«А вот она... Не то что ты!»

Фото: pravda-nn.ru Фото: pravda-nn.ru

Недавно в одном сообществе для матерей появился анонимный пост женщины, которая посетовала на успеваемость сына. И не просто посетовала, а привела в пример сына своей подруги: дескать, наши сыновья росли вместе, но почему-то тот хорошо учится, а мой – поскольку-постольку?

Любой детский психолог скажет, что никогда не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми

Любой детский психолог скажет, что никогда не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим. А точнее, его собственные достижения – с ними же, только за другие периоды. Например: раньше писал аккуратнее, и было бы хорошо снова обратить внимание на почерк. Или наоборот: совсем недавно это не получалось, а теперь умеешь.

Но сравнивать достижения или поведение своего ребёнка и чужого – дело, во-первых, глубоко травматичное для детской психики, а во-вторых, просто бессмысленное.

Приведу пример из жизни. В одной семье росла девочка, назовём её Лена. И была у неё подруга Оля. У Лены успеваемость была довольно слабой. У неё были проблемы с концентрацией внимания и восприятием информации. Многое было непонятно. Сейчас невролог назначила бы Лене препараты для улучшения кровообращения и работы мозга. Но в то время подобные проблемы списывали на обыкновенную лень, про «дефицит внимания» и «задержку психического развития» не говорили. «Слушай внимательно», «не спи на уроках, сосредоточься», «будь активной» – такими фразами взрослые пытались исправлять неврологические проблемы. И, конечно, не обходилось без давления на чувство вины и сравнения со сверстниками, имевшими более высокие оценки.

– Посмотри, как ответственно Оля относится к учёбе! – часто слышала Лена.

– Посмотри, как она старается! Не то что ты!

В такие моменты девочка просто ненавидела свою подругу. И очень хотела, чтобы та получила в четверти «тройку»

И тому подобное. Желания взяться за ум и начать более ответственно относиться к изучению школьных предметов у Лены не возникало. Зато появлялось чувство протеста и желание из принципа делать наоборот. И огромная злость на Олю. Нет, Лена дорожила Олиной дружбой и с удовольствием общалась с ней. Но в такие моменты девочка просто ненавидела свою подругу. И очень хотела, чтобы та получила в четверти хотя бы одну «тройку».

Своим родным Лена в ответ на такие сравнения предлагала удочерить Олю, ведь та учится лучше. А значит, будет больше радовать успехами свою семью.

– Так мы говорим это не потому, что любим Олю. Просто мы хотим, чтобы ты училась лучше! – отвечали ей.

Но единственное, чего хотела Лена в такие моменты, – это из принципа забросить учёбу окончательно. Из «вредности», так сказать, в знак протеста против таких сравнений.

Взрослый человек надеется таким образом замотивировать ребёнка. Родителю (бабушке, дедушке) думается, что, обращая внимание на успехи своего товарища, его чадо захочет тянуться за ним и брать с него пример. Однако ребёнок понимает это по-другому: «Меня постоянно сравнивают с моим другом. Значит, меня считают хуже его. Наверное, если бы мой друг был на моём месте, его любили бы больше».

Подобные сравнения всегда больно бьют по самооценке ребёнка. Для него это – про непринятие и нелюбовь

Подобные сравнения всегда больно бьют по самооценке ребёнка. Для него это – про непринятие и нелюбовь. Взрослые, конечно, не перестают любить ребёнка по причине плохих оценок. Но в педагогических целях ведут себя таким образом, чтобы «наказать» сына или дочь психологически. И те понимают: «Если я принесу хорошие оценки, то получу порцию душевного тепла и ласки. Если принесу плохие, то не получу. Нет душевного тепла – нет любви. Значит, я должен всегда получать только хорошие оценки, чтобы заслужить любовь. Или смириться с тем, что меня не любят».

Я знала детей, которые учились хорошо из страха наказания. И это были глубоко травмированные дети. С этими травмами они выросли. И на каждом из них это сказалось по-разному. Но если коротко резюмировать – ничего хорошего.

Вспоминается фраза из старого советского фильма, сказанная матерью своей маленькой дочке:

– Когда ты слушаешься, люблю. А когда не слушаешься, не люблю.

Особенность любви в том, что её не надо заслуживать. Она дарится просто так, безусловно. И предполагает, что мы принимаем человека таким, каков он есть. Мы можем сердиться на него в какие-то моменты. Негодовать из-за тех или иных поступков. И даже гневаться и наказывать. Но всё это должно быть основано на любви, а не на наших ожиданиях от человека. Ожиданиях, которым он вправе не соответствовать и которые не обязан оправдывать. Наши дети – не уменьшенные копии и не улучшенные версии нас самих. Это отдельные, свободные, уникальные личности.

Помните уроки биологии? Да, наследственность имеет место. Но и изменчивости никто не отменял. И как поведут себя хромосомы – это тайна для нас. А бессмертная душа даётся Богом. И может выходить далеко за пределы хромосом.

Подробнее о безусловной любви я писала в статье «Ребёнок приходит не по заказу». А сейчас вернусь к теме сравнений.

Но давайте посмотрим на попытки сравнений своих детей с чужими с точки зрения взрослого. В начале статьи я писала, что это бессмысленно. Почему? Потому что исходные данные у всех детей разные. У каждого свой темперамент, особенности нервной системы, здоровье, способности. У кого-то память работает лучше, а кого-то хуже. Один способен лучше воспринимать и усваивать информацию, другому это даётся труднее. Вася без особого труда получит «пятёрку» по русскому языку, а для Пети даже «тройка» будет огромным достижением. Сколько труда, сколько часов, проведённых за учебниками и тетрадями, понадобилось Пете, чтобы выстрадать эту «тройку», знают только он и Господь. А всё потому, что Васе русский язык даётся легко, а Пете – крайне тяжело. Аналогично – с любым другим предметом и любым учеником.

И Евангелие учит нас, что каждый способен вырастить своё деревце, которое принесёт свой плод – в ту меру, в которую будет способно принести: «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». (Мф., 13, 8).

Есть ли смысл требовать плода во сто крат от того, кто, в силу своих ресурсов и способностей, может принести только тридцать? Я думаю, ответ очевиден.

Многие из нас подвергались таким сравнениям. И у многих, возможно, до сих пор остался неприятный осадок. Не угодил родителям, не оправдал их ожиданий, недостаточно хорошо учился, не радовал своими успехами. Думаю, эта история знакома многим. Но давайте постараемся не винить за это взрослых. Они не знали, как правильно поступать и какой подход найти. И тем более не знали о возможных медицинских причинах таких проблем. И действительно хотели как лучше. Абсолютное большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но не все могут найти правильный путь – и в силу нехватки знаний, и в силу моделей воспитания, перенятых от своих родителей. И, прежде всего, по причине своего человеческого несовершенства.

Мы несовершенны. Все существующие греховные страсти проявляются в каждом из нас, с той или иной силой. И все мы периодически завидуем. Завидуем чужим успехам, жилищным условиям, материальному достатку, талантам, достижениям, работе, здоровью, отношениям с родителями/женой/мужем. И достижениям чужих детей, в том числе. Да-да, если задуматься, то корнем сравнений своих детей с чужими является обыкновенная зависть. Мол, почему их сын – отличник, а наш – с «двойки» на «тройку» перебивается?! Почему её дочь закончила год на «четыре» и «пять», а у моей – половина «троек»?! И вообще, дочка у неё – «студентка, спортсменка и просто красавица», а у меня – непонятно что?..

Да, нам часто кажется, что у соседа и небо голубее, и трава зеленее. Но это только кажется. Даже если мы окажемся на месте этого соседа, то очень скоро снова станем недовольны. Пройдёт совсем немного времени, и мы обратим внимание на другого соседа, который живёт ещё лучше. И у нас появится новый объект для зависти. Зависть ненасыщаема – как и любая другая страсть. Да и неизвестно, какие скелеты кроются в шкафах у тех, кому мы завидуем. Но, видя какую-то благополучную часть жизни другого человека, мы автоматически переносим её на все сферы его жизни.

А отметка в дневнике ребёнка – это всего лишь оценка его знаний и умений по конкретному предмету. Это не оценка его личности. Наша задача – где-то помочь разобраться, поддержать. Где-то проконтролировать. А где-то постараться просто замотивировать. И не давать ребёнку повода усомниться, что мы любим и принимаем его, независимо от оценок.

Очень полезно хотя бы иногда в конце дня сесть и составить список благодарностей Богу

Что же касается зависти – хорошим лекарством от этой страсти является благодарность. Прежде всего – Богу. По своему опыту могу сказать, что очень полезно хотя бы иногда в конце дня сесть и составить список благодарностей Богу – тех вещей, за которые хочется поблагодарить. Попробуйте. Поверьте, список будет очень внушительным! Делая так, мы научимся замечать и большие, и маленькие радости. Увидим, как много даёт нам Господь и сколько всего хорошего есть в нашей жизни. И завидовать уже не захочется. Этому я научилась и продолжаю учиться в женском чате, вместе с сёстрами во Христе. Благодарю тебя, наш замечательный «Женский круг»!

За что я могу поблагодарить Бога?

За крышу над головой. За то, что жива, здорова, могу ходить, говорить, видеть. За то, что Он даёт нам всё необходимое, и даже больше. За вкусную еду. За то, что дети здоровы. За то, что сын хорошо вёл себя в храме и не ныл – впервые за долгое время. За помощь родных и близких. За детей – просто за то, что они есть. И за многое, многое другое...

Екатерина Харченко

28 января 2025 г.

Смотри также
Number 1 Number 1
Татьяна Иванова
Number 1 Number 1
Татьяна Иванова
Современные установки, которые усваивают наши дети, таковы: ты должен быть уникальным, и тебе всё должно даваться легко – просто так. И если ты не первый – это крах.
«Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем» «Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем»
Прот. Фома Хирвоя
«Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем» «Не кричите: – Всё пропало!” – у Христа больше сил, чем мы думаем»
Беседа с протоиереем Фомой Хирвоя
Если мы сами стремимся к святости не на словах, а в жизни, то это будет лучшей школой для учеников любого возраста: от первоклашек до пенсионеров.
Евангелие: уроки для всей семьи Евангелие: уроки для всей семьи
Анна Сапрыкина
Евангелие: уроки для всей семьи Евангелие: уроки для всей семьи
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Читать, изучать Евангелие. Всей семьей. В каждой семье такие уроки проходят по-разному. Ведь это не серия лекций, а особенная форма жизни всего дома. Поделюсь тем, как такие уроки мы пытаемся встраивать в жизнь нашей семьи.
Комментарии
Елена31 января 2025, 01:14
Какое время было хорошее, ребёнку не навязывали таблетки. Какое улучшение кровообращения у ребёнка? " Сейчас невролог назначила бы Лене препараты для улучшения кровообращения и работы мозга. Но в то время подобные проблемы списывали на обыкновенную лень" Страшно это читать. Меньше пичкания детей препаратами, больше игр на свежем воздухе, меньше будет проблем с кровообращением у детей:)
Антоний 28 января 2025, 13:15
Нет смысла оценивать древо по саженцу. Троечники порой становятся великими учёными и военачальниками, а отличники - пьянчугами. Сколько я видел случаев, когда лучший первокурсник к четвертому-пятому курсу скатывался в троечники, а серые на первом курсе мышки уверенно брали красный диплом!
ОльгаN28 января 2025, 07:49
Отучить себя сравнивать своих детей, мужа и т.д. с кем бы то ни было очень просто. Достаточно задать себе вопрос: приятно ли было бы тебе, если бы твой муж, дети и т.д. сравнивали бы тебя с соседкой, у которой порядка больше, или с коллегами по работе, у которых успехи лучше и зарплата выше.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×