Православный календарьПравославный календарь
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.

О трех книгах Ивана Сергеевича Шмелева: «Няня из Москвы», «История любовная», «Лето Господне»

Иван Сергеевич Шмелев, писатель Иван Сергеевич Шмелев, писатель Для меня долгие годы чтение прозы Ивана Шмелева сталкивалось с неким неодолимым противодействием: она казалась мне вариантом слащавого лубка, невыносимо приторной идеализацией дореволюционного жизненного уклада. И лишь недавно, прочитав три его книги полностью, я понял, как был неправ. По-настоящему провиденциальным можно назвать то обстоятельство, что, начав читать «Няню из Москвы» накануне дня рождения Шмелева, я буквально проглотил книгу за 2 дня. Это в высшей степени остроконфликтное произведение, написанное не без влияния Достоевского.

Жизнь верующей неграмотной няни в безбожной богемной семье, разрушение этой семьи, увиденное ее глазами, производит очень сильное впечатление. Более того, написанный в сказовой форме роман Шмелева дает чрезвычайно широкую панораму жизни семей русских интеллигентов накануне революции, в ее разгар и в эмиграции. Ничто не может поколебать детскую, цельную веру няни из Москвы: ни безбожное окружение, ни неверие ее хозяев, ни гибель Российской империи, ни последующие мытарства в эмиграции. Представляя собой единый монолог няни, свободно и естественно изливающийся, роман Шмелева шаг за шагом показывает, как связаны между собой безбожие, эстетство, блуд, психические болезни и гибельная жажда революционных перемен. Все видя глазами верующей няни, осмысливая происходящее с ее господами и страной сознанием главной героини, простой русской женщины, мы понимаем гораздо больше, чем читаем.

Роман дает широкую панораму жизни семей русских интеллигентов накануне революции, в ее разгар и в эмиграции

Заслуга Шмелева и сила его таланта – в том, что в простых наблюдениях неграмотного человека ему удалось выразить гораздо большее: то, что большевики не появились из ниоткуда, что революция – это плоды духовной болезни, прежде всего, интеллигенции. Не поучая читателя, в подтексте Шмелев показывает связь между собой духовных недугов, то, как один грех произрастает из другого, имея в своем источнике одно и то же – безбожие, неверие. Тяжело няне Дарье Степановне жить в такой невыносимой для нее атмосфере, но ее забота о семье, полная самоотдача, альтруизм, забвение себя и своих интересов, скрытая молитва о близких – именно это не дает семье ее хозяев разрушиться окончательно. Страшно умирают ее хозяева, в муках агонии гибнет империя, в поисках славы и хорошей жизни носит по разным странам ее воспитанницу, но молитвой няни и таких, как она, выживают люди.

«Няня из Москвы», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы» при чтении вызывает в памяти «Матренин двор» и престарелых героинь повестей Валентина Распутина: эти женщины, часто неграмотные и, как нам кажется, совсем «темные», часто и есть те праведники, без которых не стоит ни село, ни Россия.

В то время как большинство мужчин начала ХХ века теряют здоровье и разум в идеологических баталиях, пьянстве тела и духа, тщеславном построении карьеры и стяжательстве, в то время как львиная доля молодежи приспосабливается к большевистской повестке дня совершенно бессовестно, дряхлые старухи молятся за мир, за страну, за ближних. Нет уже того мира, о котором писал Шмелев, нет тех людей, которые приговорили себя и Россию к самоубийству в революции, а первая волна эмиграции уже полностью ассимилировалась Европой и Америкой.

Тем не менее еще каким-то чудом остается на земле и в нашей стране тот тип людей, который воплощает собой няня Дарья Степановна Синицына; именно благодаря таким людям, полностью отдающим себя людям и Богу в молитве и добрых делах, Творец еще терпит мир, именно они еще удерживают его от последних времен. Мне кажется, что передача подобного духовного послания и была сверхзадачей замечательного и во всех отношениях выдающегося романа Ивана Сергеевича Шмелева «Няня из Москвы».

Эти женщины, часто неграмотные и, как нам кажется, «темные», часто и есть те праведники, без которых не стоит ни село, ни Россия

В отличие от «Темных аллей» Ивана Бунина, в романе Шмелева «История любовная» амурные переживания какие-то особенные, целомудренные. Для автора ориентиром в любовных описаниях является, безусловно, Тургенев (не зря герой его романа с ума сходит по Зинаиде из «Первой любви»), с его острой конфликтностью, никогда не переходящей грань вкуса и меры. Герой «Истории любовной» умудряется влюбиться сразу в двух девушек, сочетать в своем сердце два чувства, при этом он невероятно мечтателен и горяч. Однако в романе он не только не осуждается автором за его полеты воображения, но и само ощущение греха появляется у героя лишь ближе к финалу, после весьма драматических событий в домах по соседству. Герой «Истории любовной» почти весь роман ходит по тонкой грани, не погружаясь в блуд лишь чудом (видимо, здесь Шмелев прав, показывая, как сами обстоятельства не дают герою потерять невинность). Бог особым образом покровительствует девственникам: если, чтобы пасть в блуд впервые, нужно много усилий, то потом к греху человек привыкает, и осуществлять его становится все легче и легче (так, впрочем, дело обстоит не только с похотью).

Когда читаешь «Историю любовную», очень интересно следить за метаморфозами влюбленности главного героя: действительно лишь девственник, духовно невинный человек может так превозносить женщину, как это делает Тоня. Тот же, кто привык к блуду, воспринимает противоположный пол достаточно примитивно и прозаически – там, где грех, нет места поэзии. Кроме того психологически точна шмелевская характеристика Тони как влюбленного сразу в двух девушек: в одной манит невинность, в другой – опытность. Раздвоение образа женщины в мужском сознании случается и во взрослом возрасте, что, конечно, не аксиома, но порой встречающийся факт.

«История любовная» – исследование отроческой влюбленности, ее опасности для верующего человека

«История любовная» – это, безусловно, исследование отроческой влюбленности, ее опасности даже для верующего человека. Для Шмелева дело даже не в том, что гормоны бушуют, мешая думать (хотя в описании состояний главного героя он потрясающе точен), а в том, что чувство греха у влюбленного человека притупляется – восхищаясь идеальным образом, им самим созданным, он упивается и его телесной стороной. Для понимания сути конфликта романа важна фигура гимназиста-нигилиста Женьки, с которым главный герой ведет постоянные споры: Женька, быть может, демонстративно, верит лишь в физиологию, Тоня же противопоставляет ей влюбленность в идеал. Стоит ли говорить, что оба подхода сильно обедняют объект любви, уродуя его. Большое значение в романе имеют письма Тони и его стихи, они очень хорошо показывают, в какие дебри заводят отрока воображение и мечтательность.

Однако без мечтаний и воображаемых образов не бывает юности, именно поэтому, по мнению святых отцов, молодость – это самый опасный период в жизни человека. Стечение обстоятельств и Божественное вмешательство в жизнь Тони спасло его целомудрие: с греха была сдернута маска привлекательности, и отрок увидел бездну, ужаснулся ей и отшатнулся от объекта поклонения. Быть может, Шмелев этого и не хотел, но, описывая влюбленность Тони и Паши и противопоставляя ее отношениям героя с Серафимой, он, как христианский писатель, подспудно показал, что когда невинны оба влюбленных, спастись от греха гораздо проще, чем когда один из них «опытен»: сама оптика, то, как человек видит мир, разная у блудников и у девственников.

Сама оптика, то, как человек видит мир, разная у блудников и у девственников

Можно сказать, что главная воспитательная цель у романа Шмелева довольно обширна и адресована, прежде всего, подросткам: будьте осторожны, когда влюблены, храните свое целомудрие, ибо, потеряв его, вы уже не вернете то возвышенное восприятие другого человека, которое присуще лишь невинному взгляду.

Какое-то время назад несколько раз пытался прочитать «Лето Господне» – и не мог преодолеть неприятие бесконфликтности этой прозы. Однако с тех пор прошло много времени, были прочитаны «Няня из Москвы» и «История любовная», оставившие глубокий след в моей читательской судьбе. И вот, видимо, пришло время и для самой прославленной книги Шмелева – то ли сборника рассказов, каким она кажется поначалу, то ли полноценного романа, которым становится в финале. В любом случае укрепляюсь в мысли, что неприятие шмелевского отношения к реальности и людям вызвано не иначе как неподготовленностью читателя, его духовной отдаленностью от праведности и святости.

«История любовная», книга Ивана Сергеевича Шмелева «История любовная», книга Ивана Сергеевича Шмелева Вспоминаю, как один мой друг сказал, что некоторые его верующие знакомые выстраивают всю свою жизнь «по Шмелеву». И действительно, велик соблазн внешнего копирования бытового устройства жизни, каким оно предстает в «Лете Господнем», тем более что оно глубочайшим образом воцерковлено. Однако само развертывание этой книги, от описания праздников и постов, насыщенных светом и весельем, к скорбному событию в жизни рассказчика – болезни и смерти отца, – показывает, что былое не вернуть. Вся эта жизнь, такая яркая в детских воспоминаниях героя, безвозвратно утрачена.

«Лето Господне» – книга-воспоминание, вовсе не лубочная и не идеализирующая прошлое, в ней есть место и сложным образам, например, Василь Васильевичу (пропойце и вместе с тем ответственному слуге отца героя), или, скажем, пунктирному, почти незаметному образу матери, с которой у Шмелева, как известно, были сложные отношения.

«Лето Господне» – книга-воспоминание, вовсе не лубочная и не идеализирующая прошлое

Автор писал «Лето Господне» почти 20 лет, видимо, потому, что хотел детально и скрупулезно все вспомнить: и действительно, внимание Шмелева к устной речи, в том числе и простолюдинов, позволило ему акустически богато обрисовать то, что не смогли сделать многие наши классики до него (наверное, за исключением Лескова) – дать портрет русского соборного единства как семьи. В данном романе чувствуется, как никогда в русской прозе, восприятие целого народа как семьи во Христе, как Богочеловечества. Никто не живет в «Лете Господнем» автономно, отделяя себя от других, – здесь все зависят друг от друга и не забывают друг о друге. Это почти рай в каком-то смысле: здесь никто не обделен вниманием и участием. Многие исследователи писали о так называемом «пищевом коде» в романе Шмелева: так и есть, в романе пище уделяется много места, но, думаю, потому, что рассказчик – эмигрант, видящий прошлое из голодных лет конца 1940-х.

«Лето Господне», книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне», книга Ивана Сергеевича Шмелева Гастрономическое изобилие в «Лете Господнем» нужно для того, чтобы читатели как можно ярче, зримее, вплоть до вкуса, ощутили, как жили тогда и как это все было уничтожено революцией. Мы знаем из того же «Преступления и наказания», как жило студенчество в Петербурге, но столица – это еще не вся Россия. Для Шмелева важна богомольность дореволюционных москвичей, не отравленная новомодными западными идеологическими течениями. Потому в «Няне из Москвы» он так остро и противопоставил одно другому. В то же время нельзя не признать, что, когда Шмелев пишет нечто остропроблемное, у него все же получается лучше и убедительнее, чем когда он показывает, как скорби буквально прорастают из беспечной, вернее, беспопечительной жизни ребенка.

Если бы «Лето Господне», с его описанием годового богослужебного круга, традиций, бытовых верований и привычек, связанных с ним, ограничивалось первыми двумя частями, текст бы сильно проиграл, став всего лишь сборником рассказов о жизни купеческого Замоскворечья. Однако именно третья часть сообщает ему ту цельность, которая и делает его полноценным романом. Бытует мнение, что у «Лета Господня» нет аналогов в русской литературе, зато есть кинематографический эквивалент – «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. С этим нельзя не согласиться, ведь и там, и там создатели попытались проникнуть в сам код нашей ментальности. Увидели в дореволюционной России то национальное и религиозное единство, которое позже подменилось узкоклассовым подходом, а затем вообще буржуазной атомизацией, то есть жизнью человека лишь для самого себя.

Сейчас же для того, чтобы увидеть нацию единой, нужно именно то восприятие, которое предложили Шмелев и Михалков, – кафоличность, духовно-семейственные узы, связывающие русского человека с окружающими, ибо духовная автономия – это смерть. Иван Ильин, которому Шмелев посвятил «Лето Господне», писал, что эта книга – не о прошлом, а о будущем России. Каждому из нас остается лишь на это надеяться, прилагая возможные усилия для реализации этого будущего.

Александр Попов

28 мая 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 242 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Предисловие к сербскому изданию «Неупиваемой чаши»
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иван Шмелёв, заново родившийся в горе Иван Шмелёв, заново родившийся в горе
Ольга Майер
Иван Шмелёв, заново родившийся в горе Иван Шмелёв, заново родившийся в горе
Ольга Майер
Жизненный путь писателя – это два временных отрезка, кардинально отличающихся друг от друга: жизнь в дореволюционной России и жизнь в эмиграции.
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
Дарья Парменова
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
«Преступление и наказание» и «Пути небесные»: точки соприкосновения
Дарья Парменова
Я открыла новый томик Шмелева… и не узнала того, кого считала известным мне вдоль и поперек. А еще в моей голове навязчиво завертелись сцены из романов Достоевского.
Комментарии
Екатерина31 мая 2025, 13:58
Болезнь Антона из "Истории любовной" спасла и его с Пашей от греха, потому что они тоже были уже на этой грани. Паша там говорит, что понимает, что он не может на ней жениться, поэтому готова и так.Но в итоге обстоятельства (Промысл) приводят к концу, который показывает истинность чувств персонажей. Возможно, это история на реальных событиях. Происходит она там же, где и Лето Господне
Мария28 мая 2025, 12:50
В рассказе «Милость преподобного Серафима» Шмелев описывается Божие чудо исцеления по молитвам к прп. Серафиму Саровскому лично его самого от язвы.
Людмила 28 мая 2025, 12:01
Сейчас не верится, что Шмелёв писал в дневниках, как ему "стало легче дышать после падения царского режима". Но дышалось недолго. Скоро был расстрелян его сын, а самому писателю пришлось испытать голод и ужас в Крыму. Шмелёв для меня - дорогой человек,На его примере я увидела, как жестоко может ошибаться человек добрый, но слишком романтичный. И как человека вообще можно направить в неправильное русло. он намного дороже мне, чем просто писатель. Он и через нигилизм проходил, как Достоевский, и в Париже голодал и холодал, и был самым принципиальным писателем эмиграции, никогда не шёл на компромиссы.
Людмила28 мая 2025, 11:50
Каждый год читаю Лето Господне и плачу. Плачу по той России, которой уже нет, и не будет. Недаром эта книга лежала у эмигрантов рядом с Евангелием. За Лето Господне и Богомолье Шмелеву всё простили даже его недруги и идейные противники. Прочитав две подробные биографии Шмелёва, я поняла, что не был он благостным и лубочным, что современное представление о писателе, основанное на чтении только этих произведений - поверхностное. У него была сложная судьба. Светлые события, описанные в книге, происходят на тёмном фоне конфликта родителей и тяжёлых отношений с матерью. Лето Господне- это ещё и покаяние за приветствие революции 1905, когда Шмелев ездил по России и произносил пламенные речи
Елена28 мая 2025, 00:43
Многие годы Шмелёв был моим любимым писателем, а Лето Господне я перечитывала каждый год. Но! в отношении Шмелёва всё раз и навсегда для меня перечеркнуто. Он поддержал немецких захватчиков, сидя в Париже,писал им хвалебные письма! Его отношение к трагическим для нашего Народа событиям начавшейся Великой Отечественной Войны сделало его предателем, и я не верю больше ни слову из его книг.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Александр Попов

Новые материалы

Выбор читателей

×