О трех книгах Ивана Сергеевича Шмелева: «Няня из Москвы», «История любовная», «Лето Господне»

Иван Сергеевич Шмелев, писатель Иван Сергеевич Шмелев, писатель Для меня долгие годы чтение прозы Ивана Шмелева сталкивалось с неким неодолимым противодействием: она казалась мне вариантом слащавого лубка, невыносимо приторной идеализацией дореволюционного жизненного уклада. И лишь недавно, прочитав три его книги полностью, я понял, как был неправ. По-настоящему провиденциальным можно назвать то обстоятельство, что, начав читать «Няню из Москвы» накануне дня рождения Шмелева, я буквально проглотил книгу за 2 дня. Это в высшей степени остроконфликтное произведение, написанное не без влияния Достоевского.

Жизнь верующей неграмотной няни в безбожной богемной семье, разрушение этой семьи, увиденное ее глазами, производит очень сильное впечатление. Более того, написанный в сказовой форме роман Шмелева дает чрезвычайно широкую панораму жизни семей русских интеллигентов накануне революции, в ее разгар и в эмиграции. Ничто не может поколебать детскую, цельную веру няни из Москвы: ни безбожное окружение, ни неверие ее хозяев, ни гибель Российской империи, ни последующие мытарства в эмиграции. Представляя собой единый монолог няни, свободно и естественно изливающийся, роман Шмелева шаг за шагом показывает, как связаны между собой безбожие, эстетство, блуд, психические болезни и гибельная жажда революционных перемен. Все видя глазами верующей няни, осмысливая происходящее с ее господами и страной сознанием главной героини, простой русской женщины, мы понимаем гораздо больше, чем читаем.

Роман дает широкую панораму жизни семей русских интеллигентов накануне революции, в ее разгар и в эмиграции

Заслуга Шмелева и сила его таланта – в том, что в простых наблюдениях неграмотного человека ему удалось выразить гораздо большее: то, что большевики не появились из ниоткуда, что революция – это плоды духовной болезни, прежде всего, интеллигенции. Не поучая читателя, в подтексте Шмелев показывает связь между собой духовных недугов, то, как один грех произрастает из другого, имея в своем источнике одно и то же – безбожие, неверие. Тяжело няне Дарье Степановне жить в такой невыносимой для нее атмосфере, но ее забота о семье, полная самоотдача, альтруизм, забвение себя и своих интересов, скрытая молитва о близких – именно это не дает семье ее хозяев разрушиться окончательно. Страшно умирают ее хозяева, в муках агонии гибнет империя, в поисках славы и хорошей жизни носит по разным странам ее воспитанницу, но молитвой няни и таких, как она, выживают люди.

«Няня из Москвы», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы» при чтении вызывает в памяти «Матренин двор» и престарелых героинь повестей Валентина Распутина: эти женщины, часто неграмотные и, как нам кажется, совсем «темные», часто и есть те праведники, без которых не стоит ни село, ни Россия.

В то время как большинство мужчин начала ХХ века теряют здоровье и разум в идеологических баталиях, пьянстве тела и духа, тщеславном построении карьеры и стяжательстве, в то время как львиная доля молодежи приспосабливается к большевистской повестке дня совершенно бессовестно, дряхлые старухи молятся за мир, за страну, за ближних. Нет уже того мира, о котором писал Шмелев, нет тех людей, которые приговорили себя и Россию к самоубийству в революции, а первая волна эмиграции уже полностью ассимилировалась Европой и Америкой.

Тем не менее еще каким-то чудом остается на земле и в нашей стране тот тип людей, который воплощает собой няня Дарья Степановна Синицына; именно благодаря таким людям, полностью отдающим себя людям и Богу в молитве и добрых делах, Творец еще терпит мир, именно они еще удерживают его от последних времен. Мне кажется, что передача подобного духовного послания и была сверхзадачей замечательного и во всех отношениях выдающегося романа Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы».

Эти женщины, часто неграмотные и, как нам кажется, «темные», часто и есть те праведники, без которых не стоит ни село, ни Россия

В отличие от «Темных аллей» Ивана Бунина, в романе Шмелева «История любовная» амурные переживания какие-то особенные, целомудренные. Для автора ориентиром в любовных описаниях является, безусловно, Тургенев (не зря герой его романа с ума сходит по Зинаиде из «Первой любви»), с его острой конфликтностью, никогда не переходящей грань вкуса и меры. Герой «Истории любовной» умудряется влюбиться сразу в двух девушек, сочетать в своем сердце два чувства, при этом он невероятно мечтателен и горяч. Однако в романе он не только не осуждается автором за его полеты воображения, но и само ощущение греха появляется у героя лишь ближе к финалу, после весьма драматических событий в домах по соседству. Герой «Истории любовной» почти весь роман ходит по тонкой грани, не погружаясь в блуд лишь чудом (видимо, здесь Шмелев прав, показывая, как сами обстоятельства не дают герою потерять невинность). Бог особым образом покровительствует девственникам: если, чтобы пасть в блуд впервые, нужно много усилий, то потом к греху человек привыкает, и осуществлять его становится все легче и легче (так, впрочем, дело обстоит не только с похотью).

Когда читаешь «Историю любовную», очень интересно следить за метаморфозами влюбленности главного героя: действительно лишь девственник, духовно невинный человек может так превозносить женщину, как это делает Тоня. Тот же, кто привык к блуду, воспринимает противоположный пол достаточно примитивно и прозаически – там, где грех, нет места поэзии. Кроме того психологически точна шмелевская характеристика Тони как влюбленного сразу в двух девушек: в одной манит невинность, в другой – опытность. Раздвоение образа женщины в мужском сознании случается и во взрослом возрасте, что, конечно, не аксиома, но порой встречающийся факт.

«История любовная» – исследование отроческой влюбленности, ее опасности для верующего человека

«История любовная» – это, безусловно, исследование отроческой влюбленности, ее опасности даже для верующего человека. Для Шмелева дело даже не в том, что гормоны бушуют, мешая думать (хотя в описании состояний главного героя он потрясающе точен), а в том, что чувство греха у влюбленного человека притупляется – восхищаясь идеальным образом, им самим созданным, он упивается и его телесной стороной. Для понимания сути конфликта романа важна фигура гимназиста-нигилиста Женьки, с которым главный герой ведет постоянные споры: Женька, быть может, демонстративно, верит лишь в физиологию, Тоня же противопоставляет ей влюбленность в идеал. Стоит ли говорить, что оба подхода сильно обедняют объект любви, уродуя его. Большое значение в романе имеют письма Тони и его стихи, они очень хорошо показывают, в какие дебри заводят отрока воображение и мечтательность.

Однако без мечтаний и воображаемых образов не бывает юности, именно поэтому, по мнению святых отцов, молодость – это самый опасный период в жизни человека. Стечение обстоятельств и Божественное вмешательство в жизнь Тони спасло его целомудрие: с греха была сдернута маска привлекательности, и отрок увидел бездну, ужаснулся ей и отшатнулся от объекта поклонения. Быть может, Шмелев этого и не хотел, но, описывая влюбленность Тони и Паши и противопоставляя ее отношениям героя с Серафимой, он, как христианский писатель, подспудно показал, что когда невинны оба влюбленных, спастись от греха гораздо проще, чем когда один из них «опытен»: сама оптика, то, как человек видит мир, разная у блудников и у девственников.

Сама оптика, то, как человек видит мир, разная у блудников и у девственников

Можно сказать, что главная воспитательная цель у романа Шмелева довольно обширна и адресована, прежде всего, подросткам: будьте осторожны, когда влюблены, храните свое целомудрие, ибо, потеряв его, вы уже не вернете то возвышенное восприятие другого человека, которое присуще лишь невинному взгляду.

Какое-то время назад несколько раз пытался прочитать «Лето Господне» – и не мог преодолеть неприятие бесконфликтности этой прозы. Однако с тех пор прошло много времени, были прочитаны «Няня из Москвы» и «История любовная», оставившие глубокий след в моей читательской судьбе. И вот, видимо, пришло время и для самой прославленной книги Шмелева – то ли сборника рассказов, каким она кажется поначалу, то ли полноценного романа, которым становится в финале. В любом случае укрепляюсь в мысли, что неприятие шмелевского отношения к реальности и людям вызвано не иначе как неподготовленностью читателя, его духовной отдаленностью от праведности и святости.

«История любовная», книга Ивана Сергеевича Шмелева «История любовная», книга Ивана Сергеевича Шмелева Вспоминаю, как один мой друг сказал, что некоторые его верующие знакомые выстраивают всю свою жизнь «по Шмелеву». И действительно, велик соблазн внешнего копирования бытового устройства жизни, каким оно предстает в «Лете Господнем», тем более что оно глубочайшим образом воцерковлено. Однако само развертывание этой книги, от описания праздников и постов, насыщенных светом и весельем, к скорбному событию в жизни рассказчика – болезни и смерти отца, – показывает, что былое не вернуть. Вся эта жизнь, такая яркая в детских воспоминаниях героя, безвозвратно утрачена.

«Лето Господне» – книга-воспоминание, вовсе не лубочная и не идеализирующая прошлое, в ней есть место и сложным образам, например, Василь Васильевичу (пропойце и вместе с тем ответственному слуге отца героя), или, скажем, пунктирному, почти незаметному образу матери, с которой у Шмелева, как известно, были сложные отношения.

«Лето Господне» – книга-воспоминание, вовсе не лубочная и не идеализирующая прошлое

Автор писал «Лето Господне» почти 20 лет, видимо, потому, что хотел детально и скрупулезно все вспомнить: и действительно, внимание Шмелева к устной речи, в том числе и простолюдинов, позволило ему акустически богато обрисовать то, что не смогли сделать многие наши классики до него (наверное, за исключением Лескова) – дать портрет русского соборного единства как семьи. В данном романе чувствуется, как никогда в русской прозе, восприятие целого народа как семьи во Христе, как Богочеловечества. Никто не живет в «Лете Господнем» автономно, отделяя себя от других, – здесь все зависят друг от друга и не забывают друг о друге. Это почти рай в каком-то смысле: здесь никто не обделен вниманием и участием. Многие исследователи писали о так называемом «пищевом коде» в романе Шмелева: так и есть, в романе пище уделяется много места, но, думаю, потому, что рассказчик – эмигрант, видящий прошлое из голодных лет конца 1940-х.

«Лето Господне», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне», книга Ивана Сергеевича Шмелева Гастрономическое изобилие в «Лете Господнем» нужно для того, чтобы читатели как можно ярче, зримее, вплоть до вкуса, ощутили, как жили тогда и как это все было уничтожено революцией. Мы знаем из того же «Преступления и наказания», как жило студенчество в Петербурге, но столица – это еще не вся Россия. Для Шмелева важна богомольность дореволюционных москвичей, не отравленная новомодными западными идеологическими течениями. Потому в «Няне из Москвы» он так остро и противопоставил одно другому. В то же время нельзя не признать, что, когда Шмелев пишет нечто остропроблемное, у него все же получается лучше и убедительнее, чем когда он показывает, как скорби буквально прорастают из беспечной, вернее, беспопечительной жизни ребенка.

Если бы «Лето Господне», с его описанием годового богослужебного круга, традиций, бытовых верований и привычек, связанных с ним, ограничивалось первыми двумя частями, текст бы сильно проиграл, став всего лишь сборником рассказов о жизни купеческого Замоскворечья. Однако именно третья часть сообщает ему ту цельность, которая и делает его полноценным романом. Бытует мнение, что у «Лета Господня» нет аналогов в русской литературе, зато есть кинематографический эквивалент – «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. С этим нельзя не согласиться, ведь и там, и там создатели попытались проникнуть в сам код нашей ментальности. Увидели в дореволюционной России то национальное и религиозное единство, которое позже подменилось узкоклассовым подходом, а затем вообще буржуазной атомизацией, то есть жизнью человека лишь для самого себя.

Сейчас же для того, чтобы увидеть нацию единой, нужно именно то восприятие, которое предложили Шмелев и Михалков, – кафоличность, духовно-семейственные узы, связывающие русского человека с окружающими, ибо духовная автономия – это смерть. Иван Ильин, которому Шмелев посвятил «Лето Господне», писал, что эта книга – не о прошлом, а о будущем России. Каждому из нас остается лишь на это надеяться, прилагая возможные усилия для реализации этого будущего.

Александр Попов

28 мая 2025 г.

Смотри также
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Предисловие к сербскому изданию «Неупиваемой чаши»
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иван Шмелёв, заново родившийся в горе Иван Шмелёв, заново родившийся в горе
Ольга Майер
Иван Шмелёв, заново родившийся в горе Иван Шмелёв, заново родившийся в горе
Ольга Майер
Жизненный путь писателя – это два временных отрезка, кардинально отличающихся друг от друга: жизнь в дореволюционной России и жизнь в эмиграции.
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
Дарья Парменова
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
«Преступление и наказание» и «Пути небесные»: точки соприкосновения
Дарья Парменова
Я открыла новый томик Шмелева… и не узнала того, кого считала известным мне вдоль и поперек. А еще в моей голове навязчиво завертелись сцены из романов Достоевского.
Комментарии
Екатерина31 мая 2025, 13:58
Болезнь Антона из "Истории любовной" спасла и его с Пашей от греха, потому что они тоже были уже на этой грани. Паша там говорит, что понимает, что он не может на ней жениться, поэтому готова и так.Но в итоге обстоятельства (Промысл) приводят к концу, который показывает истинность чувств персонажей. Возможно, это история на реальных событиях. Происходит она там же, где и Лето Господне
Мария28 мая 2025, 12:50
В рассказе «Милость преподобного Серафима» Шмелев описывается Божие чудо исцеления по молитвам к прп. Серафиму Саровскому лично его самого от язвы.
Людмила 28 мая 2025, 12:01
Сейчас не верится, что Шмелёв писал в дневниках, как ему "стало легче дышать после падения царского режима". Но дышалось недолго. Скоро был расстрелян его сын, а самому писателю пришлось испытать голод и ужас в Крыму. Шмелёв для меня - дорогой человек,На его примере я увидела, как жестоко может ошибаться человек добрый, но слишком романтичный. И как человека вообще можно направить в неправильное русло. он намного дороже мне, чем просто писатель. Он и через нигилизм проходил, как Достоевский, и в Париже голодал и холодал, и был самым принципиальным писателем эмиграции, никогда не шёл на компромиссы.
Людмила28 мая 2025, 11:50
Каждый год читаю Лето Господне и плачу. Плачу по той России, которой уже нет, и не будет. Недаром эта книга лежала у эмигрантов рядом с Евангелием. За Лето Господне и Богомолье Шмелеву всё простили даже его недруги и идейные противники. Прочитав две подробные биографии Шмелёва, я поняла, что не был он благостным и лубочным, что современное представление о писателе, основанное на чтении только этих произведений - поверхностное. У него была сложная судьба. Светлые события, описанные в книге, происходят на тёмном фоне конфликта родителей и тяжёлых отношений с матерью. Лето Господне- это ещё и покаяние за приветствие революции 1905, когда Шмелев ездил по России и произносил пламенные речи
Елена28 мая 2025, 00:43
Многие годы Шмелёв был моим любимым писателем, а Лето Господне я перечитывала каждый год. Но! в отношении Шмелёва всё раз и навсегда для меня перечеркнуто. Он поддержал немецких захватчиков, сидя в Париже,писал им хвалебные письма! Его отношение к трагическим для нашего Народа событиям начавшейся Великой Отечественной Войны сделало его предателем, и я не верю больше ни слову из его книг.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×