Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Игуменья, создавшая скафандр для Гагарина

Памяти игуменьи Серафимы (Варвары Чичаговой-Черной; 1914–1999)

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9).

Игуменья Серафима (Чичагова-Черная). Иллюстрация: novodev.msk.ru Игуменья Серафима (Чичагова-Черная). Иллюстрация: novodev.msk.ru Игуменья Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Черная) – советский ученый с мировым именем, инженер, доктор технических наук, лауреат Государственной премии, руководитель Научно-исследовательской лаборатории Института органической химии, занимавшейся разработкой костюмов для космонавтов. На склоне лет приняла монашеский постриг и стала настоятельницей Новодевичьего монастыря в Москве. Ее жизнь – пример того, как православный христианин может сочетать веру с научными достижениями.

Игуменья Серафима родилась 30 июля (12 августа по н.с.) 1914 года в Петербурге, в семье чиновника статс-секретариата Великого княжества Финляндского Василия Августовича фон Резона. Отец Варвары, хотя и имел немецкие корни, но верно служил России в чине надворного советника; одно время был помощником П.А. Столыпина. Он пропал без вести в самом начале Первой мировой войны. Мать, Леонида Леонидовна (1883–1963)[1], была дочерью Леонида Михайловича Чичагова, знаменитого ныне священномученика Серафима[2].

Ее жизнь – пример того, как православный христианин может сочетать веру с научными достижениями

В 1914-м году Леонида Леонидовна осталась с двумя маленькими дочками – Леонидой и Варварой. Революция застала их в Петрограде. Мать переехала с детьми в Москву к своему отцу, архиепископу Серафиму (Чичагову), который отправил их в Александро-Невский женский монастырь Калязинского уезда близ города Кимры. Здесь Леонида Леонидовна стала работать в больнице. При новой власти храмы какое-то время оставались открытыми, в них шли богослужения.

«Мне нравилось без всяких понуканий вставать в 6 утра и бежать в монастырскую церковь, нравились церковные службы, молитвы, песнопения. Я охотно посещала в сельской школе, где училась старшая сестра Леонида, уроки Закона Божия», – вспоминала Варвара Васильевна.

В 1920-е годы в стране царили голод, разруха, эпидемии. Семья испытывала нужду, и подросшие девочки ходили на поденщину. В семилетнем возрасте Варя начала подрабатывать в трудовой сельхозартели. Именно тогда Варя сказала матери:

«Я всегда смогу прокормить себя, я выучилась хорошо мыть полы».

В 1924-м году мать уволили за религиозные убеждения, и добывать хлеб для всей семьи пришлось Варваре. Потом мать устроилась работать в санаторий неподалеку от Новоиерусалимского монастыря. Там семья также посещала сохранившуюся старинную церковь и дружила со священнослужителями. В Новом Иерусалиме Варя училась с пятого по седьмой класс, и каждый день девочка ходила в санаторий, где работала мать, на поденные работы, так как денег в доме не хватало. Когда же в семье появлялись деньги, то они ездили навестить деда, владыку Серафима (Чичагова), который служил в 1926–1928-м гг. в монастыре под Шуей.

Священномученик Серафим (Чичагов) Священномученик Серафим (Чичагов) Когда Варвара перешла в девятый класс, ее школу-девятилетку преобразовали в Московский нефтехимический техникум. С 1929 по 1931 гг. она проучилась в этом техникуме, но из-за трудного материального положения семьи вынуждена была оставить учебу и устроиться лаборантом в Военно-химическую академию, а затем в лабораторию Института органической химии Академии Наук СССР.

В 1933-м году, не оставляя работы, Варвара поступила в Московский институт тонкой химической технологии на вечернее отделение. В 1936–1937-м гг., до самого ареста деда, она, будучи студенткой вечернего отделения института, жила в его дачном домике близ станции Удельная под Москвой. Варвара Васильевна вспоминала, что по воскресным

«вечерам дедушка садился за фисгармонию – с ней он никогда не расставался – и играл или сочинял духовную музыку, а я сидела на диване, смотрела на него или читала, и ощущала благодать, от него исходящую».

В декабре 1937 года 80-летний митрополит Серафим был арестован: из Удельной больного старика увезли на машине «скорой помощи» в Таганскую тюрьму, потом на Лубянку, а оттуда в Бутово, где и расстреляли. Вместе с матерью и сестрой Варвара ходила по тюрьмам в поисках пропавшего деда, и везде они получали ответ: «Чичагова в списках нет».

Вместе с матерью и сестрой Варвара ходила по тюрьмам в поисках пропавшего деда, и везде они получали ответ: «Чичагова в списках нет»

В 1939-м году Варвара Резон окончила МИТХТ, и ее направили на работу на знаменитый московский завод «Каучук» технологом-резинщиком. В 1941-м году она была назначена ответственной за эвакуацию завода на Урал, в Свердловск. С октября по декабрь 1941 года Варвара ежедневно, даже во время бомбежек, стояла под открытым небом и записывала, какое оборудование грузят в каждый вагон состава. В последних числах декабря пришел приказ ГКО – восстанавливать завод в Москве. Перед коллективом завода была поставлена задача: в кратчайшие сроки наладить производство резиновых деталей для военных нужд, для авиационной, автомобильной промышленности и т.д. Встал вопрос: где взять документацию, которую увезли на Урал. Пришлось Варваре Васильевне восстанавливать рецептуру по памяти и заново создавать производство в пустых цехах эвакуированного завода. Ей доверили руководить технологическим процессом. Она возглавила научную группу из пяти человек по разработке синтетической резины – латекса. Инженерно-технические работники находились на казарменном положении: жили на заводе в течение 4-х лет, спали по 2–3 часа в сутки. Задание государственной важности было выполнено: разработанная коллективом уникальная технология получения синтетической резины стала новейшим словом в химической промышленности.

Варвара Васильевна Чичагова-Черная Варвара Васильевна Чичагова-Черная После войны Варвара вышла замуж за Николая Валентиновича Черного († 1983), искусствоведа, человека, за плечами которого были многие жизненные испытания. В 1937-м году его арестовали как врага народа, за этим последовали 5 лет тюрьмы; он прошел войну и после этого долго не мог устроиться на работу. Только после смерти Сталина, в середине 1950-х годов, пришла реабилитация и работа по специальности. Прожили супруги вместе 38 счастливых лет, однако детей у них не было.

В 1946-м году Варвара Васильевна была переведена на научную работу в только что организованный Научно-исследовательский институт резиновой промышленности (НИИРП). После аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1951-м году она возглавила лабораторию этого института, а после защиты докторской диссертации в 1970-м году стала доктором технических наук, профессором (1972 г.), а впоследствии ей было присвоено звание академика. С 1966 по 1982 год Варвара Васильевна была заместителем директора по научной работе. В течение двух лет она исполняла обязанности отсутствовавшего директора и занималась строительством высотного корпуса института.

Варвара Васильевна Черная достигла больших высот в науке.

«Я разработала технологию получения особо тонкой резины. Мой технологический процесс лег в основу нескольких новых заводов, например, по производству медицинских изделий, резиновых перчаток для хирургов, клапанов для искусственного сердца, трубок, зондов, катетеров. Тогда это было новое слово в химической промышленности. Участвовала в создании материалов для изготовления средств защиты космонавтов и других специалистов, работающих в условиях излучений, опасных для здоровья», – рассказывала Варвара Черная в одном из интервью.

В 1960-м году Варвару Васильевну привлекли к созданию скафандра для космонавта № 1

Любопытно, что эти разработки помогли Юрию Гагарину полететь в космос. В 1960-м году Варвару Васильевну в качестве одного из главных экспертов привлекли к созданию скафандра для космонавта № 1. Она сконструировала специальные резиновые сочленения, благодаря которым скафандр стал подвижным: в нем космонавт мог сгибать руки и ноги, поворачивать голову. Это изобретение принесло Варваре Васильевне Государственную премию и звание Заслуженного деятеля науки и техники. С 1970-х годов ее стали посылать за границу на разные конференции и симпозиумы, где она делала доклады на английском языке. На счету у Варвары Васильевны более 150 печатных трудов, 36 авторских свидетельств на изобретения.

В 1969-м году умерла мать – монахиня Серафима. Когда Варваре Васильевне задавали вопрос о матери, она обычно отвечала: «Она умерла». И в самом деле, став монахиней, она умерла для мира сего. Живя предельно скромно, Варвара Васильевна большую часть заработанных денег отдавала Пюхтицкому монастырю, где была похоронена ее мать. В 1983-м году умер муж, Николай Валентинович. Она отпевала его в церкви и поставила на могиле крест – единственный крест на всем Кунцевском кладбище. Внезапная кончина мужа заставила ее задуматься о своей дальнейшей жизни.

В 1986-м году Варвара Васильевна ушла на пенсию. Однажды она зашла в храм во имя Пророка Илии, что в Обыденском переулке, и застыла от изумления. Прямо на нее из глубины иконы смотрел Христос в белом хитоне, простирая к ней руки. Она сразу же узнала эту икону: ведь она была написана ее дедом, митрополитом Серафимом. В этом же храме она увидела и еще одну икону, написанную им же – икону преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне.

Варвара Васильевна стала работать в этом храме за свечным ящиком. Входящих в храм старушка-свечница ласково приветствовала своей лучезарной улыбкой. Постепенно стала организовывать для прихожан посещения святых мест, монастырей в сопровождении профессиональных экскурсоводов. Параллельно стала у себя на дому вести православные семинары, благодаря которым многие представители столичной интеллигенции нашли дорогу в храм. За 6 лет служения в храме она обрела смирение, терпение и милосердие. В то время она говорила: «Держать голову низко, а сердце высоко».

Возникла мысль написать воспоминания о деде, митрополите Серафиме (Чичагове), который в детстве и юности оказал влияние на ее духовное развитие.

«Собрать все сведения о нем и восстановить его живой образ в памяти русского народа сделалось главной целью моей жизни», – говорила она.

В 1980-х годах Варвара Васильевна посвятила много времени архивным изысканиям и собиранию духовного наследия своего деда. Она решила сделать всё для его заслуженного прославления. Дело оказалось непростым: документы изъяли при его аресте, матери и тетушек уже не было в живых. По крупицам пришлось собирать сведения о нем и о событиях тех страшных лет. В 1993-м году вышел в свет двухтомник трудов митрополита Серафима под названием «Да будет воля Твоя», в котором собраны проповеди, духовные труды, научные работы владыки Серафима.

На Международной конференции через несколько дней после пострига она выступала с докладом уже в монашеском одеянии

В 1988-м году Варвара Васильевна подала в Комитет Государственной Безопасности РСФСР заявление о реабилитации своего деда, и 10 ноября 1988 г. Московский областной суд принял решение о реабилитации митрополита Серафима (Чичагова) «за отсутствием состава преступления». Однако она долго не знала места его расстрела и захоронения, и только 8 января 1994 г. ей стало известно, что ее дед был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД. Когда открылось место гибели митрополита Серафима, она стала часто посещать Бутовский полигон и вошла в группу подвижников, разыскавших архивные документы о местах массовых расстрелов и захоронения духовенства в годы коммунистического террора. Внесла значительный вклад в сооружение храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, участвовала в составлении списка похороненных там жертв репрессий из числа духовенства.

Игуменья Серафима (Чичагова-Черная) и митрополит Ювеналий (Поярков) Игуменья Серафима (Чичагова-Черная) и митрополит Ювеналий (Поярков) В 1994-м году в преклонном возрасте (80 лет) Варвара Васильевна приняла монашеский постриг с именем Серафима, по послушанию своему духовному наставнику, которым с 1992 года считала митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Им же 27 ноября 1994 года за Божественной литургией инокиня Серафима была возведена в игуменьи Новодевичьего монастыря Москвы с вручением игуменского жезла. На Международной конференции по исследованиям каучука и резины, которая прошла в Москве через несколько дней после пострига Варвары Васильевны, она выступала с докладом уже в монашеском одеянии.

«Возвращение на круги своя – вот подходящее для моей судьбы определение. Ведь детство мое прошло в монастыре», – так игуменья Серафима назвала свой постриг в ангельский чин.

Первое время монахини вновь открытого монастыря ночевали на чердаке Успенского храма, на расстеленных прямо на полу одеялах. За 5 лет игуменья Серафима возродила монашескую жизнь в обители и на двух подворьях. Монашеская община выросла до 30 человек. При ней был введен монастырский Устав, организован монастырский хор, создан шеститомный синодик для поминовения священнослужителей и монахинь монастыря со дня его основания. При ней был отреставрирован Успенский храм, был благоустроен келейный сестринский корпус, отреставрирована и освящена церковь в честь Святителя Амвросия Медиоланского, построен новый келейный корпус. Когда же монастырь приобрел ткацкий станок, то в обители возродилось искусство ткачества ковров и пошив облачений. Она создала иконописную и золотошвейную мастерские. Было организовано подсобное хозяйство на подворье монастыря в селе Шубино Домодедовского района Московской области.

По ходатайству игуменьи Серафимы и благодаря ее поискам в церковных архивах Патриарх Алексий II благословил возобновить молитвенное почитание первой игуменьи Новодевичьего монастыря преподобной Елены (Девочкиной). За усердные труды по возрождению Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил игуменью Серафиму Крестом с украшениями в честь ее 85-летия (1997 г.) и орденом Святой равноапостольной княгини Ольги второй степени (1999 г.).

Памятник на могиле Серафимы (Чёрной) в ограде Успенского храма Новодевичьего монастыря с северной стороны Памятник на могиле Серафимы (Чёрной) в ограде Успенского храма Новодевичьего монастыря с северной стороны В завещании игуменьи Серафимы верно сказано: «Возродится Россия: не может не возродиться… В России очень много талантливых людей». 16 декабря 1999 года игуменья Серафима отошла ко Господу в возрасте 85 лет. Умерла она от двустороннего воспаления легких, простудившись на восстановительных работах на новом монастырском подворье – Зосимовой пустыни, что под Наро-Фоминском. Проститься с нею пришли и духовные лица, и известные ученые, и даже космонавты. Похоронили ее в ограде Успенского храма Новодевичьего монастыря с северной стороны. В 2000-м году в Успенском храме была открыта ее мемориальная комната-музей.

Вечная память игуменье Серафиме!

Мария Тоболова

27 мая 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 824 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЛИТЕРАТУРА

  • Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003.
  • Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р-Т. М.: ОАО «Московские учебники. 2012.
  • Игумения Серафима. Сост. О.И. Павлова. – Изд-во Сретенского монастыря, М., 2005.
  • Никольская Ольга. «Обитель создается молитвой…». Интервью с игуменьей новой обители монахиней Серафимой. ЖМП. 1995.
  • Людмила (Гречина), инокиня. Игуменья Серафима (Черная), первая настоятельница возрожденной Новоиерусалимской обители // Московские епархиальные ведомости. № 11–12. 2005.

[1] Леонида Леонидовна Чичагова–Резон (1883–1963), окончила гимназию, курсы сестер милосердия, работала фельдшером в лазарете имени Государыни Марии Федоровны. В ноябре 1941 года ушла на фронт медсестрой и полтора года трудилась в санитарном поезде. В 1953-м году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Леонида Леонидовна приняла постриг с именем Серафима и стала монахиней Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Эстонии. Она оказывала медицинскую помощь монахиням, помогала в канцелярии в переписке с иностранцами. Скончалась в 1963-м году и была похоронена на кладбище Пюхтицкого монастыря.

[2] 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации» был расстрелян один из самых ярких деятелей Русской Православной Церкви – бывший митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов, участник Русско-турецкой войны, в 1893-м году принявший священнический сан и подготовивший канонизацию преп. Серафима Саровского). Митрополит Серафим служил на разных кафедрах: Орловской, Кишиневской, Тверской, Варшавской, а с 1928 года – на Ленинградской, с которой был смещен в 1933-м году. С 1922 по 1928 гг. несколько раз арестовывался и отправлялся в ссылку. В декабре 1937 года восьмидесятилетнего владыку Серафима вынесли на носилках из дома в Удельной и отвезли в Таганскую тюрьму, потом на Лубянку, а оттуда в Бутово, где он и принял мученический венец 11 декабря 1937 года. В 1997-м году прославлен в лике святых священномучеников Русской Православной Церкви.

Смотри также
Удивительная судьба Натальи Малышевой, инокини Адрианы (1921–2012) Удивительная судьба Натальи Малышевой, инокини Адрианы (1921–2012)
Мария Тоболова
Удивительная судьба Натальи Малышевой, инокини Адрианы (1921–2012) Удивительная судьба Натальи Малышевой, инокини Адрианы (1921–2012)
Мария Тоболова
У меня три самых огромных любви в жизни: любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству и любовь к нашей Русской Армии.
Фрейлина Татьяна Васильевна Олсуфьева (1861 – нач. 1950-х) Фрейлина Татьяна Васильевна Олсуфьева (1861 – нач. 1950-х)
Мария Тоболова
Фрейлина Татьяна Васильевна Олсуфьева (1861 – нач. 1950-х) Фрейлина Татьяна Васильевна Олсуфьева (1861 – нач. 1950-х)
Мария Тоболова
Татьяна Васильевна с благоговением посещала церковные службы, которые отвечали ее внутреннему молитвенному настрою.
О баронессе Марии Фёдоровне Мейендорф и ее «Воспоминаниях» О баронессе Марии Фёдоровне Мейендорф и ее «Воспоминаниях»
Мария Тоболова
О баронессе Марии Фёдоровне Мейендорф и ее «Воспоминаниях» «Господи, порази или исцели. Благоговею перед соизволениями Твоими»
О баронессе Марии Фёдоровне Мейендорф и ее «Воспоминаниях»
Мария Тоболова
Тюрьму и ссылку Мария Федоровна перенесла очень спокойно, потому что главной ценностью всегда считала свободу не внешнюю, а внутреннюю. «Мысль – это всегда свобода», – написала она.
Комментарии
Антоний27 мая 2025, 08:00
Читаю, и сердце сжимается: от мощнейшей науки, сотен НИИ, заводов остались крохи. Все разорили в черные 90-е. До чего же обидно, лидируя в космической гонке, первыми выйдя в Космос, достигнув Венеры и Марса, стать почти аутсайдерами: от нескольких успешных межпланетных миссий в год к нескольким за 30 лет, из которых ни одной успешной на память не приходит. .
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×