«Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…»

Памяти епископа-мученика Серафима (Кокотова; † 3 апреля 1938)

Епископ Серафим (Кокотов) Епископ Серафим (Кокотов) Имя епископа Серафима (Кокотова) мало кому известно, он пока не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, однако подвиг его яркого и открытого исповедничества поражает, и в день мученической кончины владыки мы хотели бы рассказать о его жизни, служении и праведной кончине.

Епископ Серафим (в миру Григорий Кириллович Кокотов) родился 10 января 1891 года в селе Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Ракитянской волости Курской губернии[1] в семье священника. В 1918 году окончил Петроградские богословские курсы. 21 ноября 1921 года рукоположен в сан диакона, 19 марта 1922 года – во иерея. С 1922 по 1926 год служил в храме во имя святителя Николая города Рыльска Курской губернии и в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Курской губернии.

28 марта 1926 года пострижен в мантию архимандритом Анастасием, настоятелем Путивльского Молченского монастыря. После пострига по ходатайству митрополита Курского и Обоянского Назария направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа. С 1926 по 1929 год служил в станице Темиргоевской Кубанской области, где под молитвенный дом, а также для проживания причта и ведения хозяйства, вдовой Марией Дмитриевной Самойловой было отдано два жилых дома и два деревянных сарая. С августа 1929 года по май 1931 года служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края[2].

После пострига отец Серафим был направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа

27 мая 1931 года в 10 часов вечера отец Серафим приехал из Курской губернии в Загорск к монахине Марии Константиновне Сергеевой. В это время монахини не было дома – она скрылась во время облавы на монашествующих Загорского района в апреле 1931 года. Отец Серафим был арестован в ее доме в ночь с 27 на 28 мая во время массовых майских арестов в Загорском районе – как непрописанный монах без определенного места жительства. 16 июня 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере по «церковному делу П–18393 (1931 г.)»[3].

17 декабря 1934 года отец Серафим был хиротонисан во епископа Гомельского, но епархией не управлял. С 27 мая 1935 года по 31 мая 1936 года – епископ Томский. Служил обычно в Воскресенской церкви Томска на втором этаже (первый этаж принадлежал григорианцам), проживал на квартире сапожника артели «Кожмех». 23 марта 1936 года арестован в Томске. 13 мая 1937 года по ст. 58–10 УК РСФСР по групповому «делу епископа Серафима (Кокотова) и др., Томск, 1937 год» как «руководитель контрреволюционной организации ссыльного и монашествующего духовенства» обвинен в «контрреволюционной агитации, антисоветской проповеди, помощи ссыльному духовенству».

Из показаний иподиакона Николая Дмитриевича Богданова:

Я вместе с ним молился в устроенной у него на квартире молельне. В беседах со мной он высказывал мысль, что нужно все свои стремления направить к сохранению веры, не боясь никаких гонений на Церковь… Епископ Серафим с момента своего приезда приближал к себе ссыльное и монашествующее духовенство (Михаила Соколова, Капитона (Елисеева), ссыльного иеродиакона Василиска (Шарова), отбывающего наказание в концлагере, монаха Афиногена (Евдокимова), ссыльного протоиерея Гавриила Скорнякова и др. <...> Все ссыльные и монашествующие служили у него в Воскресенской церкви... Каждая служба с участием их носила торжественный характер и привлекала большое число молящихся».

Из показаний сторожа церкви Ивана Митрофановича Яковлева:

«Епископ Серафим предлагал организовать группу верующих в селе Семилужки, собрать подписи, избрать церковный совет – двадцатку, которая бы выхлопотала у горсовета разрешение на открытие церкви. Епископ Серафим надеялся, что горсовет отменит решение о закрытии церкви».

На следствии епископ Серафим заявил:

«Да, я считаю в этом [дезорганизации Церкви, падении религиозности] виновниками безбожников-коммунистов, …которые довели Церковь и религию вообще до совершенного упадка и поставили нас, служителей Церкви, в самые тяжелые, невыносимые условия. Я считаю своим необходимым долгом вести с ними борьбу».

С 10 июля 1937 года епископ Серафим отбывал срок в Смоленской тюрьме.

«Кокотов в камере систематически выполняет религиозные обряды и всегда защищает религию…»

В следственном деле имеется заявление заключенного Цареградского начальнику тюрьмы от февраля 1938 года, в котором говорится:

«Кокотов в камере систематически выполняет религиозные обряды и всегда защищает религию… На вопрос, нравится ли Вам советская власть, Кокотов заявил: “Мне нравится та власть, которая не притесняет проповедование религии”… На мои предложения: раскайтесь, откажитесь от своего сана, напишите заявление, вам заменят более легким наказанием, Кокотов ответил: “От своих убеждений я не откажусь, лучше умру”… Кокотов говорит: “Сколько бы меня ни мучили, я все равно свою идею буду проповедовать и не откажусь”».

Из справки помощника начальника тюрьмы лейтенанта Кузнецова от 23 марта 1938 года:

«Открыто заявляет: “Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать, как проповедовал раньше”».

25 марта тройкой при УНКВД СССР по Смоленской области по ст. 58–10 УК РСФСР епископ Серафим был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). 3 апреля 1938 года в 17 часов приговор был приведен в исполнение.

Подготовил иеромонах Пафнутий (Фокин)

3 апреля 2022 г.

ИСТОЧНИКИ:

  • ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П–18393;
  • Арх. УФСБ по Томской обл. Д. П–8880;
  • Арх. УНКВД по Смоленской обл. Д. 15550;
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 6. С. 53;
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 990;
  • Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С. 80, 105–110, 296, 367.

[1] По другим данным, родился в д. Граховка Курской губ. (см.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 80), что не совпадает с показаниями на допросе.

[2] По другим данным, служил в Николаевске-на-Амуре с 1928 г. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.

[3] Возможно, приговор был изменен, потому что есть сведения о том, что с 1931 по 1933 гг. иеромонах Серафим служил в одной из сельских церквей Калужской епархии, а в 1933–1934 гг. служил в Покровском соборе г. Могилева. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия
Прот. Александр Шаргунов
Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы должны использовать каждый наступающий день как время подготовки к грядущим испытаниям.
«Память о тех, кто был верен Христу, – не стереть» «Память о тех, кто был верен Христу, – не стереть»
Священник Андрей Лебедев
«Память о тех, кто был верен Христу, – не стереть» «Память о тех, кто был верен Христу, – не стереть»
Беседа со священником Андреем Лебедевым, членом комиссии по канонизации святых Вятской епархии
Новомученики показали нам: Свет тихий продолжает светить и сейчас. Вот главный их урок – и его нужно твердить постоянно: он не только о преодолении обстоятельств, но и о победе над собственным «ветхим человеком».
«Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!» «Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!»
Памяти сщмч. Иоанна (Поммера)
«Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!» «Мертвый я для вас буду еще страшнее, чем живой!»
Памяти священномученика Иоанна (Поммера)
Ольга Орлова
12 октября Церковь чтит память сщмч. Иоанна (Поммера). Это всегда радость, почитать ли письма этого святого, окунуться ли в стихию его светло-яростной борьбы при чтении житийных сцен. Но берем ли мы опыт наших новомучеников на вооружение? Молимся ли им, чтобы побеждать?
Комментарии
Мария 4 апреля 2022, 20:28
Был расстрелян 3 апреля 1938 года, а ведь это день памяти Серафима Вырицкого! У меня дочь родилась 3 апреля, поэтому знаю, была мысль назвать ее Серафимой, но не решились. Может быть, это был святой покровитель отца Серафима Кокотова! Сколько таких промыслительных "совпадений", когда день преставления человека святой жизни совпадает со значимым для него праздником!
Георгий 3 апреля 2022, 16:06
Господи помилуй и сохрани своей благодатию...
р.б. Андрей 3 апреля 2022, 01:34
До чего же бесчеловечной, зверской была безбожная советская власть. Святые новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×