву в уме. За эти часы его молящийся ум вряд ли соединился с сердцем, как это было у апостола Павла. Однако непрестанная молитва апостола оказалась как бы рядом, на сравнительно близком расстоянии, не так далеко, как обычно. И наш паломник теперь по-новому прочтет глубоко личные слова из апостольского письма в Фессалоники.

Когда он сядет на рейсовый автобус от границы Афона до предместья Фессалоник, у него будет два часа, чтобы вспомнить еще раз непрекращающуюся молитву после панигира. И понять со всей отчетливостью, в чем состоит духовный смысл длинных-предлинных церковных служб. Вот как в наши дни самым обычным людям Афон дает почувствовать реальность простых апостольских слов о непрестанной молитве.

Диакон Павел Сержантов

20 сентября 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 824 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 30. Богословие апостола Павла (ВИДЕО) Лекция 30. Богословие апостола Павла (ВИДЕО)
Прот. Андрей Ткачев
Лекция 30. Богословие апостола Павла (ВИДЕО) Лекция 30. Богословие апостола Павла
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Ткачев
Евхаристия, Церковь, семья, любовь. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО) Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО)
Свящ. Андрей Рахновский
Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО) Лекция 29. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания
Православные просветительские курсы
Священник Андрей Рахновский
Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания. Лекция и ответы на вопросы.
«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)
О христианском понимании радости
Юрий Максимов
Святитель Василий Великий говорит: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного… Как же всего этого не признавать достаточной причиной к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости?»
Комментарии
Галина Игл.20 сентября 2017, 18:37
Церковь в Фессалониках была основана св. ап. Павлом во время его 2-го миссионерского путешествия (Деян. 17:1-9), и он старался всячески укрепить ее. Основная тема послания-второе пришествие Господа (4:13-18). Господь грядет! "Он сядет на престоле Славы Своей" (Мф. 25:31)! Церковь будет восхищена Христом, но придет Он "как тать ночью" (5:2).Будьте бдительны! "Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь!" Однако св. Отцы предупреждают о необходимости попечительства и добродетели во время молитв (исполнения заповедей Божиих с помощью Бога), а прп. Макарий Великий говорит, что без этого молящегося человека может "окрасть" злоба. Он также может впасть в прелесть, а с Богом общения не достигнет. Увы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×