Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

«Хоть я и ржавая проволока…»

Великопостные заметки

Напутствие на Великий пост

Начинался Великий пост… Казалось бы, самое время сказать как можно больше назидательных слов людям, пришедшим в монастырь. Но отец игумен не стал говорить долго и красноречиво. Проповедь была предельно простой и лаконичной.

Я слышала уже так много проповедей о посте, молитве, покаянии… А как сотрудник православных СМИ читала столько, что и не сосчитать. Но это напутствие на Великий пост до сих пор греет душу по-особенному. Давно это было, и память не сохранила всё дословно, но не беда – сердце и разум хранят суть сказанного.

«Христиане, – сказал тогда отец игумен, – пришло особое время – время покаяния. Церковь зовет нас отвлечься от суеты, подумать о себе и вглядеться в свою душу: сколько там добра и сколько зла. Так потрудимся же сделать это!»

Если не выдержал и согрешил – покайся. Еще раз не выдержал – снова покайся. И так всю жизнь…

А дальше… Дальше, печально вздохнув, он призвал верующих помнить, что Великий пост, собственно, не такой уж и великий – 40 дней пройдут слишком быстро. И не надо думать, что за это время мы успеем покаяться во всём и полностью избавиться от греха. Мы будем продолжать грешить, мы не сможем не грешить, и в этом – горькая правда жизни. Только не стоит унывать. Лучше – надеяться. Если не выдержал и согрешил – покайся. Еще раз не выдержал – снова покайся. И так всю жизнь…

В общем, человек, не обманывай себя надеждой на полное исправление, но и не теряй надежды на Бога, на Его прощение. Даже надежда – такая разная бывает!

Кто дышит ею, живет…

В тот вечер я молилась с болью, с безмолвным плачем – чадо мое неразумное, родная моя дочурка отказалась пойти на вечернюю службу, а ведь завтра – ее именины. Ну, конечно, просила, уговаривала ее. И кажется, терпеливо, мягко… Кажется… Так хотелось, чтобы в храме побыла, завтра ведь в школу с утра – в храм уж точно не успеет. Но нет. Только расстроилась и ее расстроила, завела. В общем, мирно и полюбовно не вышло.

Ну, почему так часто «хочешь как лучше, а получается как всегда»? С чадами нашими так сплошь и рядом. И как тут сохранить равновесие, чтоб не переборщить со своей родительской властью, не задавить ею и в то же время подвигнуть их – малых и неразумных – в нужном (и хочется верить – благом) направлении? Балансируешь, Господи, напрягаешься, хлопочешь – и снова ошибаешься, и снова казнишь себя, что не удалось, не получилось, не сбылось. В итоге – и ты в тоске-печали, и чадо твое из нескольких вариантов поведения выбирает именно тот, которого ты так хотел избежать.

Вот с этой болью молилась я тогда про себя, в душе, и читала вслух на клиросе положенные в тот день псалмы. Было у меня такое благословение – читать на службе вместе с уставщиком то, что он доверит.

«Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» (Пс. 12: 2­–3).

Как же близки, созвучны были сердцу в тот момент строки древних молитв, где душа человеческая печалуется пред Творцом, плачет перед Ним о своих скорбях и нуждах и, словно до предела натянутая струна, устремляет в Небо вопрос: «Как быть?!» И даже не проговаривает его, а томится и воздыхает чем-то невысказанным, неосознанным, но таким желанным и нужным, без чего, кажется, и не жить…

«…мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26).

Душа должна сама заговорить с Богом, уловить тот таинственный язык, на котором можно говорить с Ним, и… услышать Его ответ

Слова и поучения порой оказываются бесполезными в стремлении матери донести до своего чада ее тревоги и опасения, ее желание оградить дитя от искушений и заблуждений, от лени и несерьезности в отношении той же молитвы. Слова… Конечно, можно и нужно учить молитве. Но душа должна сама заговорить с Богом, найти, нащупать, уловить тот единственный, таинственный язык, на котором можно говорить с Невидимым и Непостижимым, и… услышать Его ответ.

А еще знание этого языка дает возможность расслышать, когда другой человек горячо, из глубины, всем существом своим взывает к Небу. Пусть он повторяет только краткое «Господи, помилуй» или совершенно безмолвно, без единого слова находится рядом с тобой, или несколько тысяч лет назад где-то там, далеко, за тридевять земель от тебя, произнес:

«Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых» (Пс. 16: 1).

Мы все пытаемся говорить с Отцом Небесным – молиться. Даже многие атеисты хоть раз в жизни в момент внезапной опасности или, напротив, от переживания глубокого счастья в порыве чувств восклицали: «Господи!» Но кто способен услышать и прочувствовать напряжение и горячность не своей, а чужой молитвы? Пожалуй, только тот, кто хорошо знает этот сокровенный язык общения с Невидимым, но Вездесущим.

В тот раз я молилась с болью, с безмолвным плачем. И когда после службы спустилась с хоров, ко мне подошла одна прихожанка – всегда такая тихая и молчаливая. Подошла, чтобы сказать: «Спасибо тебе за молитву». И все. Только простое и искреннее слово: «Спасибо за молитву». Не за дикцию, не за громкость чтения или еще что-либо. Она услышала и поняла, что в тот вечер томилась и тосковала моя душа, и как будто хотела этим словом утешить. Думаю, именно так – утешить, что все будет хорошо и по слову Давида-псалмопевца:

«Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля» (Пс. 19: 1)

Теперь, спустя много лет, эта прихожанка – тихая и молчаливая монахиня. И в ее случае это так логично и закономерно. Ведь кто способен услышать и прочувствовать напряжение и горячность чужой молитвы? Только тот, кто постоянно говорит с Богом, кто неразлучен с молитвой, кто дышит ею, живет.

Ржавая проволока

Один епископ любил повторять: «Я хоть и ржавая проволока, но и через меня иногда течет ток». Увы, это так: все мы, трудящиеся на церковных послушаниях, в той или иной мере покрыты ржавчиной греха. Но слово или дело, полезное человеку, с которым свел Господь, иногда сквозь нас все же просачивается и помогает.

Это волнующее чудо – быть проводником Божиим и видеть, как кто-то рядом с тобой получает утешение

По душе мне эта присказка: помогает не забывать о своей ущербности и не гордиться, коли похвалят. И в то же время всегда есть надежда, что Господь по молитве в нужный момент вдохновит и дарует слово и сострадание. Это волнующее чудо – быть проводником и видеть, как кто-то рядом с тобой получает утешение. Ведь и сам ты этим утешаешься.

Только однажды в больнице один атеист озадачил меня другим образным примером. «Ржавчина, конечно, не заразна для человека, – согласился он. – А что если сравнить наше общение с капельницей? Хорошо если игла и раствор лекарства в ней стерильные. А если нет? Если туда попала инфекция? Выходит, что это будет не лечение, а вредительство!»

А ведь в чем-то он прав. Бывает и такое, когда говорим от себя. «Errare humanum est» – человеку свойственно ошибаться. И ошибаемся, и заблуждаемся. Ведь только иногда через меня течет ток. Но все-таки течет.

У пропасти

Сестра Светлана улыбалась. Не скрывая своего воодушевления, она рассказывала отцу Владимиру о вчерашнем визите в отделение. Да и как не радоваться? В этот раз так много больных захотело поисповедоваться и причаститься.

– Вот только мужчина в седьмой палате… – тон ее голоса изменился. – Столько горечи в нем накопилось, столько обиды на жизнь. Не пробиться, ни слова о Церкви слышать не хочет – весь «в шипах». А так хочется ему помочь, до сердца достучаться, словом теплым согреть! О Боге рассказать, что нет в Нем никакого зла, жестокости – ни капли!

Отец Владимир слушал молча.

– В следующий раз постараюсь снова… Сначала помолюсь, конечно. Надо же побороться! Правда? Но что я? Хорошо бы ему книгу мудрую подыскать, святыми отцами написанную. Вот же буквально сегодня прочитала: «Оказавшись над пропастью погибели, человек, имея свободную волю, может прислушаться к голосу праведников, а через них – к голосу самого Бога и остановиться».

Здесь отец Владимир внезапно прервал сестру милосердия:

– Подожди… Представь себе человека, стоящего на краю пропасти. Только стоит он к ней спиной. Ведь такие, как этот, не видят, что стоят у края… А ты видишь. Если погорячишься, сделаешь резкое движение в его сторону или за руку схватить попытаешься, что будет?

«Выходит, желая помочь, я могу навредить?!» – «Выходит. Душа не терпит насилия»

– Что, батюшка?

– Да напугать его можешь, и он отшатнется…

– И упадет… Выходит, желая помочь, я могу навредить?!

– Выходит. Не надо горячиться, Светочка, и спешить. Душа не терпит насилия.

Сестра Светлана растерянно улыбнулась:

– Спасибо, батюшка. Я о таком… Я так… Такая мысль ни разу мне не приходила.

Благословив сестру милосердия и пристально глядя ей в глаза, отец Владимир добавил:

– Не навреди, сестра, не навреди.

Победа

Полина прошла всю Великую Отечественную – с первых дней до последних. Чего только не повидала! И хоть накануне смерти своей крайне ослабела, оставалась жизнерадостной – воистину сильна была духом.

Когда она умерла, вспомнилось, как однажды в больничной палате, взяв меня за руку, сказала: «Знаешь, что значит слово “победа”? После великой беды!» А ведь в этих словах весь путь христианина в этой жизни: «В мире скорбны будете». Но «претерпевший до конца спасён будет»!

Горький и страшный опыт войны открыл Полине ту истину, которую мы, христиане, не раз читали в Священном Писании. Но одно дело прочесть, другое – прожить. И как научиться верить в победу, когда горести окружают со всех сторон, когда кажется, что нет им конца?!

Победа Полины свидетельствует – можно. А наше земное существование – это тоже своего рода война. Только «брань наша не против крови и плоти… но против духов злобы поднебесной».

Ум и сердце

К пещере, где родился Христос, пришли по зову ангела пастухи, наверняка знавшие только одну грамоту – как пасти овец. И пришли туда вослед рождественской звезде волхвы, исполненные всякой человеческой премудрости.

Наш многознающий современник зачастую идет путем разума в поисках Истины, и ему недостаточно простого и искреннего: «Бог есть»

Наш многознающий современник зачастую идет путем разума в поисках Истины, и ему недостаточно простого и искреннего: «Бог есть». Тогда лучше промолчать или попытаться говорить с ним на его же «языке». В науке и культуре, в окружающих предметах и явлениях природы, в нашей обыденной жизни можно найти множество образных аналогий, которые помогут говорить о Боге и о мире невидимом с человеком, привыкшим уважать только очевидные или доказуемые факты. Сам Сын Божий в своей проповеди использовал притчи, а не отвлеченные понятия, и, говоря о Царстве Небесном, сравнивал его с реальными вещами – закваской для теста, малым зерном, брачным пиром.

Святители, подвижники и богословы продолжили проповедь Евангелия в том же ключе. Например, преподобный Симеон Новый Богослов, держа на раскрытой ладони обыкновенного солнечного зайчика и обращая внимание на его свойства, изъяснял тайны бытия Святой Троицы.

Помнится, прежде, будучи неверующим человеком, я считала Православие примитивной религией, верой бабушек и детей. Но когда познакомилась с богословием христианства – изумлению не было предела! Ничего более глубокого и непостижимо великого я не встречала. А ведь до этого был интерес к книгам древних и современных философов, к сулящим мудрость учениям Востока…

На собственном опыте я убедилась, что самое важное – не доказать (собственно, мне это и не под силу), а дать возможность неверующему интеллектуалу неким образом ощутить: разум человеческий не в состоянии вместить Бога, так же, как и стакан не в силах вместить Атлантический океан.

Да, кто-то идет путем разума, а кто-то – путем более простым и незамысловатым. В отделении неврологии частенько рядом с эрудированным интеллигентом можно встретить человека малообразованного. И вот эти простые люди искренним сердцем воспринимают сестру милосердия как посланника Божьего. В общении они бывают настолько открыты, по-детски доверчивы и благодарны, что ясно и глубоко ощущаешь свое недостоинство.

«Погладьте меня, пожалуйста, по голове», – эта наивная и трогательная просьба одной пожилой женщины запомнилась больше, чем общение с интеллектуалами. Почему? Может быть, потому, что в наше время, когда человечество увлеклось развитием интеллекта и техническим прогрессом, люди страдают от недостатка обыкновенной доброты, чуткости и сострадания.

Елена Наследышева

9 марта 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 561 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Несколько добрых слов о Маленьком Принце: беседа о смысле Великого поста Несколько добрых слов о Маленьком Принце: беседа о смысле Великого поста
Митр. Евгений (Решетников)
Несколько добрых слов о Маленьком Принце: беседа о смысле Великого поста Несколько добрых слов о Маленьком Принце
Беседа с Митрополитом Таллинским и всея Эстонии Евгением о смысле Великого поста
Нам нужны добродетели фарисея, духовный настрой мытаря и покаяние блудного сына.
Восхождение Восхождение
Священник Сергий Бегиян
Восхождение Восхождение
Священник Сергий Бегиян
Конечно, устали. Но, может, устали не от молитвы и поста? А от того, что заботу о теле превратили в похоти? Устали от того, что дух – не мирен, что нет совершенного упования на Бога?
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
Профессор Лариса Маршева, Денис Миронюк
Глубокий смысл тропарей помогает нам сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, осознать всю мерзость греха и встать на путь исправления.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Наследышева

Новые материалы

Выбор читателей

×