«Эти дети»

В силу определённых обстоятельств сейчас я помогаю детям, на которых махнули рукой и записали в безнадёжные, – со второго по девятый класс. Есть репетиторы, которые готовят к олимпиадам, к ста баллам на ОГЭ / ЕГЭ, поступлению в определённые ВУЗы – профессионалы высокого уровня, помогающие способным ребятам реализовать свои способности по максимуму. Моя задача – вытянуть с двоек хотя бы на тройки, а потом, не веря своим глазам, – и на четвёрки. Массово это русский, математика и английский.

«Он у вас аутист, ему в спецшколу надо» (на самом деле – педагогическая запущенность с 1 класса), «Не понял темы, хотя я объясняла» (на самом деле – не усвоил несколько предыдущих тем, поэтому дальше учить бесполезно), «Она у вас вообще петь не умеет» (девочке, занимающейся в музыкальной школе уже третий год, там у неё одни пятёрки), «Вашему мальчику нужно помочь с русским языком и английским, нанимайте репетитора» (элитная школа с ежемесячной оплатой в несколько десятков тысяч рублей). Таких фраз, сказанных родителями мимоходом и с выражением отчаяния на уставших лицах, могу привести ещё немало. Не будем сейчас обсуждать этичность подобных высказываний, зададимся целью найти общее у всех этих детей. Почему обычные мальчики и девочки, родившиеся здоровенькими, румяными, весело хохочущими над самыми простыми вещами, с горящими глазами и разбитыми коленками, вдруг становятся неинтересны системе образования?

У меня есть ответ, и даже несколько ответов, и размышлениями по этому поводу я бы хотела поделиться с вами. Самое первое, что объединяет все 100% случаев с детьми, которых я вытягиваю с двоек, – это необходимость индивидуального подхода. Все делают за 5 минут, а мальчик Миша[1] делает за пятнадцать. Никто не рисует графики аккуратно, а девочка Женя сидит с цветными карандашами, линейкой и сверяет каждую циферку. Всех детей привозят на машинах к началу урока, а мальчик Максимка прикатывает на скейтборде сам. Девочке Оле понятней, когда нарисуют. Мальчику Игорю нужны наглядные пособия. Девочка Надя проболела сложную тему в позапрошлом году, и с тех пор тянет только на интуиции, но её уже давным-давно не хватает. Мальчик Вова переезжал дважды, и 3 четверти был не аттестован (то самое страшное н/а). И я сажусь с детьми, открываю учебник третьего, а иногда и второго класса, и с первой страницы начинаю – «жи-ши пиши с буквой и», «this is my family», «что такое частное, вычитаемое, уменьшаемое».

«Ой, да я это знаю, зачем это!» – радуются дети, щёлкая простенькие примерчики, как семечки. А потом – бац! – и мы натыкаемся на тему, которую ребенок пропустил или недопонял. И он научается выискивать в словах коварный суффикс «а», наличие которого меняет чередующуюся гласную в корне слова. Понимает смысл дроби, сначала с кряхтением, потом всё легче и легче решает все виды примеров с дробями, яростно расставляет дни недели по-английски, чтобы получился паззл (и чтобы я от него отстала, и он наконец-то смог заняться своими важными делами). Кому-то на усвоение темы нужно несколько уроков, кто-то понимает почти сразу. И каждый раз, абсолютно каждый раз я сначала нащупываю тот путь, которым информация попадает в детскую голову более качественно. Кто-то аудиал, кому-то надо из пластилина слепить, кому-то песенку выучить, а кто-то – логик до мозга костей, и только стройные конструкции способны его убедить.

У меня в ученицах есть девочки-близняшки, которых родная бабушка не различает. А я, ни разу не видевшая их воочию, прекрасно различаю, потому что Маша родилась математиком, а Даша – филологом. И русский язык одной из них я объясняю формулами, а другой – семантикой и этимологией. Есть мальчик Витя, с которым мы дуемся в настолки и разрисовываем паззлы. Он вообще считает, что не учится со мной, вот только считать в уме он стал не в пример лучше, понял принципы сложения и перехода через десяток, и выучил по-английски несколько блоков тем. И это не потому, что я такой гениальный педагог, а потому, что каждый из этих детей требует индивидуальнейшего подхода.

Вторым пунктом я бы поставила уважение. Отношение к ребёнку, как к отдельной личности, которая имеет право уставать, обижаться, злиться, не понимать, хотеть в туалет – и ещё много чего, что мы можем позволить себе, но никак не тому, кто ОБЯЗАН учиться. Как будто мы были такими машинами с рождения, и теперь вот и дети наши такими же должны быть. Конечно, никто не отрицает необходимость получения как документа о среднем образовании, так и собственно знаний. Но у таких детей, с которыми занимаюсь я, силы приобретаются и тратятся нелинейно. Им, например, нужен отдых чаще, чем другим. Или им нужно сначала поесть (поспать), а только потом заниматься делами. И даже просыпаться не в 7 утра, а в 11. Да, представьте, иногда это тоже влияет на успеваемость в лучшую сторону. И признать за ними это право – огромный шаг вперёд. Признать, что твой ребёнок не такой, как все, что к нему нельзя подходить с меркой, выданной Министерством Образования или заветами предков, что вся семья будет счастливее, если разрешит одному из её членов быть иным.

«Ваш мальчик всё время стоит на уроке», – предъявляет претензию учительница маме. Ну, да, стоит. Он вообще очень эмоциональный – когда разговаривает, то размахивает руками, изображает всё в лицах, хватает и перекладывает с места на место всё, до чего может дотянуться. И он будет таким всю свою жизнь, знаете ли. Конечно, частично пообтешут его обстоятельства. Но никогда он не сможет сидеть, аккуратно сложив руки, и молча слушать учителя. В нём бурлит жизнь, в этом ребёнке. Куда ему её девать?

«Ваша девочка всё время рисует и смотрит в окно». Знаете почему? Потому что она художник. Родилась художником, и как только закончит девятый класс, тут же поступит в художественное училище. Ей не нужны синусы и косинусы, если не показать ей всю их красоту. Страшно сказать, ей не нужна физика, биология – в рамках школьной программы. Опять же, если не завязать всё на понятных ей терминах. И так она и будет сидеть и смотреть в окно. Потому что за окном прямо сейчас есть то, что она хочет отобразить на планшете. А в классе – скукотень.

Ни в коем случае я не скажу, что родители не любят своих детей. Но они почти никогда не умеют или не имеют сил показать это детям

И заключительным пунктом я хочу назвать отсутствие опыта любви. Ни в коем случае я не скажу, что родители не любят своих детей. Это совсем не так. Но они почти никогда не умеют или не имеют сил показать это своим детям. Они думают, что если купить детям что-нибудь вкусное поесть, красивое надеть, крутое поиграть и проч. – они этим продемонстрируют свою любовь. Но это совсем не так. Детям с рождения и всю их школьную жизнь нужно тепло. Обнять, потрепать по голове, погладить по спине, спросить «Ну, как ты там?», сказать: «Ну, ничего страшного, мы вот подучим, и всё исправится». Потрогать лоб – не заболел ли? Поправить завернувшийся воротник. Сказать. Сказать – мой дорогой сынулечка, я тебя так люблю. Стесняются люди этого слова, ведь оно означает обнажённую душу. Стесняются рассказать, что чувствуют боль и обиду, когда им говорят: ваш ребёнок чуть ли не дурачок. Всем же хочется, чтобы их дети родились гениями и сразу же поступили в Академию Наук.

И дети и не знают, каково это. Я постоянно разговариваю со своими учениками. И если вы думаете, что инициатором подобных разговоров являюсь я, то вы сильно ошибаетесь. Мы разговариваем на самые разные темы, и я понимаю по их словам, что с родителями они по этому поводу не беседовали. Родители могут, например, просто запретить (нет – и всё!) что-либо. Но объяснить – нет, не захотят. И мы сидим с пятиклассником лишние полчаса и обсуждаем, а почему же так поступили его папа и мама. Поняв, он успокаивается. Ответ укладывается в его картину мира. «Только маме не говорите!» – очень часто просят они. «Нет, ты знаешь, я скажу. Я объясню ей, почему ты так поступил, и она тоже поймёт. Ты ведь понял её. И попрошу тебя не ругать. Но не сказать я ей не могу, это тоже будет неправильно». И потом столько же разговариваю с мамой, которая отчаялась достучаться до сына. А надо было всего лишь начать с фразы: «Мой дорогой, я так за тебя переживаю!»

Дети понимают нравственные категории. С ними можно и нужно говорить о добре и зле. «Нет, мы так поступать не будем, потому что это плохой поступок»

И ещё, знаете, ведь дети понимают нравственные категории. С ними можно прекрасно разговаривать терминами вроде «непродуктивная деятельность», «недостойное поведение», «благоприятные обстоятельства», «положительный эффект». С ними можно и нужно говорить о добре и зле. «Нет, мы так поступать не будем, потому что это плохой поступок». «О, как здорово, что ты отметил этот момент. Это очень поможет тебе в дальнейшем контролировать свои эмоции». «Как ты считаешь, почему главный герой поступил именно так?» И слушать, и слышать их ответы. Обсуждать на равных, подсказывать, может, какое-то слово, но в целом – давать размышлять им самостоятельно. Подбадривать. Хвалить. Гладить по руке. Слушать их шутки. Мастерить с ними фигурки оригами. Любить и уважать их. Ведь это наши дети, наше будущее. Чтобы жить в красивом будущем, нам нужны красивые дети.

Давайте поможем им такими стать.

Обращение к читателям портала «Православие.Ru»

Мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать на карту, привязанную к телефону нашего настоятеля иеромонаха Фаддея +7 (915) 705–25–09.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Татьяна Иванова

27 мая 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 397 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Все имена придуманы, никаких совпадений с реально существующими детьми нет.

Комментарии
Татьяна Иванова 1 июня 2025, 11:19
Анне. Номер телефона верный. Получателем будет указан Роман П. (это имя по паспорту РФ). Сбербанк. Если же совсем не получается, то можете перевести мне +79206806321 Татьяна Александровна И. Сбербанк. Только, пожалуйста, обязательно напишите что-то в сообщении, чтобы я опознала. Я батюшке сразу переведу.
Анна31 мая 2025, 13:24
Добрый день! По номеру телефона не находит карту. Как ещё можно перевод сделать?
Татьяна Иванова29 мая 2025, 20:17
...места не хватает тут их все описать. Антону.У меня четверо детей.Да,дети шумят. Да,это сложно. Но нужно приучать детей уважать друг друга. Тише, Ваня учит стих. Не шумите, Лена решает задачу. Мы же не шумим, когда вы занимаетесь. Давайте будем друг к другу повнимательнее. Конечно, не бывает без срывов. Но это и нам учение - терпению, любви, вниманию к каждому из детей, заботе и ещё раз (и ещё сто раз) терпению. У одного моего ученика очень старая прабабушка, которая уже живёт в мире своих фантазий. Ну вот они всей семьёй её берут на себя, пока мы занимаемся. А потом она радостно бежит к правнуку: "Блинов пожарить тебе?" Тут ничем, кроме терпения и взаимоуважения, не решить вопрос.
Татьяна Иванова29 мая 2025, 20:11
Сергею. Отличная настолка по математике "Этажики" от Банды Умников. У них вообще настольные игры шикарные, но начинать надо с самых простых. Навык чтения ничто не поможет развить кроме чтения )) Но я посоветую взять книжку на период пораньше, с буквами покрупнее, с картинками поинтереснее. И СЛУШАТЬ, что вам читает ребёнок, интересоваться, комментировать. Сходите в библиотеку. Сейчас там огромное количество книг прекрасных новых и старых авторов. Письмо - сильно зависит от возраста ребёнка, но мои ученики в восторге от Тренажёров Л.Е. Тарасовой. Английский - я делаю карточки лото на запоминание слов. "Кричащий" называет слова по-русски, у детей карты на английском. Методик куча, места не...
Антон27 мая 2025, 21:20
Большое спасибо за душевную статью! Для полноты картины хотелось бы обсудить ещё ситуации, когда вот эти причины, вызвавшие ухудшение успеваемости связаны не с какими-то однократными факторами, а с постоянными. Ну, например, многодетная семья, когда личные границы каждого ребенка оказываются заметно более узкими и, к примеру, ребенку, которому по складу характера нужна тишина - ее просто не дождется. Кстати, когда ставят в пример количество детей в семьях дореволюционной России никто не вспоминает, что им не надо было проходить через современную систему образования с диким количеством домашних заданий, а вот ты сейчас попробуй-поучи каждый день уроки с 4-5 проблемными детьми одновременно...
Сергей 27 мая 2025, 21:20
Сложно разобраться во всём многообразии методик, особенно не имея пед. образования. Татьяна, а какие настольные игры Вы используете -- например, для детей 1-го, 2-го классов, если Вы с ними занимаетесь? Что, на Ваш взгляд, может подтянуть (из настолок) чтение, математику? Вряд ли настолки подтянут письмо, здесь всё же нужна, видимо, тренировка (хотя, думаю, не все дети смогут писать каллиграфически, да в этом и нет необходимости). Проблема ещё в том, что не все специалисты хотят хорошо работать -- например, мои старшие дети ходят к дефектологу в школе, но результата особо нет. К сожалению, у родителей не всегда есть ресурсы, чтобы всё делать самим, особенно если семья многодетная.
Ольга27 мая 2025, 13:24
Антоний, Вы как будто с меня "портрет" писали.)) Функциональный анализ, правда, не сдавала, но были и начерталка, и сопромат - вкупе, как ни странно, с политической экономией... А в школьные годы - заочная математическая школа при МГУ. Правда, академиком не стала. Но трудяга и перфекционистка.)
Татьяна Иванова27 мая 2025, 13:05
Дорогие читатели, спасибо за отзывы! Хочу немного прокомментировать и уточнить. Я работаю с УЖЕ запущенными детьми. Которым ставят уже страшные диагнозы, перечёркивая их дальнейшую карьеру. Я не занимаюсь вообще всеми детьми, для этого как раз школа и нужна. Мой профиль - отстающие и почти безнадёжно отставшие. Поэтому не нужно переживать, что из них вырастут дети-снежинки. Нет, они постепенно войдут в ритм школьных занятий, потому что усвоят знания из прошлых уроков, поймут их. Моя задача - увидеть, где они просели, понять, как им донести нужные знания, и убедиться, что они усвоили материал. Дальше - сами.
Постоянная читательница27 мая 2025, 08:59
Очень неоднозначная статья. С одной стороны, вроде все правильно и красиво. С другой стороны, именно такой подход к педагогике в целом развалил нашу школу, наше образование, к великому сожалению. Никто не спорит о важности индивидуального подхода, о существовании "не-таких-как-все" детей, но что делать - человек не может не скатываться в крайности, и выростают целые поколения личностей, детей-снежинок, с которыми в настолки играли, и они зачастую неспособны выдержать удары судьбы, неспособны к долгому упорному труду...
Антоний27 мая 2025, 08:06
Конечно, школа моя далеко за спиной, но из школьного опыта я помню одно: нужно учиться. С первого класса мечтать о Науке, с пятого зачитывать до дыр энциклопедии. Тогда и медаль, и красный диплом, и успешная досочная защита кандидатской обеспечены. Но а годы учебы я не помню одного: отдыха. Особенно в студенческие. Все ночи, включая новогоднюю, проводились за учебой. Отдых начинался на экзамене. Приходишь сдавать уравнения матфизики или функциональный анализ с улыбкой: ниже пятерки точно не будет. P.S. Академиками становятся не гении, а трудяги. А вот замученные вундеркинды часто идут по наклонной, и не вверх, а вниз. Увы. Вывод: не отбирайте у детей детство.
Марина27 мая 2025, 07:28
Татьяна,спасибо Вам огромное за статью! Такая это для меня сейчас животрепещущая тема...
Ирина27 мая 2025, 04:38
На самом деле школа сейчас столько требует от родителей, что не у всех остаются силы на теплое общение с детьми. И не нормированная работа также отбирает почти все силы. Уверена, многие родители понимают важность тепла, но на него у некоторых просто не остаётся сил. Потому что родители тоже могут быть "нестандартными", годами не иметь возможности отдохнуть, иметь проблемы со здоровьем, не иметь поддержки близких и т.д. Сейчас большой перекос в требованиях к родителям. Мне кажется, нужно и детям прививать уважение к родителям, осознание того, что им нужно помогать, и их тоже нужно беречь, тогда и время на тепло останется.
Владимир27 мая 2025, 03:21
"На равных" быть с ребёнком - опасное "занятие". Ребёнок всегда должен знать и понимать, кто перед ним. С ребёнком нужно быть как с человеком, но не "приседать" и, конечно же не " подпрыгивать", а быть, как положено: отцом, матерью, учителем, воспитателем, но никак не равным. От "равности" случаются, в последствии, огромные проблемы, а иногда и горе-горькое.
Людмила 27 мая 2025, 01:36
Продолжение. Система разработана около 70 лет назад японским родителем, учителем математики. Кстати, задания по языку более интересные, и тексты используются отличные. В России есть только рабочие тетради, о центрах я не слышала. Ребёнок занимается без привязки к школьной программе и потом наверстывает все пропущенные и непонятые темы, и как результат, и в школе учится лучше. Я помню, как помогала братику с английским в спецшколе. Потемкинские деревни. Не дав детям усвоить базовые времена, наваливали на них ссослагательные наклонения и прочее. Плясали от печки, возвращались к элементарному, и только закрепив базу, двигались дальше.
Людмила 27 мая 2025, 01:28
Спасибо за прекрасный материал. Я давно задумывалась, как найти к каждому учащемуся свой подход. И давно, ещё со своего детства, разочарована массовым образованием. Своего младшего ребёнка периодически отдавала на занятия по японской системе Кумон, сначала на математику, а потом и на язык. Там как раз аннулируют все пробелы. Ребёнка тестируют и дают ему тот уровень заданий, в котором ему 100 процентов комфортно. Обычно он ниже его школьного уровня. Каждый день самостоятельные задания, без пропусков. Не всем детям эта система нравится, она скучная, не творческая, но она работает, дисциплинирует, натаскивает, закрывает все пробелы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Татьяна Иванова

Новые материалы

Выбор читателей

×